рабочая программа по окружающему миру 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Педашенко Елена Евгеньевна
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание, обществознание», реализуется средствами интегрирован-ного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_-4_.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание, обществознание», реализуется средствами интегрирован-ного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

- социализация ребёнка;

- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

1. Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

2. Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

3. В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

4. Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе  отводится  68 часов,  2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

1. Поглазова О. Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014

2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014-2015 г.

3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 4 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014-2015 г.

        

Учебно-тематический план

Название разделов (тем)

Количество часов

1

Ориентирование в пространстве и во времени

7

2

Способы изображения объектов окружающего мира

6

3

Путешествие в космос

3

4

Природные богатства России

8

5

Природные зоны и природные сообщества

11

6

Важнейшие события в истории Отечества

21

7

Материки, океаны, страны и народы Земли

12

ИТОГО

68

Содержание программы

Человек и природа

             Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планета Земля как часть Солнечной системы. Природа материков и океанов Земли.

             Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.

             Ориентирование на местности. Компас. 

             Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края.

             Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

             Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

               Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

            Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

             Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

              Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

               Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

                Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

                 История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

                 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .

Планируемые предметные результаты освоения программы окружающего мира на конец 4-го класса

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий к окончанию 4 класса от имени ученика.

Личностные:

  • я понимаю, что являюсь гражданином многонационального государства, имею определённые права и обязанности, что нужно уважительно относиться к образу жизни, традициям разных народов, стараться не конфликтовать, жить с ними в дружбе и согласии;
  • я различаю государственную символику Российской Федерации и своего региона, умею описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию,
  • Москву — столицу России, свой регион и его столицу;
  • мне интересно узнавать историю Российского государства, имена государственных деятелей, внёсших большой вклад в его становление, развитие и сохранение его независимости, знакомиться с памятниками культуры, отражающими важнейшие исторические события в его многовековой истории и др.;
  • я ориентируюсь в основных исторических событиях России и горжусь ратными подвигами наших предков, отстоявших независимость Российского государства, выдающимися деятелями науки и искусства, прославившими нашу страну;
  • мне интересно узнавать историю родного края, имена людей, внёсших большой вклад в его становление и развитие, знакомиться с памятниками культуры и истории, находящимися на его территории и др.;
  • я люблю свою Родину, свой родной край, стараюсь сохранять красоту и чистоту природы, бережно отношусь к памятникам истории и культуры;
  • я знаю основные правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и стараюсь их выполнять;
  • мне интересно изучать природу материков Земли, узнавать имена первооткрывателей неизвестных ранее земель, узнавать особенности некоторых зарубежных стран, быт и культуру народов
  • Земли;
  • я понимаю важность изучения природы родного края, исследования взаимосвязей живой и неживой природы, живых организмов, их приспособляемость к месту обитания и др.;
  • я понимаю необходимость здорового образа жизни и стараюсь беречь своё здоровье;
  • я осознаю, что многого ещё не знаю, многое не умею, и стремлюсь узнавать новое, учиться новым учебным действиям, создавать свои творческие работы;
  • я активно участвую в проектной деятельности: могу предложить тему проекта, участвую в составлении плана исследования, предлагаю и выполняю разные формы его презентации;
  • я стараюсь оценивать свои успехи и неудачи и стремлюсь к повышению качества своих знаний.

Метапредметные

Регулятивные:

  • я стараюсь оценить свои знания и умения, самостоятельно ставить учебную задачу, выбирать способ и планировать её решение, могу корректировать свои действия и оценивать результат их выполнения;
  • я умею действовать по намеченному плану или по инструкции, представленной в учебнике, рабочей тетради;
  • я выполняю действия самоконтроля при подготовке к проверке знаний и умений, стараюсь восполнять пробелы в знаниях и умениях;
  • я стараюсь оценивать качество выполненного задания, творческой работы (своё и одноклассников).

Познавательные:

  • я умею извлекать и фиксировать информацию из разных источников: из учебника, собственных наблюдений, опыта, энциклопедии;
  • я стараюсь использовать ресурс библиотек и контролируемого Интернета при подготовке творческих работ;
  • я умею преобразовывать словесную информацию в другие наглядные формы: в таблицу, схему, диаграмму, рисунок-схему, предметную модель;
  • я могу выстраивать последовательность событий по тексту, карте, «ленте времени», соотносить событие и его дату;
  • я могу для постановки учебной задачи использовать название темы, подзаголовки отдельных разделов, условные знаки, иллюстративный ряд, данные в учебнике;
  • я могу самостоятельно работать с текстом, выполняя поставленную учителем (автором) познавательную задачу;
  • я умею интерпретировать (декодировать) информацию, данную с помощью условных знаков, и кодировать словесную информацию в условно-знаковом виде;
  • я умею анализировать, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира по данным основаниям;
  • я пытаюсь (под руководством учителя) находить и объяснять причинно-следственные связи в природе и обществе;
  • я могу (под руководством учителя) моделировать природные объекты и явления;
  • я пробую самостоятельно планировать эксперимент, подбирать оборудование, выполнять опыт, делать вывод по его результатам;
  • я пытаюсь систематизировать найденную информацию и представлять её в разных формах (рисунок, схема, таблица, диаграмма, модель, сообщение, презентация).

Коммуникативные:

  • я понимаю, какой вопрос мне задаёт учитель, стараюсь аргументировано ответить на него, могу составить по тексту вопросы одноклассникам;
  • я могу вести диалог при обсуждении вариантов решений поставленной познавательной или практической задачи;
  • я могу общаться с взрослыми и сверстниками культурно, используя вежливые слова, стараюсь разрешать конфликтные ситуации спокойно, согласно нормам доброжелательного и уважительного отношения к окружающим;
  • я могу работать вместе с одноклассником, договариваться и распределять работу по решению познавательной (практической) задачи, стараюсь обмениваться найденной информацией;
  • я стараюсь сотрудничать с одноклассниками, оказывать им помощь, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу по интересам и способностям при выполнении проектной работы;
  • я стараюсь учитывать мнение других людей, слушать партнёра по общению и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • я стараюсь проявлять инициативу, сотрудничая с взрослыми и сверстниками, стараюсь лучше выполнить своё задание, работая в группе, чтобы достичь хорошего результата вместе с одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...