Рабочая программа и КТП по учебному предмету " Мир природы и человека" 2 класс ФГОС для УО
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» ( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта» ГБОУ «СКОШИ №2».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_2kl_18-19.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир природы и человека
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»
( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта» ГБОУ «СКОШИ №2».
Цель программы: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Основными задачами данного учебного предмета являются: учить воспринимать законы окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность; формировать правильное и гуманное мировоззрение; формировать представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю. Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю во 2-ом классе.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 2 |
Количество часов в неделю | 2 |
Итого | 68 |
Результаты освоения учебного предмета « Мир природы»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Мир природы» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к уроку мир природы;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме ;
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
- иметь практические умения работать с учебником, схемой, картинками;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- классифицировать и объединять заданные предметы по значению;
- ориентироваться в пространстве;
- делать обобщения, выводы;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- рассказывать по данному рисунку, схеме, картинке;
- понимать и различать предметы живой и неживой природы;
- устанавливать местоположение предмета;
- определять количество предметов;
- составлять описательные рассказы;
Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Кол- во часов по данной теме |
1 | Долгота дня | 9 ч |
2 | Времена года | 23ч |
3 | Неживая природа | 5ч |
4 | Живая природа. Растения. | 15ч |
5 | Животные | 9 ч |
6 | Человек | 7 ч |
68ч | ||
Календарно- тематическое планирование по предмету «Мир природы»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||
1 | 1 четверть. Долгота дня. Введение. Влияние солнца на смену времен года. | 2ч | Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта | ||
2 | Влияние солнца на смену времен года | 1ч. | Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. | ||
3 | Сутки. Солнце и жизнь растений | 1ч. | Определение времени суток по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке | ||
4 | Утро, день, вечер ночь | 1ч | Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы | ||
5 | Долгота дня летом | 1ч | Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка | ||
6 | Занятие людей в течение суток летом | 1ч | Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия | ||
7 | Долгота дня зимой | 1ч | Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам времени года | ||
8 | Занятие людей в течение суток зимой | 1ч | Отработка навыков распределения деятельности днем зимой. Ознакомление с понятиями долгота дня. Составление рассказа о зимнем дне самостоятельно или с помощью учителя | ||
9 | Времена года Осень | 1ч | Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад) | ||
10 | Растения осенью | 1ч | Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозки). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию. | ||
11 | Животные осенью | 2ч | Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению. Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы) | ||
12 | Занятия людей и одежда осенью | 2ч | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). | ||
13 | Погода. Календарь природы | 1ч | Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха | ||
14 | Зима. Признаки зимы | 1ч | Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад) | ||
15 | 2четверть Растения зимой | 1ч | Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям. | ||
16 | Животные зимой | 1ч | Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег, сорока, дятел, лиса, заяц, еж, белка). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте | ||
17 | Занятия и одежда зимой | 1ч | Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Рассматривание иллюстрации к сказке «Два Мороза», игра «Два Мороза» Заучивание стихотворного текста | ||
18 | Погода. Календарь природы. | 1ч | Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | ||
19 | Весна | 1ч | Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки) | ||
20 | Растения весной. Признаки весны | 1ч | Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа схеме (солнце снег, капля, ручьи),приход весны. Запоминание правил | ||
21 | Растения весной | 1ч | Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.(мать-и-мачеха, ландыши). Разучивание стихотворения. Рассматривание рисунка. | ||
22 | Животные весной. | 1ч | Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года. | ||
23 | Занятия и одежда весной | 1ч | Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной) | ||
24 | Погода. Календарь природы | 1ч | Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней | ||
25 | Лето. Признаки лета. | 1ч | Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы). Определение безопасного поведения по рисунку | ||
26 | Растения летом | 1ч | Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание текста | ||
27 | Животные летом | 1ч | Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года. | ||
28 | Занятия и одежда летом | 2ч | Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки» | ||
29 | Неживая природа. 3четверть. Вода | 1ч | Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта | ||
30 | Вода горячая и холодная. | 1ч | Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Чаепитие. | ||
31 | Температура воды. | 1ч | Определение температуры воды. Термометр (градусник). | ||
32 | Вода в природе | 1ч | Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы, реки, ера, болота, пруды. Дождь, лед, снег, пар.Ответы на вопросы. Чтение стихов | ||
33 | Значение воды | 1ч | Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка | ||
34 | Живая природа Растения | 2ч | Части растений: корень, стебель, лист, цветок, цветы. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений. | ||
35 | Жизнь растений | 1ч | Рассматривание рисунка. Определение условий для роста растений. | ||
36 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1ч | Условия для жизни растений. Рассматривание иллюстраций. Зарисовка. | ||
37 | Растения светолюбивые и тенелюбивые. | 1ч | Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку | ||
38 | Комнатные растения. | 1ч | Рассматривание изображения растений и семян. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков) | ||
39 | Уход за комнатными растениями. | 1ч | Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря | ||
40 | Овощи. | 1ч | Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи). | ||
41 | Огород. | 2ч | Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям | ||
42 | Овощи и питание человека | 1ч | Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) | ||
43 | Сад. | 1ч | Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) | ||
44 | Фрукты | 1ч | Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов). | ||
45 | Фрукты в питании человека | 1ч | Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста | ||
46 | Уход за растениями сада и огорода. | 1ч | Правила ухода за огородом и садом. Определение и называние знакомых объектов (инструменты, приспособления, почва). | ||
47 | Животные 4четверть. Животные | 1ч | Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру) | ||
48 | Кошка и рысь. | 2ч | Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост).Место обитания животных. Заучивание прибаутки. | ||
49 | Породы кошек | 1ч | Нахождение и называние животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, лапы, хвост, усы) | ||
50 | Собака и волк. | 2ч | Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Питание, повадки. Места обитания. Сходство и различие. | ||
51 | Породы собак. | 1ч | Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин.разные породы собак. | ||
52 | Рыбы | 2ч | Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (голова, жабры, плавники, хвост, туловище). Щука, окунь. Аквариум. | ||
53 | Человек. Гигиена человека | 2ч | Нахождение сходства и различий объектов природы. Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Физкультура. Закаливание. Комплекс упражнений | ||
54 | Органы пищеварения | 1ч | Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами | ||
55 | Органы пищеварения | 1ч | Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами | ||
56 | Питание человека. | 2ч | Разучивание правила гигиены питания. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Разучивание стихотворения | ||
57 | Правила питания. | 1ч | Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами. | ||
58 | Профилактика отравлений. | 1ч | Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» |
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Книгопечатная продукция
Учебник
- Учебник « Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях , 2018 г. Авторы: Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина, М.А.Попова,Т.О.Куртова.
- Рабочая тетрадь. «Мир природы и человека» Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Н.Б. Матвеева., М.А. Попова
Технические средства
- компьютер
- телевизор
-классная доска
Учебно- практическое оборудование
- индивидуальные кассы с набором букв и слогов
- набор предметных картинок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Русский язык» для 3 класса
Рабочая программаначального общего образованияучебного предмета «Русский язык»для 3 класса...
Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы" 3-4 классы
Рабочая программа по учебному предмету "МИР ПРИРОДЫ" на 2 года...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс
Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...