Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

Сибгатуллина Ирина Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

Титульный лист

«Согласовано»

Замдиректора по УВР

______/_________________/

«___»______________20__ г.

«Утверждаю»

Директор школы:

_______ А. И. Гапоненко

Приказ № ____ от

«__»___________ 20__ г.

Рабочая программа

По: окружающему миру

Класс: 3 «А»

Количество часов, всего: 68 часов, в неделю: 2 часа

Автор учебника: Виноградова Н. Ф.,  Лихолат Т. В.

Учитель: И.В. Сибгатуллина

Рассмотрена

На заседании МО

Руководитель МО:

__________________

Протокол № _______

От «___» __________ 20__г.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования ООП НОО, с ООП НОО,  примерной учебной программы по предмету, в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год , и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Авторская программа по окружающему миру Н.Ф. Виноградовой, 2011 г., М.: «Вентана-Граф», входящая в УМК  «Начальная  школа XXI век».
  2. Окружающий мир :3 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Н.Ф. Виноградова, - М.,Вентана-Граф, 2017 год.
  3. Окружающий мир: 3 класс, рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Н.Ф. Виноградова,-М., Вентана- Граф., 2017год.
  4. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир». Методическое пособие, М., Издательский центр «Вентана - Граф». 2016 год.

      Данная программа составлена с учётом психологических особенностей учащихся 3 «А» класса, с опорой на диагностические данные, изучение продуктов деятельности.

        Программа предусматривает создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей одарённых детей;  приобщение их к научно- исследовательской деятельности; в подготовке к участию в школьных, районных и других олимпиадах, турнирах, конкурсах, выставках; ознакомление учащихся с новинками периодических изданий; обучение приёмам эффективной самостоятельной работы, ознакомление со способами самоконтроля.

        Создание условий для успешного усвоения учебной программы по предмету всеми учащимися; формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду; отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учащихся; изучение особенностей слабоуспевающих учеников. Причин их отставания в учёбе и слабой мотивации; создание атмосферы особой доброжелательности.

           Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объёме 68 часов. На проведение внутрипредметного модуля – 14 часов.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Общая характеристика учебного предмета

      Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

       Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

       Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

        Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

        В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

        В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

         Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место предмета в учебном плане.

На  изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели), 68  часов  в  год.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты обучения

1. Предметные результаты обучения:

 К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

2. Метапредметные результаты обучения:

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:

В области познавательных УУД:

  • школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации;
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

В области коммуникативных  УУД:

  • школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  • школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

В области личностных УУД:

  • школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Содержание программы

Земля — наш общий дом (7ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Как человек изучает Землю (2ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта(географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (23ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников

Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси к  России (8ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как  люди жили  в старину (10 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Как трудились  в старину  (15 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. (1ч)

Уроки контроля знаний-4ч

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса

К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:

называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;
  • планеты Солнечной системы (2-3);
  • свойства воздуха, воды;
  • состав почвы;
  • древние города и их достопримечательности;
  • имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  • причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;
  • названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  • животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
  • приспособления животных к среде обитания;
  • особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  • объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  • составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

        

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные

результаты

План

Факт

Введение (1 ч)

5.09

Введение.

С.3-6

Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Земля – наш общий дом (8 ч)

Солнечная система

8.09

ВПМ

Где и когда ты живёшь.

Правила поведения на улицах города.

С.8-11

Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.

Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. Составляет ленту времени в одном из Интернет-сервисов.

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

12.09

Солнечная система Солнце -источник света.

С.15-16

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.

Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу.

Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.

15.09

Земля – планета Солнечной системы. 

С.16-19

Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы.

Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации.

Условия жизни на Земле

19.09

Условия жизни на Земле.

С.20-24

Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света.

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы.

Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

22.09

ВПМ

Вода – условие жизни на Земле.

Охрана водоёмов.

С.25-29

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.

Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.

26.09

ВПМ

Воздух – условие жизни на Земле.

Охрана окружающей среды

С.30-35

Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды».

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Как человек изучает Землю

29.09

Изображение Земли.

С.38-41

Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

9

3.10

План и карта. 

С.41-48

Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Царства природы (23ч)

Бактерии

10

6.10

ВПМ

Царства живой природы. Бактерии.

Соблюдение правил личной гигиены.

С.50-52

Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

Грибы

11

10.10

ВПМ

Грибы.

Правила сбора грибов.

С.53-56

Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Растения

12

1310

Разнообразие растений на Земле.

С.57-61

Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

13

17.10

ВПМ

Растение - живой организм.

Охрана растений.

С.62-70

Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям.

Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу в группе по заданным критериям.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

14

20.10

Растение. Части растений.

С.70-78

Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

15

24.10

Размножение растений.

С.78-84

Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами.

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

16

27.10

Распространение плодов и семян.

рисунок

Понимает, что распространение семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

17

18

31.10

3.11

Контрольная работа.

Работа над ошибками

С.84 (вопросы)

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

Человек и растения

19

14.11

ВПМ

.Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

С.85-88

Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения».

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

20

17.11

ВПМ

Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

С.89-93

Анализирует и комментирует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисунков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Красная книга России

21

21.11

ВПМ

Красная книга России.

С.92 (составить рассказ)

Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Животные

22

24.11

ВПМ

Животные – часть природы. Охрана животных.

С.94-97

Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе».

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

23

28.11

Разнообразие животных.

С.98

Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

24

1.12

Животное – живой организм.

С.99-100

Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных).

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

 Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

25

5.12

ВПМ

Поведение животных.

Р.т.с.

Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

26

8.12

Размножение живых организмов.

С.96 (подготовить рассказ)

Рассказывает о способах размножения животных

Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?»

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

27

12.12

Беспозвоночные животные.

С.101-105

Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

28

15.12

Позвоночные животные.

С.106-110

Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

29

19.12

Позвоночные животные.

С.110-112

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

30

22.12

Позвоночные животные.

С.112-117

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

31

26.12

ВПМ

Природное сообщество.

Правила поведения на природе.

С.121-126

Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

32

29.12

Проверочная работа.

Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

33

16.01

ВПМ

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

С137-142

Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные».

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

34

19.01

ВПМ

Заповедники.

143-153

Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

35

23.01

Проверь себя.(тест)

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Наша Родина: от Руси до России (8 ч)

Древнерусское государство

36

26.01

Древнерусское государство.

Стр.6-11

Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца.

Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.

37

30.01

Первые русские князья.

Стр.12-21

Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Московская Русь

38

2.02

Московская Русь.

Стр.22-27

Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Российская империя

39

6.02

Пётр I- Великий  император России.

Стр.33-37

Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает

ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

40

9.02

Российская империя. Екатерина II Великая.

Стр.38-40

Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой.

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

41

13.02

Российская империя.  Император Николай II.

Стр.40-42

Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

42

16.02

Советская Россия.

Стр.43-48

Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке».

Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Как люди жили в старину (10 ч)

Из истории имен

20.02

Из истории имён.

Стр.50-56

Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Какими людьми были славяне

24.02

Как выглядели наши предки.

Стр.57-65

Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми.

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

27.03

Как в старину трудились наши предки.

Стр.92-103

Приводит примеры труда славян в далёкой древности.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира.

Любит свою семью. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

2.03

 Какими были наши предки.

Стр.71-81

Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Какие предметы окружали людей в старину

6.03

Какие предметы окружали русских людей.

Стр.82-89

Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек.

Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

9.03

Какие предметы окружали русских людей.

Стр.66-81

Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Различает животных по классам (без термина).

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Русская трапеза

13.03

Русская трапеза.

Стр.82-89

Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них.

Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Верования языческой Руси

50

16.03

Во что верили наши предки.

Р.т.с.29 №4

Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие».

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Принятие христианства на Руси

51

20.03

Принятие христианства на Руси.

Р.т.с.34 №8

Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники.

Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

52

23.03

Урок контроля знаний.

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает.

Как трудились в старину (15 ч)

Что создавалось трудом крестьянина

53

3.04

Что создавалось трудом крестьянина.

Стр.92-100

Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

54

6.04

Труд крепостных крестьян.

Стр.101-103

Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Что создавалось трудом ремесленника

55

10.04

Что такое ремесло.

Стр.104-108

Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

56

13.04

Игрушечных дел мастера.

Стр.109-114

Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умеет работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

57

17.04

Маленькие мастера.

Р.т.с.40 №7

Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера».

Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

58.

20.04

О гончарном ремесле.

Стр.115-117

Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров.

Обобщает знания, полученные во время экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия – пример таланта гончаров.

Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

59

24.04

О труде ткачей.

Стр.117-119

Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.

Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы.

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

60

27.04

Русские оружейники.

Стр.119-124

Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России.

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Что создавалось трудом рабочего

61

4.05

Первые российские мануфактуры.

Стр.124-127

Делает вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

62

8.05

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

Стр.128-130

Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в …». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.

63

11.05

Железные дороги в России.

Стр.132-134

Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос.

Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни.

Изобретения, сделанные в XIX-XX веках

64

15.05

Первые пароходы и пароходство в России.

Стр.130-131

Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю.

65

18.05

Автомобилестроение в России.

Стр.135-138

Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

66

22.05

Самолётостроение в России.

Стр.139-142

Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы.

67

25.05

Время космических полётов.

Стр.143-147

Называет «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

68

29.05

Итоговая проверочная работа

Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам.

Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

План индивидуальной работы

с учащимися 3 «А» класса МБОУ СОШ №5 на 2017-2018 учебный год.

Цель:  осуществление социальной и педагогической помощи обучающимся, содействие психическому, психофизическому и личностному развитию.

Задачи:

  1. Вовлечение учащегося в активную деятельность в классе и школе;
  2. Осуществление взаимодействия с предметниками по решению проблем диагностики и коррекции развития личности, успеваемости и поведения;

3. Осуществление взаимодействия с родителями обучающегося, решение основных вопросов.

 

№п/п

Направление работы

Форма работы

сроки

приме-чание

Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье

Знакомство с результатами медицинского обследования обучающихся

Изучение диагнозов

сентябрь

Беседа с медицинским работником

Инд.беседа

сентябрь

Выявление психологических особенностяей личности ребенка

Инд.беседа

По мере необходимости

Беседы с родителями учащегося по вопросам состояния здоровья

Инд. консультации

Ежемесячно

Мониторинг отсутствия обучающихся по болезни

Наблюдение, анализ

Ежедневно

Консультации родителей по вопросам посещения, обучения и поведения учащегося

консультации

По мере необходимости

Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в обучении

Индивидуальные консультации  с учителями по вопросам посещения, поведения, успеваемости учащегося

беседа

еженедельно

Организация оказания помощи учителям-предметникам в обучении, индивидуальных (дополнительных) занятий

Инд.занятия

По мере необходимости, контроль посещения

Организация взаимодействия предметников с родителями учащегося

Беседа, консультация

По мере необходимости

Анализ успеваемости учащегося по предметам

мониторинг

еженедельно

Проведение бесед о правилах поведения

беседа

По мере необходимости

Мониторинг успеваемости учащегося, посещения школы, поведения

Наблюдение, анализ

Ежедневно

Консультации родителей по вопросам обучения и поведения учащегося

консультации

По мере необходимости

Вовлечение в активную деятельность

Распределение поручений для учащегося, контроль выполнения обязанностей

распределение

сентябрь, контроль постоянно

Привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях

Участие

Постоянно

Вовлечение в посещение секций и факультативов, кружков

участие

ежемесячно контроль посещения

Привлечение к дежурству по школе

участие

Каждый понедельник

Привлечение родителей к посещению родительских собраний

Мониторинг посещения

Согласно плана

Привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе

посещение

постоянно

Контрольно – измерительные материалы

Спецификация диагностической работы по окружающему миру

3 класс (1 полугодие )

 

Проверяемые элементы

Итоговая

диагностика

за год

1

Что такое окружающий мир

+

2

Царства природы

+

3

Живая и неживая природа

+

4

Признаки объектов живой природы

+

5

Воздух

+

6

Вода

+

7

Тела, вещества, частицы

+

8

Почва

+

9

Разнообразие растений (группы, развитие, дикорастущие, культурные, декоративные растения)

+

10

Разнообразие животных (группы, размножение, цепи питания)

+

11

Охрана растений

+

12

Охрана животных

+

13

Противопожарная безопасность (действия при пожаре)

+

14

Правила дорожного движения (езда на велосипеде)

+

15

Личная безопасность (действия при обнаружении оставленных без присмотра вещей)

+

 

ФИ _______________________________ Дата ______________________ 

 

Верные ответы указывай v

1. Всё, что мы видим вокруг себя – это …

__ окружающий мир

__ явления природы

__ природа

 

2. Всё живое учёные-биологи делят на царства. Укажи на какие.

__ растений, животных, грибов

__ растений, животных, бактерий

__ растений, животных, грибов, бактерий

 

3. В какой строке перечислены живые тела?

__ человек, облако, растение

__ человек, гриб, окунь

__ камень, дерево, ежевика

__ песчинка, капля воды, Солнце

 

4. Подчеркни главные признаки объектов живой природы.

свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поёт, растёт, двигается, шумит, льётся, умирает

 

5. Какие вещества входят в состав воздуха?

__ водород, азот, углекислый газ

__ кислород, азот, углекислый газ

__ йод, азот, кислород

 

6. Вода бывает в трёх состояниях в природе. Подчеркни эти 3 состояния воды.

твёрдое, газообразное, летучее, сыпучее, прозрачное, жидкое, растворимое

 

7. Вспомни, какие промежутки между частицами в твёрдых, жидких, газообразных телах. Соедини рисунки с надписями.

 

  жидкость                 газ                   твёрдое тело

 

8. Заполни таблицу.

капля воды, вода, сахар, кусок сахара, снег, ком снега, лёд, льдинка

 

     Тела       

   Вещества   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Выберите правильное определение почвы:

__ верхний слой земли, где есть песок и глина;

__ верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;

__ верхний плодородный слой земли.

 

10. Отметь то, что помешает развитию растений?

__ тепло                     __ вода   

 __ воздух                  __ темнота

 

11. Ученые – ботаники делят царство растений на группы. Какая группа растений лишняя? Подчеркни.

водоросли, кусты, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения

 

12. Отметь группу слов, которые называют хвойные растения

__ подорожник, клевер, одуванчик

__ можжевельник, пихта, кедр

__ морская капуста, кувшинка, ряска

__ ягель, сфагнум, лишайник

 

13. Выбери верный ответ.

Капуста, картофель, свёкла, слива, огурцы – это …

__ дикорастущие растения

__ декоративные растения

__ культурные растения

 

14. Запиши по 2 животных в каждую группу.

насекомые

                                 

                                

рыбы

 

 

земноводные

 

 

пресмы-кающиеся

 

 

птицы

 

 

млеко-

питающие

 

 

 

15. Какое слово пропущено в цепочке

«яйца – личинки – куколки – ……...»

__  рыбы                    __  пресмыкающиеся

__  насекомые           __  земноводные

 

16. Укажи все характеристики.

Лягушка  — это …

__ неживая природа            __ живая природа 

__ растение                        __ животное

__ земноводное                   __ пресмыкающееся

 

17. Какие животные рождают детёнышей и выкармливают их молоком?

__ насекомые            __ рыбы

__ птицы                  __ звери

 

 18. Цепи питания начинаются:

__ растениями

__ хищными животными

__ растительноядными животными

 

19. Какая из цепей питания указана верно.

__ сосна – дятел – жук-короед

__ слизни – капуста – жаба

__ рожь – мышь –  орлы – змеи

 

20. Редкие растения запрещено собирать. Под защитой государства они находятся …

__ в заповедниках

__ на приусадебных участках

__ в парках

__ в поле

 

21. Что НЕ относится к причинам исчезновения животных в природе?

__ охота                                     

__ рыбная ловля

__ загрязнение водоёмов            

__ посадка деревьев

 

22. Отметь то, чего нельзя делать при пожаре в твоей квартире

__ вызвать по телефону пожарных

__ набросить на огонь одеяло

__ прятаться в укромном месте

__ дышать через мокрое полотенце

 

23. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по проезжей части дороги?

__ с 10 лет

__ с 11 лет

__ с 13 лет

__ с 14 лет

 

24. Увидев в общественном транспорте оставленные без присмотра вещи, надо

__ отнести вещи водителю

__ выбросить вещи на улицу

__ сказать об этом водителю

__ достать и рассмотреть вещи

ФИ __________________________________

1. Как называется наука о животных?

А. биология               Б. зоология       В.  ботаника               Г.  экология

 

2. В каком ряду моллюски?

А. бабочка, жук, стрекоза, пчела

Б. улитки, слизни, осьминоги, кальмары

В. раки, крабы, креветки

Г. лягушки, жабы, тритоны

 

3. Отметь понятия, относящиеся к изображённому виду животных.

А. неживая природа            Б. живая природа

В. растения                        Г. животные                                       Изображение

Д. земноводные                  Е. пресмыкающиеся                             крокодила

 

4. Что требуется для прорастания растений?

А.тепло                        Б. вода                В. свет                 Г. воздух

 

5. Какие насекомые являются опылителями?

А. бабочка                  Б. пчела              В. шмель            Г. стрекоза

 

6.Соедини описание (левый столбец) с группой животных (правый столбец).

 

описание

                                 

группа животных

тело покрыто шерстью

паукообразные

часть жизни на земле, а часть жизни – в воде

млекопитающие (звери)

имеют восемь ног

земноводные

имеют шесть ног

насекомые

тело мягкое, защищено раковиной

моллюски

тело покрыто чешуёй, передвигается с помощью плавником

пресмыкающиеся

тело покрыто перьями

рыбы

тело покрыто сухими чешуйками или панцирем; всю жизнь ползают

птицы

 

 7. Укажите порядок (1, 2, 3, 4) прорастания растения из семени.

стебелёк с листочками        ___

семя                                  ___

семя с корешком                 ___

взрослое растение              ___

 

8. Что образуется на месте цветков после опыления?

А. плод с семенами               Б. семя               В. корень           Г. перегной

 

9. Как называется наука о растениях?

А. биология               Б. зоология            В.  ботаника                Г.  экология

 

10. Человек нанесёт вред природе, если будет:

А. срывать полевые цветы для букета

Б. вытаптывать растения

В. неумеренно собирать лекарственные растения

Г. ходить по лесу по тропинкам

 

11. Где растения находятся под охраной государства?

А. в лесу       Б. на лугу           В. в заповеднике           Г. в национальном парке

 

12. Зачеркни лишнее в каждой строке.

А. вишня, кедр, осина, тополь, яблоня

Б. пихта, астра, роза, колокольчик

В. моллюски, улитки, раки, осьминоги

Г. лягушки, жабы, тритоны, черепахи

Д. соловей, воробей, сорока, летучая мышь.

 

13. Всё живое учёные – биологи делят на царства:

А. растений, животных, грибов

Б. растений, животных, бактерий

В. растений, животных, грибов, бактерий

 

14. Экология – это наука ...

А. о животных

Б. о строении человека

В. о связях между живыми существами и окружающей их средой

Г. о растениях 


Материально-техническое обеспечение программы

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием обучения, в классе желательно иметь:

  • таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • рельефные модели равнины, холма, оврага;
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • муляжи грибов, фруктов и овощей;
  • макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
  • разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
  • живые объекты (комнатные растения).

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
  • комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
  • демонстрационный экземпляр флюгера;
  • демонстрационный экземпляр барометра;
  • демонстрационный экземпляр бинокля;
  • демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
  • демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Оборудование и техническое обеспечение:

1. Детская справочная литература: справочники, атласы.

2. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания.

3. Плакаты по основным темам.

4. Портреты выдающихся людей России.

5. Географические и исторические карты.

6. Иллюстративный материал: комплекты открыток.

7. Коллекции полезных ископаемых.

8. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

9. Комнатные растения.

10. Мультимедийные ресурсы.

11. Компьютер, проектор, экран                                              

     

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Окружающий мир: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...