Интегрированный урок окружающего мира и музыки во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Черепнина Галина Анатольевна

Как прекрасен этот мир!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира и музыки во 2 классе

Тема:  Как  прекрасен  этот  мир!

Цели: познакомить с редкими животными, занесенными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательный интерес, музыкальный и эстетический вкус; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». II класс (Ч. 1. М., 2003); интерактивная доска; компьютер; (DVD-проигрыватель); раздаточный материал; CD с видеорядом; фонограммы песен.

Ход урока.

I этап. Мотивационный.

Учитель.

Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок.

Звучит запись «Звуки леса».

— Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

                                      Е. Евтушенко

II  этап. Подготовка к восприятию темы урока.

Учитель. Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня нам хочется вас остановить. Оглянитесь вокруг. Порадуйтесь солнцу — оно же светит для нас. Птицам они поют для нас. Берегите нашу землю, нашу природу.

1-й ученик.

Все-все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд —

Кто делает мед

И кто делает яд.

2-й ученик.

Плохие дела

У кошки без мышки.

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

1-й и 2-й ученики.

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

                        Б. Заходер

III этап. Целевой.

Учитель. Сегодня мы проводим урок окружающего мира и музыки.

Если посмотреть на нашу планету из космоса, можно увидеть два основных цвета, которые поделили земной шар на два огромных пространства, — синий океан воды и зеленый океан растительности.

Удивительный мир природы... Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Лес. Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса — настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.

Утром, днем и даже вечером в лесу можно услышать огромное количество звуков.

Звучит запись «Звуки леса».

Учитель.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

          Ночью темной, грозовою?

         Что там шепчешь на заре,

         Весь в росе, как в серебре?

         Кто в глуши твоей таится?

         Что за зверь? Какая птица?

                            В. Агутова

Перед вами листок с названием «Звуки природы». Внимательно прочитайте задание и заполните пустые строки.

Задание: изобразите и опишите звуки и шумы, которые вы услышали в лесу.

Звучит запись «Звуки леса».

Проверка   самостоятельной   работы: учащиеся   называют   приметы   (шелест листвы, шорох травы, пение птиц, стрекот кузнечиков).

3-й ученик. 

Красная книга.

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

4-й ученик.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

3-й и 4-й ученики.

Красная книга, Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Красная книга, Красная книга!

                                         Б. Дубровин      

IV этап. Основная часть.

Учитель. В Красную книгу занесены виды растений и животных, которых на земле осталось очень мало. За малым исключением, все эти животные и растения вымерли по вине человека.

Красная книга — это сигнал опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Люди думали, что природа неисчерпаема. Сколько бы ни брать у нее, все снова восстановится. И просчитались.

Звучит фонограмма песни «Беловежская пуща» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

5-й ученик.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

                                     Е. Карасев

Учитель. Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений: купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистный, тюльпан двухцветный...

Звучит фонограмма песни «Ландыши» (муз. О. Фельцмана, сл. О. Фадеева).

6-й ученик.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

И он тихонько зазвенит.

                             Е. Серова

Видеоряд «Растения».

Учитель. ...кувшинка, лилия, купальница, колокольчик.

5-й и 6-й ученики.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Учитель. Главные  причины  исчезновения  животных чрезмерная добыча, охота, коллекционирование и разрушение мест обитания животных; вырубка леса, прокладывание дорог, загрязнение рек вредными отходами, строительство плотин без отводных каналов, перепад уровня воды в водохранилищах.

Редкими стали белый медведь, морж, беркут, тигр, журавль, лебедь и др. Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

Послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.

7-й ученик. Сообщает сведения о лосе, белом медведе, тигре, динозавре.

Учитель. Предлагаю кроссворд. Ключевое слово природа поможет вам его разгадать.

По вертикали:

1. Нарушают тишину гомон, щебетание.

Это встретили весну

Гости наши ранние. (Птицы)

2.  У какой кисочки на ушах кисточки? (Рысь)

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

4. В одежде богатой,

Да сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видал солнца. (Крот)

5. Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

6. Все время стучит. Деревья — дом.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

7. И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит,

Кочерыжку съест и сыт. (Заяц)

V этап. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебником.

Учитель. На с. 86 учебника прочитайте статью «Будь  природе другом». Вспомните, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Рассмотрите схему. Расскажите, почему многие растения и животные встречаются все реже.

Вспомните правила поведения на природе. Вы дома приготовили запрещающие знаки. Продемонстрируйте их и расскажите, что они обозначают.

Правила друзей природы:

Не ломай ветки деревьев и кустарников.

 Не повреждай кору деревьев.

Не собирай березовый сок.

Не рви на лугу и в лесу цветы.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Не лови бабочек, стрекоз, шмелей.

Не разоряй птичьи гнезда.

Не разоряй муравейники.

Не лови диких животных и не приноси их домой.

Не шуми в лесу, парке.

Не оставляй в лесу и на улице мусор.

Учитель.

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь

Ведь небо — это их стихия!

Ведь небо — это их свобода!

Ведь небо — это вся их жизнь!

                                   И.В. Цветкова

Звучит фонограмма песни «Раненая птица» (муз. А. Максимова, сл. А. Вулых).

8-йученик.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор  мне снится —

На траве кровавой вздрагивала птица.

7-й и 8-й ученики.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!                             

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц — не небо!

А море без рыб — не море!

А земля без зверей — не земля!

Учитель.

Опомнись, вздрогни, человек.

Недолог на земле твой век.

 Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу.

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

 И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом и дубрав...

VI этап. Рефлексия.

Учитель. Что больше всего вам понравилось на уроке? Что нового для себя узнали? О чем и о ком вы еще хотели бы узнать?

VII этап. Итог урока.

Учитель. Узнав о Красной книге России, мы можем сделать свою Красную книгу. В нее войдут растения и животные наших  мест. Хотите? (Да.)

Учитель  благодарит учащихся за активное участие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

«Золотая «осень» ( интегрированный урок окружающего мира и музыки)

Выявить основные изменения в живой и неживой природе...

Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Наша Родина" 1 класс

Урок сопровождается презентацией, видеороликом.Основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при п...

Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год

Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой    природе с приходом осени;                2. ...