Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Русский язык» для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа
начального общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 53.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
начального общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса
на 2019 - 2020 уч. год
Русский язык.
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета Русский язык разработана на основе: ООП НОО лицея; Авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, (русский язык) Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник 3 класс. М.: Просвещение, 2018
Обучение русскому языку в 3 классе направлено на решение познавательной и социокультурной целей.
Познавательная цель предполагает:
– ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
– открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
– формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
– формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
– развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
– формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
– развитие речи, мышления, воображения школьников;
– формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
– освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
– формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение русского языка, в 3 классе, отводится, 170 часов
(5 ч в неделю, 34 учебные недели):
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему - либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; знакомиться с жанрами объявления, письма, строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста - образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный текст на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в "Картинной галерее" учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетики, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объеме изученного)
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), В словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками,
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;
- спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах ( устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
-замечать в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении, а также эмоционально - оценочные слова, сравнения, олицетворения (без
терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте,
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач,
- размышлять над этимологией некоторых слов — названий;
-приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы,
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу
(простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолет и др.), выделять в них корни;
- находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые
случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки ( или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слов, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков ( в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
-распознавать имена прилагательные; определять зависимости имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (poд, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам ( в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределенную) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3 -го лица);
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные ( общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы «не»;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи, наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слова;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы,
- определять вид предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
-отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
-находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
-опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения ( по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительной твердый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
-раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря,
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом б5-70 слов);
ж) писать под диктовку текст ( объёмом 55 - 60 слов) в соответствии с в изученными правилами правописания;
3) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться;
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолет, вездеход);
-«е» и «и» в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек – замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
o) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или
словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать
орфографической ошибки).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Учащиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарём (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Содержание учебного предмета
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами8: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы нес глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
Язык и речь)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова. Правописание частей слова.
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи
Повторение и углубление представлений об имени существительном. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Лицо, число, род личных местоимений.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: урок, индивидуальные; коллективные, фронтальные; работа в парах
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Виды учебной деятельности:
парная, групповая (обще классная или фронтальная), коллективная. Беседа, интервью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | ТЕМА | ЧАСЫ |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Состав слова | 16 |
5 | Правописание частей слова | 29 |
6 | Части речи | 1 |
7 | Имя существительное | 31 |
8 | Имя прилагательное | 18 |
9 | Местоимение | 5 |
10 | Глагол | 21 |
11 | Повторение | 14 |
Всего | 170 |
№ | ТЕМА | Диктанты. Кол-во работ | Контрольные списывания. Кол-во работ | Словарные диктанты Кол-во работ | Развитие речи. Кол-во работ | Проверочные работы. Кол – во работ |
1 | Язык и речь | |||||
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Слово в языке и речи | 1 | 1 | 2 | 1 | |
4 | Состав слова | 1 | 1 | 2 | 1 | |
5 | Правописание частей слова | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 |
6 | Части речи | |||||
7 | Имя существительное | 2 | 1 | 2 | 5 | 2 |
8 | Имя прилагательное | 1 | 1 | 2 | 1 | |
9 | Местоимение | 1 | 1 | |||
10 | Глагол | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | Повторение | 1 | 1 | 1 | ||
Всего | 10 | 4 | 10 | 18 | 9 |
Календарно – тематическое планирование
уроков РУССКОГО ЯЗЫКА в 3 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Дата - План | Дата - Факт |
Язык и речь 2 часа | ||||
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | ||
2 | Наш язык. | 1 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание 14 часов | ||||
3 | Текст. Признаки текста. | 1 | ||
4 | Типы текста. Повествование, описание, рассуждение | 1 | ||
5 | Предложение. Контрольное списывание № 1 | 1 | ||
6 | Виды предложений по цели высказывания. Работа над ошибками. | 1 | ||
7 | Виды предложений по интонации | 1 | ||
8 | Предложения с обращениями. | 1 | ||
9 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Путешественница» | 1 | ||
10 | Главные и второстепенные члены предложения. Работа над ошибками | 1 | ||
11 | Распространённое и нераспространённое предложение. | 1 | ||
12 | Простое и сложное предложение. | 1 | ||
13 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе». №1 | 1 | ||
14 | Словосочетание. Работа над ошибками | 1 | ||
15 | Связь слов в словосочетании. | 1 | ||
16 | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» | 1 | ||
Слово в языке и речи 19 часов | ||||
17 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | ||
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | ||
19 | Омонимы. Словарный диктант. | 1 | ||
20 | Слово и словосочетание. Работа над ошибками. | 1 | ||
21 | Фразеологизмы. | 1 | ||
22 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Осенняя ёлочка» | 1 | ||
23 | Части речи. Работа над ошибками. | 1 | ||
24 | Имя существительное. | 1 | ||
25 | Имя прилагательное. | 1 | ||
26 | Глагол. | 1 | ||
27 | Имя числительное. | 1 | ||
28 | Однокоренные слова. | 1 | ||
29 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
30 | Согласные звуки и буквы. | 1 | ||
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | ||
32 | Развитие речи. Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал». | 1 | ||
33 | Проверочная работа по теме «Части речи». | 1 | ||
34 | Проект: ”Рассказ о слове”. Работа над ошибками. | 1 | ||
35 | Контрольный диктант по теме « Слово в языке и речи» №2 | 1 | ||
Состав слова 16 часов | ||||
36 | Работа над ошибками. Корень слова. | 1 | ||
37 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | ||
38 | Сложные слова. Словарный диктант. | 1 | ||
39 | Формы слова. Окончание. Работа над ошибками. | 1 | ||
40 | Окончание слова. | 1 | ||
41 | Приставка. Определение в словах приставок. | 1 | ||
42 | Приставка. Значения приставок | 1 | ||
43 | Суффикс. Общее понятие о суффиксах | 1 | ||
44 | Значение суффиксов. | 1 | ||
45 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||
46 | Основа слова. Работа над ошибками. | 1 | ||
47 | Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа по теме « Состав слова». | 1 | ||
48 | Контрольный диктант по теме « Состав слова» №3 | 1 | ||
49 | Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу | 1 | ||
50 | Развитие речи. Обучающее изложение « Скворец» | 1 | ||
51 | Проект «Семья слов». Работа над ошибками. | 1 | ||
Правописание частей слова 29 часов. | ||||
52 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | ||
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант. | 1 | ||
55 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Работа над ошибками. | 1 | ||
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | ||
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | ||
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | ||
59 | Правописание слов с парными согласными. | 1 | ||
60 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Клесты» | 1 | ||
61 | Слова с непроизносимыми согласными в корне. Работа над ошибками. | 1 | ||
62 | Слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
63 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Словарный диктант | 1 | ||
64 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Работа над ошибками. | 1 | ||
65 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Проверочная работа по теме « Правописание корней слов». | 1 | ||
66 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка". | 1 | ||
67 | Контрольный диктант по теме « Правописание корней слов». №4 | 1 | ||
68 | Правописание суффиксов и приставок. Работа над ошибками. | 1 | ||
69 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
70 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | ||
71 | Контрольное списывание №2. | 1 | ||
72 | Правописание приставок и предлогов. Работа над ошибками | 1 | ||
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | ||
75 | Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. | 1 | ||
76 | Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. | 1 | ||
77 | Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. Проверочная работа по теме « Правописание частей слова». | 1 | ||
78 | Развитие речи. Обучающее изложение «Скворец». | 1 | ||
79 | Контрольный диктант по теме « Правописание частей слова» №5 | 1 | ||
80 | Проект «Составляем орфографический словарь». Работа над ошибками. | 1 | ||
Части речи 76 часов | ||||
81 | Части речи. 1 час | 1 | ||
Имя существительное 31 час | ||||
82 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | ||
83 | Имя существительное и его роль в речи. Словарный диктант. | 1 | ||
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Работа над ошибками. | 1 | ||
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова. | 1 | ||
86 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Мал да удал» | 1 | ||
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. Работа над ошибками. | 1 | ||
88 | Проект "Тайны имен" | 1 | ||
89 | Число имен существительных. | 1 | ||
90 | Контрольное списывание №3 | 1 | ||
91 | Род имён существительных. | 1 | ||
92 | Род имён существительных. | 1 | ||
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | ||
94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | ||
95 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Добром за добро» | 1 | ||
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». №6 | 1 | ||
97 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | 1 | ||
98 | Падеж имён существительных. | 1 | ||
99 | Падеж имён существительных. Словарный диктант. | 1 | ||
100 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | ||
101 | Именительный падеж имен существительных. Работа над ошибками. | 1 | ||
102 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | ||
103 | Дательный падеж имен существительных | 1 | ||
104 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | ||
105 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | ||
106 | Предложный падеж имен существительных. | 1 | ||
107 | Развитие речи. Обучающее изложение «Кот» | 1 | ||
108 | Все падежи. Работа над ошибками. | 1 | ||
109 | Обобщение знаний об имени существительном. Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | ||
110 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | ||
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» .№7 | 1 | ||
112 | Проект «Зимняя страничка». Работа над ошибками. | 1 | ||
Имя прилагательное 18 часов | ||||
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | ||
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | ||
115 | Роль прилагательных в тексте. Словарный диктант. | 1 | ||
116 | Текст-описание. Работа над ошибками. | 1 | ||
117 | Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | ||
118 | Род имен прилагательных. Работа над ошибками. | 1 | ||
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | ||
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | ||
121 | Число имен прилагательных. | 1 | ||
122 | Число имен прилагательных. | 1 | ||
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного | 1 | ||
124 | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного | 1 | ||
125 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор | 1 | ||
126 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||
127 | Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | ||
128 | Обобщение знаний. | 1 | ||
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». №8. | 1 | ||
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». Работа над ошибками. | 1 | ||
Местоимение 5 часов | ||||
131 | Личные местоимения. | 1 | ||
132 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | ||
133 | Местоимение. Словарный диктант. | 1 | ||
134 | Местоимение. Работа над ошибками. | 1 | ||
135 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Кошкин выкормыш» | 1 | ||
Глагол 21 час | ||||
136 | Значение и употребление глаголов в речи. Работа над ошибками. | 1 | ||
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | ||
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | ||
139 | Неопределенная форма глагола. | 1 | ||
140 | Неопределенная форма глагола. | 1 | ||
141 | Число глаголов. | 1 | ||
142 | Число глаголов. Словарный диктант | 1 | ||
143 | Времена глаголов. Работа над ошибками. | 1 | ||
144 | Времена глаголов. Второе лицо глаголов | 1 | ||
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
147 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Лось». | 1 | ||
148 | Род глаголов в прошедшем времени. Работа над ошибками. | 1 | ||
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||
150 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
151 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
152 | Контрольное списывание № 4 | 1 | ||
153 | Проверочная работа Морфологический разбор глагола. | 1 | ||
154 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | ||
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол». №9. | 1 | ||
156 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | ||
Повторение 14 часов | ||||
157 | Повторение по теме «Части речи». | 1 | ||
158 | Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | ||
159 | Проверочный диктант по теме «Части речи». №10 | 1 | ||
160 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
161 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | 1 | ||
162 | Правописание безударных гласных. Работа над ошибками | 1 | ||
163 | Однокоренные слова. | 1 | ||
164 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | 1 | ||
165 | Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». | 1 | ||
166 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | ||
167 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | 1 | ||
168 | Итоговый тест за 3 класс. | 1 | ||
169 | Работа над ошибками. Текст. | 1 | ||
170 | Обобщающий урок. КВН «Знатоки русского языка». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект КИМ для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Данный методический материал направлен для оценки индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования по предмету «РУССКИЙ...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты:Учащиеся должны знать:- использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.- иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты: 1) знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, н...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Чтение» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета«Чтение» для обучающихся по адаптированнойосновной общеобразовательной программес умственной отсталостью (интеллектуальными...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету русский язык 3 класс
Русский язык, родной русский язык 3 класс...
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета "Физическая культура"
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» на уровне начального общего образования составлена на основе:1.Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...