Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Чунина Элеонора Гивиевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.zip58.36 КБ
Package icon ktp_matematika.zip57.21 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                    «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Утверждаю:                                                                                         Рассмотрено:

Директор школы                                                                                 на заседании ШМО

_________Артемова Н.С.                                                                   учителей начальных                                                                                            

Приказ № ___от____________                                                          классов

                                                                                                              Протокол №___

                                                                                                              от __________________

                                                                                                              руководитель ШМО                                                                                                                                                  

                                                                                                               Чунина Э.Г. _______

                                        Рабочая программа

                              по учебному предмету «Математика»

                                  УМК «Система Л. В. Занкова» 4 класс

                     (4 часа в неделю, 34 учебных недели, за  год 136 часов)

Рабочая программа разработана

  учителем начальных классов

__________________________

  1. Пояснительная записка.

Цель курса:

  • Математическое развитие младшего школьника;
  • Освоение начальных основ математических знаний.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

  • научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений
  • создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
  • приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;  научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;
  • действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и, обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.

Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания

а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Программа разработана обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса

к умственному труду.

Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств.

На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.

Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами.

Расширение понятия числа происходит в ходе знакомства с дробными (3 кл.), а также целыми положительными и отрицательными числами (4 кл.). Основными направлениями работы при этом являются: осознание тех жизненных ситуаций, которые привели к необходимости введения новых чисел, выделение детьми таких ситуаций в окружающем их мире (температура воздуха, высота гор, глубина морей), относительность использования этих новых чисел как в жизни, так и в математике.

В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе  «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).

Эти два подхода к натуральному числу существуют на протяжении всего начального обучения, завершаясь обобщением, в результате которого создаются условия для введения понятий точного и приближенного значений числа.

Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание  как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства с действиями сложения и вычитания установить связь между ними. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология.

В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание  как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого (1 кл.).

Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения (1 кл.) и таблицы умножения (2 кл.).

Внетабличное сложение и вычитание (2 кл.) строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой же подход используется при выполнении внетабличного умножения и деления (3 кл.) с применением таблицы умножения.

Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление  как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.

Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление  как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.

В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

  • переместительное свойство сложения и умножения;
  • сочетательное свойство сложения и умножения;
  • распределительное свойство умножения относительно сложения.

Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.

Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения (1 кл.) и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом уравнений (2 кл.).

Аналогично в третьем классе помимо числовых неравенств появляются неравенства с переменной, а наряду с нахождением значений числовых выражений ученики находят значения буквенных выражений при заданных значениях этой переменной.

Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.

Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.

В ходе обучения в начальной школе ученикам предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.

Решение этих задач объединяет содержание курса математики с содержанием других предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

Глубокая работа с каждым словом в тексте задачи является косвенным фактором, способствующим формированию и другого метапредметного умения «вчитывания» в формулировки заданий и их понимания.

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.

Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем  к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующего ся на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Изучение линии величин завершается в 4 классе составлением таблиц мер изученных величин и соотношений между ними, а также сравнением этих таблиц между собой и с десятичной системой счисления.

Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму (в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся). В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.

Эта линия работы поддерживается программами и учебниками всех учебных предметов.

Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Курс математики для начальной школы I—IV классов является частью единого непрерывного курса математики I—IX классов, который разрабатывается в настоящее время с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Предмет «Математика» области «Математика» изучается в 4 классе, согласно учебному плану в количестве 136 часов, 4 часа в неделю.  

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и, обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические  системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.

Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи  создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Программа разработана обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

  Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств.

На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.

Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами.

Расширение понятия числа происходит в ходе знакомства с дробными (3 кл.), а также целыми положительными и отрицательными числами (4 кл.). Основными направлениями работы при этом являются: осознание тех жизненных ситуаций, которые привели к необходимости введения новых чисел, выделение детьми таких ситуаций в окружающем их мире (температура воздуха, высота гор, глубина морей), относительность использования этих новых чисел как в жизни, так и в математике.

В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе  «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).

Эти два подхода к натуральному числу существуют на протяжении всего начального обучения, завершаясь обобщением, в результате которого создаются условия для введения понятий точного и приближенного значений числа.

Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание  как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно-действенном и наглядно-образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства с действиями сложения и вычитания установить связь между ними. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология.

В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание  как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого (1 кл.).

Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения (1 кл.) и таблицы умножения (2 кл.).

Внетабличное сложение и вычитание (2 кл.) строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой же подход используется при выполнении внетабличного умножения и деления (3 кл.) с применением таблицы умножения.

Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление  как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.

Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление  как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.

В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

  • переместительное свойство сложения и умножения;
  • сочетательное свойство сложения и умножения;
  • распределительное свойство умножения относительно сложения.

Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.

Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения (1 кл.) и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом уравнений (2 кл.).

Аналогично в третьем классе помимо числовых неравенств появляются неравенства с переменной, а наряду с нахождением значений числовых выражений ученики находят значения буквенных выражений при заданных значениях этой переменной.

Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.

Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.

В ходе обучения в начальной школе ученикам предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы:  движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.

Решение этих задач объединяет содержание курса математики с содержанием других  предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

Глубокая работа с каждым словом в тексте задачи является косвенным фактором, способствующим формированию и другого метапредметного умения «вчитывания» в формулировки заданий и их понимания.

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.

Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем  к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующего ся на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Изучение линии величин завершается в 4 классе составлением таблиц мер изученных величин и соотношений между ними, а также сравнением этих таблиц между собой и с десятичной системой счисления.

Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму (в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся). В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.

Эта линия работы поддерживается программами и учебниками всех учебных предметов.

Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;

– понимание значения математики в собственной жизни;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;

– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».

Обучающийся получит возможность для формирования:

– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;

– восприятия эстетики логического умозаключения, точности – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности

учебной деятельности;

– чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание важности осуществления собственного выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции

учителя и вносить в нее коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая

способ и результат собственных действий;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,

представленной на наглядно-образном уровне;

– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем

или сверстниками ориентир;

– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

– принимать участие в групповой работе;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий,

развивающих смекалку;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем

плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

– на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе

с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч.

под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;

– кодировать информацию в знаково - символической или графической

форме;

– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной

форме;

– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям;

наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;

– осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

– проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных

объектов и выделения у них сходных признаков;

– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование

общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них

общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего

правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);

– понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

– с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной

информации в открытом информационном пространстве;

– моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

– самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения,

обобщения;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов

по заданным критериям;

– расширять свои представления о математических явлениях;

– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;

– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных матема-

тических понятий; в новых для учащихся ситуациях);        

– пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания,

владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию

партнера в общении;

– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;

– использовать правила вежливости в различных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать

важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий

результат);

– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;

– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;

– понимать относительность мнений и подходов к решению задач;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– контролировать свои действия и соотносить их с действиями других

участников коллективной работы;

– осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;

– активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать

вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во вне

урочной деятельности.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

4 класс (136 часов)

Числа и величины (33 часа)

Класс миллионов

Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.

Общий принцип образования классов.

Точные и приближенные значения

Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерение величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел.

Приближенные значения чисел, получаемое в результате округления с заданной точностью.

Правила округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.

Положительные и отрицательные числа

Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков (+) и (-).

Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.

Величины

Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), её связь с десятичной системой исчисления.

Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.

Арифметические действия (55 часов)

Сложение и вычитание

Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел. Обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.

Использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операции.

Сложение и вычитание величин разными способами.

Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.

Умножение и деление

Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.

Обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде.

Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.

Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.

Деление величины на величину.

Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.

Выражение с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.

Свойства равенств и их использования для решения уравнений.

Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.

Работа с текстовыми задачами

(в течение года)

Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.

Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.

Преобразование задач в более простые или более сложные.

Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.

Сравнение арифметического и алгебраического метода решения задач.

Решение задач на решение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях)

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры (10 часов)

Свойства диагоналей прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника. Разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники.

Разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники.

Классификация изученных пространственных геометрических тел по разным основаниям.

Геометрические величины (28 часов)

Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S= (a*b) : 2.

Нахождение площади произвольного треугольника разными способами.

Определение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.

Общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр. Соотношение между ними.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а так же площади его основания и высоты.

Работа с информацией (10 часов)

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации.

Чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы.

Чтение диаграмм. Построение простейших столбчатых диаграмм.

Составление, запись, выполнение простого алгоритма.

Чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем.

Построение математических выражений с помощью логических связок и слов.

Проверка истинности утверждений.

Вариант тематического планирования

4 класс (136 часов)

Площади фигур 12 ч

Умножение многозначных чисел 20 ч

Точные и приближенные числа. Округление чисел 14 ч

Деление на многозначное число 20 ч

Объем и его измерения 18 ч

Действия с величинами 14 ч

Положительные и отрицательные числа 10 ч

Числа класса миллионов 16 ч

Резерв 12 ч

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Числа и величины

Обучающийся научится:

– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными

числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

– выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии

с этой закономерностью;

– классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;

– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

– находить долю от числа и число по его доле;

– выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;

– применять изученные соотношения между единицами измерения массы:

1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц,1 т = 1000 кг.

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;

– находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);

– изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;

– изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;

– записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L,

D, М.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

– выполнять сложение и вычитание

в пределах шестизначных чисел;

– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное

число;

– выполнять деление с остатком;

– находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия;

– решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия

в пределах изученных чисел.

Обучающиийся получит возможность научиться:

– выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости,

времени, площади);

– изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;

– решать уравнения, требующие1–3 тождественных преобразования

на основе взаимосвязи между компонентами действий;

– находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1–3 действия);

– находить решения неравенств с одной переменной разными способами;

– проверять правильность выполнения различных заданий с помощью

вычислений;

– выбирать верный ответ задания из предложенных.

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

– выполнять краткую запись задачи,

используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;

– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;

– решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время,

объем работы);

– преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;

– составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных

формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

– сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;

– изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;

– находить разные способы решения одной задачи;

– преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;

– решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению

его доли;

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

– различать окружность и круг;

– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

– строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон

с помощью линейки и угольника.

Обучающийся получит возможность научиться:

– распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.

– использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;

– находить фигуры на поверхности пространственных тел

и называть их.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

– находить площадь фигуры с помощью палетки;

– вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;

– выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между

ними;

– применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения:

1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;

– использовать единицы измерения

площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2),

квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр

(км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =

100 дм2.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить площади многоугольников разными способами: разбиением на

прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей

фигуры;

– использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение (°).

Работа с информацией

Обучающийся научится:

– использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;

– устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу

в соответствии с закономерностью;

– использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм

при решении текстовых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;

– соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой

диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;

– дополнять простые столбчатые диаграммы;

– понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения

изучаемых действий;

– понимать выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «…или …», «не», «если .., то … », «верно/неверно, что …», «для того, чтобы… нужно …», «каждый», «все», «некоторые»).

  1. Описание материально – технического обеспечения    образовательного процесса.

Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Интерактивная доска.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

Учебно-методический комплект

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Математика

И. И. Аргинская, Е И. Ивановская, С. Н. Кормишина

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе)

Математика. 4 класс. Проверочные работы.

Л. Г. Моршнева.

Издательство «Лицей»

Методические рекомендации к курсу «Математика» 4 класс

Аргинская И.И., Кормишина С.Н..

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Поурочно-тематическое планирование к учебнику "Математика. 4 класс",

Зубова С.П.

20_____

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова , Сборник, 2012

Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова

2012

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе

Аргинская И.И

20___

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература»,

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания

Наглядные пособия, натуральные объекты и модели

Транспортир  классный

Угольник классный 45х45

Угольник классный – 30х40

Циркуль классный

Интерактивное учебное пособие по математике 1 класс – 2

Интерактивное учебное пособие по математике 2 класс – 2

Интерактивное учебное пособие по математике 3 класс – 2

Интерактивное учебное пособие по математике 4 класс - 2

Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 1 класс

Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 2 класс

Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 3 класс

Комплект таблиц по математике+ дидактические раздаточные карточки 4 класс

Магнитная математика

Математический набор магнитный

Набор объемных геометрических тел

Опорные таблицы по математике

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Утверждаю:                                                                                                                                           Рассмотрено:

Директор школы                                                                                                                                 на заседании ШМО

_________Артемова Н.С.                                                                                                                   учителей начальных классов

Приказ _____ от ____________                                                                                                        протокол № ___                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 от _________________

                                                                                                                                                                 руководитель ШМО                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 Чунина Э.Г _______

Календарно-тематическое планирование

 учебного предмета «Математика»

УМК «Система Л.В.Занкова»   4 класс

(4 часа в неделю, 34 учебные недели, за год 136 часов)

Рабочая программа разработана

  учителем начальных классов

_____________________________

                                                                                                 

Пояснительная записка к поурочному планированию

Программа 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  Государственным Образовательным  Стандартом начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л.В.Занкова.

Автор программы: И.И.Аргинская.

Год издания: 2012.Издательский дом «Федоров»,издательство: «Учебная литература»

Количество учебных часов для выполнения:

•        плановых контрольных работ: 9

•        административных работ: 4

Практических работ: 2

Учебно-методический комплект (далее – УМК):

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Математика

И.И.Аргинская

Е.И.Ивановская

С.Н.Кормишина

20___

Изд-ий дом «Федоров»,

Изд-во: «Учебная литература»

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

Математика*

Л.Г.Моршнева

20___

Саратов «Лицей»

Методические рекомендации для учителя

*Рабочая тетрадь используется с целью повторения и закрепления изученного материала, корректировки знаний обучающихся

 и облегчения выполнения домашнего задания.

*ОНЗ-Урок «открытия» новых знаний

ОУР-Уроки отработки умений и рефлексии

ПСЗ-Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

РК-Уроки развивающего контроля

ИТ-Урок-исследование (урок творчества)

№ урока

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

в теме

Вид урока

(форма проведения урока)

Вид контроля

Оборудование

ИКТ-поддержка

Домашнее задание

Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др.

Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование)

план

фактически

1

Площади фигур 14ч

Диагональ многоугольника.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

2

Свойство диагонали прямоугольника.

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

3

Определение площади прямоугольного треугольника.

1

ОНЗ

Текущий

4

Понятие « Скорость сближения».

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

Медиаресурс

Компьютер, проектор

5

Скорость сближения, скорость удаления. Решение задач.

1

ОУР

Текущий

6

 Построение треугольника по стороне и двум углам.

1

ОНЗ

Текущий

7

Сочетательный закон умножения.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

Медиаресурс

Компьютер, проектор

8

Вводная контрольная работа.

1

УРК

Тематич

9

Площади фигур 14 ч

Формула площади прямоугольного треугольника. Решение неравенств.

1

ПСЗ

Текущий

Таблица

10

Определение площади многоугольника.

1

ОУР

Текущий

11

Построение треугольника по трём сторонам.

1

ОНЗ

Текущий

12

Восстановление координатного луча и единичного отрезка.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

13

Проверочная работа «Нахождение площади треугольника»

1

УРК

Тематич

14

Работа над ошибками.

1

ОУР

Текущий

15

Умножение многозначных чисел 22 ч

Разные способы нахождения значения произведений.

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

16

Сочетательный закон умножения и распределительный относительно сложения.  

1

ПСЗ

Текущий

Таблица

17

Решение неравенств уравнением.

1

ПСЗ

ОНЗ

Текущий

18

Умножение числа на 10.

1

ОУР

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

19

Восстановление начала координатного луча и единичного отрезка по координатам.

1

ПСЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

20

Контрольная работа «Решение задач на движение»

1

УРК

21

Замена разрядной единицы произведением однозначных множителей.

1

ОУР

Текущий

22

Умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

23

Умножение многозначных чисел на круглые числа.

1

ОУР

Текущий

24

Обобщение наблюдений за изменением результата умножения при изменении одного компонента.

1

ПСЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

25

Упрощение сложного уравнения. Решение задач на уравнивание количества.

1

ОНЗ

Текущий

26

Умножение многозначных чисел на круглые

1

ОУР

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

27

Подробная запись умножения многозначного числа на двузначное.

1

ОНЗ

Текущий

28

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1

УРК

Итоговый

29

Вычисление произведений с трёхзначными множителями.

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

30

Умножение многозначных чисел

Рациональные способы умножения многозначных чисел.

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

31

Призма.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

32

Проверочная работа «Преобразование задач».

1

УРК

Тематич

33

Умножение многозначных чисел разными способами.

1

ОУР

Текущий

Таблица

34

Умножение многозначных чисел в столбик.

1

ОУР

Текущий

Таблица

Медиаресурс

Компьютер, проектор

35

Умножение многозначных чисел в столбик. Решение задач.

1

ОУР

Текущий

Таблица

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

36

Умножение многозначных чисел в столбик. Решение задач на движение.

1

ОУР

Текущий

Таблица

2 четверть

37

Точные и приближённые числа. Округление чисел. 14ч

Приближённые значения длины отрезков.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица величин

38

Проверочная работа «Умножение многозначных чисел».

1

ОНЗ

Текущий

Таблица величин

39

Умножение многозначных чисел с нулями в конце чисел в столбик.

1

ОНЗ

Текущий

40

Приближённые значения массы, площади фигуры.

1

УРК

Тематич

41

Понятие о точных и приближённых числах.

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

42

Понятие о точных и приближённых числах.

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

43

Замена пары неравенств двойным неравенством.

1

ОНЗ

Текущий

44

Знак (~) используемый при обозначении приближённого числа.

1

ОНЗ

Текущий

45

Округление чисел с точностью до десятков.

1

УРК

Тематич

46

Контрольная работа.

1

ОУР

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

47

Округление чисел с точностью до сотен.

1

ОУР

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

48

Округление чисел с точностью до десятков, до сотен, до тысяч.

1

ПСЗ

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

49

Округление чисел с недостатком или с избытком.

1

ПСЗ

Текущий

50

Контрольная работа.

1

УРК

Тематич

51

Деление на многозначное число 17 ч

Деление многозначных чисел на однозначное и двузначное.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица  

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

52

Подбор значения частных при делении многозначных чисел.

1

ОНЗ

Текущий

53

 Меры длины и их соотношение.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

54

Использование закона и свойства деления для рационализации его выполнения.

1

ОНЗ

Текущий

55

Проверочная работа.

1

ОНЗ

Текущий

56

Использование свойства деления числа на произведение двух множителей.

1

УРК

Тематич

57

Деление числа на произведение. Меры массы и их соотношение.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

Медиаресурс

Компьютер, проектор

58

Второе свойство равенств.

1

ОНЗ

Текущий

59

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

ОУР

Текущий

60

Определение количества цифр в значении частного.

1

УРК

Итоговый

61

Решение задачи с помощью уравнения. Деление многозначных чисел.

1

ОНЗ

Текущий

62

Деление на многозначное число

Деление многозначного числа на счётные единицы системы счисления.

1

ОНЗ

Текущий

63

Деление многозначных чисел.

1

ПСЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

64

Подбор рационального значения частного.

1

ОУР

Текущий

65

Подбор значения частных округлением числа.

1

ОНЗ

Текущий

2 полугодие

№ урока

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

в теме

Вид урока

(форма проведения урока)

Вид контроля

Оборудование

ИКТ-поддержка

Домашнее задание

Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др.

Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование)

план

фактически

66

13.01

Деление на многозначное число

Определение цифр в значении частного.

1

ОНЗ

Текущий

67

14.01

  Составление алгоритма выполнения деления на многозначное число.

1

ОНЗ

Текущий

68

15.01

2 часть

 Объём и его измерение. 20 ч

Группировка объёмных фигур.

1

ОНЗ

Текущий

Объёмные фигуры

Презентация

Компьютер, проектор

69

16.01

Выделение общих признаков у  группы фигур.

1

ОНЗ

Текущий

Объёмные фигуры

Медиаресурс

Компьютер, проектор

70

20.01

Нахождение значений суммы многозначных чисел.

1

ОНЗ

Текущий

71

21.01

Связь между единицами длины и площади.

1

ПСЗ

Текущий

72

22.01

№261-265   Понятие об объёме.

1

ОНЗ

Текущий

Объёмные фигуры

Презентация

Компьютер, проектор

73

23.01

Определение объёма с помощью мерки.

1

ОНЗ

Текущий

Объёмные фигуры

74

27.01

 Меры измерения объёма: кубический см.

1

ОНЗ

Текущий

Объёмные фигуры

75

28.01

Определение объёма прямоугольной коробки. (практ раб)

1

ОНЗ

Текущий

Объёмные фигуры

Презентация

Компьютер, проектор

76

29.01

Определение объёма прямоугольной коробки.

1

ПСЗ

Текущий

Объёмные фигуры

77

30.01

Корни уравнений.

1

ОУР

Текущий

78

3.02

Формула определения объёма прямоугольной призмы.

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

79

4.02

Объём и его измерение. 20 ч

Соотношение между единицами измерения объёма.

1

ПСЗ

Текущий

80

5.02

Преобразование уравнений.

1

ОУР

Текущий

81

6.02

Определение объёма прямоугольной призмы. (практич раб)

1

ОНЗ

Текущий

Объемная призма

Презентация

Компьютер, проектор

82

10.02

Решение задач на определение объёма предмета.

1

ОУР

Текущий

83

11.02

Определение объёма прямоугольной призмы.

1

ОУР

Текущий

Объемная призма

84

12.02

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

85

13.02

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

86

17.02

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

87

18.02

Контрольная работа.

1

УРК

Тематич

88

19.02

Действия с величинами. 16 ч

Преобразование числа.

1

ОНЗ

Текущий

89

20.02

Именованные числа. Разные способы преобразования чисел.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица

Презентация

Компьютер, проектор

90

24.02

Сложение и вычитание именованных чисел разными способами.

1

ОНЗ

Текущий

91

25.02

Преобразование уравнений.

1

ОУР

Текущий

92

26.02

Перевод  величин из одной меры в другую.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица величин

Медиаресурс

Компьютер, проектор

93

27.02

Решение уравнений.

1

ОУР

Текущий

94

3.03

Умножение именованных чисел.

1

ОНЗ

Текущий

95

4.03

 Деление именованных чисел.

1

ОНЗ

Текущий

96

5.03

 Деление именованных чисел.

1

ОУР

Текущий

97

6.03

Повторение

1

ОУР

Текущий

98

10.03

Составление сложного выражения.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

99

11.03

Деление именованных чисел.

1

ОУР

Текущий

100

12.03

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

101

13.03

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

102

17.03

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

103

18.03

Контрольная работа «Умножение и деление величин на натуральное число».

1

УРК

Тематич

104

19.03

Положительные и отрицательные числа.

12 ч

Деление чисел на группы. Ноль - особое число.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

105

20.03

Первичное знакомство с отрицательными и положительными числами.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

106

Положительные и отрицательные числа.

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

 107

Решение сложных уравнений.

1

ПСЗ

Тематич

108

Координатная прямая.

1

ПСЗ

Текущий

109

Повторение

1

ОУР

Текущий

110

Противоположные числа.

1

ОНЗ

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

111

Сравнение чисел.

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

112

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

113

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

114

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

115

Контрольная работа.

1

УРК

Тематич

116

Числа класса миллионов. 21 ч

Образование новой счётной единицы – миллион.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Презентация

Компьютер, проектор

117

Единицы счёта, используемые при получении миллиона.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Презентация

Компьютер, проектор

118

Чтение и запись чисел в пределах единиц миллиона.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Презентация

Компьютер, проектор

119

Таблицы мер длины, площади и объёма.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица величин

Медиаресурс

Компьютер, проектор

120

Решение уравнений, используя чертёж как знак деления.

1

ОНЗ

Текущий

121

Повторение изученного

1

ОУР

Текущий

122

Таблица мер времени.

ПСЗ

Текущий

Таблица величин

Презентация

Компьютер, проектор

123

Образование сотен миллионов.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Медиаресурс

Компьютер, проектор

124

Чтение и запись многозначных чисел.

1

ПСЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Презентация

Компьютер, проектор

125

Таблица классов и разрядов.

1

ПСЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

126

Умножение чисел в пределах класса миллиона.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Медиаресурс

Компьютер, проектор

127

Числа класса миллионов. 21 ч

Умножение чисел в пределах класса миллиона.

1

ОУР

Текущий

Таблица разрядов и классов

128

Деление многозначных чисел в пределах класса миллиона.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Презентация

Компьютер, проектор

129

Образование новой счётной единицы – миллиард.

1

ОНЗ

Текущий

Таблица разрядов и классов

Презентация

Компьютер, проектор

130

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

Таблица разрядов и классов

131

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

Таблица разрядов и классов

132

Контрольная работа по итогам года.

1

РК

Итоговый

133

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

134

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

Презентация

Компьютер, проектор

135

Повторение изученного.

1

ОУР

Текущий

Медиаресурс

Компьютер, проектор

136

Обобщение изученного.

1

ПСЗ

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе по системе Занкова Л.В.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требо...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...