Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.zip | 61.97 КБ |
ktp_po_literaturnomu_chteniyu.docx.zip | 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Утверждаю: Рассмотрено:
Директор школы на заседании ШМО
_________Артемова Н.С. учителей начальных
Приказ № _____ от _________ классов
Протокол № ______
от ________________
руководитель ШМО
Чунина Э.Г. _______
Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
УМК «Система Л. В. Занкова» 4 класс
(4 часа в неделю, 34 учебных недели, за год 136 часов)
Рабочая программа разработана
учителем начальных классов
_____________________________
- Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012,-224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
В ходе реализации рабочей программы решаются задачи, сформулированные в пояснительной записке к курсу «Литературное чтение»
В. А. Лазаревой:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов, и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умение извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Курс «Литературное чтение» пропедевтический. Принцип построения программы - концентрический. Литературная «вертикаль» проявляется в том, что творчество великих русских писателей и поэтов изучается по программе на протяжении всех лет обучения в школе.
Четвертый год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.
Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики-читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ-переживание - с идеей произведения.
Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников XX века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена. К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А. Платонова.
Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета.
Углубление в лирику идет через вхождение учеников-читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.
Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками-читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости.
Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.
Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников-читателей, в 3 классе введена проектная деятельность «Музейные странички». Это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Данная работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.
Учебный материал четвертого года обучения позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка; незаметная красота обыденного и др., - а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.
В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ как сочинение-рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе», сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».
В итоге третьего года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете.
Увеличивается норма заучивания стихотворений (15-20 строк), вводятся прозаические отрывки для заучивания.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.
- Общая характеристика предмета, курса
Приоритетной целью обучения литературному чтению в данной программе является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознавание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения.
Главной же целью, сверхзадачей курса является нравственное воспитание детей, формирование у них нравственных понятий, чувств и личностных качеств.
На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.
Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников-читателей навыков простейших видов анализа художественного текста. В начальной школе формируются представления учеников-читателей об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется способность полноценно воспринимать художественный текст, уметь находить в тексте и работать с эмоционально-образной информацией. Поэтому основные умения, составляющие основу читательской компетентности, следующие:
- умение увидеть картину, нарисованную автором;
- умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;
- умение понять авторскую мысль.
Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка. Нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное
произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности,
направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.
Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словом и словосочетаниями в этом разделе не только позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.
Главные задачи развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это перевод информации, извлекаемой из художественного текста учеником-читателем, на его язык и передача своих впечатлений другим людям. Особое значение придаётся организации учебного диалога. Чаще всего он превращается в полилог, в котором участвуют и ученик, и его товарищи, и учитель, да и автор произведения тоже, поскольку ученики-читатели должны не только понять авторскую позицию, но и «отнестись к ней»: согласиться или не согласиться, поспорить с автором, как и с другими участниками диалога и т.д. Этот вид учебной деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, а в воспитательном плане - формированию такого важного человеческого качества, как толерантность. Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:
- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;
- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;
- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;
- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;
- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.
Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках и
в наших учебных книгах, в методическом аппарате учебников предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика-читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ. Так запускается механизм самоанализа.
Основу и логику процесса развития речи и творческих способностей детей составляет постепенное убирание «опор»: в речевой деятельности - движение от изложения к сочинению, в других видах творческих работ - от действий по образцу и алгоритму к созданию своего собственного текста, от подражания - к творчеству. Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование), драматической (чтение по ролям, инсценирование) и др. Значение творчества в жизни детей трудно недооценить, оно развивает, формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека. Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет литературное чтение входит в предметную область ФИЛОЛОГИЯ.
Количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 544 часа
Программа рассчитана на 136 часов в год (34 недели, 4 часа в неделю).
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся. Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.
Главным условием решения задач нравственного развития и начального литературного образования младших школьников является совершенствование форм и методов организации ценностно-ориентированной деятельности учащихся в процессе самостоятельного анализа художественных произведений на уроках литературного чтения. Огромную роль в осуществлении этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.
Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в данном предмете - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою – важнейший метод нравственного воспитания.
Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.
Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению, авторы выстроили систему нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения. Все это реализуется на уроках литературного чтения в русле развития и углубления нравственных представлений учащихся через осмысление и эмоциональное принятие ими основных нравственных качеств человека,
характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.
Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:
1. Первоначальные представления о нравственной норме.
2. Осмысление ее.
3. Эмоциональное принятие.
4. Воплощение в слове (вербальный уровень).
5. Воплощение в поступке (социальный уровень).
Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности. Поэтому в учебники для 3 и 4 классов заложены четыре долгосрочных социальных проекта, особую воспитательную ценность которым придает вовлечение в работу над ними родителей, и особенно бабушек и дедушек, чтобы не «порвалась связь времен».
Особая ценность предмета заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому вторая важнейшая сторона работы учителя - обучение ребенка анализу текста.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-мотивация к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интерес к содержанию художественных произведений;
-эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;
-начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость;
-представления о защите Родины как долге гражданина;
-интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
-умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;
-ответственности за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме;
-чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа;
-первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;
-адекватного пониманияпричин успешности в учебной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
-пересказывать текст по плану;
-выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения;
-определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
-самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
-участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
-ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
-понимать структуру построения рассуждения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-соотносить внешнюю оценку и самооценку.
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;
-принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;
-произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать решения относительно ответов на вопросы, помеченные значком «трудный вопрос или задание»;
-адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.
-осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
-корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
-работать с учебником, Хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
-выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;
-участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях;
-проявлять интерес к общению и групповой работе;
-проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;
-использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;
-выражать свои мысли в устной и письменной речи
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
-уважать мнение собеседников;
-принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
-проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
-контролировать свои действия в коллективной работе;
-оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности.
6. Содержание учебного предмета, курса.
4 класс (136 часов)
Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.
Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане... » А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей.
В 4 классе в основу программ и сюжета учебников заложен проблемно-тематический принцип, который определяет логику построения курса литературного чтения этого года. Литературный материал четвертого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим интеллектуальным и психологическим возможностям учеников, которые уже являются младшими подростками, и приобретенному ими жизненному опыту.
Мы отбирали для изучения в этом учебном году произведения, важные для учеников и актуальные по проблемам, с которыми детям приходится сталкиваться в наше время. Таким сегодня, на наш взгляд, является рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Изображая события войны с горцами, ситуацию плена русских офицеров, примеры стойкости и мужества одного и духовную слабость другого героя, разбираясь в их причинах, Толстой показывает основы и истоки толерантности, о необходимости формирования которой так много говорят сегодня. Поэтому его так серьезно и вдумчиво читают и обсуждают сегодняшние мальчишки. Читая произведения такого уровня, учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед и человеческой слабости.
В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно - на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно - с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека.
Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учеников-читателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика.
Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе. Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», мы вводим работу с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Тексты с вопросами в помощь ученикам-читателям даны в Хрестоматии для 4 класса. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность.
В этом году дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть 20 стихотворений и 2-3 прозаических художественных текста (отрывка).
Круг детского чтения
1. В школе жизни 24ч
А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».
2. «Мы в ответе...»29 ч
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (сти-хотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Прие¬мыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пуш¬кин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Ле¬беди».
3. «Сто фантазий»17 ч
Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у бу¬лавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка»,
«Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусенич¬ное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).
4. Каждый выбирает по себя36 ч
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».
5. «Россия, Родина моя» 14 ч
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»;
Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».
В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передре-ев «Качались ели.»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной.»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».
В рубрике «Музейная страничка»:
Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане».
Вариант тематического планирования
4 класс (136 часов)
Глава 1. В школе жизни 24 ч
Знакомство с новым учебником 1 ч
Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». Жизнь мальчика дворянской семьи XIX века.
Сопоставление образа с литературным портретом 6 ч
Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька» 3ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение.
Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка»* 1 ч
Осмысление нравственных ценностей
русского народа.
Работа над стихотворением
Н.А. Некрасова «Школьник» 1 ч
Уроки деятельной доброты.
Анализ рассказа В.П. Астафьева
«Бабушка с малиной» 4 ч
«Учителя» и «ученики» в школе,
жизни. Работа над рассказом
Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» 5 ч
Работа над «Музейной страничкой» 2 ч
Контрольная работа 1 ч
Глава 2. «Мы в ответе...» 29 ч
Что значит «быть Человеком?» 3 ч
Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа
Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» 3 ч
Читательский дневник. Внеклассное чтение.
Сказка Г.-Х. Андерсена «Ромашка» 1 ч
Урок-диспут: Что есть доброта?
Это проявление силы или слабости? 1 ч
Изучение рассказа «Заячьи лапы».
Нравственные ценности русского
народа и их утверждение в произведениях
К.Г. Паустовского. Особенности
композиции рассказа 5 ч
Читательский дневник.
Работа над сказкой К.Г. Паустовского
«Растрепанный воробей» 2 ч
Изучение «Сказки о царе Салтане... »
А.С. Пушкина 12 ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение. Сказка
О. Уайльда «Мальчик-звезда».
Н.И. Дубов «Беглец» 1 ч
Контрольная работа 1 ч
Глава 3. Сто фантазий 17 ч
Фантазия, фантастика,
фантастический образ в литературе 7 ч
Разные способы изображения
действительности в литературе 4 ч
Фантастическое изображение
обычных человеческих проблем 5 ч
Контрольная работа 1 ч
Глава 4. Каждый выбирает по себе 36 ч
Нравственный выбор -
нравственный поступок.
Изучение рассказа В.П. Крапивина
«Путешественники не плачут» 6 ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение. Рассказ
В.Ю. Драгунского «На Садовой
большое движение» 2 ч
Изучение рассказа Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник».
Толстой о человечности 11 ч
Уроки истории. Изучение стихотворения
Лермонтова «Бородино» 4 ч
«Война - страшнее нету слова...».
Работа над стихотворениями
Б.Ш. Окуджавы, Ю.Д. Левитанского и др.
Сопоставление с картиной
К.А. Васильева 6 ч
Читательский дневник. Внеклассное чтение.
Работа над рассказом В.В. Конецкого
«Петька, Джек и мальчишки» 1 ч
Великий труд человека
по самостроению, самовоспитанию.
Изучение сказки А.П. Платонова
«Неизвестный цветок» 5 ч
Контрольная работа 1 ч
Глава 5. Россия, Родина моя 14 ч
С чего начинается Родина?
Стихотворения М.Л. Матусовского,
К.Н. Симонова 2 ч
Образ Русской земли и русского народа в русской литературе
Х1Х и ХХ вв. «Все мы люди разные,
а Родина одна...» 4 ч
Изучение стихов Н.А. Некрасова,
Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского,
Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова и др.,
рассказов Ю.И. Коваля из книги
«Чистый Дор» 4 ч
Читательский дневник.
А.П. Платонов «Любовь к Родине,
или Путешествие воробья» 1 ч
Контрольная работа 1 ч
Проблемно-обобщающее
итоговое занятие 2 ч
Резерв (внеклассное чтение) 16 ч
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта;
-читать художественные, научно-популярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-выразительно читать вслух доступные произведения;
-пересказывать кратко текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
-соотносить главную мысль и название произведения;
-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
-понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
-узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;
-находить портрет и пейзаж в литературном произведении;
-видеть особенности юмористических текстов;
-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;
-самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, развитие чувства;
-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
-находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;
-понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, -справедливости, добре и зле;
-создавать свои небольшие художественные тексты.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
-ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям;
-определять содержание книги по ее обложке;
-самостоятельно находить книги определенной тематики;
-выбирать книги для самостоятельного чтения, в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике;
-работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов;
-оформлять сочинения и сказки в виде книги.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать назначение обложки, содержания и других элементов книги;
-сравнивать разные издания одного и того же произведения, в том числе иллюстрации;
-иметь представление об элементах книги (разделах, главах и т.д.);
-составлять сборники сочинений, стихотворений, пословиц и оформлять его иллюстрациями или фотографиями;
-находить аннотацию к книге;
-коллективно работать над составлением книги-сборника, в распределении отдельных произведений по разделам, в составлении содержания, -написании предисловия, послесловия, оформлении обложки;
-находить рекомендуемые статьи в детской периодике.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические;
-различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;
-понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;
-находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки;
-выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных народов;
-эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;
-понимать диалогическую и драматическую природу басни, находить мораль и самостоятельно выводить ее как главную мысль басни;
-понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения;
-понимать функции многозначности поэтического слова.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
-пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;
-находить в сказках способы создания характера героя;
-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Обучающийся получит возможность научиться:
-менять темп и способ чтения в зависимости от задач;
-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;
-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
-сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Литературное чтение | В.А. Лазарева | 20__ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 20__ |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) | ||||
Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе) | ||||
Другое | Хрестоматия по литературному чтению | В.А. Лазарева | 20__ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 20__ |
Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение».4 класс. | В.А. Лазарева | Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | ||
Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. | В.А. Лазарева | Издательский дом «ОНИКС 21 век». | ||
Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 4 класса. | Вороговская А.И. | Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Интерактивная доска.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа: http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания | Наглядные пособия, натуральные объекты и модели |
Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 1 класс Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 2 класс Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 3 класс Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 4 класс | Комплект таблиц по литературному чтению + дидактические раздаточные карточки 1 класс Комплект таблиц по литературномучтению+ дидактические раздаточные карточки 2 класс Комплект таблиц по литературномучтению+ дидактические раздаточные карточки 3 класс Комплект таблиц по литературному чтению + дидактические раздаточные карточки 4 класс Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Портреты поэтов и писателей Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины |
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
Утверждаю: Рассмотрено:
Директор школы на заседании ШМО
_________Артемова Н.С. учителей начальных классов
Приказ № _____ от _________ протокол № __
от _________________
руководитель ШМО
Чунина Э.Г _______
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Литературное чтение»
УМК «Система Л.В.Занкова» 4 класс
(4 часа в неделю, 34 учебные недели, за год 136 часов)
Рабочая программа разработана
учителем начальных классов
____________________________
Пояснительная записка к поурочному планированию
Программа 4 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л.В.Занкова.
Автор программы: В.А.Лазарева
Год издания:2012.Издательский дом «Федоров»,издательство: «Учебная литература»
Количество учебных часов для выполнения:
• плановых контрольных работ: 4
Учебно-методический комплект (далее – УМК):
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Литературное чтение в двух книгах | В.А. Лазарева | 20__ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2012 |
Рабочая тетрадь (на печатной основе) | ||||
Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе) | ||||
Другое | Хрестоматия по литературному чтению | В.А. Лазарева | 20__ | Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 20__ |
Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 4 класс. | В.А. Лазарева | Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | ||
Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. | В.А. Лазарева | Издательский дом «ОНИКС 21 век». | ||
Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 4 класса. | Вороговская А.И. | Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
*ОНЗ-Урок «открытия» новых знаний
ОУР-Уроки отработки умений и рефлексии
ПСЗ-Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
РК-Уроки развивающего контроля
ИТ-Урок-исследование (урок творчества)
№ урока | Дата | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов в теме | Вид урока (форма проведения урока) | Вид контроля | Оборудование | ИКТ-поддержка | Домашнее задание | ||
Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др. | Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование) | ||||||||||
план | фактически | ||||||||||
1 | Глава 1. В школе жизни 24 ч | Знакомство с новым учебником . | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
2 | Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
3 | Работа по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | 1 | ИТ | Текущий | Копия картины | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
4 | Жизнь мальчика из дворянской семьи ХV. открытие «другой жизни». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
5 | Работа с произведением АИ. Куприна «Бедный принц». | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
6 | Творческая работа. Сочинение одноимённой сказки. | 1 | ИТ | ||||||||
7 | Глава 1. В школе жизни 24 ч | Знакомство с особенностями портретной живописи в соответствии с литературным портретом (В.А. Серов «Портрет Мики Морозова») | 1 | Копия картины | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
8 | Изображение жизни и внутреннего мира героя рассказа А.П. Чехова «Ванька». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
9 | Язык текста в рассказе А.П Чехова «Ванька». | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
10 | Художественные средства для изображения зимнего пейзажа.в рассказе А.П.Чехова «Ванька». | 1 | ПСЗ | Текущий | |||||||
11 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК А.П. Гайдар «ГОЛУБАЯ ЧАШКА». | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
12 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК А.П. Гайдар «ГОЛУБАЯ ЧАШКА». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
13 | Глава 1. В школе жизни 24 ч | Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа над стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник» | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
14 | Урок деятельной доброты. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
15 | Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
16 | «Учитель» и «ученики» в школе жизни. Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб». | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
17 | Сюжетный план рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
18 | Пейзажные зарисовки в рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». | 1 | ИТ | Текущий | |||||||
19 | Глава 1. В школе жизни 24 ч | Образ главного героя в рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб». | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
20-21 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко». | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
22 | Музейная страничка. Д.С.Самойлов «Вечер». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
23 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 | 1 | УРК | тематическ | |||||||
24 | Глава 2. Мы в ответе… 39ч Глава 2. Мы в ответе… 39ч | Что значит быть человеком? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек» | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
25 | Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
26 | Главные человеческие качества героев стихотворения О.Е. Григорьева «Витамин роста». | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
27-28 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Сравнение поступков героев в сказке А Погорельского «Черная курица,или Подземные жители» и в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста». | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
29 | Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
30 | Образ дедушки Тараса. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
31 | Анализ произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | УОР | Текущий | |||||||
32 | Работа с картиной И.Н.Крамского «Мина Моисеев».Характер героя. | 1 | ОНЗ | Текущий | Копия картины | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
33 | Урок-диспут «Что есть доброта? Это проявление силы или слабости » | 1 | ИТ | Текущий | |||||||
34-35 | Глава 2. Мы в ответе… 39ч | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Г.X. Андерсен «Ромашка» | 2 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | ||||
36-37 | Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского «Заичьи лапы». | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
38 | Последовательность событий в рассказе К.Г. Паустовского «Заичьн лапы». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
39 | Художественные средства для изображения пейзажей в рассказе К.Г. Паустовского «Заичьн лапы». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
40 | Характеры героев в рассказе К.Г. Паустовского «Заичьн лапы». | 1 | УОР | Текущий | |||||||
41-43 | . К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 3 | ОНЗ | Текущий | |||||||
44 | Глава 2. Мы в ответе… 39ч | Творческая работа .Сочинение на тему «Благодарная природа». | 1 | ИТ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
45-56 | Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина | 12 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
57-58 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК О. Уайльд «Мальчик - звезда». | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
59-60 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Н.И. Дубов «Беглец» . | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
61 | Работа с картиной М.А.Врубеля «Царевна Лебедь». | 1 | ИТ | Текущий | Копия картины | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
62 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 | 1 | УРК | Тематич | |||||||
63 | Глава 3. Сто фантазий 19 ч | Зачем человек фантазирует. ЮЛ. Мориц «Сто фантазий». | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | ||||
64 | Мир мечты и фантазии. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
65 | Секрет стихотворения К. Россети «Есть у булавки головка». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
66 | Словесные иллюстрации к стихотворениям Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
67 | Творческая работа. Сочинение на тему «Утро в деревне». | 1 | ИТ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
68 | Работа по картине К.Н. Брюллова «Всадница». | 1 | ОНЗ | Текущий | Копия картины | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | ||||
69-71 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Я. Ларри «Нео6ыкновенные приключения Карика и Вали». Сравнение художественного текста и научного. | 3 | ОНЗ УОР | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
72 | Глава 3. Сто фантазий 19 ч | Юмор в сказке В.Д.Берестова «Честное гусеничное». | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
73-74 | Разные способы изображения действительности в литературе. Работа над произведениями Ф.Д- Кривина. «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле». | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
75 | Творческая работа. Сочинение «полусказки». | 1 | ИТ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
76-77 | Фантастическое изображение обычных человеческих проблем.К.Булычев «Путешествие Алисы(отрывок). | 2 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
78 | Секрет создания фантастического образа. К.Булычев «Путешествие Алисы(отрывок). | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
79 | Глава 3. Сто фантазий 19 ч | Творческая работа. Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем. | 1 | ИТ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | ||||
80 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Л.А. Кассиль «Кондунт и Швамбрания» | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
81 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №З | 1 | УРК | Тематич | |||||||
82 | Глава 4. Каждый выбирает по себе. 36ч Глава 4. Каждый выбирает по себе. 36ч | Нравственный выбор - нравственный поступок. В.П. Крапивин «Путешественники не плачут» | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
83 | Составление плана рассказа. | 1 | ИТ | Текущий | |||||||
84 | Характер главного героя. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
85 | Душевные переживания героев. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
86 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК В.Ю. Драгунский «На Садовой большое движение». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
87 | Творческая работа. Отзыв о прочитанном произведении. | 1 | ИТ | Текущий | |||||||
88 | Пейзаж М.Ю.Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
89-98 | Толстой о человечности в русском человеке в рассказе «Кавказский пленник» | 10 | ОНЗ | Текущий | |||||||
99 | Творческая работа Сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | ИТ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
100 | Редактирование сочинения | 1 | УОР | Текущий | |||||||
101 | Обобщающий урок | 1 | ПСЗ | Текущий | |||||||
102 | Уроки истории .М.Ю. Лермонтов «Бородино». | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
103 | Картинный план стихотворения. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
104 | Представления людей о герое и героизме. Главная мысль стихотворения. | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
105-108 | Война—страшнее нету слова. Стихи о войне. | 4 | ОНЗ, ПСЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
109 | Глава 4. Каждый выбирает по себе. 36ч | Работа с картиной В.Е.Попкова «Шинель отца». | 1 | ИТ | Текущий | Копия картины | |||||
110 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. Паустовский «Похождение жука носорога», В.П. Конецкий «Петька, Джек и мальчишки». | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
111 | Музейная страничка. «На Мамаевом кургане». | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
112-114 | Великий труд человека по самотворению, самосозиданию. А.П. Платонов «Неизвестный цветок». | 3 | ОНЗ | Текущий | |||||||
115 | Вечные вопросы в стихотворении Н.Н. Матвеевой «Кораблик». | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
116 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4. | 1 | УРК | Тематич | |||||||
117 | Глава 5. Россия, Родина моя. Глава 5. Россия, Родина моя | М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?» | 1 | ОНЗ | Текущий | ||||||
118 | К.М.Симонов «Ты помнишь,Алеша…» | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
119 | Главная мысль стихотворения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз..,» | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
120 | Творческая работа. Сочинение на тему «С чего насинается Родина?» | 1 | ИТ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
121-124 | Образ Русской земли и русского народа в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор». | 4 | ОНЗ | Текущий | |||||||
125-126 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. В.М. Песков «Просёлки».Сопоставление с рассказом Ю.И.Коваля. | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
127-128 | «Все мы люди разные, а Родина - одна…». Сопоставление образа Родины у поэтов XIX-XXвеков. | 2 | ОНЗ | Текущий | |||||||
129 | Некрасовские думы о Родине. Н.А.Некрасов «Саша». | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
130 | Сопоставление изображения Родины в стихотв. Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского. | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
131 | Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?» | 1 | ОНЗ | Текущий | Медиаресурсы | Компьютер, проектор | |||||
132 | Эпитеты в стихотв. Н.М.Рубцова «Звезда полей во мгле заледенелой…» | 1 | ОНЗ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
133 | ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. А.М. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | 1 | ОНЗ | Текущий | |||||||
134 | Творческая работа. Сочинение на тему «Мое слово о Родине». | 1 | ИТ | Текущий | Интернет-ресурсы | Компьютер, проектор | |||||
135 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№5 | 1 | УРК | Тематич | |||||||
136 | Итоговое занятие. | 1 | ПСЗ | Текущий | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2013-2014 уч.год 2 класс УМК "Планета Знаний"по ФГОС
Рабочие программы с пояснительными записками и развернутым тематическим планированием с УУД. Физкультура распланирована на 3 часа...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Русский язык" автор Полякова А.В. по ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" (система Л.В.Занкова) разработана в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...
Рабочая программа / тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном ...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС
"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с ФГОС...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса...