Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему

Котова Ольга Николаевна

Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир

3 класс

Тема: Свойства воды. Вода – растворитель.

Задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; научить делать фильтр, познакомить с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; повторить свойства воды.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, Тетради для самостоятельных работ; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки стеклянные, бумажные салфетки для приготовления фильтра, ножницы.

План урока: 

1. Организационный момент.

 Деление на группы

 (слайд 1)     

2. Слово учителя: Мы начинаем очередное заседание клуба « Мы и окружающий мир». Сегодня мы постараемся ответить на вопрос «растворяется вещество в воде или не растворяется». Сначала составим план работы. Пожалуйста, ваши предложения…

 (слайд 2) 

- Повторить свойства воды, которые нам уже известны.

- Вспомнить, что относится к веществам

- Провести опыт, который поможет определить: является вода растворителем или нет

- Сделать соответствующие выводы

- Приготовить к следующему заседанию доклад на тему сделанного вывода

3. Повторение: свойства воды

- Что вы знаете о воде?

- Какие свойства воды вам уже известны  (высказывания детей)

(слайды 3-11)          

4. Новый материал

 Опыт: 1). Правила поведения при проведении опыта

(слайд 12)

2). Порядок действий при проведении первого опыта:

(слайд № 13)

- В прозрачный стакан налить кипяченой воды

- всыпать в него чайную ложку поваренной соли

- помешивая воду, наблюдать, что происходит с кристалликами соли

Результаты 1-го опыта:

(слайд №14)                                               

 - Изменилась ли прозрачность воды?                          

 - Изменился ли цвет воды?

  - Изменился ли вкус воды?

  - Можно ли сказать, что соль исчезла?     

(на эти вопросы  отвечает поочерёдно каждая группа)    

3). Порядок проведения 2 опыта:

(слайд № 15  )

         а). - Из салфетки сделай фильтр, как показано на рисунке в учебнике,  стр.86.

- В пустой стакан вставь воронку с фильтром

- Пропусти через неё воду с солью

- Осталась ли соль на фильтре?

- Попробуй воду на вкус?

- Удалось ли очистить воду от соли?

б). - Проделайте такие же опыты ещё раз, только вместо соли положите чайную ложку сахарного песка (слайды № 16 и 17)           

в). Повтори опыт с речным песком и глиной  (слайд № 18)

- Изменилась ли прозрачность воды? А цвет?

- Исчезли ли песчинки?

- Пропусти содержимое стакана через бумажный фильтр

- Понаблюдай, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём

- Очистилась ли вода от песка?

- Понаблюдай, остаются ли кусочки глины на фильтре

4). - Сделайте выводы из опытов:  

Все ли вещества растворяются в воде?         

Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет?

Результаты опыта письменно оформите в Тетрадях для самостоятельных работ (з. №43).

(слайд № 19)                  

Вывод: С помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились. Но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней растворяются.

5. Рассказ учителя или сообщения детей о воде-растворителе. ….. 

6. Н. Сладков «Искатели воздуха»

     Озерко замёрзло, но лёд такой прозрачный, что видно сквозь него дно и водоросли. Пузырьки воздуха поднимаются из подводных зарослей, упираются в лёд, поблёскивают под ним, как сплющенные жемчужины. От жемчужины к жемчужине переползают подо льдом жуки-плавунцы и медлительные улитки-прудовики. Это не ловцы жемчуга, это искатели воздуха. Найдут воздушный пузырёк, вползут в него и дышат. «Выдышат» до конца – и к другому. Так путешествуют снизу по льду: дышать-то надо!

 - А как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

--------Это свойство человек использует, когда готовит пищу (заваривает чай, варит компоты, супы, солит и консервирует овощи и т.д.). Когда умывается и стирает одежду. Когда рисует акварельными красками или гуашью. Когда насыщает воду в аквариуме или прорубает зимой проруби в водоёмах для улучшения жизни подо льдом. Когда разводит водой лекарства для инъекций (уколов).      (слайд № 24 и 25, 26)                              

- К какому выводу вы пришли  сегодня на заседании клуба?

ВОДА является РАСТВОРИТЕЛЕМ

7.  Дополнительные сведения на слайдах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"

Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....