Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кармазина Александра Владимировна

 Конспект урока по окружающему миру на тему"Учимся различать деревья и кустарники зимой"  1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_otkr.urok_.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир. 1 класс.    

Кармазина А.В. учитель высшей категории

МБОУ «Еланская СОШ№2»

Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:

     знают, что возможно и зимой определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; название деревьев и кустарников, плоды и семена этих растений; сезонные изменения в природе;        

     умеют определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; работать в группах, парах, самостоятельно;

     развивают зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

     воспитание у учащихся бережного отношения к природе; взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: изображение деревьев летом и зимой; компьютер с демонстрационным материалом; индивидуальные (разноуровневые) карточки; изображение плодов и семян деревьев; природный материал (веточки, кора деревьев); медали; золотые ключики;  маршрутная карта.

                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Со звонком вбегает в класс Баба Яга)

Баба Яга: - А-а-а-а! Надоели мне все, не хочу учиться, надоело мне всё.  Всех превращу в зимние деревья. (Заколдовывает ребят). Абра – кадабра – сим – салабим! Теперь вы зимние деревья в волшебном лесу. Фу, устала!

Учитель: - Бабушка  Яга, что случилось? Зачем ты всех ребят в деревья превратила?

Баба Яга: - Какие ребята? А разве здесь не взрослые собрались, которые всё время меня поучают да поучают. Говорят, чтобы я училась, что безграмотной быть очень плохо. А что же теперь делать?

Учитель: - Расколдовывай ребят теперь.

Баба Яга: - А я не могу, мы ещё не проходили такого. Да,   видимо и в правду нужно учиться. А как же вам помочь? ……. Придумала! Я дам вам карту с маршрутом, которая поможет расколдоваться. Но вы должны пройти по этому маршруту до конца, тогда вновь станете  детьми.

  1. Эмоциональный настрой.

      -И так мы отправляемся в путешествие. Наша отправная точка «Страна Знаний».

 - Раз мы  имеем дело с волшебной силой, и противостоять ей сможем волшебством.

     - Наша первая остановка  

             «Замок  Волшебной  силы»

    - Вспомните пожалуйста наши волшебные слова и возьмитесь за руки.

    Мы всё знаем.

    Мы всё умеем

    И у нас всё получиться.

  1. Самоопределение к деятельности.

   - И так мы  в волшебном лесу -  зимние деревья. И расколдуемся мы тогда когда сможем угадать  зимние деревья.

   - Но легко ил это сделать?

   - Почему?

  1. Актуализация знаний.

 - А по листьям и плодам сможете определить какое это дерево? Давайте попробуем.

Игра «Угадай дерево».  (2 – 3 минуты)

(разноуровневые задания)

       Детям раздаются карточки с изображениями деревьев.

       1уровень

Отсутствует у названия дерева первая буква

..ерёза                                    ..уб

…лён                                     ..ополь

..ябина                                  …ипа

   

  2 уровень

Есть буква только в конце слова

……….а                                      …..б

…….н                                       …..ь

……….а                                 …….а

  3 уровень

Отсутствует всё слово.

  1. Самопроверка.

Слайд№4

  1. Постановка учебной задачи.

 - Молодцы по листья и плодам вы умеете определять деревья.

  - Но посмотрите  мы проезжаем

«Лужок   Почемучки».

 - А вот по зимним деревьям,  вы сможете определить какое это дерево?

- Т.е. по зимним деревьям,  определить какое это дерево трудно?

 - Итак,  какая цель нашего урока?

Слайд№5

- А деревья и кустарники зимой можно различить по силуэтам, коре, почкам и плодам.

 - Вот этим мы сейчас и займёмся.

- Но прежде давайте разомнёмся.

- Следующая остановка:

      Парк «Здоровья».

ФИЗМИНУТКА (под музыку).Слайд№6

Давайте закроем глазки и представим, что мы с вами вышли погулять в парк «Здоровья»:

Шагаем по дорожке,

Затем по скользкому льду,

По мосточку,

Перепрыгиваем через овражек,

Заходим в парк и идём по снежочку.

А в парке деревья большие, высокие.

Посмотрите как здесь красиво,

Воздух чистый, свежий.

Давайте глубоко вздохнём, выдохнем

И ещё раз вздохнём и выдохнем.

А теперь отправляемся назад:

Идём по снежочку,

Прыгаем через овражек,

Затем по мосточку,

По скользкому льду

И шагаем по дорожке

Вот мы и дома.

  1. «Открытие» учащимися нового знания.

   - Ребята мы добрались с вами до острова  «Сокровищ»

 - А сокровище для нас с вами это знания. И вы сейчас постараетесь добыть эти сокровища.

Работа в группах.

- У вас на партах лежат листочки с изображением, какого либо дерева и текст об этом дереве, кора этого дерева и веточки кустарников нам они понадобятся позднее.

 - Ребята, а вы знаете о том, что осенью садоводы обрезают деревья и кустарники? Вот и я осенью обрезала свои кустарники и эти веточки  вы видите у себя на столах, а кору я собрала со старых пеней..

- А как вы думаете, почему с пеньков, а не с живых деревьев?

- Молодцы! А теперь ваша задача внимательно изучить и запомнить информацию о том дереве, которое вам досталось.  (3 – 5 минут)

 - Готовы переплыть  «Море Дружбы»?

- Теперь стоит поделиться своими знаниями с друзьями – одноклассниками.

(Показываю слайды зимних деревьев, а та группа, у которой это дерево рассказывают о нём). (6 – 8 минут)

  1. Физминутка (под музыку)Слайд№13

 - Вы, наверное, устали? Давайте прогуляемся в лес.

(Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу)

  1. В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый веточка  согревалась.

  1. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.                                                

  1. Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

  1. Дождик стучит всё сильнее и сильнее.                                     Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.                                                  Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

        IХ. Первичное закрепление.

      - Итак, по каким признакам мы можем определить   зимой  виды деревьев?

         

         

           Х. Самостоятельная работа.

   - А теперь прошу вас самостоятельно рассмотреть веточки, которые лежат у вас на столах, и попробуйте определить, к какому кустарнику они относятся.

 

 

- По каким признакам вы определили?

        ХI. Включение нового знания в систему знаний.

       

 - И так мы добрались с вами до горы       

                        «Испытаний».

  - Какая же дружба без испытаний.

         

             Игра «Дерево - плод».

    Нужно к зимнему дереву подобрать плод этого дерева.

Образец:

Слайд№15

 - Осталось последнее испытание.

Я буду зачитывать описание зимнего дерева, а вы слушайте внимательно и та группа, которая рассказывала об этом дереве,  должна встать и если вы правильно угадаете свои деревья, то вы будете расколдованы. Заклятья Бабы Яги будут сняты.

 - Итак, слушайте внимательно и угадывая вставайте.

            Игра «Расколдуйся».

     1.У этого  дерева ствол чёрный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветки  растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

Плоды  – орешки, размером с горошину, подвешены к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения.

липа

   

2. Это небольшое дерево с ажурной кроной. Её нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

У этого дерева гроздья оранжевых ягод.

рябина

   

3. А у этого дерева стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки  тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет чёрные чёрточки.

Плоды его напоминают бабочку (семена находятся в середине, а два овальных крылышка – по бокам).

берёза

4. У него могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах. Ни с чем не спутаешь его плоды  – жёлуди.

дуб

5. Его ветви  прямые, крепкие.

У него имеется по два плода с однобокими крылышками, обращёнными друг к другу. У крылышек один край округлённый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

клён

6.   Веточки этого дерева  будто бы устремлены ввысь. А семена этого дерева разлетаются пухом по всей округе.

тополь

 - Молодцы ребята!  Вы меня очень порадовали. Вы всё выполнили верно.

  - А вы знаете, наш Еланский край богат лесными насаждениями и все те деревья, о которых мы с вами сегодня говорили, растут в нашем посёлке.

XII. Рефлексия деятельности.

  - Итак, какая была цель нашего урока?

  - Достигли ли мы этой цели?

   - Давайте отметим  на тропинке «знаний», где мы с вами сегодня.

______________________________

- Понравился вам урок?

 

 

- Оцените, пожалуйста, работу своей группы на уроке. Как вы считаете, какого место достойна ваша группа I. II или III?  

 

- А теперь на доске вы видите солнышко и тучку. Кому понравился урок и у него хорошее настроение  подойдите к солнышку и поставьте лучик – магнитик, а кому не понравился, подойдите к тучке и поставьте капельку – магнитик.

           

        - Вот мы и добрались до          

                     «Города  Подарков».

 - Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны и за это мне хочется вам на память подарить вот эти золотые ключики, которые помогут вам открывать любые двери к знаниям ведь знания это наше богатство, наше сокровище, наш клад. Как говорят: кто имеет отличные знания - тот богат.

  - Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы!  Спасибо за урок.

 

- Нет.

- Потому что на зимних деревьях нет листьев и плодов.

 

Слайд№4

-нет

-да

- Учиться определять деревья и кустарники зимой.

Шагают

Скользят по полу

Ударяют по коленям

Подпрыгивают

Потирают ладошку об ладошку

Поднимают руки вверх и покачиваются влево, вправо.

Глубокий вздох и

выдох

Потирают ладошку об ладошку

Подпрыгивают

Ударяют по коленям

Скользят по полу

Шагают

(Воспитательный момент).

 

- Потому что нужно беречь и охранять природу.

Дети делятся полученной информацией друг с другом. А те группы, которые слушают, ищут изображение того дерева о котором рассказывают с листьями и поднимают картинку вверх.

 

Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.

Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.

Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.

Дети усиливают движения пальцами.

Дети проводят ладошками по спинам товарищей.

Дети стряхивают ручками и поглаживают спину соседа.

- По силуэтам, коре и плодам.

Дети рассматривают веточки и пробуют самостоятельно определить название кустарника.  Пробуют  размять почку и определить по запаху.

По запаху.

(Краеведение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".

Урок  для  2  класса по  программе   Школа  России....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Деревья и кустарники весной (Цветение)".

Данная тема изучается в подготовительном классе II вида....

конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"

Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме "Как помочь птицам зимой?"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "В гости к зиме"

Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Окружающий мир 1 класс "Учимся различать деревья и кустарники зимой"

Окружающий мир  1 класс УМК "Перспективная начальная школа" тема урока: "Учимся различать деревья и кустарники зимой"...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...