«Золотая «осень» ( интегрированный урок окружающего мира и музыки)
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Выявить основные изменения в живой и неживой природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_zolotaya_osen.docx | 31.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Презентация к уроку
Тема урока : «Золотая «осень»
( интегрированный урок окружающего мира и музыки)
Цели: 1) . Выявить основные изменения в живой и неживой природе.
2. Установить связи между живой и неживой природой
3. Дать представление о характерных признаках осени
4. Расширять кругозор детей
5. Дать краткую информацию о композиторах, муз. инструментах;
6. Воспитывать любовь к природе и к музыке.
Оборудование: картины осени, портреты композиторов, аудио и видеозапись музыкальных произведений ,интерактивное оборудование, программное обеспечение . магнитофон., карточки с пословицами, загадками.
Ход урока.
1.Орг. момент.
( слайд №1, 2 , 3)( Ванесса Мей, Вивальди, скрипка)
2.Проверка домашнего задания
( Секреты золотой осени)
а) « Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…» ( слайд №4))
- Кто автор этого стихотворения? ( Ф. И. Тютчев.)
-Кто продолжит?
б)Что и кто относится к живой природе?
в) Что относится к неживой природе?
3. Работа по теме урока.
1)- Что же такое осень? ( слайд №5)
Осень (родственно др.-прусск. assanis — «осень», гот. аsаns — «жатва», этимологически - «время жатвы»; по толкованию Даля — от "осенять» — затенять: наступление сумрака— одно из четырех времен года, между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды.
2) ( слайд №6)
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
-О каком времени года говорит автор? Итак, мы сегодня поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы. Мы с вами ответим на главный вопрос какие же секреты скрывает осень.
3) Загадка: ( слайд № 7)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ( осенью)
- Сейчас вы прослушали красивое произведение. А вы знаете, что это « Шум дождя под пение птиц» .Его написал замечательный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. ( слайд № 8)
Вольфганг Амадей Моцарт. Австрийский композитор… Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.
- Какой муз. инструмент прозвучал ? ( рисунок фортепиано)
4) -Какие изменения происходят с растениями осенью? Что такое листопад? Как вы думаете почему происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того , оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега
. ( слайд №9, Шопен « Мечта»), инструмент фортепиано
-Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?
Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут.
5) - Какие ещё изменения происходят осенью ?
- Какие изменения происходят в жизни животных?
–Как животные готовятся к зиме? ( слайд 10) ( Животные готовятся к зиме некоторые из них делают запасы на зиму, некоторые линяют, некоторые готовятся к зимней спячке..)
Давайте расскажем о некоторых из них:
6) ( слайд № 11)
1 загадка
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его - … ( медведь) (слайд № 12)
- Какие изменения происходят в жизни медведей?( ответы уч-ся)
7) (слайд № 13)
2 загадка
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. ( заяц), (слайд № 14)
- Какие изменения происходят в жизни зайцев с наступлением осени?
( ответы уч-ся)
- Какой музыкальный инструмент вы сейчас услышали? ( колокольчики) (Показать рисунок муз. колокольчиков)
8) ( слайд № 15)
3 загадка
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала ( лиса). ( слайд № 16)
- Какие изменения происходят в жизни лисы с наступлением осени? ( ответы уч-ся)
- А какой муз. инструмент вы услышали здесь? ( гусли) . ( Показать рисунок)
9) ( слайд №17)
4 загадка
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это… ( белка) , ( слайд № 18)
- Какие изменения происходят в жизни белок с наступлением холодов?
( ответы уч-ся)
- Какой муз. инструмент здесь звучал? ( металлофон). ( Показать рисунок)
9) Давайте заглянем в лукошко к белочке. ( слайд № 19)
- На какие 2 группы можно разделить грибы? ( Съедобные и несъедобные)
Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос- гриб, логос-наука. «Микология-наука о грибах»
- Так какие же грибы съедобные, а какие нет?
10) Загадка 1 ( слайд № 20),
( слайд №21)
Этот гриб красивый, красный,
Но поверьте, он опасный. ( мухомор), ( слайд № 22)
11) Загадка 2 ( слайд №23)
Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Ваш враг-… ( бледная поганка)
А вы знаете, что сейчас прозвучала «Симфония №5». И написал её композитор Людвиг Ван Бетховен. ( слайд №24) Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки , один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
- А как вы думаете какой характер был у этого произведения? ( страшный , угрожающий)
- А как вы думаете, почему? ( эта музыка как бы предупреждает нас- Стоп! Опасность! Это ядовитые грибы, их есть нельзя)
- А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? ( ответы детей)
12) Загадка ( слайд №25)
На пеньке сидят братишки.
Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются… ( опята)
- Какой инструмент прозвучал сейчас? ( гитара). ( Показать рисунок).
13) Загадка ( слайд №26)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... ( сыроежки)
14) Загадка ( слайд № 27)
Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются.. ( лисички)
--А к какой группе можно отнести эти грибы? ( к съедобным)
- А какие съедобные грибы вы ещё знаете? ( ответы детей)
3. Физ.минутка
(слайд № 28) музыка( на магнитофоне) Фредерика Шопена.
Фредерик Францишек Шопен ( слайд № 29) родился 1 марта 1810 года в Желязовой Воле под Варшавой. Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев.
Сейчас прозвучало произведение « Вальс цветов под шум дождя
( инструмент фортепиано)
15) –Какие ещё изменения происходят осенью? ( Птицы улетают в теплые края)
слайд № 30)
- Как называют таких птиц ?( перелетными)
-Почему? ( ответы детей)
-Назовите их.( ответы детей) ( слайд № 31)
16) – Как называют птиц , которые остаются ( зимующие)
- Почему они , как все , не улетают от нас? ( ответы уч-ся)
--Назовите зимующих птиц.( ответы уч-ся) ( слайд № 32)
17)- Ну и какой же один из частых признаков осени?
Нам поможет догадаться последняя загадка ( слайд № 33)
Он идет, а мы бежим.
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук! ( дождик)
4) Обобщение и повторение.
- Назовите признаки осени.( ответы детей) , слайд №34, слайд №35
( Водопад)
- Какие изменения происходят в неживой природе осень? Давайте сравним их с летом. Опишите - небо - облака -солнце -осадки- воду - ветер .
5. Итог урока
Вывод: - Летом небо голубое, лишь кое - где облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. - Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные и холодные. - Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
-Как связана жизнь живых организмов с изменениями в неживой природе?
Выводы С приходом осени в природе происходят большие изменения. Солнечных дней становится меньше, дни короче, начинаются заморозки, исчезают насекомые, улетают птицы, прячутся звери. Все эти изменения влияют и на здоровье и образ жизни человека. Поэтому каждый человек должен знать особенности осени, чтобы быть готовым к неожиданностям природы.
- Но все же мы верим и знаем , что осень и холодная зима не бесконечны, что следом за ними вновь придет весна, прилетят и запоют птицы, расцветут деревья и цветы, станет тепло потому что вновь засветит веселое и яркое солнышко и природа опять оживет и заиграет веселыми красками. Именно так звучит произведение замечательного композитора Антонио Вивальди -весело, красиво(.итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта —автор 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года» ( слайд №36) « Осень» ( 1 часть, аллегро),. Ведь в каждом времени года есть своя неповторимая красота. ( слайд 37)
6. Д\З подготовить рисунки, стихи, загадки, пословицы и поговорки об осени.
МБОУ « СОШ №17»
ПО ТЕМЕ
Учитель нач. кл.
БИЧОЕВА З. И.
Г. О. Нальчик, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства и музыки "Снег глазами учёных, художников, композиторов"
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и сопоставления видения одного и того же предмета с позиций разных учебных предметов средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий....
Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Наша Родина" 1 класс
Урок сопровождается презентацией, видеороликом.Основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при п...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии "Кто такие рыбы? Работа с бумагой. Оригами "Золотая рыбка"
Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии в 1 классе....
"Защита Отечества" - интегрированный урок окружающего мира, основ православной культуры и музыки в 4 классе
Данный урок "Защита Отечества" формирует у младших школьников чувство патриотизма и любви к Родине....
Интегрированный урок окружающего мира и музыки во 2 классе
Как прекрасен этот мир!...