Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_konkurs.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

села Безопасного Труновского района Ставропольского края

Интегрированный урок окружающего мира и литературного  чтения

в 3-ем классе        

«Наша Родина»

(Учебно-методический комплект «Планета знаний»)

                                               Урок с использованием ТРКМЧП.

Урок подготовила:

Солонинкина Светлана Николаевна – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

 2011 год

Тема: «Наша Родина. Народы нашей страны» Ю. Яковлев «О нашей родине». Урок с использованием ТРКМЧП.

Цели: 

   -сформировать представление о многонациональном характере населения России;            

познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе;

-создание условий для работы над  развитием нравственных качеств личности.

Задачи:

учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; развивать критическое мышление; совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения; воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине;

учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

формировать коммуникативные навыки работы в группах

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир»» 3 класс (2 часть) И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И.Саплин
  2. рабочая тетрадь №2 к учебнику «Окружающий мир»

      -    рассказ  Ю.Яковлева «О нашей Родине»;

  1. выставка книг о родине;  
  2. карта России
  3. презентация к уроку ‏;
  4. мультимедийный проектор;
  5. карточки с заданиями (для работы в группах);
  6. плакаты «Настроение»;
  7. светофорчики
  8. солнечные зайчики

Технология:  развитие критического  мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  1. чтение с остановками;
  2. дерево предсказаний
  3. обращение к личному опыту учащихся;
  4. прогнозирование по  названию;
  5. кластер;
  6. синквейн;
  7. использование «толстых» и «тонких» вопросов.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Что вы почувствовали?

- Какое у вас настроение? 

II.  ВЫЗОВ

1. Введение в тему.

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

С чего начинается родина
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..

- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?

- Какова будет тема нашего урока?

-Что вы ожидаете от нашего урока?

-Какие задачи мы можем перед собой поставить?

2. Работа с таблицей «ЗХУ»

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина?  Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Приём инсерт  (Пометки на полях)

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о нашей Родине?

-А какие народы населяют нашу страну? (работа с таблицей ЗХУ). Прочтите текст «народы нашей страны» стр.50- 51 учебника, используя приём «Пометки на полях»

- Что узнали нового из текста?

-Что было уже известно ранее?

-Что вас заинтересовало?

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

2. Работа с текстом.

-А как выражают своё отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. Сегодня мы познакомимся с призведением Ю. Яковлева «О нашей Родине». Прочитайте самостоятельно информацию о нём.

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик  с коньками» и многих других.

- Что интересного для себя узнали?

- Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте

Прогнозирование по названию. - О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения)

- Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

- Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине»  и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком  «+».(приём «пометки на полях»)

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

Приём «Толстые и тонкие вопрсы»

- Сравните текст  с тем, как вы заполнили таблицу.  Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.

- Как вы думаете, почему это произведение назвали статьёй?

- Что является «значительным явлением» в данной статье? Какова её основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

Заполнение кластера. 

великая

бескрайняя

Родина

могучая

Много-национальная

непобедимая

3. Работа по группам

1 группа.- Подготовить информацию о южных славянах.

2 группа. –Кто такие западные славяне?

3 группа. –Кого называли восточные славяне?

4 группа. –Узнайте в каких современных государствах проживают сербы, болгары, чехи, словаки, поляки, украинцы, белорусы?

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный – не согласен.

4.Работа в парах.

Работа по тетрадям на печатной основе  с.18.

-Напиши названия некоторых народов, которые живут в нашей стране (задание №34)

5 Составление синквейнов

     Родина

Могучая, великая.

Заботится, приходит на помощь, придаёт силы.

Родина- мать, умей за неё постоять.

Мать.

Стадия рефлексии 

-Что узнали нового?

-Что у нас не получилось?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  1. Зеленые «зайчики» - я узнал много нового.
  2. Розовые «зайчики» - я испытал гордость за свою родину.
  3. Коричневые «зайчики» -  у меня не всё получилось
  4. - Спасибо за урок!

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С.50-52, вопросы; Составить рассказ о своей малой родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок, окружающий мир, 3 класс, тема: труд людей в разные исторические времена

Урок является заключительным по разделу "Труд людей в разные исторические времена" (Умк "Начальная школа 21 века"), интегрирован с информатикой и "Истоками". Применяются активные формы обучения: работ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»

Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...

Конспект урока математики интегрированного с уроком окружающий мир. 2 класс

Представлен  конспект   урока  математики, интегрированного с окружающим миром и ОБЖ ( 2 класс). Программа "Школа России"Тема: Закрепление изученного материала.«Большое к...


 

Комментарии

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения. На данном уроке использованы активные методы обучения, методы и приёмы критического мышления.