Окружающий мир, урок
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Я провела и подготовила   урок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» (автор учебника, О. Т. Поглазова). При изучении курса 1 класса учащиеся с миром животных, выделяют их существенные признаки, опираясь на личный опыт. Тема данного урока звучит так: «Разнообразие пресмыкающихся». Это первый урок по теме: «Пресмыкающиеся». Урок получения новых    знаний.                                                                         

Решая  задачи обучения, я ставила цель- 1.Познакомить детей с разнообразием пресмыкающихся. Дети должны были выявить отличительные признаки рептилий. С задачами обучения ученики справились и решили их. Воображая и фантазируя, учащиеся усваивали готовые    научные    знания.  Развивающая цель на уроке включает в себя развитие эмоций детей (коллекции животных и др.),развитие познавательных интересов (игра, научная         дискуссия). На уроке старалась воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство безопасности природе и «чувство локтя» друга.                                  

Содержание урока объединяет в себе подачу учителем теоретических знаний и исследование самих учащихся. Дети совершили творческий поиск по решению научной задачи. Результаты просматриваются в самостоятельной работе и  подведении итога. Сами дети оценили свою учебную деятельность  высоко.  На уроке развивались межпредметные связи с математикой- счёт животных, с музыкой- сюита «Карнавал животных», Сен-Санса.                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока: «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (Программа «Гармония», 1 класс.)

ТИП УРОКА: Урок изучения новых знаний.

ТЕМА УРОКА: Пресмыкающиеся и их отличительные признаки.

ЦЕЛЬ:   1, Познакомить детей с новой группой животных - пресмыкающимися. Выявить их отличительные признаки.

2.Изучить среду обитания. Развивать творческое воображение детей, познавательный интерес к предмету, опираясь на личный опыт учащихся.

3.Воспитывать   «чувство локтя» друг к другу, чувство безопасности. Не обижать животных без причины.

ОБОРУДОВАНИЕ: часы, проектор,  солнышко, стол, коллекции птиц, млекопитающих, насекомых, рыб, временное жилище,  листы, коллекция резиновых пресмыкающихся, Толковый словарь,  лица человечков (20-весёлых, 2 0-грустных).

ХОД УРОКА.

Орг. момент. На этом занятии мы отправимся в мир природы, под замечательную музыку «Карнавал животных» Слайд№1. (природа) (1 мин.)  Аутотренинг. (Сен-Санс «Карнавал животных» №77-2)

Ярко светит ласковое солнце. Дует лёгкий ветерок.

 Колышится  трава. Вокруг разные животные.

Мы очень рады встрече с природой. Если  прислушаться, то услышите, как под музыку приходят на урок изученные вами животные. Спасибо. Сядьте ровно.

  1. Актуализация знаний. Работа в парах. (7 мин.)                    - Наш класс превратился в научную лабораторию-это помещение для научных исследований. А вы, представьте себя  ассистентами, помощниками учёных.

- Итак, уважаемые учёные, животные, которых вы будете исследовать, лежат  на партах. Рассмотрите их в парах. Вспомните, как называются группы изученных животных? Чем они отличаются от других групп? (1мин.)

-Покажите птиц. (у доски)  Чем покрыто тело птиц? Откуда  вылупляются птенцы? Назови отличительные признаки птиц. *На время урока у каждой группы животных будет своё жилище. Определите, где во время урока будет удобно  птицам?

Динамические паузы постепенно.

 - Покажите млекопитающих. (Зверей). Чем покрыто тело? Сколько лап? Чем кормят детёнышей? Определите временное место жительства млекопитающим.                    

-Покажите рыб. Чем покрыто тело? Чем рыбы отличаются от других животных? Куда заселите рыб? ( в аквариум).                                -Поднимите вверх насекомых. (у доски) Сколько ног? Сколько частей тела? Есть ли усики? Чем они отличаются? Где жилище для насекомых?

Постановка проблемы.(1мин.)

-У вас остались животные? Это птицы? Рыбы? Млекопитающие? Может они насекомые? Что это за группа животных? (Ответы) Слайд№2(сова, учёный)  -«Отгадай и исследуй новую группу животных» С таким заданием к вам обращается группа учёных во главе с мудрой совой. Слайд №2.(кроссворд)

 – Открыть новую группу животных  поможет кроссворд.

3.        ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.(3-4 мин.)

-У меня на экране такой же кроссворд как у вас.                      (Показ листа) Приготовьте ручки!

1)        - Первое слово отгадаем, прочитав загадку. Прочитайте 1-ю загадку шёпотом. Вслух прочитает… № 1 . Загадка: Живу на суше и в воде. Мой панцирь, очень нужен мне.

Я этим домом дорожу, хоть очень медленно хожу. Кто это?

 Записываем слово «черепаха» в кроссворд.
2)- Отгадайте по рисунку 2-е слово в кроссворде. Запишите слово «змея».

  1. - Посмотрите  на рисунок №3  и отгадайте  следующее  слово. Запишите слово «крокодил».

4) - Следующую загадку тоже отгадайте по рисунку №4.              Кто это? (Ящерица) Записываем слово «ящерица» в кроссворд. (Учитель контролирует работу учащихся).

5)Мы  отгадали  все  слова.  А  теперь  прочитайте  ключевое  слово кроссворда — «Пресмыкающиеся». Так называется  тема нашего урока и новая группа животных. Слайд № 3 (пресмык.)

Учёным  в научной работе очень помогают энциклопедические и толковые словари, которые объясняют значения новых слов. Например, в словаре говорится, что пресмыкающиеся или рептилии – это группа животных, которые  похожи тем, что….

А  чем похожи пресмыкающиеся, расскажите мне сами  после
веселой зарядки по музыку «Карнавал животных». Встаньте. (Звучит музыка. Сен - Санс. «Карнавал животных»№75-7).

4. ФИЗМИНУТКА. Слайд№ 4. (анимация с театрализацией).

Превратитесь в крокодила, зарычите, так как он. (Рычат с движен.)

Крокодил не очень милый, черепахой мы ползём. Медленно присядьте, пресмыкаться будем, передвигаясь по земле, разве мы забудем? Голову вправо, голову  влево, хвост потеряла ящерка смело. В стойку встань, как кобра. Мы же с вами люди, пресмыкаться по земле, ползать, мы не будем.  

5.        Коммуникативная игра «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ». Работа в парах. Слайд №5(пресм., среда обитания № 71-8)

-Музыка и ваши движения, заставили проснуться пресмыкающихся у вас на столах. Они хотят, чтобы вы обратили на них своё внимание.  Рассмотрите их в парах.

1)- Покажите крокодила.  Выйдите доске.

-Чем покрыто тело? ( сухими роговыми чешуйками).

-Как  передвигается? (передвигается по земле, плавает и т. д.)

-Где их можно встретить? (На суше и в воде).- В наших краях обитает? Как выводят детёнышей? (черепаха, змея, ящерица)

2) Микровывод   Как называется новая группа животных?

–Где живут? Чем покрыто тело? Как выводят детёнышей? Любят тепло или холод?  С работой учёных вы справились и сами вывели, отличительные признаки новой группы животн., пресмыкающихся.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.  Лекция. Слайд № 6, № 7  -  (Видеоролик)

-Товарищи учёные, просмотрите, пожалуйста, научный видеоролик о некоторых видах пресмыкающихся. Пресмыкающиеся или рептилии обитают в воде и на суше. Тело их покрыто сухими роговыми чешуйками. Потомство выводят из яиц, которые откладывают в песок. Рептилии теплолюбивы. Зимой застывают, температура воздуха и тела у них одинаковая. Дышат, как и мы лёгкими. Питаются  травой, водорослями, мелкими животными и насекомыми. Для людей особенно опасны крокодил и змеи.  

7.ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ. - Кто догадался, почему животные новой группы называются  пресмыкающимися? Давайте, сравним ваш ответ с текстом из учебника.

- Прочитайте  шёпотом, выделенный абзац. Прочитайте вслух.  

8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Слайд №7 (итог  ответы)
 1.-   С   какой   новой   группой   животных   вы   познакомились? Пресмыкающиеся. -Где живут? Живут на суше и в воде - Чем покрыто тело? Тело покрыто сухими роговыми чешуйками. - Как выводят детёнышей? Детёнышей выводят из яиц.

2.        -Кто запомнил музыкальное название нашего урока?

 -Спасибо за урок, за хорошие ответы. Вы мне очень понравились. Хорошо работали. Может быть  кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет учёным и откроет миру новые знания. Слайд № 8(сова, уч., «Новые открытия..»)  Учёные и мудрая сова вами очень довольны, прочитайте совет, который они вам дают. «Новые открытия ждут вас»! А вам понравилась ваша работа? Доставила ли она вам удовольствие? Если да - покажите улыбающегося человечка, если нет - то грустного. Человечки лежат перед вами. Чтобы хорошее настроение длилось дольше, покажите веселых человечков гостям и оставьте их себе на память.

Урок окончен. До свидания.

САМОАНАЛИЗ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ.            

Я провела и подготовила   урок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» (автор учебника, О. Т. Поглазова). При изучении курса 1 класса учащиеся с миром животных, выделяют их существенные признаки, опираясь на личный опыт. Тема данного урока звучит так: «Разнообразие пресмыкающихся». Это первый урок по теме: «Пресмыкающиеся». Урок получения новых        знаний.                                                                          

Решая  задачи обучения, я ставила цель- 1.Познакомить детей с разнообразием пресмыкающихся. Дети должны были выявить отличительные признаки рептилий. С задачами обучения ученики справились и решили        их. Воображая и фантазируя, учащиеся усваивали готовые        научные        знания.                                                                                             Развивающая цель на уроке включает в себя развитие эмоций детей (коллекции животных и др.),развитие познавательных интересов (игра, научная        дискуссия).                                            

На уроке старалась воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство безопасности природе и «чувство локтя» друга.                                  

Содержание урока объединяет в себе подачу учителем теоретических знаний и исследование самих учащихся. Дети совершили творческий поиск по решению научной задачи. Результаты просматриваются в самостоятельной работе и  подведении итога. Сами дети оценили свою учебную деятельность        высоко.                                                                           На уроке развивались межпредметные связи с математикой- счёт животных, с музыкой- сюита «Карнавал животных», Сен-Санса.

Были использованы следующие методы проблемного обучения: исследование, работа в парах, самоконтроль, лекция, демонстрация и другие методы организация учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические). Виды преподавания  чередовала, ТСО применяла в соответствии с гигиеническими нормами. Считаю, что урок соответствовал моему темпераменту, уровню подготовки класса, мною решены поставленные        задачи.                                                                                     В самом начале урока, для создания доброжелательного психологического климата,  использован аутотренинг, с его помощью задавала образец        действия.                                                                          Чтобы подвести детей к постановке проблемы на уроке,  организованна актуализация минимума знаний, необходимых для открытия нового материала. Постановка проблемы зафиксирована в громкой речи. Открытие нового знания проходило с использованием интерактивных технологий: технологии моделирующего обучения в форме деловой игры с использований поисковых методов. Ученики сначала работали над основным понятием урока - пресмыкающиеся. Они разгадали кроссворд, и нашли ключевое слово. Работа шла в учебных тетрадях и на доске. Выполнение заданий в  учебнике, это ещё новая деятельность для первоклассников.  На уроке я проводила физкультминутки и другие оздоровительные моменты, следила за посадкой, чередовала позы в соответствии с видами   работ. Самым главным и обширным видом деятельности была технология «учебной дискуссии», на ней была чётко сформулирована научная задача, которую выполнили ученики в парах. По окончанию этой работы был сделан        вывод.                                                                        

Для проведения первичного контроля я использовала работу учащихся в парах по задания учебника. Проведена практическая работа. Чтобы расширить представление о теме, использован видеоролик и лекция.                                                                                                    

Был подведён итог урока. На уроке мною опрошены  почти все учащиеся. При подведении итога урока ученики   дали оценку своей учебной деятельности, с помощью весёлых и грустных человечков (метод рефлексии). Дети с урока ушли в хорошем        настроении.                                                                                                       Данный урок развивал умения учащихся слушать своих товарищей,  высказывать свои мысли. Я заметила у детей мотивацию к учебной деятельности, радость от их собственной активности. Потому, как они увлечённо участвовали во всех видах деятельности, прослеживался интерес к предмету.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Интегративный урок по математике, окружающему миру. Урок-закрепление "Путешествие в Грецию".

Данный урок расчитан на закрепление математических навыков по следующим разделам:1. Работа с двузначными и трехзначными числами.2. Работа с велечинами.3. Решение задач на приведение к единице.4. Работ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «В гости к весне»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «В гости к  весне» Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о весне,знакомство учащихся...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок проект: «Мы зрители и пассажиры»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок проект: «Мы зрители и пассажиры»Цели деятельности учителя: формирования у детей правил поведения в общественных местах,знакомство учащихся с поняти...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок - проект: «Водные богатства»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок - проект: «Водные богатства»   Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах наш...