Рабочая программа 2 класс окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Павленко Алла Алексеевна

Рабочая программа 2 класс по окружающему миру  по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2kl.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»: Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 2 класса в 2 частях – М.: Просвещение, 2014г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", 2 класс

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.
  •                                                                                                             Предметные результаты
                                                                                                             Обучающийся научится:
  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 класс (68 ч)

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

1

Где мы живем

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18

ИТОГО

68

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Автор

Название

Год издан.

Издательство

1.

Е.С. Савинов

Серия «Стандарты второго поколения»

Примерная основная образовательная программа

образовательного учреждения Начальная школа

2010

М.: Просвещение

2.

Плешаков А. А.

Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы

2011

М.: Просвещение

3.

Максимова Т.Н.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы к УМК Плешакова А.А.

2012

М: ВАКО

4

С.В. Савинова В.А. Савинов

Окружающий мир 1-2 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск)

2011

Волгоград Издательство «Учитель»

                                                                                     Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

урока

Методы оценки достижений уч-ся

                     Характеристика                                   деятельности           учащихся

     Используемые            ресурсы

план

факт

                                                                                                      Где мы живём?  (4часа)

1

3.09

Родная страна

Урок введения в новую

тему.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Электронное приложение к уроку.

2

8.09

Город и село.Проект «Родной город (село)»ОБЖ

Урок-проект.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

3

10.09

Природа и рукотворный мир

Урок изучения нового материала.

Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

     4

15.09

Повторение. Проверим себя.

Контрольно-обобщ. урок.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

                                                                                                                             Природа  (20часов)

5

17.09

Неживая и живая природа

Урок-исследование.

С. 24-27

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

Электронное приложение к уроку.

6

22.09

Явления природы

ОБЖ(наводнения)

Урок изучения нового материала

С. 28-31

Наблюдать и характеризовать, классифицировать объекты по признакам, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

7

24.09

Что такое погода

Урок-практика

32-35.

Знакомится с различными видами термометров.

8

29.09

В гости к осени. Экскурсия.

Урок- экскурсия

Наблюдать изменения живой и неживой природы. Устанавливать взаимосвязи между ними. Делать выводы.

9

1.10

В гости к осени (урок).

КУ

36-39

Устанавливать взаимосвязи между ними. Делать выводы.

10

6.10

Звёздное небо. Путешествие по зодиаку.

Урок-исследование.

40-43

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ореона, Лебедя, Кассиопеи.

Электронное приложение к уроку.

11

8.10

Заглянем в кладовые земли.

Практическая работа №2.

Урок-практика.

44-47

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Исследовать состав гранита, сделать выводы.

12

13.10

Про воздух.

Опыт №1.

ОБЖ.

Урок-практика

48-51.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, что такое воздух, о его свойствах.

13

15.10

Про воду.

Опыт №2.

КУ.

52-55

Рассказать о значении воды для растений, животных и человека. Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

14

20.10

Какие бывают растения?

Практическая работа №3.

Урок- практика

56-59.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

15

22.10

Какие бывают животные?

ОБЖ

Комбинированный урок

60-63.

Соотносить группы животных, сравнивать их. Выяснить зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

Электронное приложение к уроку.

16

27.10

Невидимые нити.

КУ

64-67

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений и животных. Оформлять памятку «Берегите растения».

Моделировать изученные взаимосвязи.

17

29.10

Дикорастущие и культурные растения.

Урок - практика.

68-71

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства.

18

10.11

Дикие и домашние животные.

КУ

72-75

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Электронное приложение к уроку.

19

12.11

Комнатные растения.

Практическая работа №4.

Урок – практика.

76-79

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

20

17.11

Животные живого уголка

Урок-конференция.

80-83

Актуализировать знания о животных живого уголка. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Отработка приемов ухода за животными живого уголка.

21

19.11

Про кошек и собак.Практическая работа №5.ОБЖ

Урок – практика

84-87.

Понимать учебную задачу урока;приводить примеры пород кошек и собак. Различать изученные породы. С помощью атласа-определителя называть породы собак.

22

24.11

Красная книга

Урок – проект.

88-91

Составлять общий план рассказа о редком растении или животном. С помощью дополнительной литературы, Интернета находить интересный материал о Красной книге, выступать с подготовленным сообщением о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России.

Электронное приложение к уроку.

23

26.11

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

Урок введения в новую

тему.

В ходе выполнения проекта ученики учатся: работать в парах и группах; собирать в книгах и сети Интернет соответствующую информацию; готовить рисунки или фотографии

24

1.12

Повторение. Проверим себя.

Тест № 1.

Контрольно-обобщающий урок

98-102

Выполнить тестовые задания учебника, оценить правильность предложенных ответов.

                                                                                    Жизнь города и села  (10 часов)

25

3.12

Что такое экономика.

Урок введения в новую тему.

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Электронное приложение к уроку.

26

8.12

Из чего что сделано

Урок развития умений и навыков.

Классифицировать предметы  по характеру материала. Прослеживать производственные цепочки, моделировать их. Приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

27

10.12

Как построить дом.

Урок введения в новую тему.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

28

15.12

Какой бывает транспорт.

Урок развития умений и навыков.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Электронное приложение к уроку.

29

17.12

Культура и образование.

Урок введения в новую тему.

Различать учреждения культуры и образования. Приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе.

30

22.12

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Урок-проект.

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей. Определять названия профессий по характеру деятельности. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.

31

24.12

В гости к зиме (экскурсия)

Урок-экскурсия.

Наблюдать над зимними погодными явлениями. Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных.

32

12.01

В гости к зиме (урок)

Урок развития умений и навыков.

Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий. Формировать правила безопасного поведения на улице зимой.

33

14.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

34

19.01

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга», «Профессии»

Урок-конференция

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

                                                                                                                                                       Здоровье и безопасность (9 часов)

35

21.01

Строение тела человека.

Урок   введения новых знаний

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Электронное приложение к уроку.

36

26.01

Если хочешь быть здоров

Урок развития умений и навыков.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

37

28.01

Берегись автомобиля!

Урок обобщения и систематизации знаний.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Электронное приложение к уроку.

38

2.02

Школа пешехода

Урок обобщения и систематизации знаний.

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

39

4.02

Домашние опасности

Урок обобщения и систематизации знаний.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

40

9.02

Пожар

Урок введения в новую

тему.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Электронное приложение к уроку.

41

11.02

На воде и в лесу

Урок развития умений и навыков.

Характеризовать потенциальные опасности пребывания на воде и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию.  Различать съедобные и ядовитые грибы. Определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.

42

16.02

Опасные незнакомцы

Урок введения в новую

тему.

Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми. Предлагать и обсуждать варианты поведения подобных ситуациях. Моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС.

Электронное приложение к уроку.

43

18.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

                                                                                                                                                                            Общение (7 часов)

.

44

25.02

Наша дружная семья

Урок изучения нового материала.

Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения». Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

45

1.03

Проект «Родословная»

Урок-проект.

Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Презентовать свой проект.

46

3.03

В школе.

Урок введения в новую

тему.

Рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Формировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Обсуждать  формы вежливости. Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой.

47

10.03

Правила вежливости

Урок введения в новую

тему.

Обсуждать  формы вежливости. Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Электронное приложение к уроку.

48

15.03

Ты и твои друзья.

Урок-практика.

Обсуждать проблему подарка в день рождения друга. Правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях.

49

17.03

Мы – зрители и пассажиры.

Комбинированный урок.

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

50

22.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

                                                                                                                                              Путешествия по городам и странам (18 часов)

51

5.04

Посмотри вокруг

 Урок введения в новую тему.

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Анализировать текст учебника. Формулировать вывод о форме земли.

Электронное приложение к уроку.

52

7.04

Ориентирование на местности.

Урок введения в новую тему.

Находить ориентиры на рисунке учебника , по дороге от дома до школы, в своем селе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Осваивать приёмы ориентирования по компасу.

53

12.04

Формы земной поверхности.

Урок изучения нового материала.

Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме холм и гору. Характеризовать поверхность своего края.

Электронное приложение к уроку.

54

14.04

Водные богатства

Урок изучения нового материала.

Различать водоёмы искусственного и естественного происхождения, узнавать их по описанию. Анализировать схему частей реки. На основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края.

55

19.04

В гости к весне (экскурсия)

Урок-экскурсия.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т.д. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.

56

21.04

В гости к весне.(урок)

Урок развития умений и навыков.

Обобщить наблюдения над весенними природными явлениями, проведенными во время экскурсий. Знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной. Наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

57

26.04

Россия на карте

Урок изучения нового материала.

Сравнивать изображение России на глобусе и на карте. Соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России. Осваивать приёмы чтения карты. Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

Электронное приложение к уроку.

58

28.04

Проект «Города России»

Урок-проект.

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Распределять обязанности по выполнению проекта. В дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для проекта города.

59

3.05

Путешествие по Москве.

Урок-путешествие.

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

60

5.05

Московский Кремль. Красная площадь.

Урок-путешествие.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Электронное приложение к уроку.

61

10.05

Город на Неве

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Санкт-Петербурге., подготовить сообщения с показом местоположения на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о городах на Неве.

62

12.05

Путешествие по Оке.

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о городах, расположенных  на Оке.  Подготовить сообщения с показом местоположения на карте. Рассмотреть фотографии в учебнике и соотнести их с городами на Оке.

63

17.05

Путешествие по планете

Урок-путешествие.

Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании.

64

19.05

Путешествие по материкам.

Урок-путешествие.

Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации.

Электронное приложение к уроку.

65

24.05

Страны мира. Проект «Страны мира»

Комбинированный урок.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

66

26.05

Впереди лето

Урок развития умений и навыков.

Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям.

Электронное приложение к уроку.

67

31.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Контрольно-обобщающий урок.

Выполнять задания; проверять свои знания.

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Урок-конференция.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

– демонстрационный экземпляр микроскопа;

– демонстрационный экземпляр глобуса;

– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;

– демонстрационный экземпляр флюгера;

– демонстрационный экземпляр барометра;

– демонстрационный экземпляр бинокля;

– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;

– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...