Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_rabochaya_programma_1-4.docx | 99.41 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
- ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Одобрена 8 апреля 2015 г.)
- Программы для общеобразовательных учреждений: Окружающий мир: авторская программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана - Граф, 2013 г.
- Учебного плана ОАНО ЦО «Знак» на 2015-2016 учебный год
- Истоки. Программа для начальной школы:1–4 классы/ Камкин А.В., Кузьмин И.А. – М., 1997.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, целей и задач изучения курса «Окружающий мир», даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, особенностей обучающихся, обеспечения преемственности дошкольного, начального общего образования, разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), особенностей православной направленности школы. Программа ориентирована на достижение учащимися требуемых Стандартом образовательных результатов.
- Цели реализации программы:
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
- Задачами реализации программы учебного предмета являются:
- формирование широкой целостной картины мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подведение учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развитие логичности и самостоятельности мышления, развитие исторического мышления, формирование экологической культуры;
- формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формирование умения работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край;
- способствование эстетическому воспитанию: на ознакомительном уровне представление наук, помогающих познавать окружающий мир.
2.Общая характеристика учебного предмета.
2.1. Основные разделы программы учебного предмета, курса.
«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей действительности и готовит младших школьников к изучению истории, обществознания, географии, биологии.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции— соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2.Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3.Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям —творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4.Необходимость принципа экологизации содержания обучения окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно - научных и обществоведческих понятий.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
2.2.Формы организации учебного процесса.
Основной формой организации учебного процесса по окружающему миру является урок. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные
- фронтальные
- работа в парах
- работа в группах
2.3.Формы и средства контроля
Используются следующие виды контроля: текущий, тематический и итоговый.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в устной форме. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учащихся и корректировка ее в том случае, если это необходимо. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений. Для текущего контроля можно использовать упражнения данные в рабочих тетрадях.
Основными формами текущего контроля являются:
- беседа
- фронтальный опрос
- индивидуальный опрос
- опрос в парах
- тестовые задания
Тематический контроль проводится после изучения крупных тем программы.
Цель его состоит в выявлении учителем картины усвоения каждым учеником изученного материала и, при необходимости, корректировке процесса обучения.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — триместр, год. Итоговые проверочные работы проводятся 1 раз в полугодие в 1 классе, во 2-4 классах 4 раза по окончании 1, 2 , 3 триместра и в конце учебного года. В 3-4 классах предусмотрен экзамен в устной форме по билетам, в 4 классе – участие в ВПР в системе Статград.
Цель проведения итоговых проверочных работ — проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебный семестр, год). В итоговые проверочные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
Форма итоговой аттестации обучающихся - тестовые задания.
Формы организации контроля : устный опрос, письменный ( самостоятельные и контрольные работы), опрос тестового характера. Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос ). Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы отводится 10 – 15 минут урока. Цель её - проверить, как идёт формирование знаний и умений по теме курса, изучение которого ещё не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности. Проверочная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено.
- Критерии оценивания:
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие проверочные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Варианты оценивания:
Уровневая шкала | Процентная балльная шкала | ||
Низкий | выполнены отдельные задания | 0-60% менее 17 баллов | оценка «2» |
Средний | выполнены все задания, с незначительными погрешностями | 60-77% 18-22 балла | оценка «3» |
77-90% 23-26 баллов | оценка «4» | ||
Высокий | все предложенные задания выполнены правильно | 90-100% 27-30 баллов | оценка «5» |
График проверочных работ по окружающему миру в 1 классе
21.12 – 25.12 Проверочная работа № 1 по темам «Мы школьники», «Твое здоровье», «Я и другие люди».
11.05 -13.05 Проверочная работа № 2 по темам « Родная природа», « Труд людей», «Наша страна – Россия».
График проверочных работ по окружающему миру во 2 «А» классе
26.10-30.10 Проверочная работа № 1 по темам «Что тебя окружает», «Кто ты такой»
11.01-15.01 Проверочная работа № 2 по темам «Кто живет рядом с тобой», «Россия — твоя Родина».
28.03- 1.04 Проверочная работа № 3 по теме «Мы — жители Земли».
16.05-20.05 Проверочная работа № 4 по теме «Природные сообщества».
График проверочных работ по окружающему миру во 2 «В» классе
26.10-30.10 Проверочная работа № 1 по темам «Что тебя окружает», «Кто ты такой».
18.01-22.01 Проверочная работа № 2 по темам «Кто живет рядом с тобой», «Россия — твоя Родина».
28.03 - 1.04 Проверочная работа № 3 по теме «Мы — жители Земли».
30.05 - 03.06 Проверочная работа № 4 по теме «Природные сообщества».
График проверочных работ по окружающему миру в 3 классе
26.10-30.10 Проверочная работа № 1 по темам «Земля – наш общий дом», «Растения».
11.01-15.01 Проверочная работа № 2 по теме «Царства природы».
28.03- 1.04 Проверочная работа № 3 по теме «Наша Родина: от Руси до России», «Как жили люди в старину».
30.05 - 03.06 Проверочная работа № 4 по теме «Как трудились люди в старину».
График проверочных работ по окружающему миру в 4 классе
26.10-30.10 Проверочная работа № 1 по темам «Человек – живое существо (организм)», «Твое здоровье».
11.01-15.01 Проверочная работа № 2 по темам «Человек среди людей», «Родная страна».
28.03- 1.04 Проверочная работа № 3 по теме «Человек – творец культурных ценностей».
16.05-20.05 Проверочная работа № 4 по теме «Человек – защитник Отечества», «Гражданин и государство».
2. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ и образовательной программе ОАНО ЦО «Знак» всего на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов. В каждом классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 ч (34 учебных недели).
- Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы по окружающему миру
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно - научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные, как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные, как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной,
поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения
объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием
6. 1. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 1 классе
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
6. 2. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во 2 классе
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
- К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории
- ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
6. 3. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 3 классе
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания:
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
6. 4. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 4 классе
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.
- анализировать модели, изображающие Землю ( глобус, план, карту) ; в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах – соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время» , «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного ) , рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать ( называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента современной России; описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты ( в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ( войны, изменения государственного устройства ,события в культурной жизни) в рамках изученного.
5.Учебно – тематический план
Разделы, темы | |||||
Рабочая программа | |||||
Проверочные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 класс | 1 кл. 66 ч. | ||||
1. | Раздел I. Введение. Этот удивительный мир | 1 | 1 | ||
2. | Раздел II. Мы - школьники | 2 | 11 | ||
3. | Раздел III. Твоё здоровье. | 6 | |||
4. | Раздел IV. Я и другие люди. | 3 | 111 | ||
5. | Раздел V. Труд людей | 6 | 1 | 11 | |
6. | Раздел VI. Родная природа. | 31 | 1 | 2 | |
7. | Раздел VII. Семья | 2 | |||
8. | Раздел VIII. Наша страна – Россия. Родной край. | 15 | 1 | 1 | |
2 класс | 2 кл. 68 ч. | ||||
1. | Раздел I. Введение. Что окружает человека. | 1 | |||
2. | Раздел II. Кто ты такой. | 14 | 1 | 2 | |
3. | Раздел III. Кто живёт рядом с тобой. | 6 | 1 | 1 | |
4. | Раздел IV. Россия – твоя Родина. | 13 | 1 | 1 | 1 |
5. | Раздел V. Мы – жители Земли. | 9 | 1 | 1 | |
6. | Раздел VI. Природные сообщества | 23 | 1 | 1 | 1 |
7. | Раздел VII. Природа и человек. | 2 | 1 | ||
3 класс | 3кл. 68ч. | ||||
1. | Раздел I. Введение. Земля – наш общий дом | 7 | 1111111 | ||
2. | Раздел II. Человек изучает Землю | 4 | 11 | ||
3. | Раздел III. Царства природы. | 26 | 1 | ||
3.1 | Тема 1. Бактерии. Грибы. Растения. | 1 | 1 | ||
3.2 | Тема 2. Животные. | 1 | |||
4. | Раздел IV. Наша Родина: от Руси до России. | 11 | |||
5. | Раздел V. Как люди жили в старину. | 13 | 1 | ||
6. | Раздел VI. Как трудились в старину. | 7 | 1 | 1 | |
4 класс | 68 | ||||
1. | Раздел I. Человек – живое существо | 16 | 2 | ||
2. | Раздел II. Твоё здоровье | 12 | 1 | 1 | |
3. | Раздел III. Человек – часть природы | 2 | |||
4. | Раздел IV. Человек среди людей | 5 | |||
5. | Раздел V. Родная страна: от края до края. | 10 | 1 | 1 | 1 |
6. | Раздел VI. Человек – творец культурных ценностей. | 12 | 1 | ||
7. | Раздел VII. Человек – защитник своего Отечества. | 5 | 1 | ||
8. | Раздел VIII. Гражданин и государство | 3 | 1 | ||
9 Резерв | 3 |
6.Содержание предмета «Окружающий мир. 1 – 4 классы»
6.1.Содержание программы по окружающему миру в 1 классе (66 ч., в неделю 2 ч)
Введение. Этот удивительный мир - 1час
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники - 2 часа
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
Твоё здоровье - 6 часов
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди - 3 часа
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей - 6 часов
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта;
- строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа - 31 час
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Семья - 2 часа
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей;
- отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
Наша страна – Россия. Родной край - 15 часов
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия:
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта;кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
6.2.Содержание программы 2 класс (68 ч., в неделю 2 ч)
Введение. Что окружает человека - 1 час
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Универсальные учебные действия
- «Читать» информацию, представленную в виде схемы.
- Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой - 14 часов
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Универсальные учебные действия
- Описывать кратко особенности разных органов чувств.
- Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией.
- Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.
- Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.
- Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.
- Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живёт рядом с тобой - 6 часов
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия
- Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
- Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.
- Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина - 13 часов
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения).Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.
Универсальные учебные действия
- Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».
- Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы.
- Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.
- Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.
Мы — жители Земли - 9 часов
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.
Универсальные учебные действия
- Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.
- Называть царства природы.
- Описывать признаки животного и растения как живого существа.
Природные сообщества - 23 часа
Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком.Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Универсальные учебные действия
- Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края).
- Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения.
- Составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу.
- Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока.
- Описывать представителей растительного и животного мира (поля, сада).
- Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.
Природа и человек - 2 часа
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия
- Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека.
- Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе.
- Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Экскурсии
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).
Практические работы
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
6.3. Содержание программы 3 класс (68 ч., в неделю 2 ч)
Земля — наш общий дом - 7 часов
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё. Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю - 4 часа
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта
Царства природы - 26 часов
Бактерии, грибы.
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы.
Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения — царство природы.
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия
Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры {классифицировать)одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры {конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных. Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Характеризовать значение растений для жизни. Различать {классифицировать) растения разных видов, описывать их. Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России - 11 часов
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержение последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину - 13 часов
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Универсальные учебные действия
Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого со6ытня. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину - 7 часов
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии
В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право, кратко характеризовать их. Рассказывать о возникший ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника. Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.
Называть древние города, описывать их достопримечательности. Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».
6.4. Содержание программы 4 класс (68 ч., в неделю 2 ч)
Человек - живое существо (организм) - 16 часов
Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия (УУД)
- характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
- объяснять особую роль нервной системы в организме.
Твоё здоровье - 12 часов
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и до Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при в че с опасными животными.
Универсальные учебные действия (УУД)
- раскрывать принципы здорового образа жизни;
- объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя;
- различать ядовитые грибы и растения;
- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)
Человек - часть природы - 2 часа
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия (УУД)
- характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
- устанавливать последовательность этапов развития человека;
- характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Человек среди людей - 5 часов
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках - качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия (УУД)
- различать положительные и отрицательные качества человека;
- приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др;
- характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна: от края до края - 10 часов
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики ( растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, 3ападноибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания ( особенности географического положения, природы, труда . культуры народов).
Универсальные учебные действия (УУД)
- описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
- моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
- находить на карте равнины и горы России (своего края);
- выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
- обобщать информацию о странах - соседях России, полученную из разных источников, описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
- Человек - творец культурных ценностей - 12 часов
Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А Н. Плещеев, Н.А Некрасов, В.И. Даль, А. А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебaшня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты ( КИ. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия (УУД)
- ориентироваться в понятии «культура». «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
- составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
- называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
- обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Человек - защитник своего Отечества - 5 часов
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия (УУД)
- составлять рассказ-повествование об основных событиях связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
- Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство - 3 часа
Россия - наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства .
Универсальные учебные действия (УУД)
- характеризовать права и обязанности гражданина России;
- обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Резервные уроки (3ч)
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (см. Приложение)
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса в ОАНО ЦО «Знак»
8.1. Основная литература для учащихся
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Н. Ф. Виноградова – 4 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2011.
2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова – 5-е изд., перераб. - М.: Вентана – Граф, 2011.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Н. Ф. Виноградова –5 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2012.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. /Н.Ф. Виноградова – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана – Граф, 2012.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Н. Ф. Виноградова – 3 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2013.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2ч. /Н.Ф. Виноградова , С.Г. Калинова – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2013.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч. / Н. Ф. Виноградова – 3 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2014.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций в 2ч. /Н.Ф. Виноградова ,С.Г. Калинова – 4-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2014.
8. 2. Методические пособия для учителя
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы / Н. Ф.Виноградова. – М.: Вентана - Граф, 2012г.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 1 – 2 классы: Методика обучения. / Н. Ф.Виноградова – 2-изд. – М.: Вентана – Граф, 2012.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : 3 – 4 классы: Методическое пособие / Н. Ф.Виноградова – 2- е изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.
4. Контроль и проверка знаний. Окружающий мир.1 – 4 классы (Компакт – диск) – издательство «Глобус», 2010
5. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.– 1998. – Декабрь.
6. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
7. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
8. Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2000.
9. Камкин А.В. Истоки: 3 класс. – М., 2000.
10. Камкин А.В. Истоки: 4 класс. – М., 2002.
11. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
12. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
13. Камкин А.В., Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.
14. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
15. Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2004.
8.3. Дополнительная литература для учителя
- Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
- Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Юный эколог. 1- 4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт. – сост. Ю.Н. Александрова и др. - Волгоград: Учитель , 2011
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3 – 4 классах: Методические беседы: Книга для учителя. – 2-изд. – М.:Вентана – Граф, 2007.
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе - 2- е изд. – Волгоград: Учитель,2012.
- Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2 – 4 классы: внеклассные занятия на тему « Времена года» - Волгоград: Учитель, 2007.
- Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2 – 4 классы: олимпиадные задания/ авт. - сост. Г.Т. Дьячкова. - Волгоград: Учитель, 2009.
8. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы / авт. – сост. Л.Д. Ласкина и др. - Волгоград: Учитель, 2011
9.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1- 4 классы – М.: Просвещение, 2014.
10.Митина А.А. Окружающий мир. 3 – 4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации/ авт. - сост. - А.А. Митина - Волгоград: Учитель, 2010.
11.Плешаков А. А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1994.
12.Ракитина М.Г. Тесты по окружающему миру 1 – 4 классы. - М.: «Школа 21 век»
13.Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – М: Просвещение, 2011.
14.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. -М.: Издательство « Первое сентября», 1999.
15.Журналы «Начальная школа», « Завуч начальной школы».
16.Яценко И.Ф .Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
8. 4. Интернет-ресурсы.
www.ed.gov.ru - сайт Минобрнауки РФ.
www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование».
www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал.
http://school-collection.edu.ru/catalog - каталог Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.
http://window.edu.ru/window - каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.
http://katalog.iot.ru - официальные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, федеральные и региональные информационно-образовательные порталы, сайты образовательных СМИ, электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, средства для разработки электронных образовательных ресурсов и поддержки дистанционного обучения, ресурсы для абитуриентов.
http://www.encyclopedia.ru - мир энциклопедий содержит базу данных по электронным энциклопедиям, ссылки на энциклопедии в Интернете.
http://festival.1september.ru – электронная версия газеты «1 сентября»
http://him. 1 september.ru - сервер Объединения педагогических изданий «Первое сентября», существующий с 1997 г. Здесь, помимо свежего номера газеты регулярно публикуются материалы её предметных приложений.
http://www.prometheanplanet.ru/ - Международное онлайн-сообщество Promethean Planet позволяет учителям-пользователям интерактивной доски загружать ресурсы для интерактивных уроков и обмениваться опытом по использованию интерактивной доски в школе.
http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд
http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.
http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека.
http://www.gnpbu.ru- Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.
http://lib.ru - Библиотека Максима Мошкова.
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка».
http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
GeoMan.ru: Географическая энциклопедия
nation.geoman.ru - Народы мира
animal.geoman.ru - Животные
bird.geoman.ru - Птицы
invertebrates.geoman.ru - Насекомые
forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
Historic.Ru: Всемирная история
www.km.ru/education - первый мультпортал
www.uroki.ru - Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
www. Festival.1september.ru - Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
8. 5. Наглядные пособия.
1.Географические карты. Физическая карта.
2.Глобус.
3. Иллюстрации с изображением растений, животных
4. Коллекции полезных ископаемых
5 Коллекции плодов и семян растений
6 Гербарии культурных и дикорастущих растений
7.Живые объекты (комнатные растения)
8.6. Технические средства:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Принтер монохромный.
8.7.Учебно-практическое оборудование.
Магнитная доска для таблиц.
Термометры для определения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Микроскоп
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века "
Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Начальная школа XXI века " дополненная внутрипредметным модулем «Наш край»...