Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс
план-конспект урока (3 класс) по теме

Волошина Татьяна Николаевна

Интегрированный урок русский язык + окружающий мир 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №39

 п.Дальнее Поле Песчанокопского района Ростовской области»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Подготовили и провели

учителя начальных классов

Волошина Татьяна Николаевна

Бездудная Елена Николаевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа 21 века»

Учебный предмет: русский язык, окружающий мир

Авторы учебника:

«Русский язык» - Иванов С.В., «Окружающий мир» - Виноградова Н.Ф.

Тема урока:  Русский язык: «Имя существительное»

                        Окружающий мир: «Как жили наши предки»

Цели урока:

  1. Организовать деятельность учащихся для обобщения знаний об имени существительном.
  2. Содействовать усвоению и закреплению знаний об имени существительном.
  3. Содействовать осмыслению и запоминанию сведений из истории нашего народа, обобщить знания учащихся о том, как жили наши предки.
  4. Создать условия для формирования умений сопоставлять и устанавливать логические связи, развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы.
  5. Создать условия для формирования умений самоконтроля и самооценки.
  6. Продолжать прививать любовь и уважение к родной стране, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению.
  7. Продолжать прививать интерес к изучаемым предметам.

Тип урока: интегрированный

Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы,  толковый словарь, старинные предметы обихода.

 

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ. 

      Я рада видеть вас отдохнувшими после перемены. Свою радость я выражаю улыбкой. Вижу, что многие улыбнулись мне в ответ. Улыбка несёт радость и добро. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком (жёлтый сигнальный цвет карточки), а не очень хорошее  - тучкой (синий сигнальный цвет карточки). 

- С каким настроением начинаете урок?

- Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

Итак, запишите число, классная работа.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

       Сегодня не совсем обычный урок.

Вы ничего необычного не заметили в нашем классе?

 (Дети называют старинные предметы быта, размещённые в классе)

       Как вы думаете, кто мог пользоваться этими предметами? Наши предки.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.

 Какая наука изучает, как жили наши предки?

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица”

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская

– Сформулируйте вопросы по нашей теме, используя следующие вопросительные слова: кто? как?  что? чем? где? какие?

– Кто такие наши предки?

– Где они жили?

– Как они жили?

– Как  одевались?

– Чем питались?

– Чем занимались?

– Во что верили?

– Что они любили?

- Чем интересовались?

– Какие они были?

Лексическое значение слов. 

Запишите слово предки в тетрадь. Определите часть речи. Какой будет тема нашего урока? Что мы должны вспомнить об имени существительном?

  1. Что обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Начальная форма?
  4. Морфологические признаки: постоянные и непостоянные?
  5. Роль в предложении?

Что такое имя существительное?

Предки.

Сравним слово предки с другими словами:

Современники.

Потомки.

– Найдите корень в этих словах и объясните значение слов

В слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки – это люди, которые жили перед нами.

В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например в настоящие время.

В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.

Работа с орфографическим словарём (книга и компьютер)

Поставьте слова в начальную форму.

 Линия времени.

– На линии времени обозначьте год, в котором мы живем и наши современники. Обозначьте скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков.

3. ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ

 – Страну, где родился, как и родителей, не выбирают. Но для того, чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А, значит, необходимо знать историю своего Отечества, историю можно изучать по учебным книгам, историческим документам, а можно отправиться в музей. Давайте представим, что мы находимся в историческом музее. Как называют человека, проводящего экскурсии по музею? (Экскурсовод)

Сегодня каждый из вас побывает в роли экскурсовода.

1-й экскурсовод  «Поселение славян»

История России начинается в IX веке. Давным-давно на месте городов, посёлков и деревень, где мы живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, а также топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые люди. Среди них были наши предки – славяне.

- Река Днепр, где поселились наши предки, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”. Наши предки жили все вместе племенем – поодиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди.

Семьи у славян большие, несколько родов составляют племя, несколько поселений общину.  Каждое племя занимало свою территорию.

Рассмотрим карту. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.

   На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов.  Назовите племена восточных славян.

   Полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы.

От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

Перед вами на столе лежат выдержки из письменных исторических источников. Гордостью Русской земли были свои книги – летописи. В те времена книги считались величайшим сокровищем. Для них готовили особо тонкую кожу – пергамент и лучшие чернила, которые в то время по капле добывали из особых орешков. Каждая книга писалась от руки не один год. Древнейшая русская летопись называется “Повесть временных лет”. Ее автором считается знаменитый русский летописец Нестор.

Работа по цепочке.

Давайте прочитаем библейскую легенду о расселении людей на земле из летописи Нестора.

  Некоторые из людей  «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым,  а другие — древлянами, потому что сели в лесах,  а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,   потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность.  Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.   А другие сели по Десне  назвались северянами.  И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».

- Почему люди назывались полянами, древлянами, дреговичами, полочанами, славянами, северянами?

 Найдите в тексте имена существительные, которые пишутся с большой буквы. Определите падеж (по цепочке.) Вспомним падежи. Какой это признак?

 Почему эти слова пишутся с большой буквы?

 Дайте определение.

-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?

Какой это признак?

   

2-й экскурсовод «Как жили славяне?»

- Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме, окруженном крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом, непроходимыми болотами. На крутых мысах, образованных притоками рек и оврагами, создавались укреплённые поселения. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной.

- В центре землянки  складывали очаг, дым от которого всегда “ел” глаза. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.  Потолок в таких жилищах был чёрен. Не каждый деревянный дом мог называться избой, а только тот, в котором была печь. Она стояла в углу, сложенная из камней и глины. Кочергой перемешивали в печи прогоревшие дрова. Перед тем, как посадить в печь  хлеб помелом  выметали золу из внутренности печи.

- С появлением железных топоров стали рубить из брёвен избы. Без единого гвоздя складывали стены избы – сруб. Щели между брёвнами забивали сухим мхом. Крышу покрывали соломой или досками.  Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Наши предки делали в жилищах несколько выходов, чтобы можно было скрыться от врагов. Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и  стол. Освещалось жилище лучиной.

К избе пристраивали крытый двор для домашних животных.

В загонах и хлевах держали домашний скот.

 

Работа в парах.

Запишите слова:  сруб, яма, глина, дверь.

Определите часть речи.

Запишите транскрипцию.

Почему в некоторых словах разное количество звуков и букв?

3-й экскурсовод «Как одевались наши предки?»

Составьте словесный портрет славянина.

Одежда славян немного напоминала современную.  

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви или ходили в лаптях.

Одежда женщин включала сарафаны, передники, платки, длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

– Придумайте узоры, орнаменты, вышивку для рубашки и сарафана. 

Сравнение слов: рубашка, сарафан, платье, штаны.

Найдите лишнее слово?

Как определить число, род имени существительного?

4-й экскурсовод «Предметы быта, русская трапеза»

День крестьянской семьи начинался с трапезы. Еда подавалась в общей деревянной миске, ели деревянными ложками. Удивительно хороша была их форма. В старину простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же: хлеб, щи, кулеш – жидкая пшенка, мёд,  каши, кисель, овощи. А самым древним напитком наших предков является квас. Квас да хлеб не раз от голодной смерти спасали славян. Квасы делали разные: сладкий, кислый, мятный, окрошечный, душистый…

Любимым блюдом была пареная репа. Готовить ее было просто. Отсюда и пошло выражение «проще пареной репы». Много ели овощей: капусты, свеклы, огурцов, редьки, лука. Очень бережно относились к хлебу. Отрезали ломти от каравая, прижимая его к груди, крошки тщательно собирали, а уж выбросить корку или кусочек хлеба считалось великим грехом. Тяжело давался хлеб, и знали ему цену предки! Хлеб у славян был разный. Некоторые пекли его без соли, так как соль была очень дорогой. Из муки, просеянной через решето, пекли решетный хлеб, из просеянной через сито – ситный.

Во время праздников были блины и пироги. Чашки, ложки, кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась. Обязательной принадлежностью стола была солонка. Ведь хлеб-соль везде были символом благополучия и гостеприимства.

Вставали ни свет, ни заря, завтракали куском хлеба и кружкой молока. При этом дед говорил: «Дневную еду еще заработать надо». Прямо за утренней трапезой он же распределял обязанности членов семьи на текущий день. От мала до велика каждый имел свое дело.

Для хранения продуктов и варки пищи использовали  глиняные горшки.  Ухватом доставали горшки из печи.  Женщины на плечах переносили воду из колодца с помощью коромысла деревянными ведрами, а в  бочках  хранили ее. Жидкость и сыпучие вещества черпали ковшом.

Работа в группе.

Распределите слова в 3 столбика в зависимости от орфограммы.

Печь, ведро, ложка, хлеб, калач, солонка, вода, пирог, ковш, мёд, рожь, пшено.

5-й экскурсовод «Занятия славян» 

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирательством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

Работа в парах.

Прочитайте текст, разберите выделенное предложение.

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.

  Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту.

 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».  

 

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали женщины в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).  

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

   

Скотоводство   Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.

Земледелие  Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали  золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его на плечо и выходил на пашню.  Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).  

(показать на слайде соху и борону) Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.

Какую же роль играет имя существительное в предложении?

   Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил.  

   

Итак, основные    занятия славян: 

земледелие      скотоводство     охота     рыболовство    собирательство  бортничество

6-й экскурсовод «Праздники и развлечения» 

Любили наши  предки не только трудиться, но и отдыхать. Любили весёлые пляски, тихие хороводы. Любили и кулачные бои, борьбу и бег наперегонки. Так они веселились на праздниках.

 Один из таких праздников - Масленица.

Масленица – древнеславянский праздник проводов зимы, которым отмечается переход к весне. У Масленицы много других названий: честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя.

Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо. А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Существовал обычай проводов зимы: нужно было разбудить природу и помочь ей прогнать зиму. Вот Масленица и стала традиционным праздником встречи весны и проводов зимы.

Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.

Всю Масленицу продолжаются народные гулянья, забавы, угощения блинами – с мёдом, вареньем, сметаной... Блины на Масленицу – обязательное угощение, ведь круглый горячий блин символизирует солнце. В масленицу не только блины пекли, но и собирались все вместе, пели песни, плясали.

Фильм

Традиции праздника Ивана  Купала

В древности   праздник Ивана  Купала отмечали почти все народы Европы. Приходился он на время летнего солнцестояния.

Купала - языческий праздник поклонения стихиям. Две из них – огонь и вода – участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода омывает, поэтому на Ивана Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купания. Само слово «Купала», видимо произошло от слов «купаться», «купанье». Обычно с этого дня в деревнях начиналось массовое купание в реках и озерах. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры.  По поверьям крестьян, в купальскую ночь, самую короткую нельзя спать, так как оживает вся нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет выше - тот будет счастливее.

День Ивана Купалы посвящается собиранию лекарственных трав. Считается, что именно в этот день травы набираются целебной силой. А главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связано очень много поверий о кладах. Особенно с  цветком папоротника, который цветет один раз в сто лет и именно в этот праздник, точнее – в самую полночь, под Иванов день. Правда достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретет власть повелевать всем. Перед ним бессильны будут и мощные правители, и нечистая сила. Он сможет знать, где скрыты клады. Такова сила этого цветка.

Игра «Прятки»

Игрушка

Просклоняйте слово «Игрушка» (по цепочке)

Что такое склонение?

7-й экскурсовод «Верования древних славян»

Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе.

Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги:  Сварог - в переводе «ходящий по небу». Бог неба и огня. У Сварога было 4 головы, которыми он обозревал стороны света, следя за порядком на том и этом свете. Он заботился о людях, поэтому его почитали особо.          

 Макошь-всеобщая мать, хозяйка жизни, дарительница урожая. Женщины в ее честь плели венки, жгли костры, прося удачи и любви. 

Даждьбог – солнечный бог, «дающий бог», «податель всех благ». Славяне верили, что каждое утро он выезжает по небу на чудесной колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит  с собой. Его называли всевидящим оком, который присматривает за поведением людей, за соблюдением законов.

Перун считался повелителем грома и молнии. В переводе на современный язык – «тот, кто сильно бьет». Гром – его голос, ветры и бури – дыхание, тучи – одежда, молнии – стрелы, а радуга его боевой лук. За буйный нрав воины выбрали Перуна своим  небесным предводителем. Появление Перуна на свет ознаменовалось мощным землетрясением. Благодарили за то, что Перун дал людям священный земной огонь.

Работа в группах.

Молния, бог, небо, мать, солнце, гром, любовь, мужчина.

Распределите слова в три столбика в зависимости от склонения и рода.

Как определить склонение имени существительного?

8-й экскурсовод  Духи, божества природы.

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Славяне верили, что в каждом доме живет домовой, что он друг семьи, ее покровитель. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. Считалось, что домовой помогает хозяйству, смотрит за домом, огородом, бережет и охраняет скот. Домового «кормили», оставляя ему на ночь ужин. Ведь если его не кормить, то он рассердится, тогда в доме не будет покоя, начнет гибнуть скот. 

Когда семья переходила в другой дом, домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.

По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил леший: косматый, зеленый, с остроконечной головой, увенчанной рожками.

Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Но лешего, как и домового, можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб, пирог.

Если леший властвовал в лесу, то хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелёными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда – то утонуло, становилось его добычей. Женат Водяной на Русалке.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал о них. Но представляли их в образе, близком к человеческому. Кроме духов, славяне верили в богов.

Работа по вариантам.

Разберите по составу слова: водяной, домовой (по вариантам)

Каким способом образовались эти слова?

 «Качества характера славянина»

Давайте продолжим наш урок и узнаем, какими были славяне, выполняя следующие задания.

Качества характера

 Задание 1.

- Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл врага на большие расстояния под  водой. Как им это удавалось?  ( Держа  во рту трубки из выдолбленного внутри камыша).

Итак, назовите качество  характера, которое проявилось  у славян в этой ситуации?

Сообразительность (на доске)

Задание 2.

О следующем типичном качестве славян вы узнаете, посмотрев мини-сценку:

Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты):

 Надо оставить немножко гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.

Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго?

Предположите, что ответил отец сыну.

Версии учащихся.

 Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил отец. Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас добрым словом помянёт.

Итак, каким же качеством славились наши предки?

Гостеприимством

Инсценировка “Встреча гостей с хлебом и солью”.

Задание 3.

К сожалению, не всегда о наших предках-славянах пишут правду. Встречаются и просто  вымыслы.

Прочитайте предложения, в некоторых из них  содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замените  слова,  с которыми вы не согласны антонимами, используя слова для справок.

-А что такое антонимы? (противоположные по смыслу слова)

В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

От других народов славян отличали физическая слабость и терпеливость.

Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, храбрость, сила.

Какие качества  мы еще открыли в характере славянина?

Свободолюбие, храбрость, сила.

Задание 4.

Славяне   очень любили плясать, петь песни и водить хороводы.  

Жизнь наших предков невозможно представить себе без ярмарок — веселого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень. Но народ приходил на ярмарку не только чтобы свои товары продать или что-то купить. Это был веселый праздник с песнями, с горячим чаем и бубликами, со скоморохами и кукольным театром.

Жизнерадостность.

Задание 5. В группах

Составьте пословицу и угадайте качество наших предков.

Лучше смерть принять, чем Родину продать.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Патриотизм.

 Пограничные крепости защищали лучшие воины со всех концов Руси. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

 Забота о ближнем, взаимопомощь (дружба)

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.

Определите число. Устно поставим  их в форму  множественного числа. Со всеми  словами нам это удалось? Сделайте вывод.

       

  Среди слов есть слова с двумя корнями. Назовите их. О чём должны помнить, когда пишем эти слова?

Давайте проверим, всё ли мы вспомнили об имени существительном, все ли признаки назвали?

                                   

А теперь давайте понаблюдаем, чем же занимается славянская семья по вечерам.

Назовите одушевлённые имена существительные.

Прочитайте высказывания и определите: верные они или нет.

А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.

 Выполним тестовое задание.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)

А) Славяне жили:

а) В пустыне.

б) По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.

            в) В горах.

Б) Что такое бортничество?

а) Изготовление бочек из дерева.

б) Выдалбливание  лодок.

в) Собирание мёда диких пчёл

В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружьё.

б) Лук со стрелами.

в) Саблю.

Г) Жилище древних славян?

а) Землянка.

б) Чум.

      в) Пещера.

Д) Древние славяне были:
    а) язычниками
    б) христианами
    в) мусульманами

Е) Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 Ж) Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 З) Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 И) Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 К) Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

Взаимопроверка.

Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках. Узнали, какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.

Сделайте морфологический разбор выделенного имени существительного

1. Предками – имя существительное

2. Н.ф. – предок

3. Пост.призн: нариц., одуш, 2скл, м.р.

    Непост.призн: во мн.ч., в Т.п.

4.  Предками – дополнение.

Самопроверка.

Оценивание.

Д/З  Кроссворд «Наши предки»

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.

 

Наказ от восточных славян  

Славяне – «славящиеся», прославившиеся своими подвигами

  1. Прославляй свою страну  хорошими поступками и делами.
  2. Будь честный: не воруй и не обмани.
  3. Поступай без коварства и зла.
  4. Соблюдай целомудрие.
  5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.

         

Рефлексия  

-С каким настроением заканчиваете  урок? Что мне оставить солнышко или тучку?

Поднимите красный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, Вы научились находить важную информацию о занятиях славян в тексте и можете помочь другим.

Жёлтый цвет, если вы считаете, что  хорошо работали, но вам ещё нужна помощь.

Зелёный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок(русский язык+окружающий мир),3класс

Тема урока:Правописание парных согласных. Охрана животных. Данный урок способствует хорошему усвоению материала, расширяет кругозор детей, воспитывает бережное отношение к природе....

Интегрированный урок "Русский язык - Технология" 3 класс

На интегрированном уроке учкащиеся обобщают  знания об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражняются в правописании окончаний.  Занимаются бумагапластикой «Ранние весенние цве...

Интегрированный урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных. Вода в природе"

Дааный материал дает возможность познакомить обучающихся 3 класса со склонением имен существительных через связь с окружающим миром....

Технологическая карта интегрированного урока РУССКИЙ ЯЗЫК - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ЭКОЛОГИЯ) "Занимательные затеи для юных грамотеев"

Данный материал будет полезен тем, кто использует интеграцию, информационные технологии, технологию деятельностного метода в образовании (проводит уроки в соответствии с ФГОС). Урок проводится , как у...

Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) на тему " Животные – часть природы. Однородные члены предложения"

Организация совместной деятельности учащихся с целью уточнения и расширения представлений о животном мире Земли и повторения изученного об однородных членах предложения....

Интегрированный урок "Русский язык", "Окружающий мир" по теме "Имя существительное как часть речи"

Интегрированный урок "Русский язык"  "Окружающий мир" "Имя существительное как часть речи", 4 класс Бунеев Р.Н....