Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана для 2 класса УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_okruzhayushchiy_mir.docx | 103.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г.Кстово Нижегородская обл., ул Чванова, д.15
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Директор МБОУ СОШ №6
Пр.№___ от"___"___20__ г. ______________________
Руководитель ШМО: Пр.№___от"___"___ 20__ г
________________________
Ф.и.о.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Окружающий мир»
УМК «Планета знаний»
составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений.
Начальная школа. 1-4 классы. – М.: АСТ: Астрель, 2011
для 2 «В» класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель программы:
Белова Г.А.
г. Кстово
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 октября 2013 г., регистрационный № 30213)
- Примерные программы начального общего образования – Москва, Просвещение 2011 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 уч.год.
- Программа Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир». - М., Астрель, 2011.
Предмет «Окружающего мира» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель.
Цель изучения курса
- формирование знаний о природе, человеке и обществе;
- осознание характера взаимодействий между природой, человеком и обществом;
- воспитание правильного отношения к окружающему миру;
- формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке иобществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• социализация ребёнка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация идр.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром.
Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповыеииндивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются другс другом.
Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные попротяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности – дать детям инструментарий дляпознания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем.
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Практическиеработы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся – урок.
Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предлагаются:
- Уроки - практические занятия - организация работы учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
- Уроки-экскурсии - посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
- Уроки сдемонстрацией объектовили их изображений - проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуется техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
В программе для 2 класса предполагаются экскурсии для наблюдений за жизнью природных сообществ леса, пресного водоема. В связи с отсутствием условий, в черте города тематика экскурсий заменена на более доступное наблюдение за сезонными изменениями в природе, направленное на обучение наблюдению, фиксации наблюдений, формированию умения обобщать и делать выводы.
На основе реализуемых межпредметныхсвязейв курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях:
- умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи;
- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
- оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а так же умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствие с этими нормами.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука ка часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Международное сотрудничество как основа мира на земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МБОУ СШ №6 учебный предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Естествознание».
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану МБОУ СШ №6 на 2015-2016 учебный год на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 70 часов в год; 2 часа – в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Как люди познают мир | 16 |
2. | Мы живём на планете Земля | 16 |
3. | Природа вокруг нас | 22 |
4. | Люди вокруг нас | 16 |
Итого: | 70 |
Содержание программы
2 класс (70 ч)
Как люди познают мир (16 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (16 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (22 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (16 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Знания, обязательные для второклассника:
- значение наблюдений, опытов и изменений для познания мира;
- строение и назначение термометра;
- значение справочной литературы;
- название планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
- название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
- Луна – спутник Земли;
- глобус – модель Земли;
- название материков и океанов;
- об источниках звука;
- о вреде шума;
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- о значении камня в жизни человека;
- условия жизни растений и животных;
- характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние растений и животных);
- о значении совместного труда в обществе;
- о значении бюджета;
- правила поведения в общественных местах.
Умения, обязательные для второклассника:
- Приводить примеры приборов и инструментов;
- Пользоваться термометром;
- Различать тела природы и изделия;
- Приводить примеры тел и веществ;
- Приводить примеры источников энергии;
- Приводить примеры растений суши и водоемов (3-4);
- Приводить примеры животных суши и водоемов (3-4);
- Различать времена года по характерным признакам;
- Правильно вести себя дома, на улице, в гостях.
Знания повышенного уровня для второклассника:
- Имена некоторых ученых и изобретателей (3-4);
- О путешествии как способе познания мира;
- О великих географических открытиях;
- Названия планет Солнечной системы;
- Отличие планеты от звезды;
- Об использовании электрической энергии в жизни человека;
- О значении звука, света и цвета в жизни человека;
- О значении окружающей среды;
- О приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
- Некоторые взаимосвязи в живой природе;
- О влиянии деятельности человека на живую природу.
Умения повышенного уровня для второклассника:
- Приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
- Проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
- Определять время по часам;
- Приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.
Планируемые результаты освоения программы по «Окружающему миру»
(к концу 2 класса)
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- Положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
- Внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
- понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
- понимание значения взаимопомощи в семье;
- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
Могут быть сформированы:
- положительное отношение к учебе как интеллектуальному труду;
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
- понимание ценности семейных отношений;
- способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
- давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
- приводить примеры приборов и инструментов;
- пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
- различать тела природы и изделия;
- приводить примеры тел и веществ;
- приводить примеры источников энергии;
- рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
- рассказывать об исследованиях космоса;
- называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
- рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
- рассказывать о значении камня в жизни человека;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
- различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
- сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
- приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
- рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
- называть планеты Солнечной системы;
- отличать планету от звезды;
- показывать на глобусе материки и океаны;
- приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
- рассказывать об использовании электрической энергии;
- рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
- понимать, что такое окружающая среда;
- приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
- рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
- проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
- понимать значение науки и труда в жизни общества;
- рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что человек — часть общества и часть природы;
- понимать значение общества в жизни человека;
- осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
- рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
- понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
- понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
- намечать план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности под руководством учителя;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения заданий;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение заданий;
оценивать - оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Учащиеся могут научиться:
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
- ставить цели проведения наблюдений и опытов;
- осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
- планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
- понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
- понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
- пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
- понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
- осуществлять описание объектов природы;
- сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
- устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
- понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- ставить вопросы друг другу;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся могут научиться:
- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
- соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения(приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
изучения учебного материала по окружающему миру во 2 классе
70 часов (2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Результаты | ||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||
Как люди познают мир (16 часов) | |||||||||||||
1 | О науке. Науки бывают разные. С. 6-9 | Урок ознакомления с новым материалом. | Введение в курс предмета «Окружающий мир». Знакомство с учебником, «маршрутным листом» и условными обозначениями. Дать детям первоначальное представление о науке и ее возникновении; познакомить с различными отраслями науки; сравнивать древнюю и современную науки; объяснять, что наука дает человеку. Формирование умений пользоваться справочником, помещённом в учебнике. | Получить представление, что такое наука. Знать, какие бывают науки, приводить примеры разных наук; сравнивать древнюю и современную науки; рассказывать, что наука дает человеку. | Формировать положительное отношение к учению и интерес к изучению природы и человека. | Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Понимать значение знаков и условных обозначений в учебнике. Осуществлять поиск необходимой информации в справочнике, помещенной в учебнике. | |||||||
2 | Ученые России. С.10-11 | Комбинированный урок. | Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира. Познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку; воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся. | Знать имена, фамилии известных ученых России; Уметь рассказывать о достижениях М. Ломоносова, А. Попова, К. Циолковского, Н. Вавилова, С. Королева; называть, какие изобретения подсказали людям растения и животные | Понимать и принимать значение знаний для человека. Испытывать чувство сопричастности своей Родине. | Ставить вопросы друг другу, сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий (работа в парах) Адекватно оценивать собственную учебную деятельность. | |||||||
3 | Человек-изобретатель. С.12-13 | Комбинированный урок. | Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе. Продолжить формирование информационной грамотности. | Иметь представление об этапах развития научного знания. Называть какие изобретения подсказали людям растения и животные | Понимать и принимать значение знаний для человека. | Адекватно оценивать собственную учебную деятельность; участвовать в коллективном обсуждении, обмене мнениями; искать и выделять информацию; строить устное речевое высказывание на основе анализа. | |||||||
4 | Экскурсия в лес. | Заочная экскурсияс использованием средств ИКТ. | Формировать у учащихся общее представление о лесе; показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Убедить в необходимости бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу. Развивать чувство прекрасного. | Иметь общее представление о лесе; разнообразии растительного и животного мира леса. Участвовать в исследовательской деятельности в группах по данному плану: 1 «Наблюдение за неживой природой». 2 «Наблюдение за растениями леса». 3 «Наблюдение за животными леса». Знать правила поведения в природе. | Формировать чувство прекрасного и любви к родной природе; познавательный интерес и учебную мотивацию. | Наблюдать за объектами природы. Устанавливать связи между неживой и живой природой леса; работать в группе (уметь договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Ставить цель проведения наблюдения и проводить его по предложенному плану. Оценивать результаты своей работы. | |||||||
5 | Экскурсия к водоёму. | Заочная экскурсия с использованием средств ИКТ. | Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме; показать разнообразие обитателей водоема, их приспособительные признаки и некоторые взаимосвязи. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоема. Развивать эстетические чувства детей. | Иметь общее представление о водоеме; разнообразии растительного и животного мира водоема. Выполнять простейшие наблюдения за живой и неживой природой водоема 1 «Растения водоёма» 2 «Животные водоёма» Знать правила поведения в природе. | Формировать чувство прекрасного и любви к родной природе; познавательный интерес и учебную мотивацию. | Уметь устанавливать связи между объектами неживой и живой природы водоема; работать в группе (уметь договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Ставить цель проведения наблюдения и проводить наблюдение по предложенному плану; оценивать результат и личный вклад своей работы. | |||||||
6 7 | Как ученые изучают мир. Практическая работа. С.14-17 Тет. 4-6 | Комбинированный урок. | Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент, опыт); фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся. | Уметь отличать наблюдение, опыт и эксперимент, понимать их значение; подготавливать и проводить простейшие опыты, фиксировать результаты, самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради). | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Сотрудничать с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Ставить учебную задачу, осуществлять наблюдение по плану. Фиксировать результаты наблюдений. Осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов. Адекватно оценивать результаты своих наблюдений и опытов. Осуществлять описание объектов природы, устанавливать причинно-следственные связи. Строить речевое высказывание. | |||||||
8 | Умей видеть. С.18-21 Тет. 7-8 | Урок применения знаний и умений. | Формирование умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблюдать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с дневником наблюдений и правилами работы с ним. Тренировать наблюдательность учащихся в ходе выполнения заданий учебника и рабочих тетрадей. | Уметь наблюдать в разное время года за природой, трудом людей и погодой, давать характеристику погоды по результатам наблюдений ; заполнять дневник наблюдений в рабочей тетради. | Формирование целостного образа мира. Развивать положительную мотивацию к учению и познанию окружающего мира. | Анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных, а также отличительных признаков; преобразование объекта в знаково- символическую форму(моделирование). Проводить наблюдения по предложенному плану. Оценивать наблюдательность свою и одноклассников Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. | |||||||
9 | Приборы и инструменты. С.22-23 Тет. 9-10 | Комбинированный урок. | Познакомить с общим представлением и назначением приборов и инструментов. Показать, как различные технические приспособления облегчают труда ученых. | Умение приводить примеры и объяснять назначение приборов и инструментов. | Положительно относиться к учебе как к интеллектуальному труду. | Поиск и выделение информации из различных источников. Построение устного речевого высказывания. Ставить учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Намечать планы выполнения заданий под руководством учителя; следовать инструкциям учителя. строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | |||||||
10 | Измерение температуры. Практическая работа. С.24-25 Тет. 11-12 | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить с устройством и назначением термометров; провести практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. | Умение различать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. | Испытывать ответственность за свою часть работы при работе в группе. | Фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков. Понимать информацию, представленную в виде таблиц и схем. Понимать и ставить цель выполняемых действий; проводить опыты по предложенному плану; оценивать правильность выполнения заданий; осуществлять само и взаимопроверку Уметь работать в паре и в группе. | |||||||
11 | Измерение времени. С.16-17 Тет. 12-13 | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить с устройством и назначением часов. Провести практическую работу по определению времени по механическим часам. | Знать назначение и устройство часов, единицы измерения времени, определять время по часам | Развивать положительную мотивацию к учению и познанию окружающего мира. Испытывать ответственность за свою часть работы при работе в группе. | Формулировать проблему. Использовать готовые модели и рисунки для решения учебной задачи. Понимать и ставить цель выполняемых действий; проводить опыты по предложенному плану; оценивать правильность выполнения заданий; осуществлять само и взаимопроверку Уметь работать в паре и в группе. Слушать и понимать других, задавать вопросы друг другу, договариваться и приходить к общему решению. | |||||||
12 | Справочники, словари, энциклопедии. С.32-33 Тет.16 | Урок ознакомления с новым материалом. | Продолжить развивать информационную грамотность учащихся: познакомить их с различными справочниками и другими источниками информации, учить пользоваться ими. | Умение пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых), рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Представление об устройстве словарей. | Развивать положительную мотивацию к учению и познанию окружающего мира. Испытывать ответственность за свою часть работы при работе в группе. | Искать и выделять информацию из различных источников. Формировать положительную мотивацию к учению и предмету. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий. Задавать вопросы. Строить устные речевые высказывания. Понимать цель выполняемых действий. Производить оценку и коррекцию своей деятельности. | |||||||
13 | Знаки и символы. С.34-35 Тет.17 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дать представление о знаках и символах, их значении в жизни человека. Развивать творческие способности учащихся. | Умение понимать и различать символы и знаки, пользоваться схемами и рисунками для получения информации. | Осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на дороге. | Преобразовывать объекты из чувственной формы в знаково- символическую модель (моделирование). Понимать цель, ставить учебную задачу, намечать план выполнения заданий под руководством учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Задавать вопросы; учитывать разные мнения и интересы. | |||||||
14 | Об искусстве. С.36-37 Тет. 18-20 | Урок ознакомления с новым материалом. | Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся. | Умение рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства, характеризовать свое отношение к ним. Понимать значение искусства как средства познания мира, приводить примеры различных видов искусства | Оценивать красоту предметов искусства; способность к самооценке, расширение эмоциональной сферы, формирование чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края, положительное отношение к культурным ценностям. | Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника, специальной литературой (с помощью взрослых); составлять собственный справочник незнакомых слов. Планировать участие в проектной деятельности (проект «Знание – сила»). Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий. | |||||||
15 | Проверочная работа №1. С.4-11 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить усвоение материала по теме «Как люди познают мир». | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Положительно относиться к учебе как к интеллектуальному труду. | Понимать учебную задачу урока и самостоятельно её выполнять; учитывать выделенные учителем ориентиры; осуществлять пошаговый контроль своей деятельности и давать ее прогностическую оценку. Уметь задавать вопросы. Оформлять свои мысли в письменном виде. | |||||||
16 | Осень. С.28-31 Тет.14-15 | Экскурсия в окрестностях школы. | Обобщить наблюдения за осенними изменениями в природе и труде людей; установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений. Проводить исследовательскую работу в группе. | Знать осенние изменения в живой и неживой природе, взаимосвязь между этими изменениями; признаки осени. Уметь наблюдать и рассказывать об объектах и явлениях природы; фиксировать результаты наблюдений. Проводить исследовательскую деятельность в группах по данному плану 1 «Наблюдения над особенностями неживой природы осенью». 2 «Наблюдения над особенностями в жизни растений осенью». 3 «Наблюдения над особенностями в жизни животных осенью». 4 «Труд людей осенью». | Формировать учебные мотивы, целостный образ мира. Испытывать чувство любви к родной природе. Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | |||||||
Мы живём на планете Земля (16 часов) | |||||||||||||
17 | 2четв | Что такое космос. Звёздное небо. С.44-47 Тет.31-32 | Урок ознакомления с новым материалом. | Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся. | Знать, что такое космос; понятия «звезда», «Солнце»; объяснять различия между Солнцем и звездой. | Проявлять интерес к познанию окружающего мира. Формировать положительную мотивацию к учению и предмету. | Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, ставить цель при проведении наблюдений, осуществлять контроль при наблюдении. Фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью рисунков | ||||||
18 | Созвездия. | Урок ознакомления с новым материалом. | Формировать представления о созвездиях Уметь находить на ночном небе созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы, Полярную звезду; находить на рисунке созвездия, называть их. Как отыскать Полярную звезду на ночном небе. | Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. | Уметь оценивать трудности предлагаемого задания, иметь адекватную самооценку, проявлять интерес к изучению звездного неба и космоса. | Слушать и понимать других, задавать вопросы. Понимать информацию, представленную в схемах и рисунках. | |||||||
19 | 13.11 | Солнечная система. Планеты. С.48-51 Тет.33-35 | Урок ознакомления с новым материалом. | Формировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «звезда», «планета». Учить работать со схемами. | Умение рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме, моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. | Проявлять положительную мотивацию к изучению курса окружающего мира, понимать значение наблюдений для познания мира. | Выделять и формулировать цель урока. Уметь извлекать и понимать информацию, полученную из различных источников. Сотрудничать с одноклассниками, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы; развивать и тренировать наблюдательность. | ||||||
20 | «Падающие звёзды». Кометы. | Урок ознакомления с новым материалом. | Формировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. Раскрыть содержание понятий «комета», «метеорит». Развивать творческие способности. | Называть планеты Солнечной системы; объяснять происхождение планет и метеоритов. | Проявлять положительное отношение к учебе, как к интеллектуальному труду. | Пользоваться справочником, помещенным в учебнике и энциклопедиях. Рассказывать о своих наблюдениях, понимать и передавать содержание прочитанных текстов, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Развивать и тренировать свою наблюдательность. Осуществлять само и взаимопроверку. | |||||||
21 | Голубая планета Земля. С.52-53 | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать представление о Земле как планете. Формировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Сравнение Земли и Солнца. | Умение объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», почему. | Формировать целостную картину мира, развивать учебные мотивы, проявлять устойчивый интерес к изучению курса «Окружающий мир». | Пользоваться справочниками. Работать с моделями, картами, понимать условные обозначения. Оформлять свои мысли в устной речи. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. | |||||||
22 | Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. С.54-55 Тет.35 | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать представление о взглядах древних на устройство Земли, сформировать основы научного знания о внутреннем устройстве земного шара. Дать информацию о том, как древние люди представляли Землю. Раскрыть значение понятий «строение Земли», «мантия», «ядро», «земная кора». | Знание истории представлений об устройстве Земли. Представление о внутреннем устройстве нашей планеты. Знать, как древние люди представляли себе Землю и какое строение имеет Земля. | Проявлять положительный интерес к изучению природы. Формировать целостную картину мира. | Формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Структурировать знания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Работать с таблицами. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; осуществлять само – и взаимопроверку работ; корректировать выполнение заданий. Понимать и передавать содержание прочитанного текста. Слушать и понимать других. Высказывать свою точку зрения. | |||||||
23 | Спутник Земли – Луна. С.56-57 Тет.36-37 | Комбинированный урок. | Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли – Луне; её форме; размерах и поверхности. | Представление об устройстве и местоположении Луны по отношению к Земле, свойствах Луны. Умение объяснять, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой вели-чины. Знать о естественном спутнике Земли – Луне. Давать ее характеристику. | Формировать целостный образ мира. Развивать познавательный интерес. | Использовать знаково-символические средства. Сравнивать, выделять существенные признаки объекта наблюдений. Строить устное речевое высказывание. Планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Уметь полно и точно выражать свои мысли. Ставить учебную задачу и решать ее. Давать оценку своей деятельности. | |||||||
24 | Исследование космоса. С.58-59 Тет.37-38 | Комбинированный урок. | Расширить представления учащихся о способах познания мира. Показать достижения учёных в области космонавтики; о первом космонавте . | Умение рассказывать об исследовании космоса, приборах исследования космоса, искусственных спутниках Земли, исследователях космоса, знаменитых космонавтах; использовать информацию, полученную из дополнительных источников. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
25 | Что такое глобус. Практическая работа. С.60-61 Тет.39 | Комбинированный урок. | Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся. | Представление об устройстве и назначении модели Земли – глобусе, умение объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли, называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. | Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Умение использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
26 | Почему день сменяет ночь. Практическая работа. С.62-63 | Комбинированный урок. | Углубить знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси, опытным путём сформировать представления о причине смены дня и ночи на Земле. | Умение объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Умение использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре. | |||||||
27 | Как изучали земной шар. С.64-65 Тет.40 | Комбинированный урок. | Познакомить учащихся с историей географических открытий. | Знание и умение объяснить различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре. | |||||||
28 | Знаменитые путешественники. С.66-67 | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить учащихся со знаменитыми путешественниками: Христофором Колумбом, Афанасием Никитиным, Фернандом Магелланом, Руалом Амундсеном. | Знание истории географических открытий, знаменитых путешественников, умение объяснять значение открытий для человечества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. Формировать целостный образ мира. Развивать познавательный интерес к предмету. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре. | |||||||
29 | Исследования глубин морей и океанов. С.68-69 Тет.41-43 | Урок ознакомления с новым материалом. | Продолжить формирование представлений о познаваемости мира: изучении глубин морей и океанов; первые и современные приспособления для изучения подводного мира. Объяснить значение этих исследований для человечества. | Знание истории исследования подводного мира морей и океанов, умение объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. Формировать целостный образ мира. Развивать познавательный интерес к предмету. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
30 | Проверочная работа №2 С.12-19 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |||||||
31 | Анализ проверочной работы. Обобщение по теме «Мы живем на планете Земля» С.74-75 | Комбинированный урок. | Выявление затруднений, коррекция. Закрепление изученного. Обобщение знаний учащихся по теме «Мы живем на планете Земля» Работа с «Мозаикой заданий». | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | |||||||
32 | Зима. | Экскурсия в окрестностях школы. | Обобщить наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей; установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений. Проводить исследовательскую работу в группе. | Знать зимние изменения в живой и неживой природе, взаимосвязь между этими изменениями; признаки зимы. Уметь наблюдать и рассказывать об объектах и явлениях природы; фиксировать результаты наблюдений. Проводить исследовательскую деятельность в группах по данному плану 1 «Наблюдения над особенностями неживой природы зимой». 2 «Наблюдения над особенностями в жизни растений зимой». 3 «Наблюдения над особенностями в жизни животных зимой». 4 «Труд людей зимой». | Формировать учебные мотивы, целостный образ мира. Испытывать чувство любви к родной природе. Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | |||||||
Природа вокруг нас (22 часа) | |||||||||||||
33 | 3 четв | Тела и вещества. Тела. С.6-7 Тет.3 | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. | Умение различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. | ||||||
34 | Что такое вещество. С.8-9 Тет.4 | Комбинированный урок | Углубить представление о веществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное). | Умение приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное). | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
35 | Об энергии. Практическая работа. С.10-13 Тет.5-6 | Комбинированный урок. | Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту. | Умение объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). | Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, координировать свои действия с партнером при работе в паре. | |||||||
36 | От костра до котла. С.14-15 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дать представление об источниках тепла, истории отопительных приборов. | Представление о разнообразии источников тепла. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, умение строить монологические высказывания, аргументированно высказывать свое мнение об изучаемом явлении. | |||||||
37 | Свет и цвет. Свет. С.16-17 Тет.7-8 | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить с различными источниками световой энергии. Учить работать со схемами. | Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. | |||||||
38 | Зеркала. С.18-19 Тет.9-10 | Комбинированный урок. | Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей. | Понимание и умение объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. | |||||||
39 | О цвете. С.20-21 Тет.11 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира. | Умение объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. | |||||||
40 | В мире звука. О звуке. Практическая работа. С.22-25 Тет.12 | Комбинированный урок. | Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. | Представление и умение объяснить причину возникновения звука. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. | |||||||
41 | Шум вредит здоровью. О музыке. С.26-27 Тет.13 | Комбинированный урок. | Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. Дать представление об отличии музыки от шума, о музыкальных инструментах, развивать эмоциональную сферу учащихся, эстетические предпочтения в искусстве. | Умение объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Умение отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов | Положительное отношение и интерес к изучению природы, установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении. Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями искусства, осознанное положительное отношение к культурным ценностям. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. | |||||||
42 | В мире камня. С.28-31 Тет.14-17 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников. | Умение приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, осознанное положительное отношение к культурным ценностям. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
43 | Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |||||||
44 | Анализ проверочной работы. В мире живой природы. На опушке. С.32-43 Тет.18-19 | Урок комбинированный(коррекции и ознакомления с новым материалом). | Выявление затруднений, коррекция. Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства. | Умение анализировать и корректировать свою работу. Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение работать с текстом, осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей. | |||||||
45 | Бабочки и жуки. С.35 Тет.20 | Комбинированный урок. | Познакомить учащихся с отличительными особенностями бабочек и жуков. Развивать наблюдательность, память учащихся, умение добывать информацию из различных источников. | Представление о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки. | |||||||
46 | В мире живой природы. В березовой роще. С.36-38 Тет.21 | Комбинированный урок. | На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, влияние растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
47 | В низине. С.39 Тет.41-43 | Комбинированный урок. | Познакомить детей с особенностями жизни растений и животных в затененных влажных условиях. Формирование умения корректно употреблять при описании объектов природы термины «влаголюбивый», «теневыносливый». | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Отличать ядовитых змей от неядовитых. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. | |||||||
48 | В ельнике. С.40-43 Тет.21-22 | Комбинированный урок. | На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своем здоровье, соблюдение правил поведения в природе. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. | |||||||
49 | В мире живой природы. У лесного озера. С.44-47 Тет.23-25 | Комбинированный урок. | Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. | |||||||
50 | В сосновом лесу. С.48-49 Тет.26-28 | Комбинированный урок. | Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчивый», правильно их применять при описании объектов. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. | |||||||
51 | Берегите лес! С.50-51 Тет.29-32 | Урок применения знаний и умений. | Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся. | Знание правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной форме. | Основы экологической культуры, знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение, осознание ответственности за качество своей работы в группе. | Умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе, аргументировать свою позицию, тактично и обоснованно высказывать несогласие с партнером, учитывать мнение партнера, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы. | |||||||
52 | Проверочная работа №3. С.20-27 Тет.41-43 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить уровень усвоения изученных тем, умения ориентироваться в полученной информации; применять ее при решении учебной задачи | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, составлять план работы, подбирать источники информации. | |||||||
53 | Анализ проверочной работы. Обобщение по теме «Природа вокруг нас» | Комбинированный урок. | Выявление затруднений, коррекция. Закрепление изученного. Обобщение знаний учащихся по теме «Мы живем на планете Земля» Работа с «Мозаикой заданий». | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | |||||||
54 | Весна. С. 52-55 Тет. 33-36 | Экскурсия в окрестностях школы. | Обобщить наблюдения за весенними изменениями в природе и труде людей; установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений. Проводить исследовательскую работу в группе. | Знать весенние изменения в живой и неживой природе, взаимосвязь между этими изменениями; признаки весны. Уметь наблюдать и рассказывать об объектах и явлениях природы; фиксировать результаты наблюдений. Проводить исследовательскую деятельность в группах по данному плану 1 «Наблюдения над особенностями неживой природы весной». 2 «Наблюдения над особенностями в жизни растений весной». 3 «Наблюдения над особенностями в жизни животных весной». 4 «Труд людей весной». | Формировать учебные мотивы, целостный образ мира; основы экологической культуры. Испытывать чувство любви к родной природе. Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | |||||||
Люди вокруг нас (16 часов) | |||||||||||||
55 | 4 четв | Человек в обществе. С. 62-63 | Урок ознакомления с новым материалом. | Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. | Осознание и умение доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, аргументированно высказывать свое мнение. | ||||||
56 | Жизнь в первобытном обществе. С. 63-65 | Комбинированный урок. | Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней. | Представление о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию, анализировать, делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. | |||||||
57 | Труд в жизни человека. С. 66-67 Тет. 40-41 | Комбинированный урок. | Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду. | Понимание важности труда в жизни общества и чело-века. | Уважение к людям труда, ценностное отношение к плодам своего труда. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
58 | Семья. Семейные ценности. С. 68-71 Тет. 42-45 | Комбинированный урок. | Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи. | Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. | Понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье. | Умение строить монологические высказывания, аргументировать свое мнение. | |||||||
59 | Бюджет семьи. О деньгах. С. 72-73 Тет. 46-47 | Комбинированный урок. | Раскрыть значение денег в обществе. | Умение осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений. | Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. | |||||||
60 | Что такое бюджет? С. 74-75 Тет. 51 | Комбинированный урок. | Показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи. | Умение объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. | Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка. | |||||||
61 | Будем вежливы. Кого называют вежливыми. С. 76-79 Тет. 52 | Урок ознакомления с новым материалом. | Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе. | Умение приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. | |||||||
62 | Правила этикета. Разговор по телефону. Как дарить подарки. С. 80-81 Тет. 53-56 | Урок применения знаний и умений. | Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета. | Выполнение правил поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. | |||||||
63 | Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас» | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |||||||
64 | Анализ проверочной работы. О друзьях-товарищах. С. 82-83 Тет. 57 | Комбинированный урок. | Выявление затруднений, коррекция. Закрепление изученного. Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность. | Умение контролировать свою деятельность. Умение оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Владение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей. | Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к самоконтролю и самооценке Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, осознание ценности дружбы, поддержки и взаимопомощи. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. | |||||||
65 | О привычках. С. 85-85 | Комбинированный урок. | Показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей. | Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. | |||||||
66 | Итоговая комплексная работа. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. | |||||||
67 | Анализ итоговой проверочной работы. Лето С.86-87 | Комбинированный урок (коррекции знаний и умений и ознакомления с новым материалом) | Выявление затруднений, коррекция. Закрепление изученного. Обобщение знаний учащихся за 2 класс. Дать характеристику лета. Обобщить наблюдения за летними изменениями в природе и труде людей; установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. Умение характеризовать лето, выделяя его существенные признаки; называть изменения в неживой природе, в жизни растений и животных. Рассказывать о приметах лета. | Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к самоконтролю и самооценке. Проявляют положительный интерес к изучению природы, знают основные правила поведения в природе и ориентируются на их выполнение. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. | |||||||
68 | Итоговый урок «Мы знаем!» | Урок применения знаний и умений. | Подведение итогов и учебной деятельности за год. | Умение анализировать, обобщать полученные знания, подводить итоги своей деятельности. | Имеют осознанные, устойчивые, эстетические предпочтения в мире природы; положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир». Проявляют внимательное и бережное отношение к природе родного края; имеют установку на безопасный образ жизни. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, задавать вопросы. | |||||||
69 70 | Резервные уроки |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература:
- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.
- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебникам «Окружающий мир». Методическое пособие.
Технические средства обучения:
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационный экран;
- магнитная доска;
- МФУ.
Оборудование:
Кабинет 1,2:
- Таблицы «Окружающий мир»: «Грибы. Деревья. Животные. Обитатели морей. Овощи и фрукты. Птицы. Цветы. Ягоды. СD»;
- Таблицы «Летние и осенние изменения в природе»: « 32 раздаточные карточки. Виды термометров. Грибы. Дикие и домашние животные. Живая и неживая природа. Изменения температуры воздуха. Насекомые. Перелетные и зимующие птицы. Питание диких и домашних животных. Плоды и семена. Травянистые растения. Цветение растений. Хвойные и лиственные растения. Части растения. Ярусы леса. СD»;
- Таблицы «Окружающий мир»: «Живая и неживая природа – зима. Живая и неживая природа – весна. Живая и неживая природа – лето. Живая и неживая природа – осень. Явления природы в живой и неживой природе. Деревья. Кустарники. Травы. Ядовитые растения и грибы. Красная книга – растения. Красная книга – животные. Ориентирование. Стороны горизонта. Водный и воздушный транспорт. Строение тела человека. Путешествие в космос. Кладовые земли. СD »;
Кабинет 3,5:
- Учебная карта «Карта полушарий» (начальная школа);
- Учебная карта «Российская федерация (физическая);
- Учебная карта «Природные зоны России»;
- Глобус физический;
- Лупа ручная (15 штук);
- Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ в начальной школе (15 компл.);
- Штатив лабораторный комбинированный;
- «Окружающий мир» (8 таблиц, диск, дидактические раздаточные материалы – 15 комплектов);
- Коллекции: «Полезные ископаемые. Шишки, плоды, семена. Бумага, картон. Лен. Хлопок. Шерсть. Образцы тканей. Дикорастущие растения. Гербарий «Культурные растения». Гербарий «Дикорастущие растения». Почва и ее состав»;
- Таблицы «Окружающий мир»: «Грибы. Обитатели морей. Овощи, фрукты. Цветы. Ягоды»;
- Окружающий мир (DVD- box): «Наша планета. Звёздное небо. Солнечная система. Путешествие в космос. Формы земной поверхности. Ориентирование в местности. Что такое погода. Тела и вещества. О науке. Водоёмы. В мире камня. Что такое энергия. Дикорастущие и культурные растения. Грибы. Красная книга. Растения . Красная книга. Животные. Ядовитые растения и грибы. Строение тела человека».
Кабинет 9:
- Гербарии «Культурные растения. Дикорастущие растения»;
- Набор муляжей: «Плодовые тела. Съедобные и ядовитые грибы. Плоды гибридных растений» ;
- Набор раздаточных образцов полезных ископаемых;
- Коллекции: «Почва и ее состав. Металлы. Известняк. Гранит. Топливо. Торф. Нефть. Строительные материалы. Промышленные образцы тканей и ниток. Промышленные образцы бумаги и картона. Древесные породы. Растительность и торф верхового болота. Шелк. Хлопок. Шерсть. Лен. Вредители леса. Вредители сада. Вредители поля. Семена культурных растений»;
- Макеты: «Овраги. Обрыв»;
- Модели: «Гора. Холм»;
- Демонстрационный термометр;
- Карты: «Физическая. Полушарий. Природные зоны. Политическая»;
- Альбом «Правила дорожного движения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...