Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сысокина Анна Валерьевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;

Задачи урока

Дидактические:

  • Познакомить учащихся с основной классификацией растений;
  • Рассмотреть особенности каждой группы растений;

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_rasteniy.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата:

Школа:

Класс: 3а

Урок: Окружающий мир

Время:            Кабинет:

                         Студент: Сысокина Анна

                         Группа: 23

                         Учитель:

                         Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Разнообразие растений»

        

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;

Задачи урока

Дидактические: 

  • Познакомить учащихся с основной классификацией растений;
  • Рассмотреть особенности каждой группы растений;

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: Оборудование: учебная презентация, словарь, раздаточный материал.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы (Ф, Г, П, И) методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося (ответы)

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Этап самоопределения к деятельности

(2-3 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Ф

Словестный: беседа, слово учителя

Наглядный: презентация

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь. На сегодняшнем уроке у нас присутствуют гости. Я пожелаю нашим гостям и нам хорошей работы.

Приветствуют учителя, садятся на места, настраиваются на работу

Метапредметные:

Р: выработка учебной мотивации;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные: принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

П: воспринимать речь учителя

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(3 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Ф

Словестный: беседа, опрос

Наглядный: презентация

Повторение

- А на уроке мы сегодня отправимся в путешествие. В одно очень интересное царство. Но как называется это царство, я вам не скажу. Для начала мы соберем багаж знаний, которые мы получили на прошлом уроке. Путешествовать мы будем командами. Давайте их представим нашим гостям.

-Сегодня мы имеем возможность посоревноваться нашими командами и проверить свои силы. А в чем же сила человека?

-На сегодняшнем уроке мы собираем багаж знаний. Скажите, пожалуйста, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Кто даст определение, что такое почва?

-Отлично! В. В. Докучаев, известный русский ученый, говорил, что почва – это кормилица человека. Объясните эти слова.

Отвечают на вопросы учителя

Представление команд

-В уме, в знаниях

-Почва

-Это верхний плодородный слой земли.

-Без почвы мы не можем посадить растения, которые кормят человека и животных

Предметные: повторить уже пройденный материал;

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П:

Воспринимать речь учителя, высказывать предположения в устной форме

Учебная презентация

Слайды №2,3

Постановка учебной задачи

(3 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, учебник

Разгадывают кроссворд, где ключевое слово – тема урока.

-Хорошо! Перед вами кроссворд. Работаем в парах. Взяли карандаши.

1. Главная часть почвы, которая делает ее плодородной.

2. Как называется верхний слой земли?

3. Что используют растения из почвы для питания?

4. Это животное считает почву своим домом.

5. Составная часть почвы, полезное ископаемое, которое применяют в строительстве.

6. Её тоже применяют в строительстве.

7. Как называются живые существа, которые находятся в почве?

8. Иногда почву называют просто…

Формулирование темы

-Так в какое же царство мы сегодня попадем?

-Умнички! Отложили свои кроссворды. Ребята, в царстве растений есть хозяйка. Это флора, богиня цветов и весны. В своем царстве она знает всех: каждую травинку. Все в ее подчинении. Нам сегодня надо разобраться в ее подчиненных, все они разные. На сегодняшнем уроке мы поработаем над разнообразием растений.

План работы:

Отсутствует

Отвечают на вопросы учителя

-перегной

-почва

-соли

-крот

-песок

-глина

-микробы

-земля

-Растения

Внимательно слушают учителя

Предметные: умение формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

Р: целеполагание.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

К:

Уметь слушать и слышать

П:

Воспринимать речь учителя; высказывать предположения; Строить речевые высказывания в устной форме

Учебная презентация

Слайды №4,5

Раздаточный материал

«Открытие детьми нового знания» (15 мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, учебник

Практический: опыт

Открытие для учеников новых сведений. Рассказ учителя. 

- Растения можно увидеть везде. - Есть такое очень интересное выражение «растения – зелёная одежда Земли», т.е. растение есть везде. И в лесу, и на лугах, и в полях, и в без водных пустынях, и в топких болотах, и на горах, и в морях, даже у нас в классе есть растения. - Еще с древних времен люди собирали растения, собирали их, и находили полезные или вредные свойства растений. Так вот, при раскопках в Древней Греции были найдены семена растений и тогда уже ученые научились изучать, записывать, описывать и даже составлять списки растений. - Наука о растениях называется ботаника. У Владимира Ивановича Даля написано, что ботаника - это наука о растениях, о растительном царстве, травословие, травознание, травоведение.

- Посмотрите, какие интересные слова. - Итак, ребята, ботаника - это один из разделов биологии. А биология- это наука о всем живом.

 - У нас в библиотеке есть энциклопедия юного биолога, и все что касается биологии можно прочитать в этой энциклопедии. В ней написано, что биология – от греческих слов bios – «жизнь» logos – «наука», т.е. это наука о живой природе.

 - Скажите, а растения - это живая природа?

 - А кто мне докажет? И всем нам? Проводит параллель с раннее изученным материалом. 

- Хорошо, ребята. Уже мы многое знаем о растениях, давайте мы с вами немного повторим.

 - Итак, какие же бывают растения, и чем они отличаются?

 - Хорошо. А кто мне скажет, чем они отличаются?

- Абсолютно верно. Ребята, если мы говорим, что культурные растения выращивает человек, то о какой отрасли сельского хозяйства мы будем говорить? - Верно! Посмотрите, пожалуйста, на культурные растения. Какие виды может выращивать человек?

- А если мы говорим хлопчатник, лён это какие культуры?

 - Хорошо, ребята. Идём дальше. Итак, на какие же группы делятся растения?

 - Хорошо. Ребята, а вы хорошо знаете все эти растения?

Дидактическая игра.

- А сейчас я это проверю. Встаньте, пожалуйста, поиграем в игру, которая называется «Деревья, кустарники, травы». Если будут деревья – поднимайте ручки, если будут травы – опускаетесь вниз, а если кусты – руки в стороны. - Сейчас я проверю! Тополь, ромашка, липа, подснежник, калина, колокольчик, осина, малина, тюльпан, дуб, огурец, смородина, береза, комар. - Ребята, а почему вы не выполняли движения, когда я сказал про комара?

 - Молодцы, не попались! Присаживайтесь.

Предлагает индивидуальное задание.

- А сейчас мне понадобится несколько человек, которые будут отстаивать честь команды, вам нужно прочитать задние и соединить стрелочками. А остальные смотрите на меня. - Ребята, а какие части растения вам известны?

Просмотр видеофрагмента.

 - Хорошо. А вот как растет растение, как оно развивается, и какая часть растения появляется а за культурными ухаживает человек. - Растениеводство. - Зерновые, плодовоовощные. - Прядильные. - Деревья, кустарники и травянистые растения.

- Да.

Выполняют задание.

 - Потому что это животное, насекомое. Ребята выполняют задание индивидуально.

 - Плод, корень, стебель, листья, цветок, семена.

Раздаточный материал.

- Итак, ребята, какая же часть растения появляется первой?

- Совершено верно. Сначала корень, потом стебель, листья, ну, а потом плод. - Ребята, которые выполняли задание индивидуально, сдайте свои работы.

 - Хорошо, ребята, а у каждого ли из растений есть все эти части?

 - Хорошо. Знаете, ребята, ученые-ботаники все растения делят на несколько видов. Посмотрите внимательно. Хвойные, цветковые, папоротники, мхи и водоросли. Послушайте эти названия, какие из этих названий вам уже знакомы?

- А что такое водоросли, где они живут? - Так, а какие еще знакомы?

 - Хорошо. А сейчас мы с вами поработаем с гербарием. Очень аккуратно откройте гербарий. Перед вами цветковое растение, сначала мы свами поработаем над цветковым растением. Обратите внимание на меня. - Итак, цветковое растение, уважаемые команды, уважаемые биологи, рассмотрите хорошо цветковое растение и скажите мне, пожалуйста, есть ли у него корень?

 - Есть ли у него стебель?

- Есть ли у него листья?

 - Есть ли у него цветы?

 -Посмотрите, у некоторых уже появились семена, пушок такой, но сначала это были цветы, а потом появились семена.

 - Значит, у цветкового растения есть корень, стебель, листья, цветок и семена.

Внимательно слушают учителя

- Да.

- Растения размножаются, растут, питаются, дышат, отмирают.

- Бывают растения культурные и дикорастущие.

- Дикорастущие растут сами, а за культурными ухаживает человек.

- Растениеводство.

-Зерновые, плодовоовощные.

- Прядильные.

-Деревья, кустарники и травянистые растения.

- Да.

Выполняют задание.

- Потому что это животное, насекомое.

Ребята выполняют задание индивидуально.

- Плод, корень, стебель, листья, цветок, семена.

Смотрят видеофрагмент.

- Корень.

- Нет.

- Водоросли.

- В воде.

- Хвойные -  это деревья с хвоей, мхи – они обитают, где влажно.

Рассматривают гербарий.

 - Да.

 - Да.

 -Да.

 - Да.

К:

Уметь слушать и слышать; формулировать свои мысли при помощи выразительных средств

П:

Воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя, отвечать на вопросы

Учебная презентация

Слайды № 6,7,8,9,10

Учебник, раздаточный материал

Физкультминутка

(1-2 мин.)

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнений

Динамическая пауза

 -Сейчас сделаем небольшую паузу.

 -Встаньте со своих мест.

-Представьте, что вы маленькие, маленькие зернышки. Маленькому зернышку было холодно в земле- покажем, закрыли глазки. Но вот пригрело солнышко, семя открыло глазки, отогрелось, расправилось. Расправьте свои плечики. Маленькому росточку стало интересно, что там вверху. Встали все. Он стал статнее. Покажем корешки, потопаем ножками. Росточек рос все выше и выше, стал большим растением. Но вот однажды у него появился цветок. Он улыбнулся солнышку, улыбнулись всем вокруг, нашим гостям, а потом покружился, покружился. А потом наступила осень. У растения появились семена. Оно стало разбрасывать семена. Покажем. Так растение жило весь год и радовалось жизни. Покружились еще раз под вальс цветов.

- Садитесь.

Дети повторяют

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни.

Учебная презентация

Слайд-видео №11

Первичное закрепление усвоенного материала (5- 7 мин)

Ф

Словесный: беседа

Практический: опыт, работа с учебником

Наглядный: презентация

Планирование работы

- Сегодня будут работать 4 группы. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас. Работа по группам.

 -Каждая группа получит необходимую информацию для выполнения работы. Выберите кто будет читать и заполнять таблицу.

-Вам нужно определиться, что есть у этих растений, а чего нет.

 -Приступаем.

 -Проверяем.

Читают и выполняют задание.

 Дети отвечают, есть листья, плоды, стебель, цветы или нет у их растения. Учитель на доске заполняет таблицу.

П:

Воспринимать речь учителя; высказывать свои предположения и строить речевые высказывания в устной форме

Метапредметные: Р: умение оценивать учебные действия, коррекция собственной деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Учебная презентация

Слайд №12

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

  1. Начало самостоятельной работы учащихся.
  2.  Оказание индивидуальной помощи.
  3.  Организация взаимопомощи.
  4.  Конструктивная критика.
  5.  Поощрение.

Данный этап отсутствовал на уроке.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Оценка;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: развитие навыков сотрудничества.

К:

Четко формулировать свои мысли

П:

Воспринимать речь учителя

Дидактических средств не было использовано

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин.)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф Словесный: беседа, речь учителя, опрос Наглядный: презентация

Обобщение материала урока. 

- А теперь богиня цветов Флора решила вас проверить, особенное испытание провести такое. Всё ли вы хорошо запомнили то, о чём мы сегодня говорили.

- Итак, смотрим. Ещё один момент, если мы на все растения посмотрим, то они могут быть цветковыми, потому что все органы есть у цветковых растений, и не цветковые. Это водоросли, мхи, папоротники и хвойные, но что самое интересное. Ребята запомните, пожалуйста, вам потом пригодится. Высшие растения – это цветковые, мхи, папоротники, хвойные и низшие – водоросли, потому что у них ничего нет. Вопросы на повторение теоретического материала.

 - Итак, богиня Флора решила вас проверить. Помогите найти правду и ложь, правдивые утверждения и ложные утверждения. Нужно быть очень внимательными, потому что баллы просто так здесь не заработаешь.

- Итак «Папоротники». По легенде цветёт папоротник огненным цветком в глухую ночь накануне Дня Ивана Купала 7 июля под удары грома и раскаты молнии.

- Почему ложь?

 - Молодец! Похлопайте, пожалуйста.

- Посмотрите, пожалуйста. Это дерево называется лиственница. Но это дерево хвойное. Просто такое название «лиственница». Лиственница одно из наиболее распространённых парод хвойных деревьев. Хвоя ежегодно опадает на зиму.

- Почему?

- Давайте проверим. Действительно, такое дерево есть под названием лиственница. Действительно, это хвойное дерево – это правда, у неё вместо листочков есть хвоинки и, действительно, у этого дерева хвоя однолетняя. На зиму она сбрасывает, а весной появляется новая. Поэтому это правда.

 - Следующее. Ламинария или морская капуста, род из класса Бурых водорослей. Многие виды Ламинарии употребляются в пищу. Особенно вкусно плоды и цветки.

 - Верно! Ребята, морская капуста - это очень полезное растение. Вы знаете, ещё в 13 веке китайский император создал такой приказ: ежедневно употреблять в пищу морскую капусту. И также за счёт государства каждому населённому пункту привозили морскую капусту, потому что там очень много йода. Можно также добыть йод из недр земли, но до сих пор его добывают из водорослей.

-А йод полезное вещество?

 - Отлично!

- Итак, Кувшинка белая. Кувшинка Белая – многолетнее водное растение. Цветы на воде привлекают нас необычайно красивым внешним видом и оригинальностью расположения.

- Абсолютно верно. Кувшинка- это цветковое растение, но оно растёт в воде.

- Следующее утверждение. Как прекрасен в период цветения мох Кукушкин лён. На тонких стебельках склонили свои головки нежные цветы. - Абсолютно верно, у мхов цветов нет, поэтому это не цветочное растение. А теперь посмотрите, пожалуйста, на этот мох Кукушкин лён. Запомните это название. А ещё вы можете запомнить название мха Сфагнум, в переводе «губка». Мхи очень хорошо впитывают влагу, прям как губка. И вот во время Великой Отечественной войны, когда не было у нас в достатке медикаментов то использовали мох как перевязочный материал, потому что там есть йод – дезинфецирующее средство, и они впитывают влагу.

 - Хорошо!

Выбирают правдивые и ложные высказывания. 

- Это ложь.  

-Потому что он не цветок.

- Это правда.

- Потому что у лиственницы зимой опадают иголки.

- Это ложь, потому что у них нет плодов и цветков.

-Да

-Это правда

- Ложь, потому что у них нет цветов

Предметные: умение правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция оценка учебной деятельности;

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

К: умение вступать в диалог.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Р:

Выделять и осознавать то, что усвоено на занятии, осознавать качество и уровень усвоенного на уроке

Учебная презентация

Домашнее задание

(1-2 мин.)

Ф: словесный: речь учителя, наглядный: учебник, доска

Комментарии к домашнему заданию

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание на следующую пятницу.

Окружающий мир, часть 1 , стр.69-71, а для тех людей, кто заинтересовался растениями, у меня отдельное задание, подготовьте сообщение о любом растении на ваш выбор

Записывают домашнее задание

Метапредметные:

К: умение слушать и понимать учителя;

П: осмысление услышанной информации.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формирование ответственного отношения к выполнению домашнего задания.

Дневник учащихся, меловая доска

Рефлексия

(3 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: самоанализ

Подведение итогов, выводов:

- Итак, мы сегодня с вами поработали, некоторые команды уже радуются, давайте подведем небольшой итог.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Самооценивание, самоанализ:

1) Я запомнил…

2) Я узнал…

3) Я похвалил бы себя за что-то…

4) Думаю, что растения…

- Продолжите фразы

- Хорошо, вам понравился сегодняшний классный час?

Подсчет баллов

- Итак, команда «Тюльпанчики», сколько баллов вы набрали?

- Следующая команда

- Команда «Колокольчики»

-Команда «Розы»

- Итак, кто у нас сегодня победил?

Награждение

- Хорошо, а нашему сегодняшнему победителю я хочу вручить веточку, очень необыкновенную, эта веточка из лаврового дерева, также это символ славы, победы, всегда победителям на голову возлагали венок из лавра, как на первых Олимпийских играх, а нам известно это растение как лавровый лист, который мама кладет в суп.

- Похлопаем победителям.

- А теперь последнее испытание. Кому сегодня на уроке было интересно, снимайте свои «цветочки» и поднимайте вверх. Посмотрите, какой у нас цветущий сад получился.

-А что нужно делать, чтобы цветы были такими же красивыми?

- Верно

- Ну что, ребята, я вас сегодня благодарю за урок, но для некоторых деток у меня будет дополнительный вопрос

- Скажите, пожалуйста, а где растут водоросли?

- А чем папоротники интересны?

- Верно, а главное запомните, что растения украшают нашу жизнь.

- Звенит прерывистый звонок,

Наш завершается урок,

Я вам спасибо говорю,

И от души благодарю.

- Спасибо, до свидания!

Подведение выводов

- Мы запомнили, что растения это живая природа, у них есть корень и стебель, деревья бывают хвойные и лиственные. Я похвалил бы себя за активную работу

- Да

-6

-4

-4

-2

- «Тюльпанчики»

- Поливать их

- в воде

- у них красивые листья

- До свидания!

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: оценка как выделение и осознание того, что освоено;

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Р:

Анализировать проделанную работу

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Россия - наша Родина" во 2 классе

Урок организован  в соответствии с ФГОС, при использовании информационно-коммуникативных технологий. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Земля – наш общий дом».     На уро...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о луге как о природном сообществе....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: рефлексии Цель урока: создание условий для повторения и закрепления по теме «Золотое кольцо России»Задачи урокаДидактические:1.      Повторить определе...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с городами Золотого...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Славные символы России», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства); Зад...