Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3 класс) на тему

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить к обучению и развитию на следующих образовательных уровнях. При этом возрастает роль учителя, который становится попутчиком ученика, соучастником открытия новых знаний и партнером в общей деятельности, а не остается сторонним наблюдателем, констатирующим неудачи своего питомца. Напротив, смысл педагогической деятельности современного творческого учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать причины своих трудностей и найти способ их преодоления.

Изучение окружающего мира отличается от изучения других предметов, прежде всего тем, что осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса  к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине. У детей формируется бережное отношение к богатствам природы и общества, навыков экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Благодаря изучению предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_pechat_-_kopiya.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тихвинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Лицей №8 »

Малинина Татьяна Евгеньевна

Педагогический стаж:19 лет

Образование: высшее

Опытно - методическая работа

     по окружающему миру

«Дидактические игры при изучении

окружающего мира в начальной школе».

ноябрь 2014


Содержание

1. Введение                                                                                       3-4 с.

2. Теоретические основы                                                          5-14 с.

3. Изучение курса «Мир вокруг нас» в начальной школе

1 класс                                                                                             14-24 с.

2 класс                                                                                             24-31 с..

3 класс                                                                                             31-35 с.

4 класс                                                                                             35-42 с.

4. Заключение                                                                                 42 с.

5. Библиография                                                                             43 с.

                                           

Введение.

Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. связывает главное преимущество высокоразвитой страны с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе  находится ключ к обеспечению  устойчивого экономического  роста страны в средней и долгосрочной перспективе. Образование, которое не сказывается  на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным.

На заседании Госсовета РФ 24 марта 2008г. была четко определена важнейшая фундаментальная задача образования – формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления общества, что является основой его социальной стабильности. Для решения этой задачи образование должно воспитывать в человеке  чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. В условиях перманентного обновления обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивая поступательное движение вперед.

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить к обучению и развитию на следующих образовательных уровнях. При этом возрастает роль учителя, который становится попутчиком ученика, соучастником открытия новых знаний и партнером в общей деятельности, а не остается сторонним наблюдателем, констатирующим неудачи своего питомца. Напротив, смысл педагогической деятельности современного творческого учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать причины своих трудностей и найти способ их преодоления.

Изучение окружающего мира отличается от изучения других предметов, прежде всего тем, что осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса  к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине. У детей формируется бережное отношение к богатствам природы и общества, навыков экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде. Благодаря изучению предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

         

            Теоретические основы.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. Еще К. Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Игра всегда одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны она дарит сиюминутную радость, с другой – всегда направлена в будущее. «Как ребенок играет, так он и будет работать», - говорил А.С.Макаренко.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают  как детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Именно при умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку –  знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра  может изменить отношение детей к тому, что порой им кажется слишком обычным, скучным. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение.  Очень важно, чтобы мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

Известный педагог С. Т. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции». В игре воспитываются: сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать  поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. И что очень важно, игра сближает взрослых и детей, помогает установить более тесный контакт.

Исследователями проверено и доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными. Введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.

Существует трехступенчатая мотивация игры: «ХОЧУ», «НАДО», «МОГУ»,   в которой  заключен основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.

Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельности:

- вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть: «Хочу играть»;

- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи «Так надо»;

- развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства: «Я могу».

В свое время Монтель точно подметил, что игры взрослых и детей – разные. Их главное отличие состоит в том, что у взрослых людей игра и труд – противоположные явления. У детей же они очень часто слиты. Между игрой и трудом нет строгой границы.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий, деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой.

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к деятельности. В ходе дидактической игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться,  ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как  неудача, а как поиск правильного ответа, решения. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность способствует успешной учебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.

Дидактические игры конструируются по-разному. В одних есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других — только некоторые составляющие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом.  В играх-упражнениях  задача  выражена явно. В дидактической игре замысел, правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все-таки играет.  Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

1) игровая деятельность - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов – познавательной мотивации, адаптации.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление.

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проведения игры;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на четыре основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольно-печатные (лото, домино, картинки);

3 – словесные игры (игры-загадки, игры-предложения).

4 -  интеллектуальные игры

Применение игр в учебном процессе при изучении курса «Мир вокруг нас» повышает интерес к изучению природы, создает эмоциональный настрой и в целом повышает активность учащихся в работе.

Дидактические игры по числу участников делятся на:

- коллективные,

- групповые,

- индивидуальные.

Курс «Зеленый дом» в 1, 2, 3, 4 классах Плешакова А.А. решает весьма важные задачи. Это - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, разностороннее развитие младших школьников, обогащение их нравственного опыта, формирование у учащихся навыков поведения в природной и социальной среде.

Ведущая направленность во всех 4-х классах - экологическая, связанная с задачей формирования бережного, ответственного отношения детей к природе.

В состав курса входят тетради на печатной основе. Они содержат веселые рисунки с постоянными действующими персонажами, заданиями для самых любознательных, игровые задания и др.  Такие тетради есть в моем классе по всему курсу.

Таким образом, в учебном комплекте А.А.Плешакова достаточно последовательно применены приемы занимательности, а в рабочих тетрадях имеет место и игровой материал.

Сейчас  рассмотрим три вида дидактических игр, которые больше всего я использую на уроках. Это настольные, словесные и интеллектуальные игры.

Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В ней присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Кроссворды и ребусы, как разновидность настольных игр, могут быть выполнены на школьной доске, на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Их я использую на интегрированных уроках, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.

Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному,  объясняя правила разгадывания.

         К словесным играм (они очень нравятся детям) можно отнести и словесные дидактические игры, сопровождаемые подачей мяча от учителя к ребенку. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть 8-10 минут, но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

Начинать проводить игры лучше с небольшой группы детей. По мере усвоения содержания и правил игры количество играющих увеличивается.

Перед проведением словесной игры учитель объясняет правила: отвечает тот, кому брошен мяч, нужно ответить и одновременно бросить мяч обратно, нельзя ронять и задерживать мяч.    

Еще большую активность у учащихся можно  наблюдать  при  использовании специальных интеллектуальных игр, которые по  своему  механизму  требуют  от учащихся активной познавательной деятельности.  Классические  примеры  таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся и  так называемые задачи «на сообразительность» - шарады,  головоломки,  вызывающие большой   интерес.   Интерес   определяется    исключительно    потребностью человеческого ума  в  упражнении.  Интерес  игры  обычно  заключает  в  себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним  можно отнести широко известные задачи-загадки.   Отгадывание  загадок  младшими  школьниками  можно  рассматривать  как процесс   творческий,   а   саму   загадку  -  как   творческую    задачу.

Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей  к  творчеству предлагает  знание  педагогом  механизмов  построения   загадок,   поскольку характер умственных операций,  которые  предстоит  совершить  отгадывающему, определяется  типом  построения   логической   задачи,   способом   шифровки загадочного предмета, явления в ней:

  • загадки, в которых  дается  описание  предмета  или  явления  путем

перечисления признаков

     1. Назовите-ка, ребятки,

          Месяц в этой вот загадке:

         Дни его - всех дней короче,

         Всех ночей длиннее ночи.   (Декабрь)

       2. Я из крошки-бочки вылез,

         Корешки пустил и вырос,

         Стал высок я и могуч,

         Не боюсь ни гроз, ни туч.

         Я кормлю свиней и белок -

         Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

     3. Хочет - прямо полетит,

         Хочет - в воздухе висит,

         Камнем падает с высот

         И в полях поет, поет.     (Жаворонок)

      4. Он высокий и пятнистый

         С длинной-длинной шеей,

         И питается он листьями -

         Листьями деревьев.   (Жираф)

  • загадки, где описание  предлагает  краткую  характеристику  предмета или явления

     1. Длинное ухо,

        Комочек пуха,

        Прыгает ловко,

        Любит морковку.  (Заяц)

     2. Он качалка и кровать,

        Хорошо на нем лежать.

        Он в саду или в лесу.

        Покачает на весу.    (Гамак)

     3. На спинке иголки

        Длинные и колкие,

       А свернется он в клубок,

       Нет ни головы, ни ног.   (Еж)

    4. Вырос в поле злой и колкий,

       Во все стороны иголки.  (Репей)

    5. Быстрый прыжок,

       Теплый пушок,

       Красный глазок.  (Кролик)

  • в описании загадки использованы метафоры

1. Много рук, а нога одна.  (Дерево)

2. Что за птицы пролетают?

    По семерке в каждой стае

    Вереницею летят,

    Не воротятся назад.   (Дни недели)

3. Он по-рабочему одет -

    Удобно, просто, ловко.

    На нем малиновый берет

    И пестрая спецовка.   (Дятел)

4. Яичко в чашечке

    С дерева свалилось

    И не разбилось.   (Желудь)

5. Белые цветочки

    Вечером расцветают,

    А утром увядают.  (Звезды)

На своих уроках я часто ввожу игры: они были разными по продолжительности, на разных этапах урока, в основном это были настольно-печатные, словесные, реже с предметами.

Когда дети соревнуются в командах, стараюсь не акцентировать внимание на победителей и побежденных, старалась  командам помогать, чтобы результаты игры приблизительно были одинаковыми.

Некоторые дидактические игры ребята изготавливают сами. Уходя на летние каникулы мои ученики получают задания – выполнить гербарий. После 1 класса оформляли гербарий хвойных и лиственных деревьев, после 2 класса – гербарий луговых трав, планирую, что после 3 класса -  гербарий лекарственных растений. Эти работы мы используем в учебной деятельности.

Изучение курса «Мир вокруг нас» в начальной школе

1 КЛАСС

В 1 классе еще не выделяются  и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и другое). Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? 

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.

На уроке по теме « Что растет на подоконнике и на клумбе?» на этапе закрепления  была проведена игра «Собери цветник».

Цели: закрепить знания о комнатных растениях. Развивать познавательную активность детей, формировать умение работать самостоятельно. Развивать интерес и любовь к природе.

Оборудование: У детей на каждой парте конверты с карточками из Приложения («Цветы») Карточки заранее вырезают дома дети вместе  с родителями и  раскладывают по темам

У. – Соберите цветник.

Дети собирают из фрагментов рисунок.

У.- Как называются эти цветы? Какие еще цветы растут на клумбе?

У.- Где вы еще видели цветники в нашем городе?

У.-А сейчас мы с вами побываем на нашем школьном участке. Узнаем цветы на клумбе.

При изучении темы «Что это за дерево?» при изучении  нового  провела  игру  «С какой ветки детки?»

У. – Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Падают с ветки

Золотые монетки.

Д. – Осенние листья.

У. -  Почему про листья сказано – золотые монетки?

Д. -  Осенью листья очень красивые, желтые.

У. – Дети, красавица-осень принесла к вам на урок много листьев, сейчас мы с вами поиграем.

Игра «С какой ветки детки?»

Цели: учить детей распознавать листья наиболее распространенных деревьев.

Оборудование: пять цветных кружков и пять листьев деревьев.

У. – У вас на партах 5 листья деревьев и 5 кружков. Рассмотрите листья и положите желтый кружок на лист березы, зеленый – на лист дуба, синий – на лист клена, коричневый – на лист осины, красный – на лист ивы.

Проводится проверка. Один ученик раскладывает кружки на листья на наборном полотне.

У. – Молодцы! Осень довольна вашей работой.

У. – А на что похожи листья клена, березы, дуба, осины, ивы?

Тема: Что общего у разных растений? (Закрепление изученного)

Игра «Не ошибись»

Цель: научить детей различать части растений.

Оборудование: 2 комплекта разрезанных карточек с изображением растений.

Класс делится на 2 команды. Каждая команда собирает из фрагментов растение, хором называет все части растений и называет растение. Учитывается время, правильность.

Тема: Кто такие птицы, рыбы, насекомые  и звери? (Закрепление изученного)

Игра «Зоологическое ассорти»

Цели: развивать у детей смекалку, эрудицию, расширять знания о животном мире.

Класс делится на 3 команды.

1 конкурс –  «Зоологическое лото».

У. - Сейчас по одному члену от команды подойдут и вытащат из мешочка по 1 жетону. Жетоны различаются по цвету. Красный цвет означает, что вы должны отгадать загадку о зверях; желтый – о насекомых, зеленый – о птицах. За правильный ответ -  1 балл. (Команды обязаны соблюдать очередность)

Он всю зиму в шубе спал,                      

Лапу бурую сосал.                                  

А, проснувшись, стал реветь                    

Этот зверь лесной… (медведь)             

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нос садится. (муха)

В овечках знает толк

Свирепый, жадный... (волк)                                             

Над цветком цветок летает,

И порхает, и порхает. (бабочка)

Словно вихрь летит, спасаясь,

От врага пугливый …(заяц)

Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)

Он по-рабочему одет

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (дятел)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистей и нежней,

Кто же это? (соловей)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый… (воробей)

У. - Молодцы, загадки вы отгадывать умеете.

2 конкурс – «Чей домик?».

У. – А сейчас посмотрим, насколько хорошо команды знают, где какое животное живет. Я называю животное,  а вы называете домик животного. За правильный ответ – 1 балл.

Собака - …, корова - …, лошадь - …, медведь - …, мышь - …, пчела - …,

У. – Молодцы!

3 конкурс – «Кто летит».

Описание конкурса: Учитель говорит: «Голубь летит» и поднимает вверх указательный палец, все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых (воробей летит, пчела летит и т.д.) и каждый поднимает палец. Неожиданно учитель говорит: «Корова летит» или «Стол летит». В таких случаях палец поднимать не надо. Тот, кто ошибся,  выбывает из игры. Побеждают самые внимательные. Внимательный приносит своей команде 1 балл.

Подведение итогов игры.

Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») – это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью человека.

Тема: Как живут растения и животные? (Проверка знаний)

Игра «Кто что строит?»

Цели: Расширить представление детей о жизни животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: перфокарты с изображением животных и их жилища.

Дети работают индивидуально на своих перфокартах и заселяют животных в свои домики. Один ученик работает у доски. Проверка.

У. – У какого животного домик – хатка?

Д. – У бобра.

У. – Кто живет в норке?

Д. – Мышка.

У. – Какое жилище строит себе медведь?

Д. – Берлогу.

У. – Белка в каком домике живет?

Д. – В дупле.

У. – А еще, ребята, белка  строит жилище, которое называется гайно.

У. – А как называется домик у птиц?

Д. – Гнездо.

У. – А грачи строят себе грачевники. А если мы с вами построим домик для птиц, то он будет называться скворечник. Такие домики люди строят для птиц весной, когда они возвращаются к нам из дальних стран. Птицы – наши друзья, мы должны помогать им.

У. – Вот какие домики бывают у животных.

На этом же уроке  проводилась игра «Потерялись малыши»

Цель: закрепить название детенышей у животных, воспитывать бережное отношение к природе.

Класс делится на 2 команды.

Оборудование: 2 комплекта кубиков «Наши малыши».

У. – Сейчас, ребята, я буду читать каждой команде по очереди загадку, а вы должны будете составить из кубиков отгадку. Учитывается время выполнения работы и правильность.

1 загадка

Жеребенок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший –

Не догонит мама-… (лошадь)

2 загадка

Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крылом нашла … (гусыня)

3 загадка

Верблюжонок у ворот

Маму жалобно зовет,
Не бойся – не заблудится,
Придет домой …
(верблюдица)

4 загадка

Что стряслось у индюшат?

Почему они спешат?

У сарая, за кадушкой,

Червяка нашла … (индюшка)

5 загадка

- Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда

Ваша мама-… (утка)

6 загадка

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться

Мама ослика - … (ослица)

У. -  Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, помогли малышам найти своих мам.

У. – Итак, как же зовут малышей у лошади, у  гусыни, у верблюдицы, у  индюшки, у утки, у ослицы?

Тема: Как птицы зимуют? (Изучение нового)

Игра-путешествие в зимний лес.

Цели: формировать знания о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родным лесам, всему живому.

Оборудование: большая картина зимнего леса, изображения птиц.

У. – Дети, сегодня мы с вами  вместе с Дедом Морозом отправляемся в удивительное путешествие по зимнему лесу. Красив лес зимой! Лес полон диковинок. Хочешь увидеть – поторопись.

У. – Ребята, посмотрите: кто-то побывал у Деда Мороза в гостях и оставил только следы. Как вы думаете, кто здесь был?

Д. -  Это следы птиц.

У. – Правильно. Это птицы были в гостях.  Посмотрите на картину зимнего леса, перечислите зимующих птиц.

У. – А еще Дед Мороз приготовил для вас загадки о птицах, которые радуют его в зимнем лесу и   вы должны  найти эту птичку в комплекте птиц.

1 загадка

Чернокрылый,  красногрудый,             В серой шубке перовой

И зимой найдет приют:                         И в морозы он герой,

Не боится он простуды –                      Скачет, на лету резвится,

С первым снегом                                   Не орел, а все же птица.

Тут как тут!

Спинкою зеленовата,                           Он в своей лесной палате              

Животиком желтовата,                        Носит пестренький халатик,

Черненькая шапочка                            Он деревья лечит,

И полоска шарфика.                             Постучит – и легче.

То вверх бежит по ели,                        Свирири, свирири-что за чудеса?                                                               Серебристо-нежно льются птичьи      В красненьком беретике                                                   А то вниз головой                                 С рыжим хохолком.

Заглянет во все щели-                           В опереньи праздничном

Ух,  какой!                                              С зимним холодком.

У. – Итак,  ребята, покажите еще раз свиристель, дятла, воробья, снегиря, поползня, синицу.

У. – Молодцы! Вы хорошо знаете зимующих птиц. Ребята, птицам голодно зимой. А мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям?

Д. – Надо птиц зимой подкармливать семечками, крошками  белого хлеба, несоленым салом. Все это можно положить в кормушку.

У. – А кто сделал дома вместе с родителями кормушки для птиц?

У. – Молодцы! Вы очень порадовали Деда Мороза.

А теперь еще одно задание приготовил вам  Дед Мороз. В  Рабочих тетрадях  вы  самостоятельно должны соединить изображение птицы и название.

Кто же удивит Деда Мороза своими знаниями?

Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представление детей о пространстве и времени.

Тема: Когда придет суббота? (Изучение нового)

Игра « По порядку становись!»

Цели: формировать представление о времени, систематизировать знания о днях недели и их последовательности.

Оборудование: вырезанные карточки с названием дней недели из Приложения Рабочей тетради.

У.– Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Что за птицы прилетают?

По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

Д.-  Дни недели.

У. – А какие дни недели вы знаете?

У. – А сейчас, ребята, давайте разучим стихотворение с движениями.

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, в воскресенье –

Целый день я отдыхал.

У. – А кто теперь сможет повторить все дни недели по порядку?

У. – А сейчас у вас будет сложное задание. Вы должны наклеить карточки с названием дней недели по порядку.(дети работают в Рабочих тетрадях) Проверка.

У. – Какой сегодня день недели? Раскрасьте карточку с названием красным цветом.

У. – Какой день был вчера? Раскрасьте синим цветом.

У. – Какой день будет завтра? Раскрасьте  зеленым  цветом.

У. – Назовите по порядку все дни недели.

 

Тема «Где живут белые медведи» (Изучение нового).

Игра-путешествие.

Цели: познакомить с суровыми условиями Арктики, расширять знания детей о животных Арктики.

Оборудование: большая картина Севера, изображения белых медведей, моржей, тюленей.

У. – Ребята, у меня в руках цветик - семицветик. Давайте оторвем лепесток, загадаем желание и хором скажем:

Лети, лети  лепесток

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

 Быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы мы всем классом оказались на Севере.

У. – А как мы должны быть одеты здесь?

Д. – Очень-очень тепло. Теплые куртки и пальто, шапки, варежки, теплая обувь.

У. – С давних времен привлекала Арктика людей. К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности ее природа. Посмотрите на таблицу, ребята. Кто это?

Д. – Это белый медведь.

У. – Да,  это белый медведь – хозяин Арктики.

Какой он?

Д. – У него  белая, густая, длинная, пушистая шерсть, широкие лапы.

У. – Правильно. Все это ему нужно для жизни на севере. А чем питается белый медведь?

Д. – Рыбой.

У. – Правильно, но иногда может полакомиться и тюленем. Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей белых медведей.

У. – Ребята, а как вы думаете,  когда у медведицы рождаются медвежата?

Д. – Когда тепло в Арктике.

У. – Представляете, крошечные медвежата рождаются в разгар зимы. В снежной берлоге малышам не страшен мороз и ветер. Мама кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

У. – А каких медведей вы еще знаете? Чем они питаются?

Д. – Есть еще бурые медведи. Они питаются  ягодами, медом, корешками растений.

У. – Чем отличается белый медведь от бурого?

Д. – Белый медведь по размеру больше, а бурый меньше.

У. – А еще чем?

Д. – Они по-разному питаются.

У. – Правильно. Молодцы! Наше путешествие подошло к концу, а жаль, но мы к нему будем возвращаться еще не раз. Будем надеяться, что мы сохраним этих удивительных белых медведей на далеком севере.  А сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в нашем классе.

Четвертый круг (тема «Почему и зачем?») – обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла человеческой деятельности.

Тема «Почему их так назвали» (Изучение нового).

Игра «Что ты знаешь про меня?»

Цели: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений и их особенностями, расширять знания детей о растениях.

Оборудование: картинки с изображением растений, гербарий.

У. – Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, а загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит,  в лес иди,  отгадку ищи. Пока ищешь - две новых загадки найдешь. И пошло – поехало – конца не видно.

У. – Ребята, будем искать в лесу загадки и разгадывать их?

Учитель просит рассмотреть рисунок на странице учебника.

У. – Ребята, как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели?

Д. – Растения.

У. – Да, это растения с очень интересными названиями.

1 загадка

Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног?

У. – Почему это растение так назвали?

Д. – Оно растет рядом с дорогой.

У. -  Правильно. Подорожник так назвали, потому что он растет «по дорогам», вдоль дорог. А что вы про это растение еще знаете?

Д. – Его прикладывают к ранам.

У. – Совершенно верно, это лекарственное растение. Натер ногу или оцарапал руку, приложи листок подорожника к больному месту, и скоро все заживет. Но обязательно листок должен быть чистым.

2 загадка

Он желтым цветком распускается,

А после цветения сдувается.

У. – Почему это растение так назвали?

Д. -  На него можно дуть.

У. – Одуванчик назван так, потому что когда отцветет цветок, он легко сдувается. Одуванчик – это тоже лекарственное растение, из листьев одуванчика готовят салаты.

3 загадка

Голубой бубенчик

На лугу стоит.

И под песню ветра

Весело звенит.

У. – А почему это растение так назвали?

Д. -  Он звенит.

У. -  Да, ребята, он похож на настоящий колокольчик, если прислушаться, то можно услышать его звон.

Оказывается, колокольчик служит гостиницей для мошек и букашек. Спрячется солнышко за тучками – наклонит он свою головку и становится похож на крохотный шалашик. А выглянет на следующее утро солнышко – колокольчик опять голову поднимет, выпустит мошек на волю.

У. – Вот сколько интересного мы сегодня узнали. А теперь попробуйте в гербариях найти растения с интересными названиями.

Тема «Почему нужно есть много овощей и фруктов» (Закрепление)

Игра «Дачное сражение»

Цели: систематизировать и расширять знания детей об овощах и фруктах, познакомить  с витаминами, раскрыть их значение для человека.

Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов.

У. – Дача – это место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, ягоды, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны и до поздней осени. И каждый может найти себе на даче занятие по душе!

Класс делится  на 2 команды.

1 задание:

Команда №1 отбирает овощи для винегрета.

Команда №2 отбирает фрукты для компота.

Учитывается правильность и время.

У. -  Молодцы! Это сражение вы с честью выдержали.

2 задание

 У. - Вы работаете в Рабочей тетради: раскрашиваете овощи и фрукты. Команда №1 фрукты, команда №2 – овощи.

3 задание

У. – Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды. А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву. (команды получают карточки)

Карточка:

Слава - …, река - …, грех, - ..., луч - …, порох - …,

машина - …

У. – Молодцы! Дачное сражение вы все выдержали.  А кто любит есть овощи и фрукты?

У. – А теперь попробуйте ответить на вопрос: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Д. – Они полезные, в них много витаминов.

У. – Правильно. В них много витаминов и полезных веществ. Без витаминов человек болеет.

У. – Давайте познакомимся с братьями-витаминами!

(работа по странице учебника).

У. – В зеленой одежде -  витамин А, в синей одежде – витамин В, в красной одежде – витамин С.

У. – Что лежит в корзине у витамина А?

Д. – Морковь, капуста, помидоры.

У. – Почему в его корзине только эти овощи?

Д. – В них содержится витамин А.

У. – Что в корзине у витамина В?  Почему?

Д. – Свекла, яблоки, репа. В них есть витамин В.

У. – Что в корзинке у витамина С? Почему?

Д. – Черная и красная смородина, лук. В них есть витамин С.

У. – А для чего нужны витамины? Это мы узнаем из статьи учебника. Прочитаем.

У. – Итак, для чего нужны витамины группы А?

Д. – Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.

У. – Для чего нужны витамины группы В?

Д. – Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не плакать по пустякам.

У. – Для чего  нужны витамины группы С?

Д. – Чтобы реже простужаться, быть бодрым.

У.– А что будет с человеком, если он будет употреблять в пищу только  витамины одной группы?

Д. – Ему не будет хватать других витаминов.

У.– Правильно. Надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины.

2 КЛАСС

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для  2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и другое. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами  (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения.  Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде.

Тема «В гости к осени» (Объяснение нового)

Цели: дать учащимся представления о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, их связь с неживой природой.

Игра: «Гуси-лебеди на новый лад»

Оборудование: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

У. –  Иллюстрации  к какой сказке вы  видите?

Д. -  К сказке «Гуси-лебеди».

У. – Нам нужно помочь девочке. Ведь гуси-лебеди унесут братца в темные леса. Для этого нам нужно с вами ответить на следующий вопрос.

У.- Что происходит в неживой природе с наступлением осени?

Д. - Стало холодно на улице, идут дожди, дуют холодные ветры.

У. - Ребята, пока мы с вами разговаривали, гуси-лебеди  унесли братца в темный лес к Бабе Яге. Мы сможем сестрице вернуть братца, если ответим на такой вопрос.

У. – Как повлияли изменения в неживой природе на мир растений?

Д. – Низкая температура воздуха, частые дожди повлияли на растения. У них сначала изменилась окраска листьев, затем начался листопад, а травы завяли.

У. – Молодцы, ребята, пока мы отвлекали Бабу Ягу своими ответами, сестрица с братцем смогли  бежать от нее. Но послала в погоню своих верных друзей-лебедей.

Они вот-вот настигнут беглецов. Впереди молочная река. Она укроет детей под кисельные берега, если вы правильно ответите на другой вопрос.

У. – Как повлияли изменения в неживой природе на мир животных?

Д.- Травы завяли – насекомых стало меньше, а концу осени они исчезнут совсем. Птицы из-за отсутствия насекомых , трав  готовятся к отлету.

У. – Дети, вы хорошо ответили. Спрятала речка под кисельные берега детей. Пролетели гуси-лебеди, а дети опять побежали. Гуси-лебеди увидели их и воротились, летят навстречу. Вот-вот вырвут братца. Впереди стоит яблоня. Она укроет детей, если вы ответите еще на один вопрос.

У. – Как готовятся медведь, еж, белка к зиме?

Д. – Медведь накапливает жир к осени и ложится в берлогу спать до весны. Белочка заготавливает орехи, ягоды, грибы на зиму.

У. – Хорошо ответили. Яблоня заслонила ветвями, прикрыла детей листьями. Гуси-лебеди пролетели мимо, а дети опять принялись бежать. Вот дом совсем рядом, но нет, не успею они добежать. Гуси-лебеди уже заметили их, загоготали, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки: «Печка, печка, спрячь нас!» Печка спрячет их, если вы сейчас выполните задание в Рабочих тетрадях.

(Дети выполняют задание)

У. –. Печка спрятала детей, Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали и ни с чем улетели.

Вот и закончилась эта удивительная сказка.

При изучении темы «Домашние животные» использовала на уроке кроссворд  «Домашние животные».

Цель: расширить знания детей о домашних животных, развивать внимание, логическое мышление, расширять кругозор.

Впиши в кроссворд названия домашних животных.

Взаимопроверка.

В качестве другой содержательной линии  курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. Раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду.

Тема «Все профессии важны» (Изучение нового)

Игра: «Ярмарка профессий»

Цель: обогатить знания детей о различных профессиях.

Класс делится на 4 группы  - 4 биржи труда. Вы сейчас работники бирж.

У. – Какие профессии вы знаете?

Д. – Воспитатель, продавец, бухгалтер.

У. – Хорошо. А сейчас давайте вспомним отрасли экономики?

Д. – Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.

У. – Молодцы. А теперь каждая группа получает задание: собрать из букв – название профессии и определить,  к какой отрасли экономики эта профессия относится.

( ТЕСАЛВРА – сталевар,  ЗТХООЕИН – зоотехник, КНТРОЁОЛР – контролер,  КМНЩАЕИК – каменщик)

У. – Молодцы, биржи! Хорошо поработали. И еще одно задание получают биржи: по зачитанному  описанию определить  что это за профессия:

1). Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди множества  книжек самую  интересную? Тебе поможет выбрать книгу этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или  веселые стихи? И подведет тебя к полке, где лежат эти замечательные книжки. (Библиотекарь.)

2). Заболел щенок. Еще вчера он звонко лаял и грыз папины шлепанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных.  Он внимательно осмотрит больного малыша, потрогает нос, пощупает живот,  даст лекарства. (Ветеринар.)

3).Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые.

Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно реки и морей. И, конечно, они спасают людей и корабли, которые потерпели  крушение. (Водолаз.)

4). Кажется, что лес растет сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Он знает,  какие звери и птицы живут здесь. (Лесник.)

У. – Молодцы, работники  бирж, вы хорошо знаете все профессии.

Тема «В гости к зиме» (Закрепление изученного)

Игра «Кто лишний»

Разгадай  ребусы и найди «лишнюю» птицу.

Цели: закрепить знания о зимующих птицах, расширять кругозор.

                                 

У. – Какие слова у вас получились?

Д. – Ворон, аист, дятел.

 У. - Молодцы! А какое название птицы лишнее и почему?

Д. – Лишним будет слово – аист, потому, что аист – перелетная птица.

При изучении темы «В гости к зиме» на этапе закрепления использовала кроссворд.

Цель: закрепить знания детей о зимних изменениях в природе.

1. Большие кучи снега, оставшиеся после  метели. Что это?

2. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?

3. Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев. Что это?

4.  Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега, Становится очень скользко. Что это?

5.  Сильная метель со снегом и ветром называется снежная … .

    Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование  соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено  обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми.

Тема: «Очень подозрительный тип» (Закрепление изученного)

Цели: закрепить знания детей по правилам поведения на улице, развивать мышление, воображение в процессе игры.

Игра «Крестики-нолики»

Оборудование: Квадрат, который разделен на  маленькие квадратики в три ряда и в три столбца. На каждый маленький квадратик с помощью магнитов прикреплены карточки с вопросами таким образом, чтобы участники не могли их прочитать.

Класс делится на две команды, «Крестики» и «Нолики», представитель от команды по очереди берет карточку с вопросом. Если команда ответила правильно на вопрос, то в клеточке, где был вопрос, ставится знак своей команды, неправильно – знак соперника.

Вопросы для игрового поля:

  1. Ты дома один. Раздается звонок в дверь. В дверной глазок ты видишь, что перед дверью стоит незнакомый человек. На вопрос: «Кто там?» последовал ответ: «Откройте милиция». Как ты поступишь?
  2. Ты дома один. Что следует ответить на телефонный звонок с вопросом, дома ли родители?
  3. На улице к тебе обратился незнакомый человек и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?
  4. За час до прихода родителей с работы вы пошли с ребятами играть в футбол. Родители об этом не знают. Ваша квартира на первом этаже. Что вы сделаете перед тем, как уйти играть в футбол?
  5. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съемки «Ералаша»?
  6. Если незнакомый тебе человек взял тебя за руку и пытается увести с собой,  что ты будешь делать?
  7. Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она твоя тетя. Что ты ей ответишь?
  8. 8. Если тебе предлагают поиграть во взрослые игры на деньги, как ты поступишь?
  9. Если к тебе на улице обратился незнакомый человек, как ты с ним будешь разговаривать?

Такую игру можно проводить на многих уроках. Детям нравится.

Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей.

Тема «Правила вежливости» (Повторение  изученного)

Игра «Ежели  вы вежливы»

Цели: учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях друг с другом,  использовать основные формы приветствия, просьбы.

Оборудование: мяч.

У. – Ребята, сейчас мы с вами поиграем в мяч, но это вежливый мячик. Я буду кидать кому-то из вас мяч со словами: «Я знаю 5 волшебных слов -  приветствий», «Я знаю 3 волшебных слова – просьбы», «Я знаю 3 слова – благодарности», у кого мячик окажется, тот перечисляет  волшебные слова.

У. – Молодцы, ребята. Вы много волшебных слов знаете.  

У. – И еще одна игра. Я буду читать  рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините,  пожалуйста).

 У. -   Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их чаще.

      Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений: о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображению, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле.

Перечисленные аспекты содержания  выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

Кроссворды к теме «Растения сада и огорода»         я использовала на уроке.

Цель: закрепить знания детей о многообразии овощей, ягод, фруктов.

Впиши в кроссворд названия овощей, ягод, фруктов. В выделенных
клетках прочитай пословицу.
        

А такой кроссворд я использовала на уроке «В гости к весне»

Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, обогащать словарный запас, развивать внимание, мышление.

  1. Крупная черная перелетная птица. Кто это?
  2. При повышении температуры воздуха до и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется...
  3. На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет» капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют...        !

4.. Лужицы талой воды подтачивают снег. Текущие по склонам небольшие журчащие потоки воды называют...

  1. Первое движение сока весной начинается у клена. У какого еще дерева хорошо заметно сокодвижение?
  2. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют...
  3. Весной ветки деревьев и кустов становятся зелеными. Зеленые пластинки называются...

Взаимопроверка.

3 КЛАСС

При изучении курса продолжается формирование знаний  о предметах и явлениях природы, одновременно раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах. Изучение курса способствует у детей убеждения в необходимости охраны природы,  как в своем крае, так и в стране, на всей планете.

В 3 и 4 классах больше ввожу разгадывание ребусов, кроссвордов.  Ребятам такие задания нравятся, иногда при выполнении таких заданий присутствуют элементы соревнования.

Тема «В царстве грибов» (Закрепление изученного)

Игра: «Лучший грибник класса».

Цели: расширять знания детей  о грибах, учить бережному отношению к природе.

Оборудование: 2  одинаковых комплекта картинок с изображением грибов.

Класс делится на 2 команды.

У. – Ребята, вы сейчас прочитаете стихотворение Зои Александровой и выберете из комплекта те картинки с изображением грибов, с которыми встретитесь в тексте стихотворения.

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело,

Значит, здесь семья маслят

Или рыжики стоят.

А под елкой, а под елкой

Кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень

Боровик укрылся в тень.

А веселые ребята —

Тонконогие опята —

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес.

У. - Посмотрим, кто же был самый внимательный.

Молодцы, справились с заданием.

 

Тема: «Экологическая безопасность» (Закрепление изученного)

Игра «Исправь ошибку».

Цели:  учить применять знания о природе в новой ситуации, развивать речь, мышление, обогащать словарный запас, воспитывать экологическую культуру школьника.

Оборудование:  индивидуальные карточки с рассказами.

У. – Ребята, перед вами рассказ «Воскресенье в лесу».  Этот текст с экологическими ошибками, вы внимательно читаете и находите их в тексте.

Воскресенье в лесу

 За неделю только и было разговоров в классе, что о  будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

У. – Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Тема: «Наше питание» (Закрепление пройденного)

Игра «Отгадаешь – узнаешь»

Цель: закрепить знания детей о необходимых организму питательных веществах.

Оборудование: индивидуальные карточки.

У.- Какие питательные вещества получает человек с пищей?

Д. -  Это белки, жиры, углеводы и витамины.

У. -  В каких продуктах содержатся эти вещества?

У. - На доске вы видите схему веществ и продуктов питания.

белки

жиры

углеводы

витамины

молоко

сливочное масло

хлеб

яйцо

растительное масло

крупы

творог

сметана

картофель

рыба

сало

макароны

мясо

орехи

горох

У. - А вот где содержатся витамины, вы узнаете сами, отгадав загадки:

ЗАГАДКИ:

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста)

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я ... (свёкла)

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут их? … (огурцы)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки… (яблоко)

У. – Молодцы, ребята, отгадали загадки. теперь вы знаете, где содержатся витамины.

У. – Где содержится много витаминов?

Д. – Много витаминов содержится в овощах, фруктах, ягодах.

При изучении темы « Разнообразие животных» использовала кроссворд

 «Насекомые »

Цель: расширить знания детей о насекомых.

У. - Отгадай загадки про насекомых, отгадки впиши в кроссворд. (после отгадывания каждой загадки – отгадки записывают).

По горизонтали:

5.        На миру живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

6.        Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза)

7.        Нос долог, голос тонок.

Кто его убьет, тот кровь свою прольет. (Комар)

По вертикали:        

1.        Кто за печкою живет,

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

  1. Пестренькие платьица

                      Присели на листок.

      Тронь — и вновь закружится

       Порхающий цветок. (Бабочка)

3.     В лесу у пня

       Суета, беготня:

       Народ рабочий

Весь день хлопочет. (Муравей)

4.        Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

У. – Молодцы, ребята! Загадки вы умеете отгадывать.

4 КЛАСС

В 4 классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси,  о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся  с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Далее дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в  них.

На уроках в 4 классе планирую больше давать развивающих заданий, а по окончанию двух больших тем « Природные зоны» и «Земля и человечество» провести уроки КВН. Предлагаю одну из них.

Тема «Пояса Земли» (Проверка домашнего задания)

Игра  «Штурманы и географы»

Цель: закрепить знания о частях света, развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: атласы,  карта полушарий, линейки.

Игра проводится в парах.

Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку, записывает направление полета. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.

Тема  « Когда и где. История – путешествие вглубь времен» (Проверка домашнего задания)

Игра «Мир глазами  историка»

Цель: закрепить знания детей о историческом прошлом своего края.

У. – А сейчас нас ждет игра.

     Чтобы интеллектуалом стать,

      Надо обо многом знать.

Класс делится на 3 команды.

1 тур. История на улицах нашего города.

У. – Назовите исторические памятники нашего города (побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник города)

2 тур. В историческом музее.

Конкурс сочинений, написанных дома. Дети выбирают лучшее сочинение от каждой команды.

Тема. Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Цели: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога; развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ        ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ        ЭКОЛОГИ

- Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки и экологи.

На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе  табличка с названием группы.

 I этап «Разгадай кроссворд - найди ключевое слово»

Решив кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающая то, чем является мир с точки зрения этой группы.

 Вопросы к кроссворду: 1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце - это ... . 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета-кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

(Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Нептун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово - ВСЕЛЕННАЯ.)

Вопросы к кроссворду: 1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2. Самый маленький материк. 3. Изображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живем. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.

  1. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
  2. Самый большой по площади материк.

(Ответы: 1. Полюс.

2. Австралия.

3. Карта.

4. Умеренный.

5. Меридиан.

 6. Экватор.

7. Евразия.

Ключевое слово: ПЛАНЕТА.)

Кроссворд для историков

Вопросы к кроссворду: 1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. .V Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа - это .... 5. Десять веков. 6. Счет лет называется .... 7. Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

(Ответы: 1. Летопись.

2. Архив.

3. Историк.

4. Наша эра.

5. Тысячелетие.

6. Летоисчисление.

7.Археология.

Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.)

Кроссворд для экологов

Вопросы к кроссворду: 1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России - озеро ... . 3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное  ... .4. Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит ... нашей планеты. 8. Московский ... - Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

(Ответы: 1. Гринпис.

2. Байкал.

3. Наследие.

4. Серенгети.

5. Экология.

6. Красная книга.

    7. Будущее.

8. Кремль.

    9. Мавзолей.

Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.)

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда группы называют ключевые слова.

   -        Окружающий нас мир - это Вселенная, планета, прошлое, на -
стоящее.
        

II этап «Практическая работа»        

   Астрономы собирают модель Солнечной системы.        

Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения

планет, Солнце.        

-        Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.        

Географы собирают карту полушарий.        
Материал: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры

материков.        

-        Узнайте и подпишите материки и океаны.        
Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.
Экологи работают с картой мира.        
Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного I

наследия, скотч, ножницы.        

-        Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.
Группы работают одновременно. После окончания работы группы рас
сказывают, какую работу они выполнили.

Вопросы к астрономам:

-        Что входит в состав Солнечной системы? (Солнце и планеты.)

-        Какое у них общее название? (Небесные тела.)
Вопросы к географам:

-        Какую работу выполнила вторая группа? (Собрали карту полу-
шарий.)
        

-        Что изображает карта? (Материки, океаны, поверхность Земли.)
Вопросы к историкам:        

  • Почему вы выбрали эти предметы? (Этими предметами пользовались в старину. Это лапти, лучина, керосиновая лампа, ключ от амбара и т.д.)        
  • Как с точки зрения историков называются эти вещи? (Исторические источники.)

Вопросы к экологам:

  • Какую работу выполнили вы? (Расположили на карте мира объекты Всемирного наследия. Большой каньон - объект Всемирного наследия в Северной Америке и т.д.)
  • Что объединяет все эти достопримечательности? (Все они из Списка Всемирного наследия.)
  • Сделаем вывод: что же такое окружающий мир? (Окружающий мир - это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие.)
  • Что еще вы бы добавили к данному высказыванию? (Это растительный и животный мир и т.д.)

ΙΙΙ этап - тест «Земля и человечество»

  • Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.
  • Учащимся раздаются карточки с тестом.

I тест «Земля и человечество»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы
и Вселенную в целом, называется ...

а) экология                 б) география

в) астрономии                  г) история

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...

а)        Юрий Гагарин;

б)        Нил Армстронг;

в)        Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:

а)  глобус;
б) географическая карта.

4. Какое из данных созвездий - Большой Пес?

5.        Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...

а)        полярный;

б)        тропический;

в)        умеренный.

6.        Ценные находки старины хранятся ...

а)        в архивах;

б)        в музеях.

7.        В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в Рос
сии. Какой это век?

а) XVII век;        б) XVIII век;

в) XIX век;        г) XX век.

8.        «Легкими нашей планеты» называют...

а)        хвойные леса;

б)        тропические леса;

в)        широколиственные леса.

9.        Эмблему «Большая панда» имеет ...

а) Гринпис;

б) Всемирный фонд дикой природы.

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это ...
а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

IV этап - Словарный диктант «Термины»

  • Наука, изучающая небесные тела. (Астрономия.)
  • Наука, изучающая прошлое. (История.)
  • Хранилище документов. (Архив.)
  • Специалист, изучающий астрономию. (Астроном.)
  • Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. (Археология.)
  • Запись событий год за годом. (Летопись.)
  • Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки. (Археолог.)
  • Старинные сооружения, древняя рукопись, старая монета, печать все это ... (Исторические источники.)

III. Подведение итогов игры

  • Что является для человечества домом? (Планета Земля.)
  • Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает, и беречь это.)

Оценивается работа каждого игрока. Определяется команда-победительница. Проводится награждение.

Тема «Лес и человек» (Проверка знаний и умений)

Блиц-турнир «Я знаю лес»

Цели: расширять знания детей о лесе, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе.

- Какой лес мы называем тайгой?

- Назови дерево высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

- Какое особое отличие  есть у лиственницы?

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

- Какое дерево является символом России?

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

-  Плодами какого дерева являются желуди?

- У какого животного пять черных полос на спине?

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат

Заключение

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре  дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

         В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение.

                                   

Библиография

М. А. Бесова «В школе и на отдыхе» Ярославль «Академия развития» 1997 г.

 Н. Т. Брыкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» «ВАКО» Москва 2004 г.

О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс Москва «ВАКО» 2006 г

 О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО» 2007 г

Журнал «Начальная школа» №3 2002 г.

Журнал «Начальная школа» №11 2004 г.

Журнал «Начальная школа» №8 2008 г.

А. Т. Зверев «Экологические игры» Москва «Дом педагогики», 2003 г.

О.В. Казакова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс Москва «ВАКО» 2005 г .

А. А. Митина  «Творческая мастерская учителя «Окружающий мир» Волгоград

Развивающие игры для младших школьников Ярославль «Академия развития» 1998 г.

 Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра, и природоведение» Ярославль «Академия развития» 1998 г.

Е. П. Фефилова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс Москва «ВАКО» 2007 г.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Москва «Первое сентября»  «Чистые пруды» 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.

Особенности использования дидактических игр на уроках математики....

Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода

В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентир...

Дидактические игры по ПДД для учащихся начальной школы

Дети младшего школьного возраста лучше всего усвоят правила ПДД в игровой форме....