«Золотая «осень» ( интегрированный урок окружающего мира и музыки)
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Бичоева Зурита Исмаиловна

Выявить основные изменения в живой и неживой природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_zolotaya_osen.docx31.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Презентация к уроку

Тема урока :  «Золотая «осень»

( интегрированный урок окружающего мира и музыки)

Цели: 1) . Выявить основные изменения в живой и неживой природе.

 2. Установить связи между живой и неживой природой

3. Дать представление о характерных признаках осени

4. Расширять кругозор детей

5. Дать краткую информацию  о композиторах, муз. инструментах;

6. Воспитывать любовь к природе и к музыке.

Оборудование:  картины осени, портреты композиторов, аудио и видеозапись музыкальных произведений ,интерактивное оборудование, программное обеспечение . магнитофон., карточки с пословицами, загадками.

                                    Ход урока.

1.Орг. момент.     

( слайд №1, 2 , 3)( Ванесса  Мей, Вивальди, скрипка)

2.Проверка домашнего задания

 ( Секреты золотой осени)

 а) « Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…» ( слайд №4))

  - Кто автор этого стихотворения?  ( Ф. И. Тютчев.)

-Кто продолжит?  

б)Что и кто относится к живой природе?

в) Что относится к неживой природе?

3. Работа по теме  урока.

             1)- Что же такое осень? ( слайд №5)

Осень (родственно др.-прусск. assanis — «осень», гот. аsаns — «жатва», этимологически - «время жатвы»; по толкованию Даля — от "осенять» — затенять: наступление сумрака— одно из четырех времен года, между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды.

              2) ( слайд №6)

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

 Заворожённый тишиной.

       -О каком времени года говорит автор? Итак, мы сегодня поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы. Мы с вами ответим на главный вопрос какие же секреты скрывает осень.

              3) Загадка: ( слайд № 7)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  ( осенью)

                 - Сейчас вы прослушали красивое произведение. А вы знаете, что  это « Шум дождя под пение птиц» .Его написал  замечательный австрийский композитор  Вольфганг Амадей Моцарт. ( слайд № 8)

Вольфганг Амадей Моцарт.  Австрийский композитор… Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

 - Какой муз. инструмент прозвучал ? ( рисунок фортепиано)

                 4)  -Какие изменения происходят с растениями осенью? Что такое листопад? Как вы думаете почему происходит листопад?  

                  С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того , оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега

. ( слайд №9, Шопен « Мечта»), инструмент  фортепиано

                -Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?

             Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут.

   5)     - Какие ещё  изменения происходят осенью  ?  

       - Какие изменения происходят в жизни животных?

      –Как  животные  готовятся к зиме? ( слайд  10)  (   Животные готовятся к зиме  некоторые из них делают запасы на зиму, некоторые линяют, некоторые готовятся к зимней спячке..)

Давайте расскажем о некоторых из них:

6)  ( слайд № 11)

1 загадка

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь,

Как зовут его - … ( медведь)  (слайд № 12)

 -  Какие изменения происходят в жизни медведей?( ответы уч-ся)

7) (слайд № 13)

 2  загадка

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. ( заяц), (слайд   № 14)

- Какие изменения происходят в жизни зайцев с наступлением осени?

 ( ответы уч-ся)

- Какой музыкальный инструмент вы сейчас услышали? ( колокольчики)   (Показать  рисунок   муз. колокольчиков)

8) ( слайд № 15)

   3 загадка

Рыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала ( лиса). ( слайд № 16)

- Какие изменения происходят в жизни лисы с наступлением осени? ( ответы уч-ся)

  - А какой муз. инструмент  вы услышали здесь? ( гусли)  . ( Показать рисунок)

9) ( слайд №17)

 4 загадка

Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам немного повезёт,

Орешек из руки у вас возьмёт.

А от вас летит как стрелка,

 Ну конечно это…  ( белка) , ( слайд № 18)

- Какие изменения происходят в жизни белок  с наступлением холодов?

( ответы уч-ся)

- Какой муз. инструмент здесь звучал? ( металлофон). ( Показать рисунок)

9) Давайте заглянем в лукошко к белочке. ( слайд № 19)

-  На какие 2 группы можно разделить грибы? ( Съедобные и несъедобные)

Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах»

-  Так какие же грибы съедобные, а какие нет?

10) Загадка   1  ( слайд № 20),

 ( слайд №21)

Этот гриб красивый, красный,

Но поверьте, он опасный. ( мухомор), ( слайд № 22)

  11) Загадка 2 ( слайд №23)

Бледная она стоит,

 У неё съедобный вид.

 Принесешь домой - беда,

 Будет ядом та еда.

 Знай, что этот гриб - обманка,

Ваш враг-…  ( бледная поганка)

       А вы знаете, что  сейчас прозвучала  «Симфония №5». И  написал  её  композитор   Людвиг Ван Бетховен. ( слайд №24) Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки , один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

 - А как вы думаете какой характер был у этого произведения? ( страшный , угрожающий)

- А как вы думаете, почему? ( эта музыка как бы предупреждает нас- Стоп! Опасность! Это ядовитые грибы, их есть нельзя)

- А какие  ещё  несъедобные грибы вы знаете? ( ответы детей)

12)  Загадка ( слайд №25)

На пеньке сидят братишки.

Все - в веснушках шалунишки.

Эти  дружные ребята  

Называются… ( опята)  

- Какой инструмент прозвучал сейчас? ( гитара). ( Показать рисунок).

13) Загадка  ( слайд №26)

Вдоль лесных дорожек

 Много белых ножек

 В шляпках разноцветных,

 Издали приметных.

 Собирай, не мешкай!

 Это ... ( сыроежки)

14) Загадка ( слайд № 27)

Ходят в рыженьких беретах —

 Осень в лес приносят летом.

 Очень дружные сестрички,

 Называются.. ( лисички)

--А к какой группе можно отнести эти грибы? ( к съедобным)

- А какие съедобные грибы вы ещё знаете? ( ответы детей)

3. Физ.минутка

(слайд № 28)  музыка( на магнитофоне) Фредерика Шопена.

Фредерик Францишек Шопен ( слайд № 29) родился 1 марта 1810 года в Желязовой Воле под Варшавой. Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев.

Сейчас прозвучало произведение « Вальс цветов под шум дождя

 ( инструмент фортепиано)

15) –Какие ещё изменения происходят осенью? ( Птицы улетают в теплые края)

 слайд № 30)

- Как называют таких птиц ?( перелетными)

-Почему? ( ответы детей)

-Назовите их.( ответы детей)  ( слайд № 31)

 16) – Как называют птиц , которые остаются ( зимующие)

- Почему они , как все , не улетают от нас? ( ответы уч-ся)

--Назовите зимующих птиц.( ответы уч-ся) ( слайд № 32)

 17)- Ну и какой же один из частых признаков осени?

 Нам поможет догадаться последняя загадка ( слайд № 33)

Он идет, а мы бежим.

 Он догонит все равно!

 В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!   ( дождик)

4) Обобщение  и повторение.

- Назовите признаки  осени.( ответы детей)  , слайд №34, слайд №35

 ( Водопад)

 - Какие изменения происходят в неживой природе осень? Давайте сравним их с летом. Опишите - небо - облака -солнце -осадки- воду - ветер .

 5.  Итог урока

Вывод: - Летом небо  голубое,  лишь кое - где облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. - Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные и холодные. - Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

-Как связана жизнь живых организмов с изменениями в неживой природе?

Выводы С приходом осени в природе происходят большие изменения. Солнечных дней становится меньше, дни короче, начинаются заморозки, исчезают насекомые, улетают птицы, прячутся звери. Все эти изменения влияют и на здоровье и образ жизни человека. Поэтому каждый человек должен знать особенности осени, чтобы быть готовым к неожиданностям природы.

- Но все же мы верим и знаем , что осень и холодная зима не бесконечны, что следом за ними вновь придет весна, прилетят и запоют птицы, расцветут деревья и цветы, станет тепло потому что  вновь засветит веселое и яркое солнышко и природа опять оживет и заиграет веселыми красками. Именно так звучит произведение замечательного композитора  Антонио Вивальди   -весело, красиво(.итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта —автор 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года»  ( слайд №36)  « Осень»  ( 1 часть, аллегро),. Ведь в каждом времени года есть своя неповторимая красота. ( слайд 37)

6. Д\З  подготовить рисунки, стихи, загадки, пословицы и поговорки об осени.

                                         МБОУ « СОШ №17»

                                                  ПО       ТЕМЕ

                                                                                         Учитель нач. кл.

                                                                                           БИЧОЕВА З. И.

                                         Г. О. Нальчик, 2012 г.      

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и музыки "Снег глазами учёных, художников, композиторов"

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и сопоставления видения одного и того же предмета с позиций разных учебных предметов средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий....

Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Наша Родина" 1 класс

Урок сопровождается презентацией, видеороликом.Основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при п...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии "Кто такие рыбы? Работа с бумагой. Оригами "Золотая рыбка"

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии в 1 классе....

"Защита Отечества" - интегрированный урок окружающего мира, основ православной культуры и музыки в 4 классе

Данный урок "Защита Отечества" формирует у младших школьников чувство патриотизма и любви к Родине....