II. Актуализация знаний и мотивация
Метод: словесный; практический
Прием: тест.
| 5 мин. | -Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Возьмите карточку №1. Сейчас вам необходимо будет пройти тест в парах, после которого по цепочке мы начнем проверять. Верный ответ обведите кружочком. Глагол – это: Глагол обозначает: - признак предмета;
- действие предмета.
Глагол изменяется в настоящем и будущем временах: - по лицам и числам;
- по числам и родам.
В предложение глагол является: Суффикс – это: Суффиксы пишутся: - после корня;
- перед корнем.
Суффиксы нужны: - для образования новых слов;
- для связи слов в предложении.
- Начинаем проверять с первой пары, по цепочке. Кто не согласен с ответом пары, поднимите руку. - Кто теперь по этому тесту составит текст о глаголе и суффиксе, а затем сможет его рассказать? | Выполняют указания учителя.
Выполняют тест в парах.
Глагол – это: Глагол обозначает: - признак предмета;
- действие предмета.
Глагол изменяется в настоящем и будущем временах: - по лицам и числам;
- по числам и родам.
В предложение глагол является: Суффикс – это: Суффиксы пишутся: - после корня;
- перед корнем.
Суффиксы нужны: - для образования новых слов;
- для указания на форму слова.
Выполняют проверку. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и изменяется в настоящем и будущем временах по лицам и числам. В предложении является сказуемым. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов. | Р.: саморегуляция.
П.(общеуебные): поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической формами речи. |
III. Постановка учебной задачи
Методы: словесный
Прием: учебный диалог.
| 3 мин. | - Посмотрите на слайд. Слова какой части речи здесь представлены? - Есть ли здесь глаголы в повелительной форме? - Кто прочитает их? - В форме какого лица и числа находятся остальные глаголы? - Посмотрите на последний глагол. Можно ли не произнося этот глагол, определить его форму? - Произнесите этот глагол в повелительной форме. - Теперь произнесите в форме 2-го лица мн.ч. - Чем похожи эти глаголы? - Чем отличаются? - В каком случае мы употребляем глаголы в повелительной форме? - А когда употребляем глаголы 2-го лица мн.ч.? - Сегодня мы с вами продолжим работать над тем, как различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола. | Глаголы. (Сделайте, дайте, возьмёте, протянете, положите) Да. Сделайте, дайте. В форме 2-го лица мн.ч.
Нет.
ПоложИте. ПолОжите. Одинаковое написание. Ударением. Когда мы требуем или просим что-то.
Когда задаем вопрос или что-то утверждаем. |
Лог.: постановка и решение проблемы-формулирование проблемы.
Л.: смыслообразование. |
IV. Включение в систему знаний
Метод: словесный, практический
Приемы: беседа, языковой анализ, упражнение. | 30 мин. | - Откройте учебник на стр. 120. Рассмотрите плакат летучей мыши. - Что там показано? - Это образец чего? - Найдите №127. Прочитайте задание. По цепочке начинаем выполнять. - Теперь вам нужно записать столбиком начальные формы выделенных глаголов. Какой вопрос у начальной формы глагола? Верно.
- У вас получилось три слова или шесть? - Теперь рядом с каждым глаголом запишите сначала повелительную форму, в которой он стоит в одном из предложений, а затем – форму 2-го лица мн.ч. из другого предложения. В повелительной форме выделите суффикс повелительной формы и окончание мн.ч. В форме 2-го лица мн.ч. выделите окончание. - Чем отличаются окончания повелительной формы мн.ч. и формы 2 лица мн.ч.? - Какой вывод мы можем сделать? Молодцы!
- Сейчас вам необходимо разделиться на 8 групп. У каждой группы карточки с заданием. Возьмите карточку №2. Ваша задача – записать рядом повелительную форму и форму 2 лица мн. ч. каждого глагола. - На выполнение вам 5 минут. Глагол в н.ф. | Повелительная форма глагола | 2 лицо мн.ч. глагола | Гулять |
|
| Охранять |
|
| Бежать |
|
| Заставлять |
|
| Шагать |
|
| Кричать |
|
| Указывать |
|
|
- А теперь давайте проверим. Каждая группа по очереди будет называть по одному глаголу с теми формами, которые вы образовали. Если кто-то не согласен, что формы образованы верно, поднимает руку. - Выделите в глаголах повелительной формы суффикс и окончание, которые указывают на их форму. Затем выделите окончания в глаголах 2-го лица мн.ч. - Какой суффикс и окончание вы выделили у глаголов повелит.формы? - А какое окончание в глаголах 2-го лица мн.ч.? - Теперь, посмотрите на экран. Кто прочитает стихотворение? Взрослым очень интересно То, что всем давно известно! «Как зовут?» И «Кем ты будешь?» И «Кого ты больше любишь — Маму, папу или братца?» Всё не могут разобраться! А вот завтра я поеду На беседу К логопеду! Он мне скажет: «Порычите!» Он попросит: «Помычите! Пошипите, пожужжите! И язык мне покажите!» Хорошо пойдёт беседа У меня и логопеда! - Назовите в этом стихотворении глаголы повелительного наклонения. Давайте запишем их в тетрадь. Разберем эти глаголы по составу. - Кто разберет первый глагол?
- Какой вопрос мы зададим к глаголам 2-го лица мн.ч.? - Какое окончание у этих глаголов? - Посмотрите на пары глаголов на слайде: полОжите положИте проЯвите проявИте склОните склонИте подАрите подарИте - Прочитайте их так, чтобы в первом столбике были глаголы 2-го лица мн.ч., а во втором были в повелит.форме. - Давайте разберем их по составу. Начинаем с первой пары слов. - Итак, как же отличить глаголы 2-го лица мн.ч. и глаголы повелительной формы? | Выполняют указания учителя.
Показаны вопросы к глаголам 2-го лица мн.ч. и к глаголам повелит. формы мн.ч.) Выполняют указания. Терять Охранять Гулять Что делать? Три. Терять - теряйте, теряете. Охранять – охраняйте, охраняете. Гулять – гуляйте, гуляете.
В повелит. форме окончания –те, а в форме 2-го лица мн.ч. окончание –ете. ВЫВОД: повелительная форма и форма 2 лица мн.ч. отличаются по составу: в повелительной форме мн.ч. окончание – те, в форме 2 л мн.ч. – ете. Выполняют указания.
Глагол в н.ф. | Повелительная форма глагола | 2 лицо мн.ч. глагола | Гулять | гуляйте | гуляете | Охранять | охраняйте | охраняете | Бежать | бегите | бежите | Заставлять | заставляйте | заставляете | Шагать | шагайте | шагаете | Кричать | кричите | кричите | Указывать | указывайте | указываете |
Выполняют указания учителя.
Суффикс –й- и –и-, окончание -те.
Окончание –ете.
Читает стихотворение один ученик.
Порычите, помычите, пошипите, пожужжите, покажите.
Выходит один ученик к доске и разбирает по составу одно слово. Порычите, помычите, пошипите, пожужжите, покажите. Что делаете? Окончание –ете. Выполняют указание учителя.
Выполняют указание учителя.
К доске выходит один ученик и разбирает пару слов. | Р.: целеполагание.
П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.
К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической формами речи.
П.(общеуебные): поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной форме.
П. (общеучебные): поиск и выделение необходимой инф-ии; осознание и построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Рефлексия деятельности (по продукту)
Метод: словесный,
Прием: беседа. | 3 мин. | - С какими глаголами работали на уроке?
- Чем отличается повелительная форма глагола от формы 2 лица мн. ч.?
- Какой суффикс образует повелительную форму глагола? - А сейчас каждому из вас для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке надо выбрать карандаши определенного цвета. Урок полезен, всё понятно - зеленый цвет. Лишь кое-что, чуть-чуть неясно – жёлтый цвет. Да, трудно всё-таки учиться – красный цвет. - Спасибо, ребята, за урок. Урок окончен.
| С глаголами повелит. наклонения и глаголами 2 лица мн.ч. Повелительная форма и форма 2 лица мн.ч. отличаются по составу: в повелительной форме мн.ч. окончание – те, в форме 2 л мн.ч. – ете. Суффикс –й-.
Выбирают соответствующий карандаш. | Р.: оценка
П. (общеуебные): рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деят-ти. |