Конспект урока окружающего мира "Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой» "
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Нагимулина Анастасия Равилевна

Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Царёвой Л.А.; раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_zaochnaya_ekskursiya_v_zimniy_les.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Заочная экскурсия в зимний лес «Учимся различать деревья зимой»

Цели деятельности учителя: Формирование навыка определения разных видов деревьев по силуэтам, коре и плодам. Обучение определять зимой по силуэтам такие деревья как: берёза, тополь, клён, дуб, рябина, сосна, ель

Планируемые результаты

Предметные: Закрепление  знаний  об особенностях зимнего периода года

Личностные: Воспитывать коммуникативные умения. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать познавательный интерес к изучению предмета.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Царёвой Л.А.; презентация, раздаточный материал.


Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: словесный

1 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равилевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у  вас я.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: словесный

2 мин

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами заочно отправляемся в лес для изучения деревьев, произрастающих в Челябинской области.

-Что такое «заочно»?

(Слайд 1)

Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Нам с вами сложно ответить на этот вопрос, поэтому мы и будем проводить исследование

Прежде чем мы начнем работу, давайте поставим цель нашего урока

(Слайд 2)

Исходя из поставленной  цели, какие задачи мы себе поставим?

(Слайд 3)

Настраиваются на продуктивную деятельность.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

- Заочно-не выходя в лес

-Научиться различать деревья  по силуэтам

-Вспомнить, какие деревья произрастают в Челябинской области, вспомнить, как они выглядят летом, сравнить деревья летом и зимой, научиться различать зимние деревья по силуэтам

Л: включение в учебную деятельность

III.Постановка учебной задачи

М: словесный

(беседа)

Наглядный

(показ презентации)

3 мин

 – Ребята, обратите внимание на доску. Что вы на ней видите?

(Слайд 4)

– Докажите, что это деревья?

– На какие две группы можно разделить эти деревья?

– Какие деревья относятся к лиственным?

– Какие деревья относятся к хвойным?

– Назовите хвойные деревья, которые изображены на рисунках.

– По каким признакам вы это определили?

– Назовите лиственные деревья, изображенные на рисунках.

– По каким признакам вы это определили?

А теперь закройте глаза. Попробуйте представить свое имя, написанное на доске. Постарайтесь прочитать его наоборот справа налево. Ваши глаза в это время отдохнут.

 – Откройте глаза. У кого получилось прочитать своё имя наоборот? Взгляните на доску. Что изменилось?

(Слайд 5)

– Какие деревья не изменились?

– Почему?

– Чем похожи деревья зимой? Чем отличаются?

Давайте посмотрим, как представлено лексическое значение этих слов:

Крона – Вся разветвленная часть дерева с его листвой (Слайд 6)

Кора – Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений(Слайд 7)

Плоды – Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.) (Слайд 8)

Силуэт – Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур.(Слайд 9)

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

– Рисунки деревьев.

– Один главный ствол, от которого отходят ветви.

– На хвойные и лиственные.

– У которых есть листья.

– Те, у которых листья – хвоинки.

– Ель, сосна.

- их листья – хвоя

– Берёза, рябина, клён, тополь, дуб.

– Были деревья с листьями, стали без них – зимой.

– Ель, сосна.

– Нет листьев.

– Кроной, корой, плодами, силуэтом.

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV.Открытие нового знания

М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)

Физминутка

17 мин

2 мин

– Что же нам поможет определить, какое дерево скрывается под снежной шапкой? Как его узнать?

- Замечательно, ребята, а теперь расскажите нам о деревьях: клёне, липе, ели, сосне рябине, дубе. Какие у них стволы, как растут ветки и как выглядят плоды?

– Где мы можем получить эту информацию?

Вот, ребята, мы с вами вышли на полянку, вокруг которой растут самые разные деревья! Раз мы с вами на экскурсии, спешу вам сообщить, что теперь экскурсоводы – вы. Но вы, конечно, не будете ходить по лесу и рассказывать нам про каждый кустик и сугроб, сейчас я буду описывать вам какое-либо дерево, а вы будете говорить, как оно называется:

Клён. Ствол коричнего-серого цвета с неровной поверхностью. Ветви прямые и крепкие. Имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

Липа. Ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами. Боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке. Шишки длинные, ровные, большие.

Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А в низу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая. Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, прикреплены к ветке по две хвоинки вместе. Шишки мелкие, с одного конца заостренные.

Рябина. У дерева тонкий ствол. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Его нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам-гроздьям красных ягод, которые украшают дерево и зимой.

Дуб. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами-морщинами. Ветви не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие как будто они никогда не тянулись вверх к свету и теплу. Плоды – жёлуди.

Берёза. Стройный ствол и крепкие боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки дерева тонкие, свисающие вниз. Белая крона деревьев имеет черные штрихи. Плод напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам).

Тополь. Ствол гладкий, зелено-серый, серый, светлый. Веточки будто бы направлены ввысь. Крона у дерева становится узкой, похожей на пирамиду. Их так и называют – пирамидальные.

Принимать информацию.

Отвечать на вопросы.

Составлять план работы вместе с учителем.

– Поможет знание признаков каждого дерева: какая у него крона, кора, плоды, какой силуэт

 – В библиотеке.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: волевая регуляция в ситуации затруднения

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: словесный(беседа)

2 мин

Давайте повторим еще раз, как мы можем отличать деревья?

-Что такое крона?

-Что такое кора?

-Что такое плоды?

-Что такое силуэт?

(Слайд 10)

– Посмотрев на крону, кору, плоды, силуэт.

-Ветвистая часть дерева

-Наружный покров ствола

-Съедобная часть растений

-Внешнее очертание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации

П: структурирование знаний

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: практический (выполнение задания)

10 мин

Теперь, когда вы знаете все о деревьях, я могу вам дать задание, которое пришло к нам из самого Института исследования деревьев. Но  дело в том, что бирки с названиями и значениями частей деревьев перепутались, ребята, вам нужно восстановить полученный документ и мы сможем отправить его в институт.

Соедини слово с его значением

Крона

- Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.)

Кора

- Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур

Плоды

- Вся разветвленная часть дерева с его листвой

Силуэт

- Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений

Бирки с названиями деревьев перепутались, а на фотографиях названия деревьев и вовсе стерлись, еще и изображение на некоторых придется восстанавливать. Работа будет проводиться в группах. Задания и всё необходимое лежит у вас на рабочих столах:

Карточка 1 и 2 группы.

  • Рассмотри ветки деревьев (кору, плоды)
  • Определи, какое это дерево.
  • Подпиши бирку с названием этого дерева.

Карточка 3 группы.

  • Рассмотри рисунки.
  • Определи (по силуэту) вид дерева.
  • Напиши к рисунку соответствующее название.

Карточка 4 группы.

  • Рассмотри на рисунке ствол дерева.
  • Определи вид дерева.
  • Дорисуй крону.

- Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой.

Ответ группы:

  1. Что необходимо было сделать?
  2. Это клён так как ……. объяснение.
  3. По каким признакам определили вид дерева?

(Слайд 11)

(по кроне и плодам – 1 гр., 2 гр.; по силуэту и кроне – 3 гр.; по стволу, кроне (вид) и дорисовывали крону – 4 гр.).

- Кто согласен с мнением 1 группы?

- Кто согласен с мнением 2 группы?

- Кто согласен с мнением 3 группы?

- Кто согласен с мнением 4 группы?

- Чем понравились ответы?

Выполняют задание

П:выполнение действий по алгоритму

VII.Включение в систему знаний

М: словесный (беседа)

1 мин

Ребята, помните, в начале нашего путешествия в лес, были вопросы, на которые мы так и не смогли ответить, а именно:

Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого?

Кто теперь, после нашего исследования, небольшого путешествия, сможет ответить на эти вопросы?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Поднимите руку те ребята, кому на уроке было легко и интересно

-Теперь, поднимите руку те, кому было НЕ ОЧЕНЬ легко, но интересно

-Поднимите руку те, кому не было легко и не было интересно

-Поднимите руку те, кому урок понравился

-кому не понравился

– Чтобы различать деревья зимой, надо знать признаки каждого дерева: крона, кора, ствол, силуэт, плоды.

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

Р: контроль цели

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VIII.Рефлексия деятельности

М: словесный (анализ)

2 мин

Если у вас появилось желание узнать о деревьях больше, рекомендую сходить в школьную библиотеку

Выполняют самоанализ.

Самоконтроль

Р: самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".

Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс....

Конспект урока "Окружающий мир" С использованием ЭОР «Что это за дерево?»

Конспект урока " Окружающий мир" с использованием ЭОР по стандартам ФГОС....

Конспект урока окружающий мир 2 класс по теме: "В гости к зиме"

Это урок-путешествие по зимнему лесу. Дети наглядно увидят какие тайный хранит лес в это время года и разгадают происхождение удивительных узоров.В презентации я использовала личные фотографии,...

Конспект урока по русск.яз. 4 класс Тема: «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола»

Тема: «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола»...

Конспект урока окружающего мира на тему "Как помочь птицам и зверям зимой" 1 класс

Цель: показать необходимость оказания помощи птицам и зверям зимой.Задачи урока:-пополнение словарного запаса;-воспитание бережного обращения к зверям и птицам...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...