Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirody_les.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок окружающего мира
и технологии
4 класс
Тема: Лес – природное сообщество.
Цель:
1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов.
Ход урока
I Организационный момент.
- Отгадайте приготовленный ребус ( рисунок «лось») ЛОСЬ, {о}е
«ЛЕС»
-Скажите глядя на рисунки на доске и отгаданный ребус, куда мы сегодня отправимся на уроке?
- О чем будем говорить на уроке?
Мы пойдем сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
- А чудеса заключаются в том, что все обитатели леса связаны между собой. Эту связь нам необходимо увидеть и проследить.
II Новый материал.
1. Ярусы в лесу.
- Рассмотрим нашу картину «лес».
- Какие растения увидели в лесу? Вам помогут мои вопросы – загадки:
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2)Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)
3)Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
Деревья, кустарники, травы составляют в лесу «этажи» ,а ученые назвали их ярусами.
- Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.
( карточки с названиями ярусов)
2. Сценка. СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС.
На доске плакат «Лес». Звучит запись голосов птиц. Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».
Художник: - Что такое лес? - Конечно, деревья!
Автор: Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются.
Лесовичок: - Это не лес! - Без цветов, без трав - не лес!
Автор: Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
Художник: - Почему лес засох?
Лесовичок: - А насекомых нарисовал? –
Автор: Нарисовал художник насекомых. Но они облепили все деревья.
Лесовичок: - Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, -
Автор: Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
Лесовичок: - Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
Художник:- Нет, -
Учитель: Давайте оживим наш лес. Поможем разрешить спор художника и лесовичка. Сделаем из цветной бумаги обитателей леса.
3. Изготовление из цветной бумаги фигурок животных. Оригами.
Загадки о животных.
- Какие животные заселяют наши леса?
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
- Над цветком она порхает,
Сама цветок напоминает. (Бабочка)
- Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадет в ловушку и комар и мушка. (Лягушка)
- Желтая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)
- Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце. (Ласточка)
- Нужно оформить фигурки животных и заселить наш лес.
Лесовичок:- Вот это настоящий лес! –
- Почему теперь лес стал настоящим?
4. Работа по учебнику.
А) - Откройте учебник на стр. 176- 177.
- Чем является лес для его обитателей?
- Давайте рассмотрим цепи питания в лесу.
дуб ~ жуки-короеды- дятел
- Вред ли пользу приносит жук – короед дереву?
- Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?
- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ.
Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные - без растений. Они живут совместно и составляют вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.
- Приведите примеры, пользуясь рисунками, доказывая свою цепь питания?
Б) Работа в тетрадях. Составление цепи питания.
- В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой,
Под березкой, и под елкой, хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. ( Грибы)
( выходят дети – грибы)
- Нужны ли в лесу грибы? Почему?
(Рассказывают дети о значении грибов.)
5. Физминутка. Загадки о грибах.
- Какие есть грибы?
(Съедобный гриб – стоят дети, несъедобный- приседают)
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их ... (опята).
(Дети стоят.)
А это - красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор.) (Дети садятся.)
Серенькие шапки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут
Как их зовут? (Подберезовики.)
(Дети стоят.)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок .... (Масленок.)
(Дети стоят.)
Растут в лесу сестрички.
Рыжие '" (Лисички.)
(Дети стоят.)
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит. Ты не трогай этот гриб.
Учти - он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки,
Его называют ... (Поганка.)
(Дети садятся.)
я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой.
(Боровик.) (Дети стоят.)
6. Лесная подстилка.
- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Почувствуйте у себя под ногами лесную землю.
- Что у вас под ногами?
- Опавшие листья, остатки отмерших частей растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. В ней живут микроорганизмы, которые помогают им перегнивать, превращаясь в перегной.
- Кто еще помогает бактериям в их работе? ( насекомые, их личинки)
- Нужна ли лесу лесная подстилка?
7. Лес и человек.
- На протяжении урока говорили много о значении леса для животных.
- А какую роль играет лес для человека?
- Как человек влияет на лес?
( стихотворение об охране природы)
Береги природу человек,
И тогда счастливым будешь ты на век,
Ведь природа – дом родной,
Создает уют, покой.
Дом, в котором мы живем, -
Как легко, просторно в нем!
Будем мы себя оберегать,
Наш долг- природу защищать!
III Закрепление пройденного.
- А сейчас проверим усвоенный материал. Перед вами небольшой тест по сегодняшней теме.
Тест «Лес – природное сообщество»
1. Все обитатели леса- растения, животные, грибы, микроорганизмы- тесно связаны между собой, поэтому лес назвали- ……………………………………………………………………………………….
2. Расположи ярусы в лесу в порядке уменьшения:
Мхи, лишайники
травы, кустарнички
Деревья
Кустарники
3. Для чего нужны грибы в лесу?
Грибы
4. Нарисовать знак «Охрана природы»
IV Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
Расскажите об этом родителям.
Учителя:
Андрейченко Г.В
учитель начальных классов
Корнева Л.А.
учитель технологии
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.
Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"
Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....
Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса
Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий мир" по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса
Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий мир" по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...
Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"
Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов
Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...
Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год
Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени; 2. ...