Рабочая программа и КТП по учебному предмету " Мир природы и человека" 2 класс ФГОС для УО
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Сафронова Татьяна Валерьевна

        Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» ( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта» ГБОУ «СКОШИ №2».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_2kl_18-19.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мир природы и человека

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»

( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта» ГБОУ «СКОШИ №2».

Цель программы: формирование природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе.            Основными задачами данного учебного предмета являются: учить воспринимать законы окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность; формировать правильное и гуманное мировоззрение; формировать представлений о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представлений у обучающихся о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека»базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

                    Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

 На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю.  Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю во 2-ом классе.

Место учебного предмета в учебном плане

Класс

2

Количество часов в неделю

2

Итого

68

                                                                                                                                Результаты освоения учебного предмета « Мир природы»

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Мир природы» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к уроку мир природы;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме ;
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • иметь практические умения работать с учебником, схемой, картинками;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
  • классифицировать и объединять заданные предметы по значению;
  • ориентироваться в  пространстве;
  • делать обобщения, выводы;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • рассказывать по данному рисунку, схеме, картинке;
  • понимать и различать предметы живой и неживой природы;
  • устанавливать местоположение предмета;
  • определять количество предметов;
  • составлять описательные рассказы;

           

Содержание учебного курса

№ п/п

Название темы

Кол- во часов по данной теме

1

Долгота дня

9 ч

2

Времена года

23ч

3

Неживая природа

4

Живая природа. Растения.

15ч

5

Животные

9 ч

6

Человек

7 ч

68ч

Календарно- тематическое планирование по предмету «Мир природы»

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения урока

план

факт

1

1 четверть.             Долгота дня.               Введение.                      Влияние солнца на смену времен года.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

2

Влияние солнца на смену времен года

1ч.

Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок.

3

Сутки. Солнце и жизнь растений

1ч.

Определение времени суток по изображению. Составление рассказа по картинке. Определение соответствия по картинке

4

Утро, день, вечер ночь

Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы. Ответы на вопросы

5

Долгота дня летом

 Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка

6

Занятие людей в течение суток летом

Рассматривание схемы. Определение положения объекта. Составление рассказа по рисунку. Нахождение несоответствия

7

Долгота дня зимой

Рассматривание схемы. Составление рассказа о деятельности в различное время суток. Ответы на вопросы. Составление рассказа по опорным картинкам. Зарисовка в тетради схематичного изображения предмета. Определение по рисункам времени года

8

Занятие людей в течение суток зимой

Отработка навыков распределения деятельности днем зимой. Ознакомление с понятиями долгота дня. Составление рассказа о зимнем дне самостоятельно или с помощью учителя

9

Времена года                  Осень

Рассматривание рисунков. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Ответы на вопросы. Нахождение различий на рисунках. Прослушивание текста, стихотворения. Определение по схеме причины сезонных изменений. Работа с опорными словами (осень, листопад)

10

Растения осенью

Прослушивание текста, стихотворения. Нахождение признаков объектов по рисункам. Ответы на вопросы. Составление рассказа с опорой на схему, иллюстрацию. Работа с опорными словами (сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозки). Зарисовка объектов природы с опорой на иллюстрацию.

11

Животные осенью

Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Классификация объектов по назначению. Объяснение выбора объектов и предметов. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами (урожай, грибы)

12

Занятия людей и одежда осенью

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры).

13

Погода. Календарь природы

Перечисление осенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре сроков осенних каникул, времени занятий и отдыха

14

Зима. Признаки зимы

Нахождение различий в изображениях. Прослушивание текста. Определение причин сезонных изменений по схеме. Проведение опыта совместно с учителем. Вырезывание объекта природы (аппликация) по готовому образцу. Работа с опорными словами (зима, снегопад)

15

2четверть                      Растения зимой

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.

16

Животные зимой

Составление рассказа-описания животных. Изготовление кормушки по образцу. Работа с опорными словами (снег,  сорока, дятел, лиса, заяц, еж, белка). Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте

17

Занятия и одежда зимой

Классификация и выбор предметов по картинкам (одежда, игры, предметы для игры). Рассматривание иллюстрации к сказке «Два Мороза», игра «Два Мороза» Заучивание стихотворного текста

18

Погода.           Календарь природы.

Перечисление зимних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов зимних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

19

Весна

Нахождение различий по картинке. Прослушивание текста, стихотворения. Определение причин сезонных изменений по схеме. Знакомство с правилом безопасного поведения вблизи крыш домой. Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки)

20

Растения весной. Признаки весны

Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям. Ответы на вопросы по тексту учебника. Рассматривание и называние изображенных объектов природы (насекомых, птиц). Рисование объекта природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа схеме (солнце снег, капля, ручьи),приход весны. Запоминание правил

21

Растения весной

Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Называние объектов природы по иллюстрациям.(мать-и-мачеха, ландыши). Разучивание стихотворения. Рассматривание рисунка.

22

Животные весной.

Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.

23

Занятия и одежда весной

Нахождение и называние предметов на рисунке. Выделение нужных предметов (одежды) после прослушивания стихотворения. Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей весной)

24

Погода. Календарь природы

Перечисление весенних месяцев. Узнавание и называние дней недели. Определение дня недели по указанию учителя. Определение на календаре периодов весенних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней

25

Лето. Признаки лета.

Нахождение различий на рисунках. Нахождение признаков лета по опорным схемам. Работа с календарем (название летних месяцев, летние каникулы, выход в школу). Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Определение цветовой гаммы рисунка. Работа с опорными словами (лето, цветы). Определение безопасного поведения по рисунку

26

Растения летом

Составление рассказа по рисунку. Определение последовательности объектов по рисунку. Знакомство с правилом безопасного поведения в природе. Ответы на вопросы. Прослушивание текста

27

Животные летом

Составление рассказа-описания животных: лиса, заяц, еж, белка. Сравнение внешнего вида животных в различное время года.

28

Занятия и

одежда летом

Классификация предметов по картинке. Рассматривание и определение занятий детей в летний период. Заучивание телефона помощи в любых ситуациях. Составление рассказа о безопасном поведении около водоемов (по опорным вопросам). Дифференциация летних объектов для игр (игрушки). Разучивание подвижной игры «Рыбак и рыбаки»

29

    Неживая природа. 3четверть.                Вода

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка выбранного объекта

30

Вода горячая и холодная.

Зарисовка объекта природы. Называние объектов природы. Отгадывание загадок. Чаепитие.

31

Температура воды.

Определение температуры воды. Термометр (градусник).

32

Вода в природе

Рассматривание рисунка. Показ на рисунке объектов природы, реки, ера, болота, пруды. Дождь, лед, снег, пар.Ответы на вопросы. Чтение стихов

33

Значение воды

Дифференциация изображений. Составление рассказа о видах деятельности. Показ объектов на рисунке. Составление рассказа по рисунку. Зарисовка

34

Живая природа

Растения

Части растений: корень, стебель, лист, цветок, цветы. Сравнение частей растений и нахождение различий (лист, стебель, корень). Нахождение частей растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений.

35

Жизнь растений

Рассматривание рисунка. Определение условий для роста растений.

36

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые

Условия для жизни растений. Рассматривание иллюстраций. Зарисовка.

37

Растения светолюбивые и тенелюбивые.

Рассматривание иллюстраций. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различий объектов природы (цветы) по рисунку

38

Комнатные растения.

Рассматривание изображения растений и семян. Прослушивание текста, ответы на вопросы. Составление описательного рассказа по рисунку. Выбор объекта природы по условию (с помощью рисунков)

39

Уход за  комнатными  растениями.

Практические действия: протирание листьев, полив растения, рыхление почвы. Отбор инвентаря для ухода за растениями, называние предметов. Проговаривание названий растений и инвентаря

40

Овощи.

Прослушивание текста. Рассматривание иллюстраций (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи).

41

Огород.

Рассматривание иллюстраций (растения зимой, весной, летом, осенью). Ответы на вопросы по тексту и иллюстрациям

42

Овощи и питание человека

Составление рассказа об использовании семян (приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (проращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода)

43

Сад.

Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник)

44

Фрукты

Рассматривание иллюстраций (фрукты). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Работа с опорными словами (плоды, овощи, фрукты). Составление описательного рассказа по картинке (описание фруктов).

45

Фрукты в питании человека

Составление рассказа по вопросам (польза овощей и фруктов). Составление рассказа по опорным схемам. Прослушивание (чтение) стихотворного текста

46

Уход за растениями сада и огорода.

Правила ухода за огородом и садом. Определение и называние знакомых объектов (инструменты, приспособления, почва).

47

Животные                 4четверть.                  Животные

Рассматривание рисунков с изображением животных, называние и показ знакомых объектов. Сравнение животных по размеру, образу жизни, способам передвижения. Зарисовка животного (по контуру)

48

Кошка и рысь.

Выделение и показ частей тела у животных. Описание животного по образцу (с помощью учителя). Работа с опорными словами (голова, туловище, ноги, хвост).Место обитания животных. Заучивание прибаутки.

49

Породы кошек

Нахождение и называние животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном по способам передвижения. Разучивание игры «Кто как ходит». Работа по опорным словам (шерсть, лапы, хвост, усы)

50

Собака и волк.

Рассматривание иллюстрации, называние знакомых животных. Определение и называние детенышей животных. Составление рассказа по прослушанному тексту. Питание, повадки. Места обитания. Сходство и различие.

51

Породы собак.

Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Рисование (аппликация) «Домашнее животное». Экскурсия в зоомагазин.разные породы собак.

52

 Рыбы

Рассматривание и называние животных по рисункам. Соотнесение изображения животного с местом обитания. Узнавание и называние сказочных героев – диких животных. Составление сказки по рисунку. Работа с опорными словами (голова, жабры, плавники, хвост, туловище). Щука, окунь. Аквариум.

53

Человек.            

Гигиена человека

Нахождение сходства и различий объектов природы. Работа с опорными словами (люди, возраст, пол). Составление рассказа о себе по опорным вопросам. Физкультура. Закаливание. Комплекс упражнений

54

Органы пищеварения

Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами

55

Органы пищеварения

Нахождение и показ органов на рисунке (на объекте), называние частей тела. Правила ухода за зубами

56

Питание человека.

Разучивание правила гигиены питания. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Разучивание стихотворения

57

Правила питания.

Определение и называние органов пищеварения. Рассматривание изображений. Нахождение сходства и различий по рисункам. Работа с опорными словами.

58

Профилактика отравлений.

Прослушивание текста (строение глаз). Чтение стихотворного текста, ответы на вопросы. Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) на картинке и у себя. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы), предложениями (глаза – орган зрения). Разучивание правил гигиены зрения. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивание гимнастики для глаз «Автобус»

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

Книгопечатная продукция

Учебник

- Учебник « Мир природы и человека» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  В 2-х частях , 2018 г. Авторы: Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина, М.А.Попова,Т.О.Куртова.

- Рабочая  тетрадь. «Мир природы и человека» Учебное пособие для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  Н.Б. Матвеева., М.А. Попова

Технические средства

- компьютер

- телевизор

-классная доска

Учебно- практическое оборудование

- индивидуальные кассы с набором букв и слогов

- набор предметных картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Русский язык» для 3 класса

Рабочая программаначального общего образованияучебного предмета «Русский язык»для 3 класса...

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы" 3-4 классы

Рабочая программа по  учебному предмету "МИР ПРИРОДЫ" на 2 года...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...