II.Актуализации знаний и мотивация М: словесный | 2 мин | - Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами заочно отправляемся в лес для изучения деревьев, произрастающих в Челябинской области. -Что такое «заочно»? (Слайд 1) Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Нам с вами сложно ответить на этот вопрос, поэтому мы и будем проводить исследование Прежде чем мы начнем работу, давайте поставим цель нашего урока (Слайд 2) Исходя из поставленной цели, какие задачи мы себе поставим? (Слайд 3) | Настраиваются на продуктивную деятельность. Отвечать на вопросы.
Слушать учителя. - Заочно-не выходя в лес
-Научиться различать деревья по силуэтам -Вспомнить, какие деревья произрастают в Челябинской области, вспомнить, как они выглядят летом, сравнить деревья летом и зимой, научиться различать зимние деревья по силуэтам | Л: включение в учебную деятельность |
III.Постановка учебной задачи М: словесный (беседа) Наглядный (показ презентации) | 3 мин | – Ребята, обратите внимание на доску. Что вы на ней видите? (Слайд 4) – Докажите, что это деревья? – На какие две группы можно разделить эти деревья? – Какие деревья относятся к лиственным? – Какие деревья относятся к хвойным? – Назовите хвойные деревья, которые изображены на рисунках. – По каким признакам вы это определили? – Назовите лиственные деревья, изображенные на рисунках. – По каким признакам вы это определили?
А теперь закройте глаза. Попробуйте представить свое имя, написанное на доске. Постарайтесь прочитать его наоборот справа налево. Ваши глаза в это время отдохнут. – Откройте глаза. У кого получилось прочитать своё имя наоборот? Взгляните на доску. Что изменилось? (Слайд 5) – Какие деревья не изменились? – Почему? – Чем похожи деревья зимой? Чем отличаются? Давайте посмотрим, как представлено лексическое значение этих слов: Крона – Вся разветвленная часть дерева с его листвой (Слайд 6) Кора – Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений(Слайд 7) Плоды – Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.) (Слайд 8) Силуэт – Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур.(Слайд 9) | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы – Рисунки деревьев. – Один главный ствол, от которого отходят ветви. – На хвойные и лиственные. – У которых есть листья. – Те, у которых листья – хвоинки. – Ель, сосна. - их листья – хвоя – Берёза, рябина, клён, тополь, дуб.
– Были деревья с листьями, стали без них – зимой. – Ель, сосна. – Нет листьев. – Кроной, корой, плодами, силуэтом. | Л: самоопределение к деятельности П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV.Открытие нового знания М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)
Физминутка | 17 мин
2 мин | – Что же нам поможет определить, какое дерево скрывается под снежной шапкой? Как его узнать? - Замечательно, ребята, а теперь расскажите нам о деревьях: клёне, липе, ели, сосне рябине, дубе. Какие у них стволы, как растут ветки и как выглядят плоды? – Где мы можем получить эту информацию? Вот, ребята, мы с вами вышли на полянку, вокруг которой растут самые разные деревья! Раз мы с вами на экскурсии, спешу вам сообщить, что теперь экскурсоводы – вы. Но вы, конечно, не будете ходить по лесу и рассказывать нам про каждый кустик и сугроб, сейчас я буду описывать вам какое-либо дерево, а вы будете говорить, как оно называется: Клён. Ствол коричнего-серого цвета с неровной поверхностью. Ветви прямые и крепкие. Имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый. Липа. Ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветки растут зигзагами. Боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке. Шишки длинные, ровные, большие. Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А в низу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая. Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, прикреплены к ветке по две хвоинки вместе. Шишки мелкие, с одного конца заостренные. Рябина. У дерева тонкий ствол. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Его нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам-гроздьям красных ягод, которые украшают дерево и зимой. Дуб. Толстый, мощный ствол, темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами-морщинами. Ветви не прямые, не ровные, их линии изломанные, угловатые, резкие как будто они никогда не тянулись вверх к свету и теплу. Плоды – жёлуди. Берёза. Стройный ствол и крепкие боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки дерева тонкие, свисающие вниз. Белая крона деревьев имеет черные штрихи. Плод напоминает бабочку (семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам). Тополь. Ствол гладкий, зелено-серый, серый, светлый. Веточки будто бы направлены ввысь. Крона у дерева становится узкой, похожей на пирамиду. Их так и называют – пирамидальные. | Принимать информацию. Отвечать на вопросы. Составлять план работы вместе с учителем. – Поможет знание признаков каждого дерева: какая у него крона, кора, плоды, какой силуэт – В библиотеке.
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: волевая регуляция в ситуации затруднения П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой М: практический (выполнение задания) | 10 мин | Теперь, когда вы знаете все о деревьях, я могу вам дать задание, которое пришло к нам из самого Института исследования деревьев. Но дело в том, что бирки с названиями и значениями частей деревьев перепутались, ребята, вам нужно восстановить полученный документ и мы сможем отправить его в институт. Соедини слово с его значением Крона | - Сочная, съедобная часть некоторых растений (фрукты, ягоды и т.п.) | Кора | - Очертание кого-либо, чего-либо, виднеющееся вдали, в темноте, в тумане; внешнее очертание – контур | Плоды | - Вся разветвленная часть дерева с его листвой | Силуэт | - Наружный покров ствола, стеблей или корней древесных растений |
Бирки с названиями деревьев перепутались, а на фотографиях названия деревьев и вовсе стерлись, еще и изображение на некоторых придется восстанавливать. Работа будет проводиться в группах. Задания и всё необходимое лежит у вас на рабочих столах: Карточка 1 и 2 группы. - Рассмотри ветки деревьев (кору, плоды)
- Определи, какое это дерево.
- Подпиши бирку с названием этого дерева.
Карточка 3 группы. - Рассмотри рисунки.
- Определи (по силуэту) вид дерева.
- Напиши к рисунку соответствующее название.
Карточка 4 группы. - Рассмотри на рисунке ствол дерева.
- Приступайте к работе. Готовность группы отвечать показываем поднятой рукой. Ответ группы: - Что необходимо было сделать?
- Это клён так как ……. объяснение.
- По каким признакам определили вид дерева?
(Слайд 11) (по кроне и плодам – 1 гр., 2 гр.; по силуэту и кроне – 3 гр.; по стволу, кроне (вид) и дорисовывали крону – 4 гр.). - Кто согласен с мнением 1 группы? - Кто согласен с мнением 2 группы? - Кто согласен с мнением 3 группы? - Кто согласен с мнением 4 группы? - Чем понравились ответы? | Выполняют задание | П:выполнение действий по алгоритму |
VII.Включение в систему знаний М: словесный (беседа) | 1 мин | Ребята, помните, в начале нашего путешествия в лес, были вопросы, на которые мы так и не смогли ответить, а именно:
Как зимой узнать где какое дерево? Как отличить одно дерево от другого? Кто теперь, после нашего исследования, небольшого путешествия, сможет ответить на эти вопросы? -Что нового вы сегодня узнали на уроке? -Поднимите руку те ребята, кому на уроке было легко и интересно -Теперь, поднимите руку те, кому было НЕ ОЧЕНЬ легко, но интересно -Поднимите руку те, кому не было легко и не было интересно -Поднимите руку те, кому урок понравился -кому не понравился | – Чтобы различать деревья зимой, надо знать признаки каждого дерева: крона, кора, ствол, силуэт, плоды.
| П: осознанное произвольное построение речевого высказывания Р: контроль цели К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |