Конспект урока "Вода необыкновенное вещество"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Власова Юлия Алексеевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_3_d_klasse.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 3

Тема: «Вода – необыкновенное вещество»

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами «Тела, вещества, частицы»,  «Твердые вещества, жидкости и газы». Урок первый в системе уроков по теме «Вода –необыкновенное вещество»

Уровень подготовки класса: средний

Цели урока:

Обучающие:

  1. Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. Формировать знания об основных свойствах в процессе опытов и практической работы;
  3. Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
  4. Учить работать с гипотезой ( предположение через деятельный метод, практический подход)

Развивающие:

  1. Создать условия для личностного развития ученика;
  2. Активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. Развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  2. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки.

По виду источника информации;

- словесные(объяснение, беседа с учащимися,)

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса)

- практические (работа с карточками, проведение опытов).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Встали, подровнялись, проверили свою готовность к уроку, сели красиво, правильно, спинки ровно и т.д.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

Урок мы будем … изучать

Информацию из урока … извлекать

Точку зрения … высказывать

На вопросы … отвечать

И ,конечно, без сомненья,

Речь при этом … развивать!

- Что мы будем делать на уроке?

Сегодня на уроке вас ждет много открытий.

  1. Проверка домашнего задания

На доске вывешены названия веществ, природный газ, сахар, вода, углекислый газ, кислород, питьевая сода, уксус, древесина, азот, лед, пар

- Ребята, распределите вещества по группам.

- Посмотрите, на распределенные вещества, может вы что-то заметили? Увидели что-то необычное? (да, вода, находится в трех состояниях)

- Какое  же вещество  может находиться в трех состояниях? (вода)

- А как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде- необыкновенном веществе.

  1. Вводная беседа учителя

- Обычная вода – полное тайн чудо природы. Вода – самое распространенное вещество на Земле. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Но в действительности вода не бывает такой. Это происходит потому, что она удивительно активно впитывает, растворяет в себе почти всё, что её окружает. И сама проникает всюду.

        Вода – это океаны, моря, реки, озера, болота, ручейки и … лужи. Вода есть в воздухе, составляющем огромный воздушный океан Земли – атмосферу. В воде зародилась жизнь. Мы сами в значительной степени состоим из воды, и без воды не возможно существование  всего живого. Следы воды находят даже в камнях. Зимой вода замерзает и становится твердой, как камень. Тогда ее называет льдом. Жидкая вода, твердая вода (лед) и водяной пар таят в себе особые секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необык………….

Миша: - Это вода!

Маша: - Я не согласна! Это может быть и не вода, по внешнему виду, нельзя определить, что это такое.

Учитель: - А вот и наши любимые Миша и Маша в гости пришли. Ребята, а что у вас случилось, почему  ,вы,  шумите?

Маша: - мы обнаружили в своей лаборатории жидкость, которую Миша забыл подписать, теперь не знаем, что это такое?

Миша: - Это вода!

Маша: По внешнему виду нельзя определить, что это вода, много жидкостей похожих на воду, Может это перекись или спирт, березовый сок. Как быть?

Учитель: Ребята, поможем определить, Мише и Маше, что это такое в пробирке? (да) Мы должны вспомнить все, что знаем о воде и проверить свои знания, с помощью опытов, которые сегодня же проведем.

Доклад о воде ученика 3 д класса. Учебник стр 53-54.

Доклад о воде ученицы З д класс. Учебник стр 58.

Доклад о воде ученицы 3 д класса. Хрестоматия стр.37-38.

Молодцы, вспомнили очень много о воде, давайте теперь проверим свои знания.

Физминутка

Рыбки  весело  резвятся  

В  чистой  тёпленькой  воде,

То  сожмутся, разожмутся,

То  зароются  в  песке.

  1. Проведение опытов.

Ну а теперь мы с вами станем исследователями, проведем опыты, понаблюдаем за веществом. Сделаем выводы.

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными материалами, для безопасности, соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас мы с ними познакомимся

- После просмотра постарайтесь ответить:

Какое правило самое важное?

Какое правило самое важное? -Какой вывод сделаем – ВСЕ!

- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов  не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» ( сказать как отмечать) Работа в парах.

                              ОПЫТ №1

Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
-
Сделайте отметку в «Листе исследований»

Ну что ж,

Я фокусник известный

Чудесами вас «угощу»

Чистую, светлую водицу

В разные цвета превращу.

Ты вода-водица,

Друг мой студеный.

Стань вода-водица,

Не простой - зеленой

 

Ты вода-водица,

Светлая как иней.

Стань вода-водица,

Не простой, а синей

Ты вода-водица,

Друг мой прекрасный.

Стань вода-водица,

Не простой, а красной.

Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром  завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Вывод в лист исследования:

ОПЫТ №2

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?  (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе  вода)

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод?

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

ОПЫТ №3

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу  пример ( сладкий кислый)

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем  глаза.

- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

                                                 №2 – сок (кислый)

                                                 №3 – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?

         ОПЫТ №4
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: растворились
Вывод: Вода – растворители

ОПЫТ №5

Случайно проливаю воду.

- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

 ОПЫТ № 6
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

Свойства воды

Цвет/прозрачность

-

Запах

-

Вкус

-

Вода - растворитель

+

Жидкая, течет

+

Форма

-

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте  проверим

Жидкая ?Наливаю в стакан.

-Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества? Нет

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

Итог урока

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

- Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.
-
Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"

Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

урок окружающего мира «Вода – необыкновенное вещество»

Урок окружающего мира предлагается в виде технологической карты. Урок расчитан на средний уровень учеников 3 класса по программе "Перспективная начальная школа". Полностью соответствует ФГОС....

Интегрированный урок "Вода-необыкновенное вещество" Киноурок.

Технологическая карта интегрированного урока "Вода-удивительное вещество". Учащиеся выступают в роли научных сотрудников. Они исследуют 4  образца воды, занося результаты в таблицу....

Вода - необыкновенное вещество

middot;         Образовательные: познакомиться со свойствами воды;учить определять три состояния воды в природе; упражнять в проведении опытов и наблюдений(поп...

ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАТема: «ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО»...