Технологическая карта урока по окружающему миру "Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Сарычева Елена Вячеславовна

Технологическая карта урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakie_byvayut_rasteniya_2_klass.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Какие бывают растения?» УМК «Школа России»

ТИП УРОКА: открытие нового знания  

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

  1.  Формировать знания об основных группах растений.
  2.  Формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним.
  3.  Учить вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать.
  4. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

  1.  Создать условия для личностного развития ученика.
  2.  Продолжать учить самостоятельной деятельности и работе в группе и парах.
  3.  Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1.  Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.
  2.  Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Задачи урока, формируемые УУД

Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.

Личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.

 Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

Место занятия в изучаемом разделе: ПРИРОДА (21час)

1.

 Неживая и живая природа

2.

 Явления природы

3.

  Как измеряют температуру?

4.

  Что такое погода?

5.

  Урок-экскурсия «В гости к осени»

6.

  В гости к осени

7.

  Звёздное  небо

8.

  Заглянем в кладовые земли

9.

  Про воздух

10.

  И про воду

11.

  Какие бывают растения?

12.

  Какие бывают животные?

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

  • делить растения на группы по отличительным признакам;
  •  узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;
  • научатся анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – растение;
  • смогут использовать полученные знания в практической деятельности.

Методы обучения и структурные элементы:

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (дерево, куст, трава) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (деление растений на группы) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (сравнивание с эталоном), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Методы контроля:

1. Самоконтроль.

2. Взаимоконтроль.

3. Контроль учителя.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная работа - перед учащимися ставится общая познавательная задача (на этапе актуализации знаний и этапе усвоения новых знаний).
  2. Групповая работа-создание опорных схем по теме урока (на этапе первичное закрепление).
  3. Работа в парах-перед обучающимися ставится задача создать синквейн (на этапе рефлексии).
  4.  Индивидуальная работа- на этапе самостоятельной   работы с самопроверкой по образцу (эталону) и включение нового знания в систему знаний (работа в тетрадях и «чтение с пометами»

Оборудование, учебно-методические материалы:

  • Рабочее место учителя (ноутбук, проектор, экран).
  •  Электронная презентация «Какие бывают растения?».
  •  Наглядно–демонстрационный материал (стенд с картинками растений).
  •  Дидактические материалы к уроку: карточки-задания, план работы с заданием для групповой работы.
  • Ватман, фломастеры для создания опорный схемы. 
    Технологическая карта урока:

Этап/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные действия

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности; определить содержательные рамки урока.

2мин

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

  • эмоциональный настрой
  • (музыкотерапия «Звуки леса»);
  •  проверка готовности к уроку;
  • концентрация внимания;
  • настрой на успешную работу

ДЕВИЗ УРОКА «Не говори, чему учился, а говори, что узнал».

Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

слайд 1

Подготовка к работе.

Прослушивают звуки леса и воды.

Проговаривают девиз урока, дают толкование поговорке.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: актуализировать знания о природе;

5мин

Тест по теме: «Вода»

Проверка домашнего задания – тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой).

Инструкция:

необходимы для работы 3 карандаша (зеленый, желтый, красный)

отвечая на вопросы, закрашивайте круг тем цветом, на котором написан правильный ответ.

слайды 3-8

-К какой природе относится вода?

-На слайде прочитайте и назовите предметы, которые относятся к живой природе.

-Как можно назвать одним словом? (дети затрудняются ответить)

-Прочитайте только первые буквы слов, которые остались на слайде.

слайд 9

Прием «яркое пятно», чтение стихотворения(нацеливание на внимательное прослушивание стиха и выделение из него названий растений)
слайд 10

-Названия каких растений вы услышали?

По просьбе учителя дети пробуют распределить данные растения на группы (подводящий диалог), и ответить на «главный» вопрос урока:

«По каким признакам можно определить группу растений?

индивидуально решают тест;

фронтально проводят проверку;

осуществляют взаимопроверку;

выделяют объекты живой природы;

слушают стих

называют растения, прозвучавшие в стихотворении.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:понимание выделенных  учителем ориентиров действия в  учебном материале

3.Постановка учебной задачи

Цель: Обсуждение затруднения. Определение темы и целей урока.

4мин

-Что является главной задачей урока?

-Можете ли вы распределить растения на группы, опираясь на уже имеющиеся знания?

“Почему возникли затруднения?”,

“Чего мы ещё не знаем?”

 Фронтальная работа

1. Постановка познавательного вопроса.

2 Беседа с элементами рассказа учителя, презентация.

3.Ответьте на вопросы.

4.Запишите гипотезы на «Листе предположений»

5. Проанализируйте полученную информацию.

6. Сформулируйте тему урока.

слайд 11

Предлагают пути разрешения проблемы.

выдвигают гипотезы, записывая их на «листе предположений»;

озвучивают степень затруднения, чего они не знают;

формулируют тему урока;

Узнать:

  • Группы растений
  • Отличительные особенности
  • Название растений разных групп

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные:

 совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

4.Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

Цель:

устранение возникшего затруднения

8 мин

1. Подготовка учащихся к выполнению групповой практической работы: распределение учащихся по группам, ознакомление с последовательностью выполнения, текущий инструктаж, установка на сотрудничество.

-Сформируйте группы.

-Назначьте капитана группы.

-Капитаны вытягивают лист с заданием.

-Работаем по плану:

слайд 12

2. Целевые обходы.

3. Концентрация внимания учащихся на наиболее сложных этапах выполнения работы.

Изучают материал, выданный учителем;

На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Личностные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;

Регулятивные:

осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;

Познавательные:

формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

5.Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала.

5мин

 СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА:

Цель: проговаривание нового знания,  

(запись в виде опорного сигнала)

- Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал.

(нацеливает на внимательное прослушивание информации, подготовленное каждой группой)

слайд 13

Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили.

Делают выводы.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в группах.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы, делать выводы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Направлена на снятие или предупреждение физической и эмоциональной усталости.

1мин

Интерактивная физминутка

Релаксация(видеоролик)

слайд 14

Выполняют упражнения, смотрят на пейзажи природы и слушают успокаивающую музыку.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет

4 мин

Организует деятельность по применению новых знаний.

Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Выберите уровень заданий:

1 уровень- выполнить задания в тетрадях на печатной основе, 2 уровень – найдите в учебнике названия растений той или иной группы и запишите их в тетрадь, 3 уровень –придумайте 1-2 загадки по теме урока.  

слайд 15

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибку?

- Почему?

- Над чем надо поработать?

Дифференцированная самостоятельная работа. Выбирает уровень по своим «силам».

Взаимопроверка с пошаговым сравнением с эталоном.

В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя, развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке

Регулятивные: 

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: 

адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,

формулировать своё мнение.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы; повторение знаний об охране природы

7 мин

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Чтение с «пометками»

-Прочитайте и выделите в «эталоне» – учебнике те знания, которые обозначены в составленном «кластере».

- Сравните «эталон» с выстроенной нами моделью.

- Оцените работу групп по новой теме. (зеленый карандаш – справились с заданием, желтый – допустили неточности, красный – не справились с заданием)

Работа по плакату «Ярусы леса»,

что позволяет новое знание использовать вместе с изученными ранее

слайд16

- Какие группы деревьев вы видите на плакате?

-Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже – ярусе? (Деревья.)

-Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.)

-Что находится на нижнем этаже? (Травы.)

- Помогите, пожалуйста, расселить наши растения по этажам.

Беседа «Охрана растений»

Бережное отношение к природе: растениям

- На что нужно обратить внимание человечеству, чтобы сохранить красоту окружающей нас природы?

слайд 17

слайд 18

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

Теперь мы знаем:

Работают с учебником, целенаправленно подчеркивают необходимую информацию.

Оценивают работу групп, сравнивают с «эталоном».

Распределяют растения на ярусы.

Выводят правила «Друзей растений».

Подготовленные ученики читают стихи, призывающие беречь природу.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (в учебнике).

8.Рефлексия деятельности

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы и работы всего класса.

4 мин

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА (работа в парах)

-Ребята, составьте синквейн на тему урока, опишите ту группу растений, которая вас заинтересовала больше всего.

- Подсказкой вам будет слайд презентации, но слова, которые вы подберете, сами будут ценной находкой урока.

- Работайте в парах – не даром говорят… «Одна голова хорошо, а две лучше.» слайд 19

- Кому интересно было работать на уроке?

- Чем запомнилось занятие?

- Какие трудности испытывали?

Работают в парах.

Составляют синквейн, по которому можно определить уровень знания детей.

ОБУЧАЮЩИМИСЯ проводится:

самооценка своих результатов

оценка деятельности группы

«Жестом» показывают своё отношение к занятию и изучаемой теме

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его.

Домашнее задание.

1мин

  • стр. 46 – 48 –читать, отвечать на вопросы
  • подготовка индивидуальных сообщений о необыкновенных растениях нашей планеты
  • разработка вопросов проверочного теста по изученной теме к следующему уроку

слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения»....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Мир растений"

Здесь Вы найдёте информацию о том, как познакомить учащихся с миром растений....

Технологическая карта урока по окружающему на тему : Какие бывают растения ?

Технологическая карта урока по окружающему   на тему : Какие бывают растения ? 2 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...

Технологическая карта урока на тему: «Какие бывают растения?»

ТИП УРОКА:  открытие нового знания .ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять, как основы познавательной активности младших школьниковЦЕЛИ УРОКА...

Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".

Цель: формирование представлений о многообразии растений....