Статья "ИНТЕГРАЦИЯ КУРСОВ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья

В современной образовательной среде наблюдается противоречие между объективно существующей потребностью в создании педагогических условий для формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников в образовательном процессе и недостаточной разработанностью его теоретико-технологического обеспечения для широкого использования в современной педагогической практике.

 Поиск разрешения данного противоречия видится в создании соответствующих организационно-педагогических условий. Действенным механизмом реализации идеи формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников в учебной деятельности может стать освоение курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуля ОПК) на основе интеграции ценностно-мировоззренческого компонента осваиваемого учебного содержания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sologubova.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ КУРСОВ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сологубова Н.Б.,

учитель начальных классов,

                                                                                      МАОУ «Лицей №29», г. Тамбов

natalijasologubova@rambler.ru

Современная стратегия развития российской школы меняется: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

По мнению исследователей, именно в младшем школьном возрасте происходит самоопределение ребенка в мире нравственных ценностей, становление системы нравственных смыслов. Сензитивность данного возраста к усвоению нравственно-этических норм и правил обусловлена также появлением у младшего школьника ряда новообразований: возникновение внутренних этических инстанций, способности «соподчинения» своих желаний нравственным побуждениям, произвольности (становление воли), основ личностной рефлексии и анализа. В этом возрасте происходит расширение круга общения ребенка, при этом требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами [2].

В связи с этим особенно важной задача формирования нравственно-этических ориентаций является для учителя начальных классов. Организация педагогической деятельности в рамках реализации образовательного стандарта начального образования сегодня ориентирована на достижение национального воспитательного идеала (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3]).

Вместе с тем, в современной образовательной среде наблюдается противоречие между объективно существующей потребностью в создании педагогических условий для формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников в образовательном процессе и недостаточной разработанностью его теоретико-технологического обеспечения для широкого использования в современной педагогической практике.

 Поиск разрешения данного противоречия видится в создании соответствующих организационно-педагогических условий. Действенным механизмом реализации идеи формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников в учебной деятельности может стать освоение курсов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики» (модуля ОПК) на основе интеграции ценностно-мировоззренческого компонента осваиваемого учебного содержания.

 В школьном обучении понятие «интеграция» рассматривается как объединение разных частей в единое целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала разных предметов. При интеграции появляется возможность выйти за рамки одного учебного предмета, наглядно, в действии показать существующие взаимосвязи объектов и явлений окружающего мира. Кроме того, процесс интеграции имеет общую гуманистическую основу, так как современный человек стремится понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Одним из самых существенных результатов интегрирования курсов, на наш взгляд, является единство в формировании у школьников нравственно-этических ориентаций.  

Интегральными установками в формировании нравственно-этических ориентаций младших школьников при освоении предметов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль ОПК) являются:

- ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры народов, развитие толерантности;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Интеграция курсов окружающий мир и ОПК осуществляется, на мой взгляд, через единство требований к результатам обучения, содержание и методологию.

В Примерной основной образовательной программе начального общего в разделе «Личностные результаты обучения» прописаны следующие требования:

ОРКСЭ

Окружающий мир

понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; —формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; —понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни

готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться

понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям

освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда

Есть совпадения даже в предметных результатах,

ОПК

Окружающий мир

раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов се отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей

выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традициям;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

Содержательная интеграция курсов осуществляется через такие темы( из Примерной основной образовательной программы):

ОПК

Окружающий мир

Россия — наша Родина.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Православный храм и другие святыни.

Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

Святыни Москвы — святыни России.

Святыни городов России.

Символы России.

Героические страницы истории России

Христианская семья и её ценности.

Семейные ценности и традиции.

Отношение к труду

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России

Православный календарь. Праздники.

Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),

Уникальные памятники культуры России, родного края.

Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

Введение культурологического компонента в предмет «Окружающий мир» позволяет учителям начальных классов, начиная с первого года обучения, проводить подготовительную работу к изучению предмета  ОПК. Учебники «Окружающего мира» авторов Плешакова А.А. и Новицкой М.Ю серии «Перспектива» представляет для этого большие возможности. Так, уже  в 1 классе при изучении темы «Символы России»  дети рассматривают герб и получают первые сведения о том, кто такие святые, о Георгии Победоносце, изучая историю книги, знакомятся со создателями славянской азбуки- святыми Кириллом и Мефодием, начинают знакомиться с устройством православного Храма.

Во втором классе добавляется ещё один связующий курсы элемент рубрика «Народный календарь». При изучении сезонных изменений в природе дети узнают о народных традициях праздников Покрова Богородицы, Дня Параскевы пятницы, Рождеством часть, Сретением, Днем памяти Сорока мучеников, Благовещением, Троицей, днем Георгия Победоносца, Днем Петра и Павла, Ильи пророка, Спасами и другими; Святыми Димитрием Солунским, святым Наумом, Святителем Николаем, получают первоначальные сведения о религии, христианстве, Библии.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника для 2 класса даёт возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных.

На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты и мероприятия, предлагаемые в рубрике «За страницами учебника». Например, в учебнике для 2 класса: «Проведите один или несколько весенних и летних праздников по обычаям народов вашего края» (завершение раздела «Весна и лето»).  Мы проводили с детьми праздник птиц «Сороки», 22 марта. На празднике углубляли сведения о птицах родного края и говорили о православном празднике Сорока мучеников и закончили его чаепитием с булочками в форме птичек.

Готовясь к различным календарным праздникам, ребята узнают, как было принято их отмечать в старину. При этом важно обратить внимание детей на то, что в культуре любого народа празднику всегда предшествовало время, когда прежде всего стремились совершать добрые дела, а не только готовили угощения и подарки. Во 2 классе дети познакомятся с традицией православных постов. Таким образом, в течение года ведётся доверительный разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее и младше тебя.  Диапазон материала для изучения расширяется за счёт произведений отечественных и зарубежных писателей для внеклассного чтения. Конкретные советы даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье» в поурочных описаниях занятий в классе. Например, на уроке по теме «Зимние праздники» даются следующие рекомендации для занятий в семье : Рождество Христово издавна отмечалось чтением в кругу семьи особенных рождественских рассказов, которые пробуждают сострадание, милосердие. Во время рождественских каникул почитайте с детьми художественные произведения (по выбору): «Девочка со спичками», «Ель» Г.-Х. Андерсена; «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка; «Тёплый хлеб» К. Паустовского; «Медвежонок Тедди» Э. Сетон-Томпсона. Перескажите своими словами сказку В. Гауфа «Холодное сердце», рассказы А. Чехова «Ванька», О. Уайльда «Преданный друг», «Великан-эгоист», «Мальчик звезда» и другие литературные произведения. Вместе с ребёнком обсудите их нравственный смысл.

Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор не только в становлении и развитии отдельной личности, но и в мирочувствии всего общества, в том числе и современного.

В качестве примера приведу темы, которые предлагаются    для изучения в 3 классе:

         1.Родной дом – уголок Отчизны.

Региональный компонент к этому уроку предполагает следующую деятельность: по возможности организуйте экскурсию к общественно значимому центру своего города (района, микрорайона, улицы, села). Примите вместе с детьми и их семьями участие в общеполезном деле на условиях благотворительности и в местном празднике по традициям народов своего края.

2. В красном углу сесть – великая честь. (дети знакомятся с домашним иконостасом)

Рекомендации для занятий в семье к этому уроку следующие: как можно чаще старайтесь устраивать домашние обеды, ужины, объединяющие всех членов семьи общими разговорами, занятиями после трапезы. Попробуйте устроить одно из застолий по законам патриархального уклада; обсудите с ребёнком меню, распределите почётные места.

3.На свет появился-с людьми породнился. Родословное дерево.

4.Муж и жена - одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети - дому венец. Твое имя – твоя честь. Мудрость старости.

Заключительный раздел «В поисках Всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого. Рассматриваются темы «Кремль – духовная святыня России», «Путешествие в Иерусалим», « В поисках человечности», «Александр Невский  - имя России»

Содержание бесед по духовно-нравственной проблематике в течение четвёртого  года обучения включает следующие вопросы: Какие реки и озёра России считаются святыми? Какие идеи служат основой нравственного выбора для наших соотечественников и для нас? Что значит творить добро?  Как растолковать мысль: «Любовь — это труд души»? Кто из наших знаменитых земляков жил и живёт в соответствии с этой мыслью?  Различаются ли слова «милость», «милосердие» и «милостыня»? Кто из соотечественников и моих близких может служить примером милосердного отношения к людям? Какие дела и события в истории нашей страны имеют право называться бессмертными и почему?

Программа 4 класса, развёрнутая в рубрике «За страницами учебника», даёт возможность предложить очные и заочные путешествия по святым местам нашей Родины: вновь в Московский Кремль, в Троице-Сергиеву лавру, на остров Валаам, на Соловецкие острова — все эти святыни занимают важнейшее место в истории и культуре страны.

Детям и родителям предлагается такое совместное задание: вместе с родными посетите достопримечательности и святыни вашего края, города (села). Узнайте, в память о каких событиях российской истории возведены храмы вашего края.

В 4 классе при изучении исторического материала возможно проведение интегрированных уроков по темам «Мудрый выбор. Крещение Руси», «Куликовская битва. Святой Сергий Радонежский», «Москва-преемница Владимира. Икона», «В поисках справедливости. Совесть и раскаяние» др.

Ведётся рубрика «Календарь памятных дат», в том числе и с обращением к местному культурно-историческому наследию, дети оформляют в календаре страницы, посвященные в том числе святым и подвижникам земли русской (пример стр.41 учебник), рабочая тетрадь стр 13).

В методическом арсенале учителя для освоения нравственно-этических ценностей на уроках ОПК и «Окружающего мира» в начальной школе востребовано использование следующих общих методов и приемов:

           -этические беседы или рассказы;

           -просмотр и обсуждение видеосюжетов, мультфильмов;

- игры, в том числе и ролевые на этапе применения знаний для создания познавательного интереса, активизации учебного процесса;

                     - работа с произведениями мировой художественной и       музыкальной культуры;

-творческие домашние задания;

-проектная деятельность;

            -работа в группах и парах; коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов наряду с индивидуальными заданиями, которые даются в соответствии с интересами и способностями детей; смена видов деятельности на уроке

Такая комплексная работа помогает выстроить систему духовно-нравственных ориентиров младших школьников, объединив для повышения эффективности процесса воспитательный потенциал двух предметных областей так же, как и соответствующие возможности всех дисциплин первой ступени общего образования.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: учеб. Пособие / А.Г. Асмолов [и др.]. – М.: Просвещение, 2014. – 151 с.
  2. Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников: монография / Л.В. Калинина, М.И. Скоморохова – изд. 2-е, испр. и доп. – Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – 217 с.
  3. Концепция «Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» / Под ред. А.М. Кондакова, А.Я. Данилюк, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2020. – 39 с.
  4. Окружающий мир. 1,2,3,4 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений/А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.- М.: Просвещение 2019 г.
  5. Примерная основная образовательная программ начального общего образования.- М.: Институт развития стратегии образования, 2022 г.- 619 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей курса «Основы православной культуры» для формирования нравственных ценностей и развития культуры школьников.

Данная работа направлена на достижение планируемых результатов. В связи с этим мне хотелось, чтобы учащиеся в результате освоения курса «Основы православной культуры» научились:·...

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры»  для учащихся начальной школы....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме: «Православный праздник Пасха»

Внедрение направления ОРКСЭ соответствует абсолютно всем прогрессивным условиям. Предназначается в поддержку преподавателю с целью обучения высоконравственного отечественного ученика, на базе классиче...