РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по окружающему миру по теме
Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_regionalnogo_komponenta_na_uroke_okruzhayushchego_mira.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Екимова Н.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27»
г. Касли
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из трудностей для введения краеведческого материала в уроки окружающего мира и внеклассную деятельность является недостаточная обеспеченность учителя и учащихся необходимой литературой, прежде всего из-за бедности библиотечных фондов в малых городах.
В какой-то мере эта трудность была решена с выходом регионального учебно-методического комплекса «Природа Южного Урала». Он содержит богатый материал, действительно позволяющий реализовывать региональный компонент областного базисного учебного плана:
- Через включение регионального материала в отдельные темы природоведческих программ, содержащих краеведческие разделы.
- Через введение факультативного курса «Экологическое краеведение» для работы по программам, в которых отсутствуют краеведческие разделы. Содержание такого курса определяются едиными для всего региона требованиями к знаниям и умениям детей.
- Через внеклассную деятельность.
Содержание комплекса «Природа Южного Урала» соответствует требованиям к уровню подготовки младших школьников по природному краеведению.
Однако учащиеся не должны замыкаться в рамках одного учебного пособия, а, наоборот, расширять свой кругозор. Пути решения данной проблемы я вижу в следующем:
- Изучение краеведческой тетради «Каслинский район»;
- Выпуск краеведческой газеты;
- Выпуск сборников на разные темы («Красная книга нашего района», «Градообразующее предприятие», «Животные рядом с нами» и другие).
- Разработка краеведческих проектов;
- Создание презентаций к урокам.
В этих видах деятельности реализуется еще одна воспитательная задача краеведения – укрепление семейных связей.
Таким образом, деятельность учащихся и родителей по сбору краеведческого материала органично вплетается в образовательный процесс, делая его увлекательным, мотивированным, личностно ориентированным.
Работая по программе «Мир и человек» \авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутин\, которая имеет экологическую направленность, я выделила в тематическом планировании темы, удобные для использования краеведческого материала:
№ урока | Тема урока | Примерное содержание |
1 класс | ||
8 | Учимся определять положение предметов и направления движения. | Положение предметов в кабинете. Правила движения по школе. |
12 | Предметы и их признаки. | Описание предметов из окружающей обстановки. |
15 | Осень – природа готовится к зиме. | Приметы осени в нашем городе. |
24 | Ты и твоя семья. | Родители: Ф.И.О., место работы, любимое занятие. |
26 | Ты и твои друзья. | Ф.И., описание внешности, привычек, черт характера друга. Что вы любите делать вместе. |
30 | Зима – покой природы. | Приметы зимы в нашем городе. |
33 | Мой дом, моя улица. | Экскурсия по улицам города. |
39 | Хозяйство человека. | Фермерские хозяйства, промышленные предприятия города и района. |
41 | Богатства природы. | Чем богат наш край. |
44 | Весна – природа пробуждается. | Приметы весны края. |
50 | Растения и животные. | Разнообразие растительного и животного мира района. |
55 | Домашние животные и растения – наши друзья. | Домашние животные и растения учеников класса. |
58 | Природа и мы. | Правила поведения в лесу. |
62 | Лето – природа цветет и плодоносит. | Приметы лета в городе. Сбор гербария. |
2 класс | ||
3 | Природные часы, календарь, компас. | Работа с компасом на местности. Определение местоположения достопримечательностей города относительно сторон горизонта. |
11 | Смена времен года. | Времена года в Каслинском районе. |
24 | Реки. | Реки Челябинской области и нашего края. |
26 | Озера. | Озера Челябинской области и нашего района. |
27 | Равнины. Болота и их обители. | Болота нашего края. |
28 | Горы. Вулканы и землетрясения. | Уральские горы. |
37 | Леса умеренного пояса. | Лес – легкие нашей области. Лесные обитатели наших лесов. |
40 | Хрупкая природа степей и пустынь. | Степная полоса в Челябинской области. Обитатели степей. |
43 | Горные экосистемы. | Горная зональность в Челябинской области. |
45 | Другие природные катастрофы. | Природные катастрофы в Челябинской области. |
46 | Человечество. | Народы Челябинской области. Обычаи и традиции народов нашего края. |
47 | Города и страны. | Челябинск – прошлое и настоящее. Наш город. |
61 | Моя Родина. | Челябинская область, Каслинский район – наша малая Родина: символика и традиционные праздники. |
3 класс | ||
2 | Тела и вещества. | Примеры веществ, из которых промышленные предприятия нашего города выпускают различные тела. |
6 | Где обитают живые организмы. | Места обитания живых организмов нашего района. |
8 | Живые участники круговорота веществ. | Живые представители круговорота веществ нашего района. |
13 | Экосистемы озера и болота. | Растения и животные озер и болот нашего города. |
14 | Экосистема луга. | Растения и животные луга нашей местности. |
15 | Экосистема леса. | Растения и животные леса нашей местности. |
17 | Экосистема поля. | Растения и животные поля нашей местности. |
22 | Животные большие и маленькие. | Самые, самые животные нашего района. |
25 | На суше – как дома. | Земноводные и пресмыкающиеся нашего края. |
26 | Пернатые изобретатели. | Птицы нашего города. |
28 | Осторожно: животные! | Охрана животных в нашем районе |
31 | Как нам жить. | Меры по охране природы своей местности. |
4 класс | ||
6 | Для чего и как мы дышим. | Охрана воздуха нашего края. |
10 | Почему наш организм работает слажено. | Взаимодействие всех организаций города, района. |
13 | Родители и дети. | Охрана материнства и детства в нашем районе. |
14 | Отчего мы иногда болеем. | Организации, занимающиеся охраной здоровья человека нашего района. |
19 | На службе у человека. | Животные – помощники человека в различных профессиях. |
21 | Как человек использует свойства воды. | Использование свойств воды в промышленном производстве нашего района. |
22 | Как человек использует свойства воздуха. | Использование свойств воздуха в промышленности своего края. |
24 | Горные породы и минералы. | Полезные ископаемые нашей местности. |
26 | Приручение огня. | Металлургическое производство Челябинской области. |
30 | Как нам жить. | Воздействие человека на природу. |
Краеведческий материал может быть включен в образовательный процесс по усмотрению учителя различным образом:
- как дополнительный по темам курса окружающего мира в уроки изучения новых тем,
- как дополнительный в уроки обобщения по различным темам, разделам,
- как основной материал для отдельного занятия, внеклассного мероприятия.
Использование нетрадиционных форм организации уроков (урок - путешествие, урок - экскурсия, урок - краеведческая конференция) позволяет сделать их ярким акцентом, запоминающимся звеном в краеведческой работе.
Таким образом, реализация регионального компонента по курсу «Окружающий мир» в образовательном процессе начальной школы позволяет привить школьникам уважение к природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности. Чем полнее и ярче будут детские впечатления, тем глубже будут чувства Родины, любви и преданности ей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) на период 2011 – 2015 годы
Рабочая образовательная программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе «Система Л.В.Занкова» (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) на период 2011 – 2015 годы...
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности...
Ценностные ориентации курса окружающий мир в начальной школе.
Анализ программы "Школа 2100" по окружающему миру....
Региональный компонент обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе
Презентация включает наглядный материал по Тульской области и задания для учащихся 2-4 классов.Проводятся в течении года на резервных уроках . Актуален, т.к. 2017 год объявлен Годом экологии...
Интеграция регионального компонента в изучении английского языка в начальной школе
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося его дос...
научная статья РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье актуализируется внедрение в образовательный процесс начальной школы национально-регионального компонента. Рассматриваются принципы и методы, лежащие в основе этого процесса.К...
Реализация регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе
На современном этапе образования особое внимание уделяется формированию у учащихся глубокого понимания окружающего мира, включая его региональные особенности. Одним из ключевых направлений в этом проц...