Технологическая карта урока по окружающему миру "Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_byvayut_rasteniya_2_klass.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Какие бывают растения?» УМК «Школа России»
ТИП УРОКА: открытие нового знания
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
- Формировать знания об основных группах растений.
- Формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним.
- Учить вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать.
- Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
Развивающие:
- Создать условия для личностного развития ученика.
- Продолжать учить самостоятельной деятельности и работе в группе и парах.
- Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств.
- Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Задачи урока, формируемые УУД
Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.
Личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.
Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.
Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
Место занятия в изучаемом разделе: ПРИРОДА (21час)
1. | Неживая и живая природа |
2. | Явления природы |
3. | Как измеряют температуру? |
4. | Что такое погода? |
5. | Урок-экскурсия «В гости к осени» |
6. | В гости к осени |
7. | Звёздное небо |
8. | Заглянем в кладовые земли |
9. | Про воздух |
10. | И про воду |
11. | Какие бывают растения? |
12. | Какие бывают животные? |
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
- делить растения на группы по отличительным признакам;
- узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;
- научатся анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – растение;
- смогут использовать полученные знания в практической деятельности.
Методы обучения и структурные элементы:
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (дерево, куст, трава) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (деление растений на группы) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (сравнивание с эталоном), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Методы контроля:
1. Самоконтроль.
2. Взаимоконтроль.
3. Контроль учителя.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная работа - перед учащимися ставится общая познавательная задача (на этапе актуализации знаний и этапе усвоения новых знаний).
- Групповая работа-создание опорных схем по теме урока (на этапе первичное закрепление).
- Работа в парах-перед обучающимися ставится задача создать синквейн (на этапе рефлексии).
- Индивидуальная работа- на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) и включение нового знания в систему знаний (работа в тетрадях и «чтение с пометами»
Оборудование, учебно-методические материалы:
- Рабочее место учителя (ноутбук, проектор, экран).
- Электронная презентация «Какие бывают растения?».
- Наглядно–демонстрационный материал (стенд с картинками растений).
- Дидактические материалы к уроку: карточки-задания, план работы с заданием для групповой работы.
- Ватман, фломастеры для создания опорный схемы. Технологическая карта урока:
Этап/ Цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные действия |
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности; определить содержательные рамки урока. 2мин | Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
ДЕВИЗ УРОКА «Не говори, чему учился, а говори, что узнал». Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? слайд 1 | Подготовка к работе. Прослушивают звуки леса и воды. Проговаривают девиз урока, дают толкование поговорке. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: актуализировать знания о природе; 5мин | Тест по теме: «Вода» Проверка домашнего задания – тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой). Инструкция: необходимы для работы 3 карандаша (зеленый, желтый, красный) отвечая на вопросы, закрашивайте круг тем цветом, на котором написан правильный ответ. слайды 3-8 -К какой природе относится вода? -На слайде прочитайте и назовите предметы, которые относятся к живой природе. -Как можно назвать одним словом? (дети затрудняются ответить) -Прочитайте только первые буквы слов, которые остались на слайде. слайд 9 Прием «яркое пятно», чтение стихотворения(нацеливание на внимательное прослушивание стиха и выделение из него названий растений) -Названия каких растений вы услышали? По просьбе учителя дети пробуют распределить данные растения на группы (подводящий диалог), и ответить на «главный» вопрос урока: «По каким признакам можно определить группу растений? | индивидуально решают тест; фронтально проводят проверку; осуществляют взаимопроверку; выделяют объекты живой природы; слушают стих называют растения, прозвучавшие в стихотворении. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные:понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале |
3.Постановка учебной задачи Цель: Обсуждение затруднения. Определение темы и целей урока. 4мин | -Что является главной задачей урока? -Можете ли вы распределить растения на группы, опираясь на уже имеющиеся знания? “Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?” Фронтальная работа 1. Постановка познавательного вопроса. 2 Беседа с элементами рассказа учителя, презентация. 3.Ответьте на вопросы. 4.Запишите гипотезы на «Листе предположений» 5. Проанализируйте полученную информацию. 6. Сформулируйте тему урока. слайд 11 | Предлагают пути разрешения проблемы. выдвигают гипотезы, записывая их на «листе предположений»; озвучивают степень затруднения, чего они не знают; формулируют тему урока; Узнать:
| Коммуникативные: высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. |
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: устранение возникшего затруднения 8 мин | 1. Подготовка учащихся к выполнению групповой практической работы: распределение учащихся по группам, ознакомление с последовательностью выполнения, текущий инструктаж, установка на сотрудничество. -Сформируйте группы. -Назначьте капитана группы. -Капитаны вытягивают лист с заданием. -Работаем по плану: слайд 12 2. Целевые обходы. 3. Концентрация внимания учащихся на наиболее сложных этапах выполнения работы. | Изучают материал, выданный учителем; На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе | На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. Личностные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; Регулятивные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; Познавательные: формулировать собственное мнение и позицию; Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). |
5.Первичное закрепление полученных знаний. Цель: усвоение нового материала. 5мин | СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА: Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) - Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал. (нацеливает на внимательное прослушивание информации, подготовленное каждой группой) слайд 13 | Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили. Делают выводы. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в группах. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы, делать выводы. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Направлена на снятие или предупреждение физической и эмоциональной усталости. 1мин | Интерактивная физминутка Релаксация(видеоролик) слайд 14 | Выполняют упражнения, смотрят на пейзажи природы и слушают успокаивающую музыку. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет 4 мин | Организует деятельность по применению новых знаний. Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Выберите уровень заданий: 1 уровень- выполнить задания в тетрадях на печатной основе, 2 уровень – найдите в учебнике названия растений той или иной группы и запишите их в тетрадь, 3 уровень –придумайте 1-2 загадки по теме урока. слайд 15 -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. - Кто выполнил без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Почему? - Над чем надо поработать? | Дифференцированная самостоятельная работа. Выбирает уровень по своим «силам». Взаимопроверка с пошаговым сравнением с эталоном. | В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя, развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы; повторение знаний об охране природы 7 мин | Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Чтение с «пометками» -Прочитайте и выделите в «эталоне» – учебнике те знания, которые обозначены в составленном «кластере». - Сравните «эталон» с выстроенной нами моделью. - Оцените работу групп по новой теме. (зеленый карандаш – справились с заданием, желтый – допустили неточности, красный – не справились с заданием) Работа по плакату «Ярусы леса», что позволяет новое знание использовать вместе с изученными ранее слайд16 - Какие группы деревьев вы видите на плакате? -Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже – ярусе? (Деревья.) -Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.) -Что находится на нижнем этаже? (Травы.) - Помогите, пожалуйста, расселить наши растения по этажам. Беседа «Охрана растений» Бережное отношение к природе: растениям - На что нужно обратить внимание человечеству, чтобы сохранить красоту окружающей нас природы? слайд 17 слайд 18 - Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"? - Почему? - Значит, важно ли охранять растения? - А можете ли вы принимать в этом участие? Теперь мы знаем: | Работают с учебником, целенаправленно подчеркивают необходимую информацию. Оценивают работу групп, сравнивают с «эталоном». Распределяют растения на ярусы. Выводят правила «Друзей растений». Подготовленные ученики читают стихи, призывающие беречь природу. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (в учебнике). |
8.Рефлексия деятельности Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы и работы всего класса. 4 мин | СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА (работа в парах) -Ребята, составьте синквейн на тему урока, опишите ту группу растений, которая вас заинтересовала больше всего. - Подсказкой вам будет слайд презентации, но слова, которые вы подберете, сами будут ценной находкой урока. - Работайте в парах – не даром говорят… «Одна голова хорошо, а две лучше.» слайд 19 - Кому интересно было работать на уроке? - Чем запомнилось занятие? - Какие трудности испытывали? | Работают в парах. Составляют синквейн, по которому можно определить уровень знания детей. ОБУЧАЮЩИМИСЯ проводится: самооценка своих результатов оценка деятельности группы «Жестом» показывают своё отношение к занятию и изучаемой теме | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
Домашнее задание. 1мин |
слайд 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения»....
Технологическая карта урока по окружающему миру: Разнообразие растений
Тип урока: открытие новых знаний....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Мир растений"
Здесь Вы найдёте информацию о том, как познакомить учащихся с миром растений....
Технологическая карта урока по окружающему на тему : Какие бывают растения ?
Технологическая карта урока по окружающему на тему : Какие бывают растения ? 2 класс...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...
Технологическая карта урока на тему: «Какие бывают растения?»
ТИП УРОКА: открытие нового знания .ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять, как основы познавательной активности младших школьниковЦЕЛИ УРОКА...
Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".
Цель: формирование представлений о многообразии растений....