Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающий мир в 3 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: «Земля наш дом родной »
( урок – конференция)
Цель урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и
бережное отношение к природе; формировать чувство ответственности за все
живое, что нас окружает; воспитывать чувство гражданственности и
патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
внеклассного чтения и окружающий мир в 3 классе.
Учитель: Лазарева Марина Александровна
Дата проведения: 3 апреля 2009 год.
Тема: «Земля наш дом родной »
( урок – конференция)
Цель урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и
бережное отношение к природе; формировать чувство ответственности за все
живое, что нас окружает; воспитывать чувство гражданственности и
патриотизма.
Ход урока
1. Открытие конференции.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты и гости нашей
встречи. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена
теме «Земля - наш общий дом». Все наши мечты - о хорошем будущем, о
прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого,
доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких.
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.
Позвольте мне представить участников нашей конференции:
- корреспонденты «Лесной газеты» из отделов:
- «Вести из леса» -
- «Рыбацкий узел» -
- «Почта» -
- «Городские новости» -
- «Сельские новости» -
А также эксперт – литератор Невоструева Елена Владимировна и учителя нашей школы.
И я ваш покорный слуга Лазарева Марина Александровна.
( Слайд)
Цель нашей конференции подвести итоги изучения раздела «Люби живое» и выяснить над чем вам пришлось задуматься, изучая эту тему.
Учитель: Земля – это удивительная, загадочная, прекрасная планета.
Здесь нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Вы легко можете представить, на сколько непохожи друг на друга растения и животные.
Все многообразие видов и форм жизни не только уживается на одной планете Земля, но и дополняет друг друга и, более того, не может существовать одно без другого. И если одно звено в этой цепи рвется, то это пагубно влияет на всю систему.
Учитель: А теперь я хочу предоставить слово корреспонденту Трифонову Дмитрию,
представителю отдела «Вести из леса». Поделитесь, пожалуйста, с нами вашими
наблюдениями.
Корреспондент. «Стая птиц под снегом».
Наблюдал я однажды за зайцем. Скакал он по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – «бух»! – сорвался, и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что – то шевелиться. В ту же минуту из – под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
Учитель: Кто хочет дополнить выступление корреспондента? Расскажите, какие
произведения вам запомнились из раздела о птицах.
(Ответы детей)
(Ответ: Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)
Что нового вы узнали о них?
(Рассказ детей)
(Глухарь одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в снег и там ночуют. Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке. Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих деревьев.
( В это время показывают слайды)
Учитель: Очень многие русские писатели посвятили свое творчество природе. Вспомните авторов, пишущих о природе.
(Ответы детей)
Эти писатели в своих произведениях сумели описать природу во всем ее многообразии и неповторимости. Писательская манера у них, естественно разная, и пишут они о разных проявлениях природы.
Я предоставляю слово следующему корреспонденту: Донченко Александру, представителю отдела «Рыбацкий узел».
Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный
образ жизни.
Речной бобер – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой.
Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
(В это время показывают слайды)
Ондатра – завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее - Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку их корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит за лето два потомства., по 4-7 детенышей в каждом. Питается камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра дает красивый ценный мех.
(В это время показывают слайды)
Учитель: Спасибо вам за выступление.
Все мы, с вами готовясь к этой конференции прочитали очень много литературы. И познакомились с замечательными произведениями. Одно из них называется «Мышонок Пик». Вспомните, кто является автором этого произведения?
(Ответ: Виталий Бианки)
Каждому из вас я предлагаю выполнить задание которое есть у вас на столах.
(Показ слайда)
Задание № 1.
Вставьте пропущенные слова, восстановив пропущенный текст.
«Первыми заметили Пика большие __________ .
Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась ____________ и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда _________________ скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.
(Выполнение задания)
(Показ слайда, проверка)
(Ответ: 1.Белые Чайки, 2. Щука, 3. Чайки.)
- Откуда этот отрывок? («Мышонок Пик» Виталий Бианки)
- Какая смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймала щука, змея и жулан.)
Учитель: В адрес очень многих издательств приходят письма с просьбой о помощи. А иногда и жалобы. Слово представляется корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба №1.
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь, какая – то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
(Ответы детей)
Кто знает какую пользу приносит жаба?
(Показ слайдов)
(Здесь говориться о жабе. Жабы поедают большое количество насекомых вредителей, например мух, комаров, гусениц. Существует такое поверье что, если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)
Жалоба № 2
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас не заслуженно»
О каком животном идет речь, и какую пользу оно приносит?
(Показ слайда)
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
Учитель: Уважаемые участники конференции, в защиту кого вы хотели выступить сегодня?
1.Кукушка единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?
(Ответы детей)
Кукушка птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут, есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
(Показ слайдов)
-Можно ли осуждать кукушку за то, что она подбрасывает свои яйца в чужие гнезда.
- В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?
(Ответы детей)
(Ответ: Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», Виктор Астафьев «Капалуха»)
Учитель: Кто еще хочет выступить в защиту животных?
2.Семейство собачьи объединяет около 37 видов животных, включая волков, лис, койотов, шакалов, песцов и диких собак. Все собачьи ходят, опираясь не на всю стопу, а лишь на пальцы: у представителей этого семейства на передних лапах по пять пальцев, а на задних по 4.
Большинство ученых считает, что наиболее вероятный предок всех собак – волк.
(Показ слайда)
Но если собака с древнейших времен считалась другом и помощником человека, то волк во все времена был его главным врагом. Систематическое истребление этих животных привело к резкому сокращению их численности. В Европе, например, волки практически исчезли. А ведь волк играет важную роль в любой экосистеме. Убивая по большей части больных и ослабленных животных, он поддерживает здоровье популяции, препятствует возникновению эпидемий и регулирует численность травоядных.
Учитель: А вы знаете, почему волки воют?
( Чтобы дать понять своим соседям о том, что территория уже занята. Они воют примерно раз в 10 часов и делают это хором. Такие совместные спевки укрепляют отношения в стае. Иногда волки воют просто так ради собственного удовольствия.)
Корреспондент: Я корреспондентка городских новостей Майрина Дарья.
Меня тронуло письмо одного мальчика. Я вам сейчас его зачитаю.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его не известно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
- Не напомнило ли вам это письмо какие – то истории?
(О мальчике из рассказа Виктора Драгунского «Он живой и светится».Мальчик Дениска обменял дорогую для него игрушку самосвал на светлячка и был этому рад.)
Учитель: Ребята, а вы знаете почему светлячок светится?
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Мне удалось найти фотографию светлячка, запечатленного как раз в тот момент когда он светится.
(Показ слайда)
Учитель: Я предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столах есть листочки
с тестом, который вы сейчас должны выполнить.
(Показ слайда)
Тест
1.Как называется раздел, который мы закончили изучать?
А) « Зарубежная литература»
Б) «Были и небылицы»
В) «Люби живое»
2.Что объединяет произведения раздела «Люби живое»?
А) Они о растениях
Б) Они о птицах
В) Они о животных
3.Кто написал рассказ «Мышонок Пик»?
А) Б.С.Житков
Б) В.Ю.Драгунский
В) В.В.Бианки
4.Перечисли произведения, которые тебе больше всего запомнились?
5.Перечисли авторов этих произведений?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Чему научили тебя произведения этого раздела?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответы: 1)В, 2)В, 3)В, 4)и 5) «Моя родина» М.М.Пришвин, И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», «Как мышонок Пик попал в мореплаватели», «Кораблекрушение», «Страшная ночь», «Хвост цеплялка и шерска-неведимка», «Соловей разбойник», Б.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «Наша жучка», В.П.Асьафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
6)Эти произведения учат нас любить все живое и бережному отношению ко всему что нас окружает.
(Проверка теста с показом слайда)
2.Подведение итогов конференции
Учитель: Теперь вы, наверное, понимаете, насколько прекрасна, удивительна, неповторима наша Земля. Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не сможет уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов. Но для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения своей планеты.
И каждый из нас должен помнить, что Земля - планета людей.
Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?
(Ответы детей)
(Они научили нас видеть живое вокруг себя. Обратили наше внимание на то, что все хотят жить)
- Ребята, мы должны принять резолюцию нашей конференции. Подвести некий итог. Для этого вспомните, пожалуйста, правила как мы должны вести себя в природе, что бы сохранить ее в первозданном виде.
(Ответы детей)
Резолюция
(Показ слайда)
Правила поведения в природе
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Береги лягушек, жаб и их головастиков.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их.
- Не шуми в лесу и в парке.
- Помни, что мы в ответе за тех кого приручили.
Учитель: Кто за эту резолюцию прошу поднять руки.
(Идет голосование)
Резолюция принята единогласно. Я думаю, что теперь каждый из вас будет надежным защитником нашей природы и всего, что нас окружает.
Учитель: Рядом с нами немало растений, животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и защите. Именно от того, как мы ведем себя в лесу, в парке, на лугу, у реки зависит судьба животных и растений.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Учитель: На нашей конференции присутствовало много гостей. Я хочу предоставить слово литературному эксперту Невоструевой Елене Алексеевне.
(Выступление)
(Вручение грамоты Невоструевой Елене Владимировне)
(Показ слайдов)
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек!»
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру6
«Я сберегу вас, сберегу!»
Е.Шкловский
Учитель: В заключении я хотела бы сказать словами Бернарда Шоу «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле как люди»,- говорил Бернард Шоу.
Земля – планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны ее любить и беречь!
Дополнительное задание.
Написать послание жителям плане
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"
На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...
Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс
Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс...
интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс
интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 4 класс. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.
На уроке происходит знакомство уч-ся с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел, используя географический материал, в т.ч. республики Буря...
Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе
Изучение темы "Невидимые нити" в ходе интегрированного урока чтения и окружающего мира на основе изучения произведения В.Бианки "Сова"....
Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...