Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Родной язык (русский)", 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Медведева Марина Анатольевна

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и, особенно, молодым специалистам начальной школы в составлении РП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

………………………. средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ …………

Приказ №   от

« » августа 202..г.

ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной язык (русский)»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

……… средней общеобразовательной школы,

…….., учителя начальных классов

………………… квалификационной категории

ФГОС НОО, 2 класс

(базовый уровень)

202..-202.. учебный год


АННОТАЦИЯ

Рабочая программа для 2 класса по предмету « Родной язык (русский)» разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО) МБОУ …….. и авторской программы: Александрова О.М. (1-4) ФГОС НОО, 2019.

Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В. Русский родной язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, АО «Издательство «Просвещение», 2020.

Рабочая программа рассчитана на один год обучения в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Обучающийся должен знать:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  •  составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Обучающийся должен уметь: 

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
  • проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
  • устанавливать основания для сравнения;
  • формулировать выводы по его результатам;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенный признак для классификации;
  • классифицировать несложные объекты;
  • использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
  • осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процесса.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
  • планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат;
  • выстраивать последовательность выбранных операций;
  •  контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
  • устанавливать причины успеха/неудач деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
  • использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
  • участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание;
  • составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • соблюдать правила межличностного общения.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • уважения и ценностного отношения к своей Родине – России;
  • понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
  • способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
  •  проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
  • понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества;
  • познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).

Раздел 2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее» (7ч.)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Представление результатов выполнения проектных заданий.

Раздел 2. «Язык в действии» (4ч.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Представление результатов выполнения практической работы.

Раздел 3. «Секреты речи и текста» (6ч.)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Творческая проверочная работа .


Раздел 3. Тематическое планирование

Наименование

разделов

Общее количество часов

Количество контрольных работ

Русский язык: прошлое и настоящее

7

1

Язык в действии

4

1

Секреты речи и текста

6

1

Итого:

17

3


ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Дата по плану

Дата по факту

раздела/ урока

Тема

Примечание

Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее» (7ч.)

1

По одёжке встречают…

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка

3

Каша – кормилица наша

4

Любишь кататься, люби и саночки возить

5

Делу время, потехе час

6

В решете воду не удержишь

7

Самовар кипит, уходить не велит. Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?»

Раздел 2. «Язык в действии» (4ч.)

    8

Помогает ли ударение различать слова?

9

Для чего нужны синонимы?  Для чего нужны антонимы?

10

Как появились пословицы и фразеологизмы?

11

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? Представление результатов выполнения практической работы «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

Раздел 3. «Секреты речи и текста» (6ч.)

12

Учимся вести диалог

13

Составляем развёрнутое толкование значения слова

14

Устанавливаем связь предложений в тексте

15

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования

16

Представление результатов выполнения проектных заданий

17

Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году»


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения учителей начальных классов

от « » августа 202..г.  №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ ….

« » августа 202…г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование русский язык 1 класс

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование русский язык 1 класс...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива"

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 1 класс, УМК "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс

Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....