Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Андрейченко Галина Владимировна

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirody_les.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира

и технологии

4 класс

Тема: Лес – природное сообщество.

Цель:

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е: плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов.

Ход урока

I Организационный момент.

- Отгадайте приготовленный ребус ( рисунок «лось»)  ЛОСЬ, {о}е

«ЛЕС»

-Скажите глядя на рисунки на доске и отгаданный ребус, куда мы сегодня отправимся на уроке?

- О чем будем говорить на уроке?

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

- А чудеса заключаются в том, что все обитатели леса связаны между собой. Эту связь нам необходимо увидеть и проследить.

II Новый материал.

1. Ярусы в лесу.

- Рассмотрим нашу картину «лес».

- Какие растения увидели в лесу? Вам помогут мои вопросы – загадки:

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько  твердых стеблей. (Кустарники.)

2)Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3)Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Деревья, кустарники, травы составляют в лесу «этажи» ,а ученые назвали их ярусами.

- Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

( карточки с названиями ярусов)

2. Сценка. СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС.

На доске плакат «Лес». Звучит запись голосов птиц. Учитель читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

Художник: - Что такое лес?  - Конечно, деревья!

Автор: Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются.

Лесовичок: - Это не лес! - Без цветов, без трав - не лес!

Автор: Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

Художник: - Почему лес засох?

Лесовичок: - А насекомых нарисовал? –

 Автор: Нарисовал художник насекомых. Но  они облепили все деревья.

 Лесовичок:  - Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, -

 Автор: Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Лесовичок:  - Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

 Художник:- Нет, -

Учитель:  Давайте оживим наш лес. Поможем разрешить спор художника и лесовичка. Сделаем из цветной бумаги  обитателей леса.

3. Изготовление из цветной бумаги фигурок животных. Оригами.

Загадки о животных.

- Какие животные заселяют наши леса?

  • Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

  • Над цветком она порхает,

Сама цветок напоминает. (Бабочка)

  • Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку и комар и мушка. (Лягушка)

  • Желтая хозяюшка из леса пришла,

Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

  • Молод конь за морем бывал,

Спереди шильце,

Сзади вильце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

- Нужно оформить фигурки животных и заселить наш лес.

Лесовичок:- Вот это настоящий лес! –

- Почему теперь лес стал настоящим?

4. Работа по учебнику.

А) - Откройте учебник на стр. 176- 177.

- Чем является лес для его обитателей?

- Давайте рассмотрим цепи питания в лесу.

дуб ~ жуки-короеды- дятел

- Вред ли пользу приносит жук – короед дереву?

- Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ.

Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные - без растений. Они живут совместно и составляют вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.

- Приведите примеры, пользуясь рисунками, доказывая свою цепь питания?

Б) Работа в тетрадях. Составление цепи питания.

-  В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березкой, и под елкой, хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. ( Грибы)

( выходят дети – грибы)

-  Нужны ли в лесу грибы? Почему?

(Рассказывают дети  о значении грибов.)

5. Физминутка.  Загадки о грибах.

- Какие есть грибы?

 (Съедобный гриб – стоят дети, несъедобный- приседают)

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их ... (опята).

(Дети стоят.)

А это - красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор.) (Дети садятся.)

Серенькие шапки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут

Как их зовут? (Подберезовики.)

(Дети стоят.)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок .... (Масленок.)

(Дети стоят.)

Растут в лесу сестрички.

Рыжие '" (Лисички.)

(Дети стоят.)

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит. Ты не трогай этот гриб.

Учти - он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки,

Его называют ... (Поганка.)

(Дети садятся.)

я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной прокладкой.

(Боровик.) (Дети стоят.)

6. Лесная подстилка.

- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Почувствуйте  у себя под ногами лесную землю.

- Что у вас под ногами?

- Опавшие листья, остатки отмерших частей растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. В ней живут микроорганизмы, которые помогают им перегнивать, превращаясь в перегной.

- Кто еще помогает бактериям в их работе? ( насекомые, их личинки)

- Нужна ли лесу лесная подстилка?

7. Лес и человек.

- На протяжении урока говорили много о значении леса для животных.

-  А какую роль  играет лес для  человека?

- Как человек влияет на лес?

( стихотворение  об охране природы)

Береги природу человек,

И тогда счастливым будешь ты на век,

Ведь природа – дом родной,

Создает уют, покой.

Дом, в котором мы живем, -

Как легко, просторно в нем!

Будем мы себя оберегать,

Наш долг- природу защищать!

III Закрепление пройденного.

- А сейчас проверим усвоенный материал. Перед вами небольшой тест по сегодняшней теме.

Тест «Лес – природное сообщество»

1. Все обитатели леса- растения, животные, грибы, микроорганизмы- тесно связаны между собой, поэтому лес назвали- ……………………………………………………………………………………….

2. Расположи ярусы в лесу в порядке уменьшения:

     Мхи, лишайники

     травы, кустарнички

     Деревья

    Кустарники

3. Для чего нужны грибы в лесу?

                                               

Грибы

 

4. Нарисовать знак «Охрана природы»

        

 IV Итог урока.    

- Что нового узнали сегодня на уроке?

Расскажите об этом родителям.


                                                                           

                   

                                                                      Учителя:

                                                                         Андрейченко Г.В

                                                                                      учитель начальных классов

               Корнева Л.А.

                                                   учитель технологии

           

2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии по УМК Школа 2100 с презентацией для 1 класса

Материал предназначен для изучения первоклассниками темы: "Весна - пробуждение природы" из учебника "окружающий  мир"  по программе образовательной системы "Школа 2100" и соответствует ФГОС ...

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...

Тема: Осенние изменения в природе. (Интегрированный урок окружающего мира , ИЗО, технологии; 1 класс).2017год

Цели: 1. Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой    природе с приходом осени;                2. ...