Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.zip | 58.36 КБ |
ktp_matematika.zip | 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Утверждаю: Рассмотрено:
Директор школы на заседании ШМО
_________Артемова Н.С. учителей начальных
Приказ № ___от____________ классов
Протокол №___
от __________________
руководитель ШМО
Чунина Э.Г. _______
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
УМК «Система Л. В. Занкова» 4 класс
(4 часа в неделю, 34 учебных недели, за год 136 часов)
Рабочая программа разработана
учителем начальных классов
__________________________
- Пояснительная записка.
Цель курса:
- Математическое развитие младшего школьника;
- Освоение начальных основ математических знаний.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений
- создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;
- действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.
Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и, обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.
Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания
а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Программа разработана обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса
к умственному труду.
Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.
В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств.
На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.
Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами.
Расширение понятия числа происходит в ходе знакомства с дробными (3 кл.), а также целыми положительными и отрицательными числами (4 кл.). Основными направлениями работы при этом являются: осознание тех жизненных ситуаций, которые привели к необходимости введения новых чисел, выделение детьми таких ситуаций в окружающем их мире (температура воздуха, высота гор, глубина морей), относительность использования этих новых чисел как в жизни, так и в математике.
В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).
Эти два подхода к натуральному числу существуют на протяжении всего начального обучения, завершаясь обобщением, в результате которого создаются условия для введения понятий точного и приближенного значений числа.
Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства с действиями сложения и вычитания установить связь между ними. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология.
В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого (1 кл.).
Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения (1 кл.) и таблицы умножения (2 кл.).
Внетабличное сложение и вычитание (2 кл.) строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой же подход используется при выполнении внетабличного умножения и деления (3 кл.) с применением таблицы умножения.
Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.
Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.
В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:
- переместительное свойство сложения и умножения;
- сочетательное свойство сложения и умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения.
Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.
Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения (1 кл.) и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом уравнений (2 кл.).
Аналогично в третьем классе помимо числовых неравенств появляются неравенства с переменной, а наряду с нахождением значений числовых выражений ученики находят значения буквенных выражений при заданных значениях этой переменной.
Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.
В ходе обучения в начальной школе ученикам предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.
Решение этих задач объединяет содержание курса математики с содержанием других предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Глубокая работа с каждым словом в тексте задачи является косвенным фактором, способствующим формированию и другого метапредметного умения «вчитывания» в формулировки заданий и их понимания.
Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.
Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующего ся на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.
Изучение линии величин завершается в 4 классе составлением таблиц мер изученных величин и соотношений между ними, а также сравнением этих таблиц между собой и с десятичной системой счисления.
Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму (в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся). В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.
Эта линия работы поддерживается программами и учебниками всех учебных предметов.
Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Курс математики для начальной школы I—IV классов является частью единого непрерывного курса математики I—IX классов, который разрабатывается в настоящее время с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Предмет «Математика» области «Математика» изучается в 4 классе, согласно учебному плану в количестве 136 часов, 4 часа в неделю.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и, обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.
Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Программа разработана обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.
В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств.
На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.
Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами.
Расширение понятия числа происходит в ходе знакомства с дробными (3 кл.), а также целыми положительными и отрицательными числами (4 кл.). Основными направлениями работы при этом являются: осознание тех жизненных ситуаций, которые привели к необходимости введения новых чисел, выделение детьми таких ситуаций в окружающем их мире (температура воздуха, высота гор, глубина морей), относительность использования этих новых чисел как в жизни, так и в математике.
В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).
Эти два подхода к натуральному числу существуют на протяжении всего начального обучения, завершаясь обобщением, в результате которого создаются условия для введения понятий точного и приближенного значений числа.
Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства с действиями сложения и вычитания установить связь между ними. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология.
В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого (1 кл.).
Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения (1 кл.) и таблицы умножения (2 кл.).
Внетабличное сложение и вычитание (2 кл.) строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой же подход используется при выполнении внетабличного умножения и деления (3 кл.) с применением таблицы умножения.
Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.
Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.
В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:
- переместительное свойство сложения и умножения;
- сочетательное свойство сложения и умножения;
- распределительное свойство умножения относительно сложения.
Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.
Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения (1 кл.) и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом уравнений (2 кл.).
Аналогично в третьем классе помимо числовых неравенств появляются неравенства с переменной, а наряду с нахождением значений числовых выражений ученики находят значения буквенных выражений при заданных значениях этой переменной.
Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.
В ходе обучения в начальной школе ученикам предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.
Решение этих задач объединяет содержание курса математики с содержанием других предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Глубокая работа с каждым словом в тексте задачи является косвенным фактором, способствующим формированию и другого метапредметного умения «вчитывания» в формулировки заданий и их понимания.
Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.
Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующего ся на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.
Изучение линии величин завершается в 4 классе составлением таблиц мер изученных величин и соотношений между ними, а также сравнением этих таблиц между собой и с десятичной системой счисления.
Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму (в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся). В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.
Эта линия работы поддерживается программами и учебниками всех учебных предметов.
Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;
– понимание значения математики в собственной жизни;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».
Обучающийся получит возможность для формирования:
– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;
– восприятия эстетики логического умозаключения, точности – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности
учебной деятельности;
– чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание важности осуществления собственного выбора.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая
способ и результат собственных действий;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном уровне;
– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем
или сверстниками ориентир;
– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;
– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
– принимать участие в групповой работе;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий,
развивающих смекалку;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем
плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
– на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе
с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч.
под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
– кодировать информацию в знаково - символической или графической
форме;
– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;
– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной
форме;
– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям;
наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
– осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
– проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных
объектов и выделения у них сходных признаков;
– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование
общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них
общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего
правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);
– понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
– с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной
информации в открытом информационном пространстве;
– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
– самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения,
обобщения;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по заданным критериям;
– расширять свои представления о математических явлениях;
– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;
– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных матема-
тических понятий; в новых для учащихся ситуациях);
– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания,
владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию
партнера в общении;
– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;
– использовать правила вежливости в различных ситуациях;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;
– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать
важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий
результат);
– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;
– адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;
– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
– понимать относительность мнений и подходов к решению задач;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других
участников коллективной работы;
– осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во вне
урочной деятельности.
- Содержание учебного предмета, курса.
4 класс (136 часов)
Класс миллионов
Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.
Общий принцип образования классов.
Точные и приближенные значения
Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерение величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел.
Приближенные значения чисел, получаемое в результате округления с заданной точностью.
Правила округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.
Положительные и отрицательные числа
Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков (+) и (-).
Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.
Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.
Величины
Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), её связь с десятичной системой исчисления.
Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.
Арифметические действия (55 часов)
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел. Обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.
Использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операции.
Сложение и вычитание величин разными способами.
Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.
Умножение и деление
Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.
Обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде.
Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.
Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.
Деление величины на величину.
Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.
Выражение с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.
Свойства равенств и их использования для решения уравнений.
Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.
Работа с текстовыми задачами
(в течение года)
Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.
Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Преобразование задач в более простые или более сложные.
Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.
Сравнение арифметического и алгебраического метода решения задач.
Решение задач на решение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях)
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры (10 часов)
Свойства диагоналей прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника. Разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники.
Разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники.
Классификация изученных пространственных геометрических тел по разным основаниям.
Геометрические величины (28 часов)
Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S= (a*b) : 2.
Нахождение площади произвольного треугольника разными способами.
Определение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.
Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.
Общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр. Соотношение между ними.
Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а так же площади его основания и высоты.
Работа с информацией (10 часов)
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации.
Чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы.
Чтение диаграмм. Построение простейших столбчатых диаграмм.
Составление, запись, выполнение простого алгоритма.
Чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем.
Построение математических выражений с помощью логических связок и слов.
Проверка истинности утверждений.
Вариант тематического планирования
4 класс (136 часов)
Площади фигур 12 ч
Умножение многозначных чисел 20 ч
Точные и приближенные числа. Округление чисел 14 ч
Деление на многозначное число 20 ч
Объем и его измерения 18 ч
Действия с величинами 14 ч
Положительные и отрицательные числа 10 ч
Числа класса миллионов 16 ч
Резерв 12 ч
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Числа и величины
Обучающийся научится:
– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными
числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
– выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии
с этой закономерностью;
– классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
– находить долю от числа и число по его доле;
– выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
– применять изученные соотношения между единицами измерения массы:
1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц,1 т = 1000 кг.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
– находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);
– изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;
– изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
– записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L,
D, М.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
– выполнять сложение и вычитание
в пределах шестизначных чисел;
– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное
число;
– выполнять деление с остатком;
– находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия;
– решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия
в пределах изученных чисел.
Обучающиийся получит возможность научиться:
– выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости,
времени, площади);
– изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;
– решать уравнения, требующие1–3 тождественных преобразования
на основе взаимосвязи между компонентами действий;
– находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1–3 действия);
– находить решения неравенств с одной переменной разными способами;
– проверять правильность выполнения различных заданий с помощью
вычислений;
– выбирать верный ответ задания из предложенных.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
– выполнять краткую запись задачи,
используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;
– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;
– решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время,
объем работы);
– преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
– составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных
формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).
Обучающийся получит возможность научиться:
– сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
– изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
– находить разные способы решения одной задачи;
– преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;
– решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению
его доли;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
– различать окружность и круг;
– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
– строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон
с помощью линейки и угольника.
Обучающийся получит возможность научиться:
– распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.
– использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
– находить фигуры на поверхности пространственных тел
и называть их.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
– находить площадь фигуры с помощью палетки;
– вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;
– выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между
ними;
– применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения:
1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;
– использовать единицы измерения
площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2),
квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр
(км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =
100 дм2.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить площади многоугольников разными способами: разбиением на
прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей
фигуры;
– использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение (°).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
– использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;
– устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу
в соответствии с закономерностью;
– использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм
при решении текстовых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;
– соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой
диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;
– дополнять простые столбчатые диаграммы;
– понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения
изучаемых действий;
– понимать выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «…или …», «не», «если .., то … », «верно/неверно, что …», «для того, чтобы… нужно …», «каждый», «все», «некоторые»).
- Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Интерактивная доска.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Учебно-методический комплект
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Математика | И. И. Аргинская, Е И. Ивановская, С. Н. Кормишина | 20__ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) | ||||
Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе) | Математика. 4 класс. Проверочные работы. | Л. Г. Моршнева. | Издательство «Лицей» | |
Методические рекомендации к курсу «Математика» 4 класс | Аргинская И.И., Кормишина С.Н.. | 20__ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», | |
Поурочно-тематическое планирование к учебнику "Математика. 4 класс", | Зубова С.П. | 20_____ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», | |
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова , Сборник, 2012 | Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова | 2012 | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», | |
Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе | Аргинская И.И | 20___ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания | Наглядные пособия, натуральные объекты и модели |
Транспортир классный Угольник классный 45х45 Угольник классный – 30х40 Циркуль классный | Интерактивное учебное пособие по математике 1 класс – 2 Интерактивное учебное пособие по математике 2 класс – 2 Интерактивное учебное пособие по математике 3 класс – 2 Интерактивное учебное пособие по математике 4 класс - 2 | Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 1 класс Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 2 класс Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 3 класс Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 4 класс Магнитная математика Математический набор магнитный Набор объемных геометрических тел Опорные таблицы по математике |
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Утверждаю: Рассмотрено:
Директор школы на заседании ШМО
_________Артемова Н.С. учителей начальных классов
Приказ _____ от ____________ протокол № ___
от _________________
руководитель ШМО
Чунина Э.Г _______
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Математика»
УМК «Система Л.В.Занкова» 4 класс
(4 часа в неделю, 34 учебные недели, за год 136 часов)
Рабочая программа разработана
учителем начальных классов
_____________________________
Пояснительная записка к поурочному планированию
Программа 4 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л.В.Занкова.
Автор программы: И.И.Аргинская.
Год издания: 2012.Издательский дом «Федоров»,издательство: «Учебная литература»
Количество учебных часов для выполнения:
• плановых контрольных работ: 9
• административных работ: 4
Практических работ: 2
Учебно-методический комплект (далее – УМК):
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Математика | И.И.Аргинская Е.И.Ивановская С.Н.Кормишина | 20___ | Изд-ий дом «Федоров», Изд-во: «Учебная литература» |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) | Математика* | Л.Г.Моршнева | 20___ | Саратов «Лицей» |
Методические рекомендации для учителя |
*Рабочая тетрадь используется с целью повторения и закрепления изученного материала, корректировки знаний обучающихся
и облегчения выполнения домашнего задания.
*ОНЗ-Урок «открытия» новых знаний
ОУР-Уроки отработки умений и рефлексии
ПСЗ-Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
РК-Уроки развивающего контроля
ИТ-Урок-исследование (урок творчества)
№ урока | Дата | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов в теме | Вид урока (форма проведения урока) | Вид контроля | Оборудование | ИКТ-поддержка | Домашнее задание | ||
Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др. | Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование) | ||||||||||
план | фактически | ||||||||||
1 | Площади фигур 14ч | Диагональ многоугольника. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
2 | Свойство диагонали прямоугольника. | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
3 | Определение площади прямоугольного треугольника. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
4 | Понятие « Скорость сближения». | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
5 | Скорость сближения, скорость удаления. Решение задач. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
6 | Построение треугольника по стороне и двум углам. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
7 | Сочетательный закон умножения. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
8 | Вводная контрольная работа. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
9 | Площади фигур 14 ч | Формула площади прямоугольного треугольника. Решение неравенств. | 1 | ПСЗ | Текущий | Таблица | |||||
10 | Определение площади многоугольника. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
11 | Построение треугольника по трём сторонам. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
12 | Восстановление координатного луча и единичного отрезка. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
13 | Проверочная работа «Нахождение площади треугольника» | 1 | УРК | Тематич | |||||||
14 | Работа над ошибками. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
15 | Умножение многозначных чисел 22 ч | Разные способы нахождения значения произведений. | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
16 | Сочетательный закон умножения и распределительный относительно сложения. | 1 | ПСЗ | Текущий | Таблица | ||||||
17 | Решение неравенств уравнением. | 1 | ПСЗ ОНЗ | Текущий | |||||||
18 | Умножение числа на 10. | 1 | ОУР | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
19 | Восстановление начала координатного луча и единичного отрезка по координатам. | 1 | ПСЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
20 | Контрольная работа «Решение задач на движение» | 1 | УРК | ||||||||
21 | Замена разрядной единицы произведением однозначных множителей. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
22 | Умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
23 | Умножение многозначных чисел на круглые числа. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
24 | Обобщение наблюдений за изменением результата умножения при изменении одного компонента. | 1 | ПСЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
25 | Упрощение сложного уравнения. Решение задач на уравнивание количества. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
26 | Умножение многозначных чисел на круглые | 1 | ОУР | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
27 | Подробная запись умножения многозначного числа на двузначное. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
28 | Контрольная работа по итогам 1 четверти. | 1 | УРК | Итоговый | |||||||
29 | Вычисление произведений с трёхзначными множителями. | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
30 | Умножение многозначных чисел | Рациональные способы умножения многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
31 | Призма. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
32 | Проверочная работа «Преобразование задач». | 1 | УРК | Тематич | |||||||
33 | Умножение многозначных чисел разными способами. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица | ||||||
34 | Умножение многозначных чисел в столбик. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
35 | Умножение многозначных чисел в столбик. Решение задач. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
36 | Умножение многозначных чисел в столбик. Решение задач на движение. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица |
2 четверть
37 | Точные и приближённые числа. Округление чисел. 14ч | Приближённые значения длины отрезков. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица величин | |||||
38 | Проверочная работа «Умножение многозначных чисел». | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица величин | ||||||
39 | Умножение многозначных чисел с нулями в конце чисел в столбик. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
40 | Приближённые значения массы, площади фигуры. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
41 | Понятие о точных и приближённых числах. | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
42 | Понятие о точных и приближённых числах. | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
43 | Замена пары неравенств двойным неравенством. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
44 | Знак (~) используемый при обозначении приближённого числа. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
45 | Округление чисел с точностью до десятков. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
46 | Контрольная работа. | 1 | ОУР | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
47 | Округление чисел с точностью до сотен. | 1 | ОУР | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
48 | Округление чисел с точностью до десятков, до сотен, до тысяч. | 1 | ПСЗ | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
49 | Округление чисел с недостатком или с избытком. | 1 | ПСЗ | Текущий | |||||||
50 | Контрольная работа. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
51 | Деление на многозначное число 17 ч | Деление многозначных чисел на однозначное и двузначное. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||
52 | Подбор значения частных при делении многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
53 | Меры длины и их соотношение. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
54 | Использование закона и свойства деления для рационализации его выполнения. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
55 | Проверочная работа. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
56 | Использование свойства деления числа на произведение двух множителей. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
57 | Деление числа на произведение. Меры массы и их соотношение. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
58 | Второе свойство равенств. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
59 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
60 | Определение количества цифр в значении частного. | 1 | УРК | Итоговый | |||||||
61 | Решение задачи с помощью уравнения. Деление многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
62 | Деление на многозначное число | Деление многозначного числа на счётные единицы системы счисления. | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
63 | Деление многозначных чисел. | 1 | ПСЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
64 | Подбор рационального значения частного. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
65 | Подбор значения частных округлением числа. | 1 | ОНЗ | Текущий |
2 полугодие
№ урока | Дата | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов в теме | Вид урока (форма проведения урока) | Вид контроля | Оборудование | ИКТ-поддержка | Домашнее задание | ||
Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др. | Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование) | ||||||||||
план | фактически | ||||||||||
66 | 13.01 | Деление на многозначное число | Определение цифр в значении частного. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||
67 | 14.01 | Составление алгоритма выполнения деления на многозначное число. | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
68 | 15.01 | 2 часть Объём и его измерение. 20 ч | Группировка объёмных фигур. | 1 | ОНЗ | Текущий | Объёмные фигуры | Презентация | Компьютер, проектор | ||
69 | 16.01 | Выделение общих признаков у группы фигур. | 1 | ОНЗ | Текущий | Объёмные фигуры | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||
70 | 20.01 | Нахождение значений суммы многозначных чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
71 | 21.01 | Связь между единицами длины и площади. | 1 | ПСЗ | Текущий | ||||||
72 | 22.01 | №261-265 Понятие об объёме. | 1 | ОНЗ | Текущий | Объёмные фигуры | Презентация | Компьютер, проектор | |||
73 | 23.01 | Определение объёма с помощью мерки. | 1 | ОНЗ | Текущий | Объёмные фигуры | |||||
74 | 27.01 | Меры измерения объёма: кубический см. | 1 | ОНЗ | Текущий | Объёмные фигуры | |||||
75 | 28.01 | Определение объёма прямоугольной коробки. (практ раб) | 1 | ОНЗ | Текущий | Объёмные фигуры | Презентация | Компьютер, проектор | |||
76 | 29.01 | Определение объёма прямоугольной коробки. | 1 | ПСЗ | Текущий | Объёмные фигуры | |||||
77 | 30.01 | Корни уравнений. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
78 | 3.02 | Формула определения объёма прямоугольной призмы. | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
79 | 4.02 | Объём и его измерение. 20 ч | Соотношение между единицами измерения объёма. | 1 | ПСЗ | Текущий | |||||
80 | 5.02 | Преобразование уравнений. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
81 | 6.02 | Определение объёма прямоугольной призмы. (практич раб) | 1 | ОНЗ | Текущий | Объемная призма | Презентация | Компьютер, проектор | |||
82 | 10.02 | Решение задач на определение объёма предмета. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
83 | 11.02 | Определение объёма прямоугольной призмы. | 1 | ОУР | Текущий | Объемная призма | |||||
84 | 12.02 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
85 | 13.02 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
86 | 17.02 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
87 | 18.02 | Контрольная работа. | 1 | УРК | Тематич | ||||||
88 | 19.02 | Действия с величинами. 16 ч | Преобразование числа. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||
89 | 20.02 | Именованные числа. Разные способы преобразования чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица | Презентация | Компьютер, проектор | |||
90 | 24.02 | Сложение и вычитание именованных чисел разными способами. | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
91 | 25.02 | Преобразование уравнений. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
92 | 26.02 | Перевод величин из одной меры в другую. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица величин | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||
93 | 27.02 | Решение уравнений. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
94 | 3.03 | Умножение именованных чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
95 | 4.03 | Деление именованных чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
96 | 5.03 | Деление именованных чисел. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
97 | 6.03 | Повторение | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
98 | 10.03 | Составление сложного выражения. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
99 | 11.03 | Деление именованных чисел. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
100 | 12.03 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
101 | 13.03 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
102 | 17.03 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | ||||||
103 | 18.03 | Контрольная работа «Умножение и деление величин на натуральное число». | 1 | УРК | Тематич | ||||||
104 | 19.03 | Положительные и отрицательные числа. 12 ч | Деление чисел на группы. Ноль - особое число. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||
105 | 20.03 | Первичное знакомство с отрицательными и положительными числами. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
106 | Положительные и отрицательные числа. | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
107 | Решение сложных уравнений. | 1 | ПСЗ | Тематич | |||||||
108 | Координатная прямая. | 1 | ПСЗ | Текущий | |||||||
109 | Повторение | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
110 | Противоположные числа. | 1 | ОНЗ | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
111 | Сравнение чисел. | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
112 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
113 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
114 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
115 | Контрольная работа. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
116 | Числа класса миллионов. 21 ч | Образование новой счётной единицы – миллион. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Презентация | Компьютер, проектор | |||
117 | Единицы счёта, используемые при получении миллиона. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
118 | Чтение и запись чисел в пределах единиц миллиона. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
119 | Таблицы мер длины, площади и объёма. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица величин | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
120 | Решение уравнений, используя чертёж как знак деления. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
121 | Повторение изученного | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
122 | Таблица мер времени. | ПСЗ | Текущий | Таблица величин | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
123 | Образование сотен миллионов. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
124 | Чтение и запись многозначных чисел. | 1 | ПСЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
125 | Таблица классов и разрядов. | 1 | ПСЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | ||||||
126 | Умножение чисел в пределах класса миллиона. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Медиаресурс | Компьютер, проектор | ||||
127 | Числа класса миллионов. 21 ч | Умножение чисел в пределах класса миллиона. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица разрядов и классов | |||||
128 | Деление многозначных чисел в пределах класса миллиона. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
129 | Образование новой счётной единицы – миллиард. | 1 | ОНЗ | Текущий | Таблица разрядов и классов | Презентация | Компьютер, проектор | ||||
130 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица разрядов и классов | ||||||
131 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | Таблица разрядов и классов | ||||||
132 | Контрольная работа по итогам года. | 1 | РК | Итоговый | |||||||
133 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | |||||||
134 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | Презентация | Компьютер, проектор | |||||
135 | Повторение изученного. | 1 | ОУР | Текущий | Медиаресурс | Компьютер, проектор | |||||
136 | Обобщение изученного. | 1 | ПСЗ | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по системе Занкова Л.В.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требо...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе по системе Занкова
Программа с по ФГОС с УУД...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе по системе Занкова
Программа с по ФГОС с УУД...