Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Харебова Татьяна Геннадьевна

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможно используем  театральную постановку. Это производит на детей  яркое эмоциональное впечатление ( своеобразный отдых от презентаций) .Урок к учебному курсу  А. А. Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhizn_presnogo_vodoyoma.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.                                          Урок - театрализованное представление  «Жизнь пресного водоёма» (4 класс)  

                                Харебова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов 

Цели урока:

  Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе  ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Оборудование:

Плакат-схема «Пресный водоём», карта Краснодарского края, атлас-определитель, гербарий, чучела птиц, рисунки с изображением животных водоёма, маски для театрального представления.

                                      Ход урока

I.Организационный момент

                                                     Прозвенел весёлый звонок.  

                                                     Мы начинаем наш урок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                     Любознательные в классе дети                                                                                    

                                                     Обо всём хотят знать на свете.

II.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края.                                       - Какие бывают водоёмы по происхождению?                                                                                        - Перечислите  типы естественных водоёмов. Покажите на карте края естественные водоёмы.                                                                                                                         -  Перечислите типы  искусственных водоёмов. Покажите на карте края искусственные водоёмы.                                                                                              – Каково значение водоёмов в природе?                                                                              – Каково значение водоёмов в  жизни людей?

Игра « Узнай меня»

Выбери на столе учителя природоохранные знаки, которые можно установить на берегу нашего лимана. Объясни значение знаков.                                       - Какую помощь  бы ты оказал в охране наших водоёмов?  

III. Проверка домашнего задания по тетрадям «Тетрадь для проверочных работ», стр. 17, работа по вариантам.

IV.Работа над новой темой

 На доске и в тетрадях тема « Жизнь пресного водоёма».

На доске: плакат-схема « Водоём».

                                     -Посмотрите вот сюда.

                                      Тихо плещется вода,

                                      Ряска, лилии, рогоз,

                                      И кубышка, и тростник

                                      Есть беззубка, прудовик,

                                      Водомерка вот бежит.

        .                             Всюду бурно жизнь кипит.

                                      Это пресный водоём.    

Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем:

-Что растёт и кто живёт в удивительном доме?

Выясним:  Можно ли назвать водоём природным сообществом?

Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?

Театрализованное представление: (подготовленные дети класса  ведут урок)

Автор:  - Однажды маленький мальчик Евсейка отправился на рыбалку.

Евсейка:  - Как  красиво, интересно наше озеро!

-А вот и моё любимое местечко в камышах.

Автор:  - Евсейка,  многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз - растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник - его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.

А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)

Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)

Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне. Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка - украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)

Может, Евсейка , ты  преподнесёшь их маме в подарок?

Евсейка: - Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

                                     Я должен над цветами наклониться

                                     Не для того, чтоб рвать или срезать,

                                      А чтоб увидеть добрые их лица

                                     И доброе лицо им показать.

На берегу нашего озера  мы установим природоохранный знак: « Не рви кувшинки и кубышки!».

Евсейка: - Озеро местами покрыто зелёным ковром.

Автор: - Это самый крошечный цветок - ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.

На берегах водоёма растёт череда( показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.
-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (
служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).

-Составьте схему о роли растений в водоёме.

Евсейка: - А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?

Автор: - Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.

Евсейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?

Автор: - Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.

Автор: - Сидит Евсейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Евсейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей - числа нет!

Рыбы (дети с масками):

-Гляди-ка! Вот чудовище приплыло:  два хвоста!

-Чешуи нет!

-И плавников только два!

-И жабр нет! Чем он дышит?

 Евсейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?

Окунь: - Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно - грудым плавникам.

Ёршик: - Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!

Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.

Пескарь: - Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя.   Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.

Все хором: Ой, спасаемся, хищник!

Щука: - Хорош! Хорош!

            - Желаю с вами познакомиться поближе. Я - щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её  полтора метра.    

Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.

Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!

Евсейка: - Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.  Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками  только единицы. Почему? (ответы детей)

Евсейка:  - А это кто ползёт по ноге?

Моллюски: - Мы – моллюски!- растительноядные улитки.

- Катушка! – Прудовик!

- Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.

Рак: - Чего расхвастались? Это  я - подводный санитар, так как поедаю   мёртвых животных.

-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?

Ответы-рассуждения детей.

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

растения животные

             

рыбы

раки

Вывешивается  природоохранный знак « Не лови раков!»

Учитель подводит вывод: - От существования одного вида зависит благополучие других.

Рак: -  Ай – ай - ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?

Евсейка: - Ракушки.

Рак: - Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.

V.  Физкультминутка.

VI. Продолжение темы.

- Откроем стр. 196  учебника. Чтение вслух текста о  двустворчатых моллюсках.

- К чему приводит бездумное уничтожение   двустворчатых  моллюсков?

На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

моллюски

растения животные

             

рыбы

Вывешивается  природоохранный знак « Не губи моллюсков!»

-Всё связано между собой, если вмешается человек - нарушается природное равновесие. Понял Евсейка и решил выбраться на берег.

Евсейка: -  Ух,  ты! Вот я вынырнул!

Автор: - Оглянулся вокруг!

Евсейка: - Как хорошо вокруг! Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы)  - А чем питаются лягушки?

 На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)

птицы

             

лягушки

комары

 

-Если в водоёме исчезнут  лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?

-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)

-Ловят  и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы -  наши друзья!

-Не лови стрекоз!

Вывешивается  природоохранный знак « Не лови стрекоз!»

-Жизнь многих  млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Как они приспособлены  к жизни в воде? Прекрасно плавают,  ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.

-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.

-Водоём – это природное сообщество.

-Прочитаем вывод в учебнике.

VII. Закрепление изученного.

        

-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!

-Составим в рабочих тетрадях  памятку  «Как  вести себя  у водоёмов!»

Организуется коллективная проверка.

-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.

-Самостоятельно заполните  схему «Животные водоёма», используя иллюстрации на стр. 192, 193.

Организуется коллективная проверка.

-Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме.                               ( Взаимопроверка в парах)

VII.Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр.191-200.

Ответить на вопросы « Проверь себя» Выполнить задания 2.4.

 

                                                                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Тест по окружающему миру по теме «Жизнь пресного водоёма»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь пресного водоёма". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"

Дети знакомятся с пресными водоёмами, с их животным и растительным миром....

Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"

Театрализованное представление.Дети разыгрывают мини-спектакль....

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс

Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро.  Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным   миром водое...