Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Изучение темы "Невидимые нити" в ходе интегрированного урока чтения и окружающего мира на основе изучения произведения В.Бианки "Сова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и окружающего мира во 2 классе

Тема: Невидимые нити. В. Бианки «Сова».

Цели: Познакомить учащихся с понятием «невидимые нити»; научить видеть и устанавливать связи в природе; донести до детей идею о том, что в природе всё взаимосвязано и нет ничего лишнего. Совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения; навык работы с художественным текстом. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Оборудование: проектор, презентация урока, иллюстрации на тему «Царства живой природы», «Растения»,  иллюстрации для проведения словарной работы.

Ход урока

I. Читательская пятиминутка (Жужжащее чтение)

- Начинаем урок с «Читательской пятиминутки».

Великан на поляне

      Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, превращается в огромного великана, потому что многие существа гораздо меньше человека, а те, которые больше, чаще всего беззащитны перед человеком. Хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, не сорвёт напрасно цветок, не оставит мусора. И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, жестоким к тому, что его окружает.

      Природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, от вырубки лесов… Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой сами того не замечая. Ведь многих людей просто никто не научил беречь природу.

(По А.А. Плешакову)

II. Проверка домашнего задания

- Время вышло. О чём вы прочитали? (О бережном отношении к природе)

- Давайте вспомним, что значит «бережно относиться к природе». В этом нам поможет наш волшебный экран и бланк теста, заполняя который вы укажете, верно или неверно человек поступает по отношению к природе.

Верно

Неверно

1

2

- Выполните самопроверку по образцу.

- А сейчас приступаем к проверке домашнего задания. Впереди у нас блиц-опрос.

Блиц-опрос

  1. Что такое окружающий мир? (Всё, что нас окружает)   (Слайд)
  2. А что нас окружает?  (Природа и то, что создал человек)   (Слайд)
  3. Какая бывает природа? (Живая и неживая)   (Слайд)
  4. Приведите примеры неживой природы.   (Слайд)
  5. На какие 4 царства делится живая природа?   (Животные, растения, бактерии, грибы)   (Слайд)
  6. На какие 3 группы делится царство растений?   (Деревья, кустарники, травы)   (Слайд)
  7. На какие 2 группы, в свою очередь, делятся деревья?   (Лиственные и хвойные)   (Слайд)

- Трое учеников мы сейчас отправим в царство растений   (Слайд):

  1. Распредели картинки на 3 группы: деревья, кустарники, травы. Назови их.
  2. Найди хвойные деревья и назови их.
  3. Найди лиственные деревья и назови их.

- Пока ребята работают у доски, мы с вами отправляемся в царство животных   (Слайд). Вспомнить, на какие группы делится царство животных, нам поможет кроссворд.   (Слайды)_

Кроссворд

Ж

1

2

3

4

5

6

7

Ж

1

П

А

У

К

И

2

З

В

Е

Р

И

3

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

4

П

Т

И

Ц

Ы

5

З

Е

М

Н

О

В

О

Д

Н

Ы

Е

6

Р

Ы

Б

Ы

7

П

Р

Е

С

М

Ы

К

А

Ю

Щ

И

Е

С

Я

  1. У какой группы животных 4 пары ног?  (Пауки)
  2. У какой группы животных тело покрыто шерстью, а детёныши питаются исключительно молоком матери?  (Звери)
  3. У какой группы животных 3 пары ног?  (Насекомые)
  4. У какой группы животных есть клюв и крылья, а тело покрыто перьями?  (Птицы)
  5. У какой группы животных гладкая кожа, а также есть способность жить и в воде, и на суше?  (Земноводные)  
  6. У какой группы животных тело покрыто чешуёй, отсутствуют конечности и лёгкие?
  7.  У какой группы животных кожа покрыта роговыми щитками, защищающими её от высыхания?  (Пресмыкающиеся – рептилии. Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи, хамелеоны)

- В какое царство мы только что путешествовали?  (Животные – ключевое слово)

- Молодцы! Группы животных вы усвоили. А вот знаете ли вы представителей каждой группы, это мы сейчас проверим. На экране появляется животное – ваша задача определить, к какой группе оно относится.  (Слайды)

- А сейчас проверим, чем закончилось путешествие наших учеников в царство растений.  (Проверка выполненных на доске заданий)

III. Мотивационный этап  (Определение цели и задач урока)

- Мы проверили домашнее задание. А сейчас нам предстоит определить, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. Для этого отправляемся в театр. Встречаем артистов бурными аплодисментами.

Сказочка про Козявочку

      Как родилась Козявочка, никто не видал. Посмотрела она вокруг и сказала:

- Как хорошо вокруг! И всё моё!

      Позвал её цветок:

- Иди ко мне, попробуй сладкого цветочного сока. (Козявочка пьёт)

- Какой ты добрый, цветочек! – сказала Козявочка.

      Вдруг налетел мохнатый Шмель:

- Кто забрался в мой цветок? Убирайся вон, дряная Козявка!

- Позвольте! Это что же такое? Грубиян! Всё же вокруг моё!  - запищала Козявочка.

- Нет уж извините! И моё! – проговорил мохнатый Червячок.

- Послушайте, гибкий вы наш, я вам не мешаю ползать, вот и вы со мной не спорьте. Всё моё!

      Вдруг откуда ни возьмись Воробей – да как шмыгнет мимо, точно камень бросили.

- Ай, ай, ай! Легонько! – запищала Козявочка и спряталась в болотную траву. Но здесь другая беда: с одной стороны рыбка, с другой – лягушка. Так и норовят съесть Козявочку.

- Да что же это такое? Это уже совсем ни на что не похоже! Так и жить нельзя! Ведь всё же должно быть моим! Это что же получается – я-то никому не нужна?…

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

- Действительно ли всё в природе Козявочкино?   (Нет, общее)

- А правда ли, что Козявочка никому не нужна?   (Нет)

- Мы не можем ничего утверждать до тех пор, пока это не докажем. Поэтому давайте забежим вперёд и сделаем предположение о том, что бы мы сегодня на уроке смогли доказать.   (Докажем, что в природе всё общее, что в природе нет ничего и никого лишнего)

IV. Знакомство с новым материалом по окружающему миру

- Откройте учебник по окружающему миру на стр. 54. Читаем по цепочке.

Чтение учеников

- Почему же стали погибать деревья в лесу?  (Вырубили кустарники, улетели птицы, развелись насекомые-вредители)

- На этом примере мы убедились, что в природе всё взаимосвязано и нет ничего лишнего. Давайте узнаем, как называется такая взаимосвязь – прочитаем определение (стр. 55).

- Как же называются связи в природе?  (Невидимые нити)

- В данном определении речь идёт о 4 группах связей. Перечислим их.  (Слайд)

4 группы связей в природе

  1. Между неживой и живой природой.
  2. Между растениями и животными.
  3. Между различными животными.
  4. Между человеком и природой.

- Попробуем определить вид связей в природе. Внимание на экран.  (Слайды)  В это время несколько ребят поработают у доски – установят соответствие (название произведения – автор)

V. Физминутка

VI. Знакомство с новым материалом по чтению

- В нашем классе работает выставка книг. На внеклассном чтении мы с вами познакомились с рассказами о животных. Проверим работу ребят, которые должны были установить соответствие между автором и названием произведения.

- Что общего в этих произведениях?  (Они о животных, о птицах)

- Что объединяет произведения 1 группы?  (Это рассказы)

- Что объединяет произведения 2 группы?  (Это сказки)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о птице. Попробуйте догадаться, о какой.

Загадка

По ночам она летает.

Где добыча, чётко знает.

Пролетает мимо крыши.

Разбегайтесь в норы, мыши!      (Сова)

- Кто же такая сова?   (Слайд)

- Произведение, с которым мы познакомимся. Так и называется «Сова». А написал его вот этот автор (Слайд). Кто узнал автора? (В Бианки) С какими произведениями данного автора мы уже знакомы?

Словарная работа

- Прежде, чем познакомиться с текстом, определим значение некоторых слов из данного произведения.  (Слайды)

  1. Определи значение слова, глядя на иллюстрацию.

- Прочитай слово. Что оно обозначает?

Клевер

Шмель, шмели (Ударение!)

  1. Определи значение слова, подобрав синоним.

От солнца хоронишься (прячешься)

Людей сторонишься (боишься)

Как бы худа (беды) не вышло

Браниться (ругаться)

  1. Определи значение слова, прочитав предложение.

Шмель цветень (пыльцу) с цветка на цветок носит.

Ветер цветень наземь (на землю) сыплет.

Стала корова тощать (худеть).

Дружно не грузно (не трудно), а врозь хоть брось.

  1. Определи значение слова, заглянув в толковый словарик.

Утекай убегай.

Кума – крёстная мать.

Пойло – питательное питьё для скота.

Первичное чтение

Текст читает учитель

Анализ первичного восприятия текста

- Что особо привлекло ваше внимание в данном тексте?

- Какое богатство было у Старика?  (Молоко)

- Какие слова в самом начале текста подтверждают это? (Чай белит молоком)

- Почему Старик лишился богатства – молока? (Обидел Сову)

- Каким образом старик обидел Сову? (Не признал её другом, прогнал)

- Как Старик сначала называл Сову? (Грубо: «Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком»)

- Как Старик стал называть Сову, когда она спасла его от беды? (Уважительно: «Совушка-вдовушка»)

- От какой беды спасла Сова Старика? (От мышей)

- Какие невидимые связи прослеживаются в этом произведении?

Работа с текстом

- А теперь определите жанр данного произведения.  (Сказка) Докажите.

- Сказка – это художественный текст или научно-познавательный? (Художественный)

- Язык научно-познавательного текста скуп, сух, скучен. А чем отличается язык художественного текста? (Язык яркий, меткий, образный, красивый, захватывающий)

- Действительно, язык художественного текста яркий, образный. Чаще всего с этой целью используются слова в переносном значении, которые позже мы с вами будем называть метафорами, олицетворениями, сравнениями, эпитетами. А сейчас потренируемся находить слова в переносном значении.  (Слайды)

Найди слова в переносном значении

Ночь пришла.

Мыши не волки, не зарежут тёлки.

Клевер головой к земле виснет.

Корова мычит, клеверу просит.

Старик бранится, а дело не клеится.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

- А теперь подумаем, о чём прочитанная сказка? Какова его тема? (О невидимых нитях в природе; о том, что в природе нет ничего лишнего)

- Чему учит текст? Какова основная мысль данного произведения? (Текст учит одинаково уважительно относиться ко всем и всему, что нас окружает)

- Какие поговорки и пословицы встретились в тексте? (Трава без клевера, что каша без масла. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.)

- Внимание на экран: какие пословицы близки по значению к данной «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»?  (Слайд)

Пословицы

Глаза боятся, а руки делают.

Есть терпение – будет и умение.

Берись дружно – не будет грузно.

Когда захочу, так и пень сворочу.

Корову не накормишь – молоко не надоишь.

Составление плана текста

- Прочитаем сказку по частям и озаглавим каждую часть. Что это за вид работы?  (Составление плана)

План

  1. Рассердилась Сова.
  2. Мыши на охоту пошли.
  3. Шмели разлетелись.
  4. Не родится клевер на лугу.
  5. Стала Корова тощать.
  6. Пошёл Старик Сове кланяться.
  7. Простила Сова Старика.

- Что у нас получилось?  (План)   (Слайд)

- Для чего нужен план текста?  (Чтобы подготовить пересказ)

- Итак, данный план вам облегчит работу по подготовке пересказа дома. А сейчас попробуем восстановить цепочку невидимых нитей в данном произведении. (Слайд)

- Что у нас получилось?  (Картинный план)

Домашнее задание

- Итак, план может быть словесным и картинным. С помощью словесного плана дома подготовите пересказ сказки по чтению, а по окружающему миру познакомитесь с рассказом «Невидимые нити в осеннем лесу» (с. 58 – 59) и определите, какие существуют связи между дубом и лесными обитателями.

Вторичное чтение произведения

- Прочитаем текст по ролям.

Чтение текста по ролям

VII. Подведение итогов

- Пришло время подведения итогов.

- С чем мы познакомились сегодня на уроке?

- С произведением какого жанра работали?

- Кто главная героиня сказки?

- Олицетворением чего является в сказках Сова?

- Подтвердилось ли наше предположение о том, что в природе всё общее и нет никого и ничего лишнего?

- Какой вывод мы можем сделать из прочитанной сказки?  (Слайд)

А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке с помощью масок.   (Слайд)

- Закончить сегодняшний наш урок хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете»  («Окружающий мир» - с. 56 – 57)

Оценивание деятельности учащихся

Верно

Неверно

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Приложение

Виталий Бианки

Сова

1 часть

      Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.    

- Здорово, - говорит, - друг!

      А Старик ей:

- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг?

      Рассердилась Сова.

- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

      А Старик:

- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

      Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.              

2 часть

      Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? – Мышь мыши в ответ:

- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

      Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

- А пускай идут, - говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

3 часть

      Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

- А пускай летят, - говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

4 часть

      Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

      А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить.

- И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

      По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава без клеверу, что каша без масла.

      Молчит Старик, ничего не говорит.

5 часть

      Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже. А Сова из дупла:

- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

      Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

6 часть

      Нечем стало Старику чай белить – пошёл Старик Сове кланяться:

- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

      А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

7 часть

      Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Толковый словарик

  1. Утекай – убегай.
  2. Кума – крёстная мать.
  3. Пойло – питательное питьё для скота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 4 класс. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

На уроке происходит знакомство  уч-ся  с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел, используя географический материал, в т.ч. республики Буря...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

Интегрированный урок математики и окружающего мира "Решение задач о растениях" 2 классОбъединяет в себе и решает задачи сразу двух предметов: умение решать задачи, знание ярусов растений....

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...

Интегрированный урок чтения и окружающего мира в 1 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Конспект интегрированного урока по чтению и окружающему миру для обучающихся с легкой умственной отсталостью...