Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №9
г. Химки Московской области
Утверждаю
Директор МБОУ Гимназии №9
Н.В. Лаптева
Приказ № 138-о от 31.08.17
Рабочая программа по окружающему миру
2 «Б» класс
Составитель: Гущенская Ирина Петровна
учитель высшей категории
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», входящей в УМК «Перспектива», и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Гимназия №9.структура рабочей программы составлена в соответствии с требованиями письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786.
Целиизучение учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи обучения:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
К рабочей программе прилагается «График контроля предметных и метапредметных результатов» (приложение № 1), «Описание материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса» (приложение № 2).
- Планируемые предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир» во 2 классе
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев;
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
• разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего -• края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
• рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- выполнения простейших правил ухода за комнатными растениями, домашними животными;
- измерения температуры воздуха с помощью термометра;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД)
Личностные:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выраженной в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе — организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
- познавательные мотивы учебной деятельности;
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам в культуре разных народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе — с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- умение находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
- умение называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- умение узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
- умение перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- умение отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
- умение определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
- умение различать перелетных и зимующих птиц;
- умение приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
- умение соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- умение перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- умение определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря);
- умение находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- умение называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
- умение характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- умение называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- умение находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
- умение сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- умение планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- умение планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- умение фиксировать в конце урока удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам (неуспехам);
- умение оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем;
- умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- умение контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
- умение понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- умение находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- умение использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- умение анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- умение сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- умение осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- умение проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, при подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- умение моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные:
- умение включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- умение формулировать ответы на вопросы;
- умение слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
- умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- умение высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- умение поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- умение признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- умение употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- умение понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- умение готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- умение составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные:
- умение называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- умение называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- умение определять стороны горизонта;
- умение находить на глобусе океаны и материки;
- умение перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
- умение перечислять времена года в правильной последовательности;
- умение измерять температуру;
- умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- Содержание учебного предмета
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности (смотри раздел «Календарно-тематическое планирование»)
Раздел 1. Вселенная, время, календарь (16 ч)
Мы - союз народов России. Мы — жители Вселенной. Наш «космический корабль» — Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Календарь — хранитель времени, страж памяти. Праздники для всех. Народный календарь. Экологический календарь. За страницами учебника. Театрализованный праздник «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений». Обобщающий урок по разделу «Вселенная, время, календарь».
Раздел 2. Осень (19 ч)
Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звездное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью. За страницами учебника. Оформление альбома «Осенняя прогулка». Обобщающий урок по разделу «Осень».
Раздел 3. Зима (16 ч)
Зимние месяцы. Зима - время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звездное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой. За страницами учебника. Урок-викторина «Зимушка-зима». Обобщающий урок по разделу «Зима».
Раздел 4. Весна и лето (17 ч)
Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна - утро года. Звездное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд. Обобщающий урок по разделу «Весна и лето».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Методы и технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Основные понятия урока | |
I полугодие Раздел «Вселенная, время, календарь» (16 часов) | ||||||||
1 | 05.09 | Мы - союз народов России | Урок открытия новогознания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения | Как много разных народов живет в России? | вступать в учебный диалог; работать в паре — знакомиться с условными обозначениями; коллективно формулировать определение слова «федерация»; работать в группе - находить и показывать на карте Российскую Федерацию, называть некоторые народы Российской Федерации, их традиционные религии; строить монологическое высказывание о роли русского языка в Российской Федерации; работать в паре — составлять рассказ о костюмах татар, даргинцев, русских и т. д.; работать в паре — читать и обсуждать текст; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Народ Россия Родина Российская Федерация | |
2 | 07.09 | Мы - жители Вселенной | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии парной проектной деятельности, развития исследовательских навыков, развивающего обучения | Какое место во Вселенной занимает наша Планета? | вступать в учебный диалог; коллективно подбирать синоним к слову «Вселенная»; работать в паре — составлять рассказ по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; работать в группе — называть планеты Солнечной системы, сравнивать размеры планет; находить дополнительную информацию о планетах Солнечной системы в Интернете, энциклопедиях и других источниках; работать в паре (сильный — слабый) — читать и обсуждать текст; выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Вселенная Планета Космос Солнечная система | |
3 | 12.09 | Наш «космический корабль» — Земля | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, игровые, информационно-коммуникационные | Как пользоваться компасом? | коллективно рассматривать и обсуждать фотографии, извлекать из них нужную информацию; называть стороны горизонта; работать в группе — выполнять практическую работу «Компас» по плану; работать в группе — по рисунку составлять алгоритм определения сторон горизонта; находить дополнительную информацию о том, как можно определить стороны горизонта по местным признакам в Интернете, энциклопедиях и других источниках; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Компас Север, юг, запад, восток, планета | |
4 | 14.09 | Наш «космический корабль» — Земля | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемно- диалогического обучения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, игровые, информационно-коммуникационные | Как называются огромные участки суши? | коллективно читать и обсуждать текст; работать в группе — находить на глобусе океаны и материки; обсуждать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта; находить дополнительную информацию о путешественниках в Интернете, энциклопедиях и других источниках; работать в паре — выполнять задания; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Компас Север, юг, запад, восток, планета | |
5 | 19.09 | Время | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии парной проектной деятельности, развития исследовательских навыков, развивающего обучения | Какие единицы измерения времени придумали люди? | работать в группе — формулировать определение выражений «время бежит», «время течет», «остановись, мгновение»; называть известные единицы измерения времени; принимать участие в игре «Что можно сделать за минуту»; коллективно рассматривать фотографии, извлекать из них нужную информацию; работать в паре (сильный — слабый) — читать и обсуждать текст; слушать и обсуждать отрывок из стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в группе — выполнять практическую работу «Часы» по плану; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Единицы времени Час Минута секунда | |
6 | 21.09 | Сутки и неделя | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Почему происходит смена дня и ночи? | при консультативной помощи учителя объяснять по схеме причину смены дня и ночи; работать в паре — моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; работать в группе — составлять сказочное объяснение на тему «Смена дня и ночи»; работать в группе — находить сказки, мифы, легенды, загадки о смене дня и ночи в Интернете, энциклопедиях, дополнительной литературе; коллективно формулировать определение слова «неделя», называть дни недели по порядку; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; составлять рассказ на тему «Моя неделя»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Сутки Неделя Единицы времени День ночь | |
7 | 26.09 | Месяц и год | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, Развития критического мышления, коллективного взаимногообучения, игровые, информационно-коммуникационные | Сколько месяцев в году? | работать в группе — отгадывать загадки, предложенные учителем, о Луне, месяце; рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; работать в паре — моделировать смену лунных фаз с помощью схемы-аппликации; работать в группе - составлять сказочное объяснение изменения облика Луны; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему год на рисунке в учебнике изображен в виде круга?»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Месяц Год Единицы времени | |
8 | 28.09 | Диагностическая работа (входная) | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, дифференцированного подхода в обучении, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как применять полученные знания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольной работы, самопроверка | ||
9 | 03.10 | Времена года | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Почему происходит смена времен года? | работать в группе — отгадывать загадки о временах года, предложенные учителем; называть месяцы каждого сезона, опираясь на годовой круг; работать в паре (сильный — слабый) — моделировать смену времен года с помощью схемы-аппликации; работать в группе — составлять сказочное объяснение смены времен года; выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в паре — формулировать определение слова «сезон», составлять рассказ на тему «Сезонные изменения в природе»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Времена года Зима Весна Осень Лето | |
10 | 05.10 | Погода. | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, элементы технологии парной проектной деятельности, группового обучения | Как предсказывают погоду? | работать в группе — формулировать определение слова «погода»; составлять рассказ на тему «Явления погоды»; работать в группе — выполнять практическую работу «Термометр» по плану; рассматривать рисунки и фотографии погодных явлений, называть их; рисовать условные знаки явлений погоды; работать в группе — обсуждать вопрос «Для чего нужен прогноз погоды?»; перечислять факторы, из которых складывается погода (температура воздуха, облачность, осадки, ветер); в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Погода температура воздуха, облачность, осадки, ветер | |
11 | 10.10 | Календарь - хранитель времени, страж памяти | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии парной (групповой) проектной деятельности, развития исследовательских навыков, игровые | О чем может рассказать календарь? | работать в паре — формулировать определение слова «календарь»; работать в группе — отгадывать загадки о календаре, предложенные учителем; коллективно рассматривать и обсуждать календари разных типов; самостоятельно оформлять страничку календаря на тему «Мой день рождения»; выполнять задания с последующей взаимопроверкой; обозначать на календаре даты семейных праздников; коллективно читать и обсуждать текст; работать в паре — читать и обсуждать текст; работать в группе — находить дополнительную информацию о календарях в Интернете, энциклопедиях и других источниках; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | календарь | |
12 | 12.10 | Красные дни календаря | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Какие праздники отмечают в России? | коллективно формулировать определение выражения «красный день календаря»; называть известные праздники нашей страны; работать в паре - читать и обсуждать текст; работать в группе — находить дополнительную информацию о российских праздниках в Интернете, энциклопедиях и других источниках; работать в паре — рисовать знаки праздника; работать в группе — обсуждать вопрос «Для чего каждой стране необходимы праздники, которые сообща отмечают все ее граждане?»; самостоятельно составлять рассказ на тему «Мой любимый праздник»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Государственный праздник | |
13 | 17.10 | Народный календарь | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового (коллективного) обучения; информационно-коммуникационные | Как старинные календари помогают следить за ходом времени? | работать в паре (сильный — слабый) — рассматривать рисунок, называть народные приметы; работать в группе — обсуждать вопрос «Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему?»; самостоятельно выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе - находить дополнительную информацию о народных приметах на погоду в Интернете, энциклопедиях и других источниках; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Народные приметы, праздники | |
14 | 19.10 | Экологический календарь | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, игровые, информационно-коммуникационные | Какие экологические дни отмечают в мире? | работать в группе — формулировать определение слова «экология»; коллективно читать текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; работать в паре — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему экологические дни так разнообразны?»; составлять рассказ об одном из экологических дней; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Экология, календарь | |
15 | 24.10 | За страницами учебника Контрольная работа по разделу «Вселенная, время, календарь» | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как реализовать на практике полученные знания? | работать в группе - обсуждать план подготовки и проведения праздника; находить нужную информацию по заданной теме; распределять роли и обязанности; представлять результат своей деятельности; составлять комментарий о работах одноклассников; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок | ||
16 | 26.10 | Обобщающий урок по разделу «Вселенная, время, календарь» За страницами учебника | Урок развивающе го контроля | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, самодиагностики и коррекции результатов изучения темы | Каких успехов добились? Как научиться определять границы своего знания и незнания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы по данному разделу, предложенной учителем; проектировать индивидуальное домашнее задание | ||
Раздел «Осень» (18 часов) | ||||||||
17 | 07.11 | Осенние месяцы | Урок открытия нового знания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, информационно- коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения | Чему важному научимся в данном разделе? | при консультативной помощи учителя прогнозировать содержание раздела «Осень»; работать в группе — находить ответы на вопросы викторины «Славная осень», предложенной учителем; коллективно рассматривать и обсуждать картины И. И. Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова«Первый снег»; составлять рассказ по картинам; работать в паре — читать и обсуждать текст о художниках; перечислять старинные названия осенних месяцев; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему в старину люди делали трудную работу вместе?»; выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Осень Сентябрь Октябрь Ноябрь | |
18 | 09.11 | Осень в неживой природе | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, элементы технологии проектной деятельности, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные | Что происходит осенью в неживой природе? | работать в группе - разгадывать кроссворд «Золотая осень», предложенный учителем; по своим наблюдениям составлять рассказ «Погода осенью»; работать в паре — читать текст, извлекать из него нужную информацию; составлять в тетради список осенних явлений в неживой природе; рассматривать рисунки; сравнивать погоду ранней и поздней осенью; принимать участие в старинной детской игре; работать в группе - обсуждать вопрос «В каком осеннем месяце больше всего туманов?»; работать в паре (сильный — слабый) — составлять синквейн по теме урока; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
19 | 14.11 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Какие старинные праздники отмечают осеньюнароды России? | работать в группе — читать и обсуждать текст, называть характерные атрибуты осенних народных праздников; работать в паре — обсуждать сходствои различие изучаемых праздников; составлять рассказ об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов; изготавливать куклу-зернушкупо инструкции; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Народный праздник | |
20 | 16.11 | Звездное небо осенью | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, игровые информационно-коммуникационные | Как найти на небе созвездия? | делиться впечатлениями от созерцания звездного неба; работать в группе — находить дополнительную информацию об одном из созвездий в Интернете, энциклопедиях и других источниках; составлять рассказ об известных созвездиях; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Небо Звезды Созвездие | |
21 | 21.11 | Трава у нашего дома. | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно- коммуникационные, развивающего обучения, развития исследовательские навыков, игровые | Какая осенняя работа в старину была главной у крестьянок? | работать в группе — проводить исследование лоскутков ткани из разных природных материалов (шерсть, хлопок, лен), называть эти ткани; по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций при работе со льном в старину; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему в старину для обработки льна женщины собирались вместе?»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | шерсть, хлопок, лен | |
22 | 23.11 | Старинная женская работа | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, информационно- коммуникационные, развивающего обучения, развития исследовательские навыков, игровые | Какая осенняя работа в старину была главной у крестьянок? | работать в группе — проводить исследование лоскутков ткани из разных природных материалов (шерсть, хлопок, лен), называть эти ткани; по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций при работе со льном в старину; работать в паре — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему в старину для обработки льна женщины собирались вместе?»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | крестьяне | |
23 | 28.11 | Деревья и кустарники осенью | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационно- коммуникационные, развития исследовательских навыков, элементы технологии групповой проектной деятельности | Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев и кустарников? | работать в группе — отгадывать загадки о деревьях и кустарниках, предложенные учителем; работать в паре (сильный — слабый) — рассматривать и обсуждать картину И.С. Остроухова «Золотая осень», делиться впечатлениями от увиденного, составлять рассказ по картине; работать в группе с атласом-определителем «От земли до неба» — определять деревья и кустарники по плодам; составлять рассказ на тему «Хвойные деревья осенью»; работать в паре — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — обсуждать текст «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Дерево, кустарник | |
24 | 30.11 | Чудесные цветники осенью | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового и коллективного взаимного обучения, игровые, информационно-коммуникационные | Какие цветы встречаются в осенних цветниках? | работать в группе — разгадывать кроссворд «Цветы на клумбе», предложенный учителем; коллективно рассматривать рисунки и фотографии, извлекать из них нужную информацию; работать в паре — работать с атласом-определителем «От земли до неба» — определять растения школьного цветника; работать в группе — находить дополнительную информацию об одном из растений осеннего цветника в Интернете, энциклопедиях и других источниках; сочинять сказочную историю из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в паре — составлять синквейн по теме урока; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Цветник | |
25 | 05.12 | Грибы | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, группового обучения, игровые | Что можно рассказать о грибах? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работать в группе — отгадывать загадки о грибах, предложенные учителем; работать в паре (сильный — слабый) — рассматривать схему строения гриба; читать и обсуждать текст; называть съедобные и несъедобные грибы; работать в группе — читать и обсуждать текст «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»; работать в паре (сильный — слабый) с атласом-определителем «От земли до неба» — называть съедобные и несъедобные грибы; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — находить дополнительную информацию о грибах в Интернете, энциклопедиях и других источниках; составлять рассказ на тему «Осторожно, опасный гриб»; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; проектировать индивидуальное домашнее задание | Съедобные и несъедобные грибы | |
26 | 07.12 | Шестиногие и восьминогие. | Урок открытия нового знания | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков,элементы технологии групповойпроектной деятельности, информационно-коммуникационные | Какие изменения происходят осенью в жизни насекомых? | работать в группе — составлять ответы на вопросы викторины «Насекомые и пауки», предложенной учителем; коллективно рассматривать и обсуждать рисунки, извлекать из них нужную информацию; составлять рассказ-описание паука-крестовика; называть общий признак насекомых и пауков; составлять рассказ по рисунку о превращениях бабочки-махаона и стрекозы; работать в паре — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — читать и обсуждать текст «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне»; работать в группе — обсуждать вопрос «Если бы вдруг исчезли все пауки, что бы произошло в природе?»; работать в группе — находить дополнительную информацию о пауках и насекомых в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Насекомые Пауки | |
27 | 12.12 | Птичьи Секреты. | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, коллективного взаимного обучения, игровые, ин- формационно-коммуникационные | Какие изменения происходят осенью в жизни птиц? | работать в группе — разгадывать кроссворд «Птицы», предложенный учителем; формулировать определение выражений «перелетные птицы», «зимующие птицы»; работать в паре - читать и обсуждать текст, называть «птичьи секреты»; коллективно рассматривать и обсуждать картину А.С. Степанова «Журавли летят»; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — находить дополнительную информацию о птицах в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об одной из птиц; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Птицы | |
28 | 14.12 | Как разные животные готовятся к зиме. | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления,элементы технологиипроектной деятельности, информационно- коммуникационные, группового обучения | Какие изменения происходят осенью в жизни животных? | работать в группе — обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним»; работать в паре (сильный — слабый) — составлять рассказ на тему «Жизнь белки (зайца) осенью; работать в паре (сильный — слабый) — читать и обсуждать рассказ-загадку; работать в группе — читать и обсуждать текст «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в группе — находить дополнительную информацию о подготовке животных к зиме в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; проектировать групповое домашнее задание | Изменения | |
29 | 19.12 | Невидимые нити в осеннем лесу | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления, элементы технологии индивидуальной проектной деятельности, развития исследовательских навыков, группового обучения | Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу? | работать в группе — формулировать определение выражения «невидимые нити»; коллективно читать текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; работать в паре — приводить свои примеры экологических связей в осеннем лесу; работать в группе — читать и обсуждать текст «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | связи | |
30 | 21.12 | Диагностическая работа | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, самодиагностики и коррекции результатов изучения темы | Каких успехов добились? Как научиться определять границы своего знания и незнания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы по данному разделу, предложенной учителем; проектировать индивидуальное домашнее задание | ||
31 | 26.12 | Осенний труд | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Что можно рассказать о занятии человека осенью? | работать в группе - обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним»; работать в паре (сильный — слабый) — составлять рассказ по фотографиям на тему «Осенний труд»; работать в группе — обсуждать вопрос «Как труд людей зависит от изменений в природе?»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; конструировать алгоритм изготовления куклы-многоручки по инструкции; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Труд | |
II полугодие | ||||||||
32 | 28.01 | Будь здоров! | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как осенней порой люди заботятся о своем здоровье? | работать в группе — составлять памятку «Правила здорового образа жизни осенью», используя текст; составлять рассказ на тему «Моя любимая игра»; называть игры, в которые можно играть погожей осенью и в ненастную погоду поздней осенью; работать в группе — объяснять правила игр народов Северного Кавказа, принимать участие в одной из игр; работать в паре — обсуждать вопрос «Как народные игры помогают укреплять здоровье?»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; коллективно проектировать домашнее задание | Здоровый образ жизни | |
33 | 11.01 | Охрана природы осенью | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития группового обучения, проектной деятельности, проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационные | Как охраняют природуосенью? | работать в группе — составлять памятку «Правила охраны природы осенью» по рисункам; выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «С помощью каких мер можно охранять представителей Красной книги?»; называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России; работать в группе — находить дополнительную информацию о редких животных и растениях из Красной книги в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ о них; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Красная книга | |
34 | 16.01 | За страницами учебника | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как реализовать на практике полученные знания? | работать в группе — обсуждать план оформления альбома; находить нужную информацию по заданной теме; распределять роли и обязанности; представлять результат своей деятельности — конструировать монологическое высказывание для презентации своего альбома; составлять комментарий о работах одноклассников; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | ||
35 | 18.01 | За страницами учебника. Обобщающий урок по разделу «Осень» Контрольная работа | Урок развиваю щего контроля | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, самодиагностики и коррекции результатов изучения темы | Каких успехов добились? Как научиться определять границы своего знания и незнания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы по данному разделу, предложенной учителем; проектировать индивидуальное домашнее задание | ||
Раздел «Зима» (16 часов) | ||||||||
36 | 23.01 | Зимние месяцы | Урок открытия нового знания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, информационно- коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения | Чему важному научимся в данном разделе? | при консультативной помощи учителя прогнозировать содержание раздела «Зима» (учебникс. 3); отгадывать загадки о зиме, предложенные учителем; называть зимние месяцы; объяснять старинные названия зимних месяцев; работать в группе — рассматривать и обсуждать картины А.К. Саврасова «Дворик. Зима», И.И. Шишкина «Зима», составлять рассказ по картинам; работать в паре (сильный — слабый) — читать и обсуждать текст о художника; работать в группе — записывать народные приметы народов своего края; работать в паре (сильный - слабый) — выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Зима Январь Декабрь Февраль | |
37 | 25.01 | Зима — время науки и сказок | Урок общеметодологической направленности Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления, коллективного взаимного обучения, элементы технологии индивидуальной проектной деятельности, информационно-коммуникационные | Почемузиму в народесчитают временемнауки и сказок? | коллективно рассматривать и обсуждать картину А.И. Морозова «Сельская бесплатная школа», составлять рассказ по картине; называть народные приметы на погоду; работать в группе - находить дополнительную информацию о святых Науме и Николае в Интернете, энциклопедиях и других источниках; работать в паре — составлять рассказ-описание по картине А.П. Ткачева и С.П. Ткачева «В субботний день»; работать в паре - читать и обсуждать текст о художниках; коллективно читать и обсуждать сказку «Скупясь, не сбережешь»; работать в группе - участвовать в инсценировке сказки «Два жадных медвежонка»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему зиму в народе считают временем науки и сказок?»; работать в паре — составлять синквейн по теме урока; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Зима, наука | |
38 | 30.01 | Зима в неживой природе | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, проектной деятельности, коллективного и группового взаимного обучения, игровые, информационно-коммуникационные | Какие изменения происходят зимой в неживой природе? | работать в группе — составлять рассказ об изменении погоды с наступлением зимы; работать в паре (сильный - слабый) - рассматривать картину Ф.А. Васильева «Оттепель», составлять рассказ по картине; коллективно читать и обсуждать стихотворение А.С. Пушкина; работать в группе - отгадывать загадки; работать в паре - рассматривать формы снежинок; работать в группе - формулировать определение выражения «день зимнего солнцеворота»; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; составлять рассказ на тему «Зимние забавы» по рисункам; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Неживая природа | |
39 | 01.02 | Звездное небо зимой | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления, групповогообучения, информационно- коммуникационные, элементы технологии парной проектной деятельности | Как найти на небе Полярную звезду? | коллективно формулировать определение слова «созвездие»; составлять рассказ на тему «Созвездия зимнего неба»; работать в паре — рассматривать схему созвездия Орион, сравнивать ее со старинным рисунком; работать в группе с атласом-определителем «От земли до неба»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Как, ориентируясь по Полярной звезде, найти направление на север, юг, запад, восток?»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Созвездие Полярная звезда | |
40 | 06.02 | Зима в мире растений | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемного обучения, коллективного и группового взаимного обучения, информационно-коммуникационные | Какие изменения происходят зимой в мире растений? | работать в группе — отгадывать загадки о растениях, предложенные учителем; обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним; самостоятельно читать текст, извлекать из текста информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; работать в паре с атласом-определителем «От земли до неба» — распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам; работать в группе — обсуждать вопрос «Как растения зимой кормят животных?»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
41 | 08.02 | Зимние праздники | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Какие праздники отмечают зимойразные народыРоссии? | коллективно обсуждать вопрос из рубрики «Вспомним»; работать в паре — читать и обсуждать текст; работать в группе — рассматривать картину Б.М.Кустодиева «Елочный торг», составлять рассказ по картине; самостоятельно выполнять задан с последующей взаимопроверкой; составлять рассказ на тему «Зимние праздники на Руси»; с помощью взрослых изготавливать новогодние игрушки по схемам; работать в группе — находить дополнительную информацию о традициях новогоднего праздника в нашей стране в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; работать в паре (сильный — слабый) — составлять синквейн по теме урока; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Праздник | |
42 | 13.02 | Растения в домашней аптечке | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, элементы технологии проектной деятельности | Как научиться определять растения в домашней аптечке? | коллективно отгадывать загадки о растениях, предложенные учителем; называть известные лекарственные растения, их лечебные свойства; работать в группе — читать и обсуждать текст «Лекарственные растения и правила их сбора» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики; работать в паре - распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью; работать в группе - обсуждать вопрос «Как люди в далеком прошлом узнавали о лекарственных свойствах растений?»; работать в группе — выполнять практическую работу «Лекарственные растения» по плану с последующей коллективной проверкой; с помощью взрослых познакомиться с лекарственными растениями в домашней аптечке; принимать участие в дидактической игре «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Лекарственные растения | |
43 | 15.02 | Зимняя жизнь птиц и зверей | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления, проблемно- диалогического обучения, элементы технологии парной проектной деятельности, игровые, информационно-коммуникационные | Какие изменения происходят зимой в жизни птиц и зверей? | работать в группе — составлять ответы на вопросы викторины «Животные», предложенной учителем; работать в паре — читать текст, извлекать из него необходимую информацию; находить изучаемых птиц на рисунках, называть зимующих птиц; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему некоторые птицы зимуют вблизи человеческого жилья?»; составлять рассказ по своим наблюдениям на тему «Птицы зимой в нашем крае»; работать в группе — составлять рассказ об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника и дополнительную литературу; работать в группе — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
44 | 20.02 | Невидимые нити в зимнем Лесу | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные | Какие невидимые нити можно обнаружить в зимнем лесу? | работать в группе — формулировать определение выражения «невидимые нити»; работать в паре — составлять рассказ «С кем дружит ель?» по схеме; называть примеры невидимых нитей в зимнем лесу; работать в группе — придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи; выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе - обсуждать вопрос «Как нарушилась бы жизнь зимнего леса, если бы вдруг исчезли все дубы (белки, клесты, волки)?»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
45 | 22.02 | В феврале зима с весной встречается впервой | Урок общеметодологической направленности | Здоровье- сбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, информационно- коммуникационные, развития исследовательских навыков, игровые | Как в старину отмечали зимние праздники? | работать в группе — обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним; называть старинные названия февраля; работать в группе - составлять рассказ о праздновании Нового года по восточному календарю, о празднике белого месяца в Бурятии; работать в группе - находить дополнительную информацию о праздновании зимних праздников народов своего края в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; работать в паре - выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе - инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | восточный календарь | |
46 | 27.02 | Зимний труд | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Что можно рассказать о занятии человека зимой? | коллективно читать и обсуждать текст; работать в группе — инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину; составлять рассказ на тему «Забота о домашних растениях и животных зимой в родном доме»; самостоятельно выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; коллективно проектировать домашнее задание | ||
47 | 01.03 | Будь здоров! | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как в зимний период люди заботятся о своем здоровье? | работать в группе — составлять памятку «Правила здорового образа жизни зимой», называть зимние игры; работать в паре (сильный — слабый) — читать и обсуждать текст о старинных зимних забавах; работать в группе - рассматривать картину Ф.В. Сычкова «С гор», составлять рассказ по картине; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; составлять рассказ на тему «Моя любимая игра»; работать в группе — принимать участие в игре «Рукавицу гнать»; работать в паре — обсуждать вопрос «Как народные игры помогают укреплять здоровье?»; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; коллективно проектировать домашнее задание | Здоровье | |
48 | 06.03 | Охрана природы зимой | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности, информационно- коммуникационные, развития исследовательских навыков | Как охраняют природузимой? | работать в паре - составлять памятку «Правила охраны природы зимой» по рисункам; работать в группе — обсуждать вопрос «С помощью каких мер можно охранять представителей Красной книги?»; называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России; работать в группе — находить дополнительную информацию о редких животных и растениях из Красной книги в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ о них; работать в группе — читать и обсуждать текст «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
49 | 08.0313.03 | За страницами учебника. Викторина «Зимушка-зима» | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как реализовать на практике полученные знания? | работать в группе — обсуждать план подготовки к уроку; находить нужную информацию для составления викторины; распределять роли и обязанности в группе; представлять результат своей деятельности на уроке; составлять ответы на вопросы викторины других групп; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок | ||
50 | 15.03 | Обобщение по разделу «Зима». Контрольная работа | Урок развиваю щего контроля | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, самодиагностики и коррекции результатов изучения темы | Каких успехов добились? Как научиться определять границы своего знания и незнания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы по данному разделу, предложенной учителем; проектировать индивидуальное домашнее задание | ||
Раздел «Весна и лето» (18 часов) | ||||||||
51 | 20.03 | Весенние месяцы | Урок открытия нового знания | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, информационно- коммуникационные, поэтапного формирования ум-ственных действий, коллективного взаимного обучения | Чему важному научимся в данном разделе? | при консультативной помощи учителя прогнозировать содержание раздела «Весна и лето»; отгадывать загадки о весне, предложенные учителем; работать в группе — рассматривать картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», Б.М. Кустодиева «Весна»; составлять рассказ по картинам; называть весенние месяцы по порядку; работать в паре — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — составлять рассказ о празднике Евдокии-Весновки; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Весна Март Апрель Май | |
52 | 22.03 | Весна в неживой природе | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, коллективного и группового взаимного обучения | Что происходит весной в неживой природе? | по своим наблюдениям составлять рассказ «Погода весной»; работать в паре — читать текст, извлекать из текста нужную информацию; составлять список весенних явлений в неживой природе; работать в группе — рассматривать картину П.И. Петровичева «Ледоход на Волге», составлять рассказ по картине; принимать участие в старинной детской игре; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему снег раньше тает в городе, чем за городом?»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
53 | 03.04 | Весна — утро года | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Какие праздники отмечают веснойразные народыРоссии? | коллективно читать и обсуждать текст; называть традиции весенних праздников народов Приамурья; работать в группе — находить дополнительную информацию о традициях весенних праздников своего края в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; самостоятельно выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему в весенние праздники чествуют птиц?»; изготавливать весеннюю птичку из ткани к празднику весеннего равноденствия по инструкции; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; коллективно проектировать домашнее задание | ||
54 | 05.04 | Звездное небо весной | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развития критического мышления, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии парной проектной деятельности, информационно-коммуникационные | Какие созвездия можно найти весной на небе? | работать в группе — обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним»; работать в паре - рассматривать, обсуждать и сравнивать расположения ковшей Большой и Малой Медведицы в разные сезоны; работать в группе с атласом-определителем «От земли до неба» — определять созвездия и их главные звезды; работать в паре (сильный - слабый) - достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев; работать в группе - находить дополнительную информацию о созвездиях в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; сочинять сказку на тему «Созвездия весеннего неба»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Медведица Большая и Малая | |
55 | 10.04 | Весенняя прогулка | Урок рефлексии | Здоровье- сбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, коллективного взаимного обучения, элементы технологии парной (групповой) проектной деятельности | Какие изменения происходят весной? | работать в группе — составлять памятку «Правила поведения на экскурсии»; обсуждать весенние изменения в природе; делиться своими наблюдениями, впечатлениями; работать в группе — составлять рассказ на тему «Пробуждение природы»; называть знакомые растения, насекомых, птиц; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке | ||
56 | 12.04 | Весеннее пробуждение растений | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, информационно- коммуникационные, группового взаимного обучения, развития исследовательских навыков, игровые | Какие изменения происходят весной в жизни растений? | работать в группе — разгадывать кроссворд «Первоцветы», предложенный учителем; коллективно читать и обсуждать текст; называть признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников; формулировать определение выражения «собственные кладовые»; узнавать раннецветущие растения на фотографиях и рисунках; самостоятельно составлять рассказ на тему «Мой любимый весенний цветок»; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Первоцвет | |
57 | 17.04 | Чудесные цветники весной | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационно- коммуникационные, проблемно- диалогического обучения, элементы технологии парной проектной деятельности | Какие цветы встречаются в весенних цветниках? | работать в паре - рассматривать растения весеннего цветника; работать в группе — находить дополнительную информацию о цветах и легендах о них в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; работать в паре с атласом-определителем «От земли до неба» — определять растения школьного цветника; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, записывать их; разыгрывать сценки, распределяя роли между собой; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
58 | 19.04 | Весна в мире насекомых | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, коллективного и группового взаимного обучения, элементы технологии проектной деятельности, игровые, информационно-коммуникационные | Какие изменения происходят весной в жизни насекомых? | работать в группе — отгадывать загадки о насекомых, предложенные учителем; работать в паре - рассматривать рисунки; называть насекомых; составлять рассказ «Польза насекомых»; работать в группе - рассматривать схему; составлять рассказ о связях между комарами, птицами, рыбами и стрекозами; работать в паре (сильный - слабый) - выполнять задание с последующей коллективной проверкой; работать в группе — находить дополнительную информацию о насекомых в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; работать в группе — обсуждать вопрос «Как поступить, если в комнату влетела оса, пчела или шмель?»; читать и обсуждать текст «Оса на носу и муха в доме» из книги «Великан на поляне»; работать в паре — составлять синквейн по теме урока; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Насекомые Синквейн | |
59 | 24.04 | Весна в мире птиц и зверей | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно- коммуникационные, коллективного и группового взаимного обучения | Какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей? | работать в группе - обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним»; работать в паре — читать и обсуждать текст; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему люди любят птиц?»; работать в паре с атласом-определителем «От земли до неба» — называть птиц, осуществлять самопроверку с помощью атласа; принимать участие в старинной якутской игре «Тыытыгын»; работать в группе — разыгрывать сценки из весенней жизни зверей; самостоятельно выполнять задания с последующей коллективной проверкой; составлять рассказ на тему «Птицы весной» («Весенние хлопоты птиц»); в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | ||
60 | 26.04 | Диагностическая работа (итоговая) | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, самодиагностики и коррекции результатов изучения темы | Каких успехов добились? Как научиться определять границы своего знания и незнания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы по данному разделу, предложенной учителем; проектировать индивидуальное домашнее задание | ||
61 | 01.0503.05 | Невидимые нити в весеннем лесу | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, проблемного обучения, информационно- ’ коммуникационные, элементы технологии парной проектной деятельности, коллективного и группового взаимного обучения, объяснительно- иллюстративные | Какие невидимые нити можно обнаружить в весеннем лесу? | коллективно формулировать определение выражения «невидимые нити»; работать в паре (сильный — слабый) — составлять рассказ на тему «С кем дружит ива»; моделировать связи в весеннем лесу, используя различные виды схем; работать в группе — обсуждать вопрос «Что произошло бы в весеннем лесу, если бы исчезли все деревья (насекомые, птицы)?»; работать в паре — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в группе — составлять памятку «Правила поведения в весеннем лесу (парке)»; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Невидимые нити | |
62 | 08.05 | Весенний труд | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Что можно рассказать о занятиях человека весной? | работать в паре — читать и обсуждать текст; отгадывать загадки на тему «Орудия труда»; коллективно рассматривать фотографии, извлекать из них нужную информацию; работать в группе — обсуждать пословицы «Вешний день целый год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; работать в паре сильный — слабый) — составлять рассказ на тему «Весенние работы в городе и селе»; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | ||
63 | 10.05 | Старинные весенние праздники | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемно- диалогического обучения, игровые, информационно-коммуникационные | Какие весенние праздники отмечали в старину? | коллективно читать и обсуждать текст о праздновании Пасхи; работать в группе — рассматривать картину Н.А.Кошелева «Дети, катающие пасхальные яйца», составлять рассказ по картине; рассматривать фотографии, извлекать из них нужную информацию; коллективно читать и обсуждать текст «Легенды и песни о березе»; работать в группе — находить похожие легенды о растениях своего края в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; работать в паре (сильный — слабый) — выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Пасха, старина | |
64 | 15.05 | Будь здоров! Контрольная работа по теме: «Весна и лето» | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как весенней порой люди заботятся о своем здоровье? | работать в группе — обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним»; работать в группе — составлять памятку «Правила здорового образа жизни весной»; называть весенние игры; составлять рассказ на тему «Моя любимая игра»; работать в группе — объяснять правила марийской игры «Бой петухов», татарской игры «Бег по следу», принимать участие в одной из игр; работать в паре (сильный — слабый) — обсуждать вопрос «Как народные игры помогают укреплять здоровье?»; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | ||
65 | 17.05 | Охрана природы весной | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационно- коммуникационные, проблемно- диалогического обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Как охраняют природу весной? | работать в группе — составлять памятку «Правила охраны природы весной» по рисункам; формулировать определение выражения «искусственные гнездовья», читать и обсуждать текст «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне»; называть растения и животных, которые занесены в Красную книгу России; работать в паре (сильный - слабый) - читать и обсуждать текст; самостоятельно выполнять задания с последующей взаимопроверкой; работать в группе — находить дополнительную информацию о редких животных и растениях из Красной книги в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ о них; работать в группе — обсуждать вопрос «С помощью каких мер можно охранять представителей Красной книги?»; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | Красная книга | |
66 | 22.05 | Лето красное | Урок общеметодологической направленности | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, игровые, информационно-коммуникационные | Какие изменения происходят летом в природе? | коллективно читать и обсуждать народные названиялетних месяцев; работать в группе — рассматривать картины А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Рожь», А.П. Ткачева и С.П. Ткачева «Июньская пора», составлять рассказы по картинам; работать в паре (сильный - слабый) - читать и обсуждать текст; коллективно формулировать определение выражений «день летнего солнцестояния», «день летнего солнцеворота»; составлять рассказ об особенностях 22 июня и 25 июня; работать в группе - находить дополнительную информацию о празднике святых Петра и Павла в Интернете, энциклопедиях и других источниках, составлять рассказ об этом; выполнять задания с последующей коллективной проверкой; в совместной деятельности учитель — ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке; коллективно проектировать домашнее задание | Лето Июнь Июль Август | |
67 | 24.05 | Летние праздники и труд | Урок рефлексии | Здоровьесбережения, развивающего обучения, личностно ориентированного обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения | Какие праздники в старину отмечали летом? Что можно рассказать о занятиях человека в летнее время? | работать в группе — обсуждать вопросы из рубрики «Вспомним»; коллективно читать и обсуждать текст; рассматривать рисунки орудий труда земледельца, извлекать из них нужную информацию; работать в группе — отгадывать загадки об орудиях труда, предложенные учителем; работать в группе — составлять рассказ о празднике якутов-скотоводов в пору летнего солнцеворота, используя текст; обсуждать пословицы «Конец началу руку подает», «Летний день год кормит»; работать в паре — выполнять задан с последующей коллективной проверкой; называть праздники августа; работать в группе — обсуждать вопрос «Почему у разных народов нашей страны встреча нового года выпадает на разные времена года?»; в совместной деятельности учитель - ученик отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке по диагностической карте типичных ошибок; проектировать дифференцированное домашнее задание | ||
68 | 29.05 | За страницами учебника | Урок развивающего контроля | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития критического мышления, самодиагностики и коррекции результатов изучения темы | Каких успехов добились? Как научиться определять границы своего знания и незнания? | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы по данному разделу, предложенной учителем; адекватно оценивать свои знания; коллективно проектировать домашнее задание на летние каникулы |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов МБОУ Гимназии №9
№ 01 от «29.08.2017 г.»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
Дойникова С.Г.
Приложение № 1
Контроль предметных результатов
Контроль за уровнем достижений учащихся по окружающему миру проводится в форме: диагностических работ, контрольных работ, участия в НПК: «Всезнайка», «Шаг в науку», «Ломоносовские чтение»
№№ | № урока по КТП | Предполагаемая дата проведения работы | Название работы |
1 | 8 | 28.09 | Диагностическая работа (входная) |
2 | 15 | 24.09 | Контрольная работа по разделу «Вселенная, время, календарь» |
3 | 30 | 21.12 | Диагностическая административная работа (полугодовая) |
4 | 35 | 18.01 | Контрольная работа по разделу «Осень» |
5 | 50 | 15.03 | Контрольная работа по разделу «Зима» |
6 | 60 | 26.04 | Диагностическая работа (итоговая) |
7 | 64 | 15.05 | Контрольная работа по разделу «Весна и лето» |
Приложение № 2
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
для учителя:
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: ВАКО, 2014.
4. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
для учащихся:
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
Интернет-ресурсы.
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Информационно-коммуникационные средства.
- Окружающий мир. 2 класс (CD).
- Учебные презентации из архива кабинета.
Технические средства обучения.
- Персональный компьютер, подключённый к сети Интернет.
- Многофункциональное устройство.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Ауди и видео техника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...