Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Изучение темы "Невидимые нити" в ходе интегрированного урока чтения и окружающего мира на основе изучения произведения В.Бианки "Сова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_chteniya_i_okruzhayushchego_mira._2_kl.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе
Тема: Невидимые нити. В. Бианки «Сова».
Цели: Познакомить учащихся с понятием «невидимые нити»; научить видеть и устанавливать связи в природе; донести до детей идею о том, что в природе всё взаимосвязано и нет ничего лишнего. Совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения; навык работы с художественным текстом. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия.
Оборудование: проектор, презентация урока, иллюстрации на тему «Царства живой природы», «Растения», иллюстрации для проведения словарной работы.
Ход урока
I. Читательская пятиминутка (Жужжащее чтение)
- Начинаем урок с «Читательской пятиминутки».
Великан на поляне
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, превращается в огромного великана, потому что многие существа гораздо меньше человека, а те, которые больше, чаще всего беззащитны перед человеком. Хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, не сорвёт напрасно цветок, не оставит мусора. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, жестоким к тому, что его окружает.
Природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, от вырубки лесов… Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой сами того не замечая. Ведь многих людей просто никто не научил беречь природу.
(По А.А. Плешакову)
II. Проверка домашнего задания
- Время вышло. О чём вы прочитали? (О бережном отношении к природе)
- Давайте вспомним, что значит «бережно относиться к природе». В этом нам поможет наш волшебный экран и бланк теста, заполняя который вы укажете, верно или неверно человек поступает по отношению к природе.
№ | Верно | Неверно |
1 | ||
2 |
- Выполните самопроверку по образцу.
- А сейчас приступаем к проверке домашнего задания. Впереди у нас блиц-опрос.
Блиц-опрос
- Что такое окружающий мир? (Всё, что нас окружает) (Слайд)
- А что нас окружает? (Природа и то, что создал человек) (Слайд)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд)
- Приведите примеры неживой природы. (Слайд)
- На какие 4 царства делится живая природа? (Животные, растения, бактерии, грибы) (Слайд)
- На какие 3 группы делится царство растений? (Деревья, кустарники, травы) (Слайд)
- На какие 2 группы, в свою очередь, делятся деревья? (Лиственные и хвойные) (Слайд)
- Трое учеников мы сейчас отправим в царство растений (Слайд):
- Распредели картинки на 3 группы: деревья, кустарники, травы. Назови их.
- Найди хвойные деревья и назови их.
- Найди лиственные деревья и назови их.
- Пока ребята работают у доски, мы с вами отправляемся в царство животных (Слайд). Вспомнить, на какие группы делится царство животных, нам поможет кроссворд. (Слайды)_
Кроссворд
Ж | |||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 |
Ж | |||||||||||||||||
1 | П | А | У | К | И | ||||||||||||
2 | З | В | Е | Р | И | ||||||||||||
3 | Н | А | С | Е | К | О | М | Ы | Е | ||||||||
4 | П | Т | И | Ц | Ы | ||||||||||||
5 | З | Е | М | Н | О | В | О | Д | Н | Ы | Е | ||||||
6 | Р | Ы | Б | Ы | |||||||||||||
7 | П | Р | Е | С | М | Ы | К | А | Ю | Щ | И | Е | С | Я |
- У какой группы животных 4 пары ног? (Пауки)
- У какой группы животных тело покрыто шерстью, а детёныши питаются исключительно молоком матери? (Звери)
- У какой группы животных 3 пары ног? (Насекомые)
- У какой группы животных есть клюв и крылья, а тело покрыто перьями? (Птицы)
- У какой группы животных гладкая кожа, а также есть способность жить и в воде, и на суше? (Земноводные)
- У какой группы животных тело покрыто чешуёй, отсутствуют конечности и лёгкие?
- У какой группы животных кожа покрыта роговыми щитками, защищающими её от высыхания? (Пресмыкающиеся – рептилии. Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи, хамелеоны)
- В какое царство мы только что путешествовали? (Животные – ключевое слово)
- Молодцы! Группы животных вы усвоили. А вот знаете ли вы представителей каждой группы, это мы сейчас проверим. На экране появляется животное – ваша задача определить, к какой группе оно относится. (Слайды)
- А сейчас проверим, чем закончилось путешествие наших учеников в царство растений. (Проверка выполненных на доске заданий)
III. Мотивационный этап (Определение цели и задач урока)
- Мы проверили домашнее задание. А сейчас нам предстоит определить, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. Для этого отправляемся в театр. Встречаем артистов бурными аплодисментами.
Сказочка про Козявочку
Как родилась Козявочка, никто не видал. Посмотрела она вокруг и сказала:
- Как хорошо вокруг! И всё моё!
Позвал её цветок:
- Иди ко мне, попробуй сладкого цветочного сока. (Козявочка пьёт)
- Какой ты добрый, цветочек! – сказала Козявочка.
Вдруг налетел мохнатый Шмель:
- Кто забрался в мой цветок? Убирайся вон, дряная Козявка!
- Позвольте! Это что же такое? Грубиян! Всё же вокруг моё! - запищала Козявочка.
- Нет уж извините! И моё! – проговорил мохнатый Червячок.
- Послушайте, гибкий вы наш, я вам не мешаю ползать, вот и вы со мной не спорьте. Всё моё!
Вдруг откуда ни возьмись Воробей – да как шмыгнет мимо, точно камень бросили.
- Ай, ай, ай! Легонько! – запищала Козявочка и спряталась в болотную траву. Но здесь другая беда: с одной стороны рыбка, с другой – лягушка. Так и норовят съесть Козявочку.
- Да что же это такое? Это уже совсем ни на что не похоже! Так и жить нельзя! Ведь всё же должно быть моим! Это что же получается – я-то никому не нужна?…
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
- Действительно ли всё в природе Козявочкино? (Нет, общее)
- А правда ли, что Козявочка никому не нужна? (Нет)
- Мы не можем ничего утверждать до тех пор, пока это не докажем. Поэтому давайте забежим вперёд и сделаем предположение о том, что бы мы сегодня на уроке смогли доказать. (Докажем, что в природе всё общее, что в природе нет ничего и никого лишнего)
IV. Знакомство с новым материалом по окружающему миру
- Откройте учебник по окружающему миру на стр. 54. Читаем по цепочке.
Чтение учеников
- Почему же стали погибать деревья в лесу? (Вырубили кустарники, улетели птицы, развелись насекомые-вредители)
- На этом примере мы убедились, что в природе всё взаимосвязано и нет ничего лишнего. Давайте узнаем, как называется такая взаимосвязь – прочитаем определение (стр. 55).
- Как же называются связи в природе? (Невидимые нити)
- В данном определении речь идёт о 4 группах связей. Перечислим их. (Слайд)
4 группы связей в природе
- Между неживой и живой природой.
- Между растениями и животными.
- Между различными животными.
- Между человеком и природой.
- Попробуем определить вид связей в природе. Внимание на экран. (Слайды) В это время несколько ребят поработают у доски – установят соответствие (название произведения – автор)
V. Физминутка
VI. Знакомство с новым материалом по чтению
- В нашем классе работает выставка книг. На внеклассном чтении мы с вами познакомились с рассказами о животных. Проверим работу ребят, которые должны были установить соответствие между автором и названием произведения.
- Что общего в этих произведениях? (Они о животных, о птицах)
- Что объединяет произведения 1 группы? (Это рассказы)
- Что объединяет произведения 2 группы? (Это сказки)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о птице. Попробуйте догадаться, о какой.
Загадка
По ночам она летает.
Где добыча, чётко знает.
Пролетает мимо крыши.
Разбегайтесь в норы, мыши! (Сова)
- Кто же такая сова? (Слайд)
- Произведение, с которым мы познакомимся. Так и называется «Сова». А написал его вот этот автор (Слайд). Кто узнал автора? (В Бианки) С какими произведениями данного автора мы уже знакомы?
Словарная работа
- Прежде, чем познакомиться с текстом, определим значение некоторых слов из данного произведения. (Слайды)
- Определи значение слова, глядя на иллюстрацию.
- Прочитай слово. Что оно обозначает?
Клевер
Шмель, шмели (Ударение!)
- Определи значение слова, подобрав синоним.
От солнца хоронишься (прячешься)
Людей сторонишься (боишься)
Как бы худа (беды) не вышло
Браниться (ругаться)
- Определи значение слова, прочитав предложение.
Шмель цветень (пыльцу) с цветка на цветок носит.
Ветер цветень наземь (на землю) сыплет.
Стала корова тощать (худеть).
Дружно не грузно (не трудно), а врозь хоть брось.
- Определи значение слова, заглянув в толковый словарик.
Утекай – убегай.
Кума – крёстная мать.
Пойло – питательное питьё для скота.
Первичное чтение
Текст читает учитель
Анализ первичного восприятия текста
- Что особо привлекло ваше внимание в данном тексте?
- Какое богатство было у Старика? (Молоко)
- Какие слова в самом начале текста подтверждают это? (Чай белит молоком)
- Почему Старик лишился богатства – молока? (Обидел Сову)
- Каким образом старик обидел Сову? (Не признал её другом, прогнал)
- Как Старик сначала называл Сову? (Грубо: «Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком»)
- Как Старик стал называть Сову, когда она спасла его от беды? (Уважительно: «Совушка-вдовушка»)
- От какой беды спасла Сова Старика? (От мышей)
- Какие невидимые связи прослеживаются в этом произведении?
Работа с текстом
- А теперь определите жанр данного произведения. (Сказка) Докажите.
- Сказка – это художественный текст или научно-познавательный? (Художественный)
- Язык научно-познавательного текста скуп, сух, скучен. А чем отличается язык художественного текста? (Язык яркий, меткий, образный, красивый, захватывающий)
- Действительно, язык художественного текста яркий, образный. Чаще всего с этой целью используются слова в переносном значении, которые позже мы с вами будем называть метафорами, олицетворениями, сравнениями, эпитетами. А сейчас потренируемся находить слова в переносном значении. (Слайды)
Найди слова в переносном значении
Ночь пришла.
Мыши не волки, не зарежут тёлки.
Клевер головой к земле виснет.
Корова мычит, клеверу просит.
Старик бранится, а дело не клеится.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
- А теперь подумаем, о чём прочитанная сказка? Какова его тема? (О невидимых нитях в природе; о том, что в природе нет ничего лишнего)
- Чему учит текст? Какова основная мысль данного произведения? (Текст учит одинаково уважительно относиться ко всем и всему, что нас окружает)
- Какие поговорки и пословицы встретились в тексте? (Трава без клевера, что каша без масла. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.)
- Внимание на экран: какие пословицы близки по значению к данной «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? (Слайд)
Пословицы
Глаза боятся, а руки делают.
Есть терпение – будет и умение.
Берись дружно – не будет грузно.
Когда захочу, так и пень сворочу.
Корову не накормишь – молоко не надоишь.
Составление плана текста
- Прочитаем сказку по частям и озаглавим каждую часть. Что это за вид работы? (Составление плана)
План
- Рассердилась Сова.
- Мыши на охоту пошли.
- Шмели разлетелись.
- Не родится клевер на лугу.
- Стала Корова тощать.
- Пошёл Старик Сове кланяться.
- Простила Сова Старика.
- Что у нас получилось? (План) (Слайд)
- Для чего нужен план текста? (Чтобы подготовить пересказ)
- Итак, данный план вам облегчит работу по подготовке пересказа дома. А сейчас попробуем восстановить цепочку невидимых нитей в данном произведении. (Слайд)
- Что у нас получилось? (Картинный план)
Домашнее задание
- Итак, план может быть словесным и картинным. С помощью словесного плана дома подготовите пересказ сказки по чтению, а по окружающему миру познакомитесь с рассказом «Невидимые нити в осеннем лесу» (с. 58 – 59) и определите, какие существуют связи между дубом и лесными обитателями.
Вторичное чтение произведения
- Прочитаем текст по ролям.
Чтение текста по ролям
VII. Подведение итогов
- Пришло время подведения итогов.
- С чем мы познакомились сегодня на уроке?
- С произведением какого жанра работали?
- Кто главная героиня сказки?
- Олицетворением чего является в сказках Сова?
- Подтвердилось ли наше предположение о том, что в природе всё общее и нет никого и ничего лишнего?
- Какой вывод мы можем сделать из прочитанной сказки? (Слайд)
А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке с помощью масок. (Слайд)
- Закончить сегодняшний наш урок хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете» («Окружающий мир» - с. 56 – 57)
Оценивание деятельности учащихся
№ | Верно | Неверно |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Приложение
Виталий Бианки
Сова
1 часть
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово, - говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг?
Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.
А Старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
2 часть
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? – Мышь мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
3 часть
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.
4 часть
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.
- И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава без клеверу, что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
5 часть
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже. А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
6 часть
Нечем стало Старику чай белить – пошёл Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
7 часть
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Толковый словарик
- Утекай – убегай.
- Кума – крёстная мать.
- Пойло – питательное питьё для скота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"
На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...
интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс
интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 4 класс. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.
На уроке происходит знакомство уч-ся с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел, используя географический материал, в т.ч. республики Буря...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс
Интегрированный урок математики и окружающего мира "Решение задач о растениях" 2 классОбъединяет в себе и решает задачи сразу двух предметов: умение решать задачи, знание ярусов растений....
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России" 2 класс...
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».
"Школа России"...
Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...