Конспект урока "Вода необыкновенное вещество"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_d_klasse.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 3
Тема: «Вода – необыкновенное вещество»
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами «Тела, вещества, частицы», «Твердые вещества, жидкости и газы». Урок первый в системе уроков по теме «Вода –необыкновенное вещество»
Уровень подготовки класса: средний
Цели урока:
Обучающие:
- Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
- Формировать знания об основных свойствах в процессе опытов и практической работы;
- Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
- Учить работать с гипотезой ( предположение через деятельный метод, практический подход)
Развивающие:
- Создать условия для личностного развития ученика;
- Активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
- Развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
- Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки.
По виду источника информации;
- словесные(объяснение, беседа с учащимися,)
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса)
- практические (работа с карточками, проведение опытов).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Ход урока
- Организационный момент.
Встали, подровнялись, проверили свою готовность к уроку, сели красиво, правильно, спинки ровно и т.д.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями
Урок мы будем … изучать
Информацию из урока … извлекать
Точку зрения … высказывать
На вопросы … отвечать
И ,конечно, без сомненья,
Речь при этом … развивать!
- Что мы будем делать на уроке?
Сегодня на уроке вас ждет много открытий.
- Проверка домашнего задания
На доске вывешены названия веществ, природный газ, сахар, вода, углекислый газ, кислород, питьевая сода, уксус, древесина, азот, лед, пар
- Ребята, распределите вещества по группам.
- Посмотрите, на распределенные вещества, может вы что-то заметили? Увидели что-то необычное? (да, вода, находится в трех состояниях)
- Какое же вещество может находиться в трех состояниях? (вода)
- А как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Сегодня на уроке мы будем говорить о воде- необыкновенном веществе.
- Вводная беседа учителя
- Обычная вода – полное тайн чудо природы. Вода – самое распространенное вещество на Земле. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Но в действительности вода не бывает такой. Это происходит потому, что она удивительно активно впитывает, растворяет в себе почти всё, что её окружает. И сама проникает всюду.
Вода – это океаны, моря, реки, озера, болота, ручейки и … лужи. Вода есть в воздухе, составляющем огромный воздушный океан Земли – атмосферу. В воде зародилась жизнь. Мы сами в значительной степени состоим из воды, и без воды не возможно существование всего живого. Следы воды находят даже в камнях. Зимой вода замерзает и становится твердой, как камень. Тогда ее называет льдом. Жидкая вода, твердая вода (лед) и водяной пар таят в себе особые секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необык………….
Миша: - Это вода!
Маша: - Я не согласна! Это может быть и не вода, по внешнему виду, нельзя определить, что это такое.
Учитель: - А вот и наши любимые Миша и Маша в гости пришли. Ребята, а что у вас случилось, почему ,вы, шумите?
Маша: - мы обнаружили в своей лаборатории жидкость, которую Миша забыл подписать, теперь не знаем, что это такое?
Миша: - Это вода!
Маша: По внешнему виду нельзя определить, что это вода, много жидкостей похожих на воду, Может это перекись или спирт, березовый сок. Как быть?
Учитель: Ребята, поможем определить, Мише и Маше, что это такое в пробирке? (да) Мы должны вспомнить все, что знаем о воде и проверить свои знания, с помощью опытов, которые сегодня же проведем.
Доклад о воде ученика 3 д класса. Учебник стр 53-54.
Доклад о воде ученицы З д класс. Учебник стр 58.
Доклад о воде ученицы 3 д класса. Хрестоматия стр.37-38.
Молодцы, вспомнили очень много о воде, давайте теперь проверим свои знания.
Физминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Проведение опытов.
Ну а теперь мы с вами станем исследователями, проведем опыты, понаблюдаем за веществом. Сделаем выводы.
Настоящие исследователи часто работают с неизвестными материалами, для безопасности, соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас мы с ними познакомимся
- После просмотра постарайтесь ответить:
Какое правило самое важное?
Какое правило самое важное? -Какой вывод сделаем – ВСЕ!
- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» ( сказать как отмечать) Работа в парах.
ОПЫТ №1
Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
- Сделайте отметку в «Листе исследований»
Ну что ж, Я фокусник известный Чудесами вас «угощу» Чистую, светлую водицу В разные цвета превращу. | Ты вода-водица, Друг мой студеный. Стань вода-водица, Не простой - зеленой
|
Ты вода-водица, Светлая как иней. Стань вода-водица, Не простой, а синей | Ты вода-водица, Друг мой прекрасный. Стань вода-водица, Не простой, а красной. |
Уч-ль: Ребята, что же произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)
Вывод в лист исследования:
ОПЫТ №2
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе вода)
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода
- Какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
ОПЫТ №3
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример ( сладкий кислый)
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)
№2 – сок (кислый)
№3 – вода (нет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)
- Где в жизни вы с этим встречались?
ОПЫТ №4
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: растворились
Вывод: Вода – растворители
ОПЫТ №5
Случайно проливаю воду.
- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)
- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.
Разлилась, расплескалась.
- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.
Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
ОПЫТ № 6
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
- Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
Свойства воды | |
Цвет/прозрачность | - |
Запах | - |
Вкус | - |
Вода - растворитель | + |
Жидкая, течет | + |
Форма | - |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- В начале мы могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
ПРОЗРАЧНА?
ЗАПАХ? – давайте проверим
Жидкая ?Наливаю в стакан.
-Что осталось определить? Вкус.
- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества? Нет
- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.
Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)
Итог урока
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего исследования.
- Мы выполнили план урока?
– Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Синяя – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал.
IX. Домашнее задание:
– проработать материал учебника на с.49– 52;
– подобрать пословицы о воде.
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"
Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого числа на однозначное»РУССКИ...
урок окружающего мира «Вода – необыкновенное вещество»
Урок окружающего мира предлагается в виде технологической карты. Урок расчитан на средний уровень учеников 3 класса по программе "Перспективная начальная школа". Полностью соответствует ФГОС....
Интегрированный урок "Вода-необыкновенное вещество" Киноурок.
Технологическая карта интегрированного урока "Вода-удивительное вещество". Учащиеся выступают в роли научных сотрудников. Они исследуют 4 образца воды, занося результаты в таблицу....
Вода - необыкновенное вещество
middot; Образовательные: познакомиться со свойствами воды;учить определять три состояния воды в природе; упражнять в проведении опытов и наблюдений(поп...
Вода-самое необыкновенное вещество на Земле
Урок = презентация...
ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАТема: «ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО»...