Содержание продуктивных заданий в курсе окружающего мира в начальной школе
статья по окружающему миру
Встатье рассматриваются особенности построения и содержание учебника "Окружающий мир" 1-4класс, УМК Школа России. Изучается многообразие продуктивных заданий, выделяются принципы их построения и создания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_1.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание продуктивных заданий в курсе окружающего мира в начальной школе
Для определения особенностей и принципов создания продуктивных заданий в курсе окружающего мира в начальной школе обратимся к учебной программе УМК «Школа России»: «Окружающий мир» (1-4) А.А.Плешакова .
Рассматривая особенности построения и содержание учебника для 1 класса, можно отметить, что учебник построен по разделам:
- Раздел «Что и кто?»
- Раздел «Как, откуда и куда?»
- Раздел «Где и когда?»
- Раздел «Почему и зачем?»
Изучив все разделы, учащиеся 1 класса должны иметь представление: о природе и окружающей среды; о живой и неживой природе; о разнообразии природы России; о солнечной системе. Солнце, планете, Луне; о Земле и ее форме; о средствах географии- карте и глобусе; о зависимости природных условий от количества солнечного света; о развитии жизни на Земле; о становлении человека; о современном человеке, о труде и общественных отношениях; об основных этапах развития человеческого общества и т.д.
Анализируя особенности построения и содержание учебника для 2 класса, можно отметить, что в учебнике содержится 6 разделов:
«Где мы живём?»,
«Природа»,
«Жизнь города и села»,
«Здоровье и безопасность»,
«Общение»,
«Путешествие».
В результате изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе обучающийся научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья и т.д.
Рассматривая особенности построения и содержание учебника для 3 класса, можно отметить, что учебник построен по разделам:
«Как устроен мир»
«Эта удивительная природа»
«Мы и наше здоровье»
«Наша безопасность»
«Чему учит экономика»
«Путешествие по городам и странам»
В результате изучения данного содержания, учащиеся 3 класса имеют: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свою страну; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности; освоение доступных способов изучения природы и общества; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и т.д.
В учебнике по «Окружающему миру» для 4 класса представлены следующие разделы:
«Природа России»
«Родной край – часть большой страны»
«Страницы всемирной истории»
«Страницы истории России»
«Современная Россия»
Изучив все разделы, учащиеся 1 класса должны уметь: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний; соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни и т.д.
Таким образом, можно отметить, что специфика курса «Окружающий мир» 1-4 классах состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В курсе «Окружающий мир» 1-4 класс используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Как видно из перечисленных тем, материал, как для обучающихся 1-4 класса, достаточно объемный. И чтобы ребенок не только его усвоил, но и умел воспользоваться в дальнейшем этими знаниями, помогают продуктивные задания.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребенка приобретению знаний. Напомним в связи с этим слова Л.С. Выготского, который характеризовал познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес при этом «предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя…», как движущая сила познания.
В этом стремлении большую роль можно использовать следующие задания для знакомства младших школьников с продуктивными заданиями:
- упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации в виде проблемных вопросов.
Например, после проведения опытов с песком и глиной можно предложить учащимся обсудить следующие проблемы:
1. Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину? 2. Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку?
3. У живущих в пустынях верблюдов очень большие носы. Помогают ли они им спасаться от песчаных бурь? (Носы выступают в роли противогазов. Они задерживают песок, не давая ему попадать внутрь организма.)
4. Почему в пустынях не могут жить растения наших краев? Как они будут себя чувствовать во время песчаных бурь? (Растения могут быть засыпаны песком или, наоборот, корни их оголены.)
- философские задачи
Например:
С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.
- графические логические задачи
Например, при изучении темы «Животный мир Земли» можно предложить ученикам такую работу. Учитель раздает детям карточки, на которых написаны названия животных. Дети должны придумать свой символ, обозначающий класс животного (например, насекомые – красный круг; звери – коричневый овал; птицы – голубой квадрат), нарисовать символы с правой стороны листа и затем соединить линиями название животного с соответствующим символом
Большие возможности предоставляют графические логические задачи для формирования представлений младших школьников об историческом времени. Например, составление ленты времени. Эта работа может выполняться в парах, в небольших группах, коллективно. Большая схема – рисунок ленты времени может располагаться на стене классной комнаты. Познакомившись с каким-нибудь историческим событием, дети делают небольшой рисунок-символ и помещают его на соответствующее место ленты времени
- Творческое рассказывание отличается от простого воспроизведения текста учебника или объяснения учителя тем, что:
- творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира.
- содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретенные им в самостоятельной деятельности;
- тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.
Рассмотрев все многообразие продуктивных заданий в курсе «Окружающего мира» 1-4 класса можно выделить принципы их построения и создания. Так при создании продуктивных заданий используются следующие принципы:
1. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.
Например: Придумай рассказ о своем воображаемом путешествии в Средневековье.
2. Предложить оценить ситуацию самому вместо авторской оценки.
Например: Расскажи о Петербурге времён Екатерины Великой от имени его жителя: а) иностранцу; б) гостю другого русского города.
3. Связать с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию.
Например: Расскажите, какие из перечисленных явлений вы наблюдали в вашем крае. Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.
4. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.
Например: Организуйте в классе практическую работу по уходу за: (комнатными растениями, животными)
5. Дать задание в паре или группе, распределив роли.
Например: Проработайте в паре: один составляет рассказ о диких животных, другой о домашних животных. Представьте общую презентацию для одноклассников.
При конструировании продуктивных заданий используются различные речевые модели. Представим некоторые из них:
1. Каким образом можно…использовать для…?
2. Что подразумевается под…?
3. На что похоже…?
4. Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?
5. В чем разница между …и…?
6. Какой аргумент можно привести против…?
7. Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?
8. Чем вы можете аргументировать свой ответ?
9. Что случится, если…?
10. В чем сильные и слабые стороны…?
11. Что мы уже знаем о…?
12. Каким образом…влияет на…?
13. Объясните, почему…? Объясните, как…?
14. В чем смысл…? Почему важно..?
15. Чем похожи…и…?
16. Какой…является лучшим и почему?
17. Сравните … и … на основании…
18. Согласны ли вы с утверждением, что…?
Изучая принципы построения и, определив речевые модели, которые используются при конструировании продуктивных заданий, можно выделить некоторые методы построения продуктивных заданий:
Метод создания нового
При реализации этого направления учащимися выполняются продуктивные задания, ориентированные на создание нового: придумай сказку (историю) о...; придумай запрещающий знак; придумай новую обувь, одежду, используя знания предков и т.д.
Метод использования в новом качестве
Опираясь на имеющийся опыт, возможности различных анализаторов, ученики выполняют следующие задания:
"Попробуйте увидеть необычное в обычном … ";
"Найди обычное в необычном" (загадки-метафоры);
"Найди новое применение данного предмета";
"Определи назначение предмета и найди ему замену";
Групповой метод
В поиске сильных решений и целью получения нового объекта (или усовершенствования) организуется групповая работа. Реализация этого метода предполагает также организацию с помощью метода контрольных вопросов и приемов фантазирования написания сказок и историй, составление загадок ("Сказка об органах чувств").
- Работа над заданиями организуется в следующих вариантах: коллективный выбор темы для сказки (истории, загадки),
- обсуждение отдельных этапов работы с последующим составлением своего варианта;
- самостоятельное написание сказки (истории, загадки) на заданную тему с последующим коллективным обсуждением полученных произведений по следующим вопросам: "Какие приемы чаще использовались при составлении сказки (истории)?"; "Какая понравилась больше, почему?".
Таким образом в процессе обучения, использования продуктивных заданий на при изучении предмета «Окружающий мир» у младшего школьника формируются следующие умения:
• умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
• стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
• умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
• умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краев...
Рабочая образовательная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) на период 2011 – 2015 годы...
Продуктивные задания на уроках английского языка в начальной школе
В документе представлены продуктивные задания для учеников начальной школы, помогающие учителя объективно оценивать уровень знаний детей....
Сборники вопросов, заданий, опор, схем, блоков по русскому языку, математике, окружающему миру в начальной школе
Данная работа представляет опыт работы учителя начальных классов, включает в себя сборники проблемных ситуаций, вопросов, заданий; схемы, блоки, опоры, алгоритмы, используемые учител...
Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».
Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность в саморазвитии, самообразовании и...
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Проектное задание для урока окружающего мира в начальной школе.
Проектное задание для урока окружающего мира в начальной школе. "Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России" (Национальный парк "Зигальга" , 4 класс, урок №9)...