Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» О.Т. Поглазова. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2013г.
В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных общественных явлений как компонентов единого мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_okr.miru_.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» О.Т. Поглазова. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2013г.
В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных общественных явлений как компонентов единого мира.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Курс носит интегрированный характер. Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности.
Образовательная программа образовательного учреждения в 4 классе отводит 2 ч в неделю, поэтому для освоения программы отводится 68 ч +2 часа резерв при 35 учебных неделях.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Метапредметные результаты освоения курса
Личностные
У ученика могут быть сформированы следующие личностные качества:
– положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность, воображение, фантазия, творческие способности;
– осознание себя как гражданина своего Отечества;
- понимание важности знания истории своей страны;
– осознание того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость;
– чувство любви к родной стране, к её природе, культуре;
– чувство гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;
– понимание того, что родной край – частица России, многонационального государства; что родной край имеет свою богатую историю;
– уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
– умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способность оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических деятелей;
– экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;
– чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы и культуры; понимание того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– понимание личной ответственности и способность оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;
– понимание того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли;
– способность оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.
Регулятивные УУД
Ученик может научиться:
– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;
– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;
– оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);
– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;
– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;
– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Познавательные УУД
Ученик может научиться:
– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;
– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных,учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;
– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;
– обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую;
– пользоваться таблицами, схемами, моделями;
– характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию объектов окружающего мира, выбирая основание для этих логических операций;
– подводить под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи между природными, социальными явлениями на основе рассуждений, наблюдений;
- предлагать варианты решения учебных проблем;
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, объяснения природных явлений; моделировать предметы и явления окружающего мира;
– осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная или графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта и др.).
Коммуникативные УУД
Ученик может научиться:
– пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.);
– обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями);
– выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.;
– составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам;
– участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания; слушать других, быть готовым вежливо отстаивать свою точку зрения, проявлять терпимость к другим высказываниям;
– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляя проектную деятельность: распределять работу по интересам, собирать, обсуждать и обрабатывать информацию, договариваться о форме её презентации, о роли каждого в представлении собранного материала, стремиться разрешать возникающие проблемы и др.
Предметные
Ученик в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года; объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
- пользоваться масштабом при чтении карт;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
- участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
- воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
- показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий; понимать, что такое Родина, родной край, малая родина; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры; рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; различать прошлое и настоящее;
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра)
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- составлять родословную своей семьи;
- объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
- рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
- рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
- находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель;
- рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них; находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России;
- оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её; использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной ин- формации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
- изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией; моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; следовать правилам здорового образа жизни;
- соблюдать правила противопожарной безопасности;
- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Требования к уровню подготовки учащихся
– различать понятия: сутки, неделя, месяц, обычный год, високосный год; горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, компас; масштаб, план предмета, план местности, топографический знак; географическая карта, карта полушарий, глобус как модель Земли; ось Земли, полюсы, экватор, параллели, меридианы; материк, остров, полуостров, горы, равнины; Мировой океан, океан, море, озеро, река, болото; звезда, планета, созвездие, Солнечная система, телескоп, естественный и искусственный спутники; полезное ископаемое, месторождение полезного ископаемого, карьер, шахта, скважина; металлические руды, горючие полезные ископаемые, строительные полезные ископаемые; природная зона, природное сообщество, цепь питания; арктическая пустыня, тундра, зона лесов, степь, пустыня; море, озеро, болото, луг как природные сообщества;
– сравнивать и объединять природные объекты в группы по существенным признакам;
– различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
– характеризовать форму Земли, её движение вокруг оси и Солнца, местоположение в Солнечной системе;
– называть планеты Солнечной системы и моделировать их расположение относительно Солнца;
– демонстрировать и объяснять с помощью глобуса (теллурия) связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
– характеризовать значение Солнца для природы и человека как главного источника света и тепла, необходимых для жизни:
– объяснять, что такое глобус, называть и показывать условные линии глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы;
– называть части компаса, объяснять их назначение, определять стороны горизонта по компасу и Солнцу;
– читать с помощью условных знаков план местности, физическую карту;
– называть и показывать на карте полушарий и глобусе материки, океаны и наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки Земли; на физической карте России – наиболее крупные горы, равнины, моря, озёра, реки, залежи полезных ископаемых, изученные природные зоны;
– определять направления течения рек по плану, карте и глобусу;
– использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, форм земной поверхности, полезных ископаемых и др.;
– выполнять простые опыты по изучению свойств полезных ископаемых, пользуясь простейшим оборудованием, соблюдая технику безопасности, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
– рассказывать о полезных свойствах горных пород, их использовании в народном хозяйстве, о необходимости рационального и бережного использования полезных ископаемых;
– характеризовать и сравнивать изученные природные зоны России: географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, образ жизни людей, экологические проблемы, связанные с их хозяйственной деятельностью;
– характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, озера, моря): описывать условия жизни и приспособленность к ним живых организмов, приводить примеры наиболее распространённых и взаимосвязей между ними; моделировать простые цепи питания;
– характеризовать особенности природы родного края: климатические условия, формы поверхности, наиболее крупные водоёмы, почву, распространённые природные сообщества; приводить примеры наиболее распространённых дикорастущих и сельскохозяйственных растений, диких и домашних животных, добываемых полезных ископаемых;
– объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; выявлять простейшие взаимосвязи живых организмов в природных зонах и сообществах для объяснения бережного отношения, экологически грамотного поведения в природе;
– находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать влияние человеческой деятельности на природу, прогнозировать возможные негативные последствия, участвовать в природоохранной деятельности в своей местности;
– составлять в группе отчёт о наблюдениях во время экскурсии в природу в выбранной форме;
– проводить самостоятельно наблюдения объектов и явлений природы (в том числе космических), вести дневник наблюдений;
обобщать результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, делать выводы;
– понимать (декодировать) информацию, представленную в условно-знаковом виде, кодировать найденную словесную или другую информацию с помощью условных знаков;
– объяснять способы изображения земной поверхности (план, карта, глобус; окраска, условные знаки, масштаб);
– объяснять причины смены дня и ночи, смену сезонов на Земле, изменения высоты Солнца над горизонтом и длительности светового дня в разные времена года;
– ориентироваться на местности по компасу, Солнцу, местным признакам;
– объяснять влияние Солнца на живые организмы;
– работать с контурной картой, отмечать на ней изученные географические объекты;
– применять масштаб при чтении плана и карты;
– обсуждать экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека в природных зонах; меры по охране природы своего края; осознавать необходимость бережного отношения к природе, экологически грамотного и безопасного поведения в ней, важность участия в природоохранных мероприятиях;
– осознавать, что в окружающем мире «всё связано со всем», что деятельность человека может нарушать природное равновесие, что каждый человек (в том числе и он сам) несёт ответственность за сохранение красоты и гармонии природы;
– соблюдать экологически грамотные и безопасные правила поведения в природе;
– собирать дополнительную информацию по изучаемым темам (об особенностях природы разных природных зон, материков, о великих путешественниках, открывавших или исследовавших материки Земли и др.), используя разные источники информации, в том числе контролируемый Интернет и другие электронные образовательные ресурсы; готовить небольшие презентации;
– собирать краеведческий материал о природе родного края и представлять его одноклассникам;
– участвовать в проектной деятельности, проводя исследования индивидуально или совместно с одноклассниками.
– различать понятия: исторический источник, летопись, легенда, берестяная грамота, историческая карта; дата, календарь, век, тысячелетие, «лента времени»;
племя, дружина, княжество, государство, империя, граница государства, государственные символы, многонациональная страна; князь, вече, царь, император, президент, крестьяне, ремесленники, крепостные; кремль, посад, торговище, торговый путь; дань, иго, налог; религия, храм, крещение Руси; Отечественная война, Великая Отечественная война, Гражданская война, революция, перестройка; Конституция, закон, гражданин, права, обязанности;
– использовать элементарные обществоведческие, исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
– соотносить и определять римские и арабские цифры, устанавливать век по дате исторического события, упорядочивать исторические события во времени;
– узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; символику своего города (областного центра);
– рассказывать о главных символах государства и своего города;
– находить и показывать на карте Российскую Федерацию, её границы, столицу – город Москву, свой регион и его административный центр, некоторые крупные города;
– называть наиболее многочисленные народы, проживающие на территории России и родного края;
– различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
– показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
– называть основные этапы развития государства, ключевые даты и события каждого периода истории и кратко характеризовать их; находить на «ленте времени» века, соотносить их с датами исторических событий;
– различать времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советского Союза, современной России;
– описывать (пересказывать) изученные события; приводить примеры ратных подвигов и патриотизма жителей нашего государства в разные периоды его развития;
– рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
– рассказывать о государственном устройстве и символике современной России; объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России,
– называть права детей;
– готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, объектов культуры;
– рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);
– обсуждать особенности некоторых стран мира (США, Китай и страны по выбору учеников), находить и показывать их на карте;
– находить и извлекать необходимую информацию о прошлом и настоящем нашей страны, родного края, об образе жизни наших предков, о национальных традициях народов из разных источников (учебных, научно-популярных и художественных текстов, иллюстраций, репродукций картин, картосхем, исторических карт, из дополнительной литературы, электронных образовательных ресурсов).
-- осознавать важность знания истории своего государства;
– объяснять, что такое история, археология, исторический источник, исторический факт, легенда;
- понимать значение для себя понятий «малая родина», «Родина», «Отечество»;
– ориентироваться в названиях Российского государства, его правителей и столиц, в важнейших для страны событиях, происходивших в её истории;
– объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
– рассказывать по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного города, об исторических памятниках, о военных действиях известных полководцев и др.;
– рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; оценивать исторические события, дела исторических деятелей, высказывать своё мнение, выражать отношение к ним;
– отображать выбранным способом (рисунки, аппликации, макеты, тексты и др.) важнейшие события в истории Отечества, памятники культуры, государственных деятелей и т. п. на «ленте времени», сотрудничая с одноклассниками;
– анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
– составлять в группе отчёт (в выбранной форме) о наблюдениях во время экскурсий к местам исторических событий, воинской славы, памятникам истории и культуры, в краеведческий (исторический) музей, музей военной техники и др.;
– обмениваться с одноклассниками мнениями о событиях, происходящих в стране сегодня, о правилах жизни в современном обществе, о перспективах продолжения учёбы в основной школе и др.;
– показывать на глобусе, карте полушарий маршруты великих путешественников – открывателей новых земель; находить дополнительные сведения о них, используя разные источники информации;
– обобщать найденную информацию (об образе жизни народов мира, о памятниках мировой культуры и др.) в виде информационных листков с текстом и набором иллюстраций;
– воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народа.
Содержание программного материала (68ч+2ч резерв)
№ | Название раздела | Кол-во часов | Изучаемые вопросы |
1 | Ориентирование в пространстве и во времени | 7ч | Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путешествия в пространстве и путешествия во времени. Археологические раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. «Лента времени». Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные сторон горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. |
2 | Способы изображения объектов окружающего мира | 9ч | Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности. |
3 | Природные богатства России | 8ч | Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их разнообразие. Месторождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые, их значение в народном хозяйстве. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край на карте России. Особенности рельефа, водоёмы родного края. Богатства недр родного края. |
4 | Природные зоны и природные сообщества | 11ч | Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, приспособляемость растений и животных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, пути их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусственных растительных сообществ. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, национальных парков, заказников с целью сохранения природных сообществ. Особенности природы родного края (природная зона, характерные природные сообщества, наиболее распространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связанные с при-родными условиями и деятельностью людей, возможные пути их решения. |
5 | Важнейшие события в истории Отечества | 21ч | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города – памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыцарей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский. Москва – центр объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV–XVII веков. Пётр Великий – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII–XIX веков в памятниках архитектуры и в произведениях искусства. Революционные события 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920–1930-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 г.г. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая – День Победы. Память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам)родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современной России: президент, Государственная Дума, Совет Федерации, правительство. Выдающиеся люди нашего Отечества: государственные деятели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной карте России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2–3 примера). Наиболее яркие события из истории родного края. Известные люди края. Памятники истории и культуры региона, бережное отношение к ним. |
6 | Материки, океаны, страны и народы Земли | 12ч | Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообразии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопримеча-тельности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ – ближайшие соседи России. |
7 | Резерв | 2ч | Повторение, закрепление, обобщение пройденного материала за 4 класс |
Выполнение практической части программы
№ | Темы практических работ, экскурсий | сроки проведения |
1 | Экскурсия на пришкольный участок с целью освоения навыков ориентирования по компасу. | сентябрь |
2 | Практическая работа (исследование опытным путём от чего зависит длина тени от предмета) | октябрь |
3 | Экскурсия в планетарий | ноябрь |
4 | Практическая работа плана класса, школьного двора, чтение плана местности и работа с глобусом и картой. | декабрь |
5. | Экскурсия в краеведческий музей. | январь |
6. | Практическая работа. Раскраска контурной карты и нанесение на неё условных знаков и названий. | февраль |
7. | Экскурсия по историческим местам родного города | февраль |
8. | Практическая работа. Работа с исторической картой | март |
9. | Экскурсия в дендрарий | апрель |
10. | Практическая работа с картой полушарий и глобусом | май |
Тематическое планирование уроков
№ п/п | № урока в разделе | Тема раздела и урока | Количество часов |
Ориентирование в пространстве и во времени | 7ч | ||
1 | 1.1 | Путешествия – источник знаний. | 1 |
2 | 1.2 | Природные явления и счёт времени | 1 |
3 | 1.3 | Устройства для счёта времени | 1 |
4 | 1.4 | Историческое время. «Лента времени» | 1 |
5 | 1.5 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта | 1 |
6 | 1.6 | Компас. Ориентирование по компасу. Экскурсия на пришкольный участок | 1 |
7 | 1.7 | Практическая работа «Определение сторон горизонта на местности». | 1 |
Способы изображения объектов окружающего мира | 9ч | ||
8 | 2.1 | Способы изображения предметов | 1 |
9 | 2.2 | Масштаб и его использование | 1 |
10 | 2.3 | План местности. Топографические знаки | 1 |
11 | 2.4 | Географические и исторические карты | 1 |
12 | 2.5 | Глобус – модель Земли | 1 |
13 | 2.6 | Практическая работа по теме: «Способы изображения объектов окружающего мира» | 1 |
14 | 2.7 | Космическое пространство и его изображение | 1 |
15 | 2.8 | Земля – планета Солнечной системы | 1 |
16 | 2.9 | Способы изучения космических тел | 1 |
Природные богатства России | 8ч | ||
17, 18 | 3.1-3.2 | Россия на глобусе и географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России | 2 |
19 | 3.3 | Горные породы и минералы, их образование. | 1 |
20 | 3.4 | Полезные ископаемые, их разведка и добыча | 1 |
21 | 3.5 | Строительные материалы и металлические руды, их использование в народном хозяйстве | 1 |
22 | 3.6 | Горючие полезные ископаемые, их использование | 1 |
23 | 3.7 | Практическая работа. «Альтернативные источники энергии» | 1 |
24 | 3.8 | Обобщающий урок по теме «Природные богатства России» Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
Природные зоны и природные сообщества | 11ч | ||
25 | 4.1 | Природные зоны России | 1 |
26 | 4.2 | Суровая Арктика | 1 |
27 | 4.3 | Ранимая тундра | 1 |
28 | 4.4 | Зона лесов | 1 |
29 | 4.5 | Степные просторы | 1 |
30 | 4.6 | Жаркие пустыни | 1 |
31 | 4.7 | Обобщающий урок по теме: «Природные зоны» | 1 |
32 | 4.8 | Природа гор | 1 |
33 | 4.9 | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах | 1 |
34 | 4.10 | Болота, их значение для природы и человека | 1 |
35 | 4.11 | Жизнь луга | 1 |
Важнейшие события в истории Отечества | 21ч | ||
36 | 5.1 | Восточные славяне, их соседи | 1 |
37 | 5.2 | Образование Древнерусского государства | 1 |
38 | 5.3 | Крещение Руси | 1 |
39 | 5.4 | Как распалась Древняя Русь | 1 |
40 | 5.5 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке | 1 |
41 | 5.6 | Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 |
42 | 5.7 | Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного | 1 |
43 | 5.8 | Обобщающий урок по теме: «Русь в IX-XVI вв.» | 1 |
44 | 5.9 | Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых | 1 |
45 | 5.10 | Пётр Великий. Российская империя | 1 |
46 | 5.11 | Развитие Российской империи. Правление Екатерины II | 1 |
47 | 5.12 | Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России | 1 |
48 | 5.13 | Россия до 1917 года. Обобщающий урок по теме «Российское государство в XVI-XIX вв.» | 1 |
49 | 5.14 | Исторические события в России в начале XX века | 1 |
50 | 5.15 | Преобразования, произошедшие в СССР в 1920-1930-е гг. | 1 |
51-52 | 5.16-5.17 | Великая Отечественная война | 2 |
53 | 5.18 | Советский Союз в послевоенные годы | 1 |
54 | 5.19 | Начало перестройки. Современная Россия | 1 |
55 | 5.20 | Обобщающий урок по теме «Важнейшие события отечественной истории» Экскурсия по историческим местам родного города | 1 |
56 | 5.21 | Яркие события из истории родного края | 1 |
Материки, океаны, страны и народы Земли | 12ч | ||
57 | 6.1 | Океаны Земли. Жизнь в море | 1 |
58-62 | 6.2-6.6 | Открытие материков Земли, их природа, растительный и животный мир, коренное население | 5 |
63-64 | 6.7-6.8 | Страны и народы мира | 2 |
65 | 6.9 | Обобщающий урок по теме: «Материки, океаны, страны и народы Земли» | 1 |
66 | 6.10 | Страны СНГ – ближайшие соседи России | 1 |
67 | 6.11 | Земля – планета жизни | 1 |
68 | 6.12 | Итоговая работа за год | 1 |
69 | 6.13 | Всероссийская проверочная работа (резерв) | 1р |
70 | 6.14 | Урок - игра «Что?Где? Когда?» по окружающему миру (резерв) | 1р |
Список используемой литературы учителем:
1. Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно - тематическое планирование.
1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с.
2. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...