Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_2.docx | 65.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени
РАССМОТРЕНА На заседании МО учителей начальных классов Протокол № ______ от « _______» 2015 г. ______________ Пономарева Е.В. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 13 ___________________ Александрова Н.Н. | ПРИНЯТА на заседании Педагогического Совета Протокол № ___ от « _______» 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МАОУ СОШ №13 № ___ от « _______» 2015 г _______________ Пуртова С.Н. |
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
2 класс
Учитель начальных классов высшей категории
Пономарева Елена Васильевна
2015/2016 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» («Наша планета Земля») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А.С. Раутиан и др. Курс «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для учащихся 2 класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100».
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- Формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- Формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» («Наша планета Земля») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др. Курс «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для учащихся третьего класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100».
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук; он создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
-формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- становление у детей современной экологически ориентированной карты мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68;
Количество часов в неделю – 2.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит, технология деятельностного метода, обеспечивающая «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Вахрушев А. А., Данилов Д.Д.. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс: учебник М.: Баласс, 2013.
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2013.
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и природа») . – М.: Баласс. 2012.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. Человек и человечество: учебник для 4 класса. – М.: Баласс. 2013.
- Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Человек и человечество», 4 класс. – М.: Баласс. 2012.
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4-й класс («Человек и человечество») . – М.: Баласс. 2012
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается во 2 классе 2 часа в неделю.
Объём учебного времени составляет 68 часов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития — умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков),
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития — уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч)
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч)
Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океан.
Формы земной поверхности (7 ч)
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водо-сборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом ( 11 ч)
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч)
Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Европа. Страны и города Европы: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция. Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля ( 3 ч)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение изученного материала – 4 ч.
Часы по усмотрению учителя – 5 ч.
VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Название разделов и тем | Общее количество часов | Основные выводы учебной деятельности уч-ся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне. | Практические работы. Экскурсии. |
Введение. Как мы будем учиться. Общие слова – понятия. | 3 | Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н). | |
Раздел: Наша планета | |||
Земля и солнце | 16 | Характеризовать особенности и отличия звезд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы; подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, времена года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние (Н). Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н). Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н). | |
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. | 8 | Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). | |
Формы земной поверхности | 7 | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусе (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). | Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной) |
Раздел: Земля – наш общий дом | |||
Земля – наш общий дом. Экологические системы и природная зональность. | 10 | Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П). Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). | Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия. |
Части света | 14 | Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы» (П). | |
Наша маленькая планета Земля. | 2 | Анализировать влияния современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите (Н). | |
Повторение | 3 | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). | |
Резерв | 5 | ||
Итого: | 68 |
VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники и учебные пособия
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир «Наша планета Земля» в 2х частях, -Москва «БАЛАСС», 2012г.
Методические пособия для учителя.
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир» – Москва «БАЛАСС», 2012 г.
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Тетрадь по окружающему миру во 2 классе – Москва «БАЛАСС», 2012 г.
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина Самостоятельные работы к учебнику окружающий мир, - Москва «БАЛАСС», 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт.
(http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)
2. Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи, фотографии живой природы, голоса птиц и пр.)
http://www.deti.religiousbook.org.ua/
3. Животные севера. Информация о видах животных севера: фильмы, тексты и др. (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii_jivotnye/1page-ohot_zhivot.htm)
4. Фотогалерея: флора и фауна.
Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)
5. Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru)
6. Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)
7. Президентская школа (http:www.president-school.ru)
8. Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО» (http:www.school - collection.edu.ru)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | ||||||
План | Факт | ||||||||||||
1 | Введение. Как мы будем учиться. | Вводный | Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивая своей деятельности на уроках. | Знание структуры новой учебной книги, ее содержания. Умение пользоваться книгой. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||
2 | Общие слова - понятия[1] | УОНМ | Выделение существенных понятий и некоторых правил, которые позволяют людям объяснять действительность, систематизировать полученные знания. Формирование умения различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия. | Знание отличительных свойств природных объектов и изделий. Умение сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства; сравнивать и различать объекты живой или неживой природы, приводить примеры явлений природы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Организовать учебное взаимодействие в группе; владеть монологической и диалогической формами речи. | ||||||||
3 | Из чего состоят все предметы. | УОНМ | Содействие развитию умения детей правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит. | Знание элементарных сведений о трех состояниях веществ. Умение выделять существенные свойства предметов, сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи. | ||||||||
4 | Из чего состоят все предметы. Проверочная работа № 1. | Комбинирован-ный | Обучение различению твердых веществ, жидкостей и газов. Знакомство со способами превращения вещества из одного состояния в другое. | Умение отличать предмет от вещества, из которого он состоит. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | ||||||||
5 | Природные часы. | УОНМ | Знакомство с регулярностью (закономерностью) движения небесных тел, прежде всего, Солнца и Луны относительно Земли. | Знание связи смены дня и ночи и времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; объяснять необходимость наклона оси глобуса. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словаря, энциклопедий. | ||||||||
6 | Календарь и компас. | УОНМ | Расширение кругозора уч-ся. Развитие логического мышления и речи. | Знание последовательности событий в течение суток; знать о значении вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. Умение различать утро, вечер, день, ночь, времена года по основным признакам; пользоваться календарем и часами. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | ||||||||
7 | Земля имеет форму шара | УОНМ | Знакомство с фактами, свидетельствующими о том, что Земля – огромный шар. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта». Развитие речи и логического мышления уч-ся. | Знание фактов, доказывающих, что Земля имеет шарообразную форму. Наличие представления о том, что такое горизонт. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Организовать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом). | ||||||||
8 | Глобус – модель Земли | УОНМ | Закрепление понимание детьми шарообразности Земли. Обучение умению демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси. | Знание, сто такое глобус, экватор. Умение объяснять раскраску глобуса, показывать параллели и меридианы. Наличие представления о поверхности Земли. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. | ||||||||
9 | Повторение. Проверочная работа № 2 | Комбинированный | Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения. | Знание последовательности событий в течение суток, в течение года. Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях. | Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. | ||||||||
10 | Контрольная работа № 1. | УКЗ | Проверка уровня усвоения уч-ся изученного материала, умения применять полученные знания. | Знание основных понятий: глобус, ось, экватор, полюса, полушария, полярные круги, тропики, материки, океаны, компас, природные часы, стороны света, горизонт. Умение применять полученные знания на практике. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | ||||||||
11 | Земля в космосе. | УОНМ | Знакомство с тем, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и своей оси; с основными типами небесных светил. Закрепление понятия «Солнечная система». Знакомство уч-ся с названиями и основными особенностями планет, с причинами такого явления, как «солнечное затмение». | Знание названий планет Солнечной системы. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из сети Интернета. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом). | ||||||||
12 | Притяжение Земли. | УОНМ | Знакомство с Законом всемирного тяготения и его основными проявлениями. Познакомить уч-ся с интересами фактами из жизни Исаака Ньютона. | Наличие представления о Законе всемирного тяготения. Умение объяснять простейшие явления окружающей действительности, связанные с земным притяжением. | Объяснять явления, процессы окружающей действительности с позиции общечеловеческих нравственных ценностей. | ||||||||
13 | Смена дня и ночи. Проверочная работа № 3 | Комбинированный | Знакомство уч-ся со связью смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, с последовательностью событий в течение суток. | Наличие представлений о часовых поясах, о продолжительности дня в разных широтах. | Объяснять, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||||||
14 | Смена времен года (продолжение). | Комбинированный | Знакомство уч-ся с вращением Земли как причиной смены времен года. Развитие умения давать характеристику времени года по определенному плану. Расширение кругозора уч-ся, развитие речи, памяти и мышления уч-ся. | Знание о связи смены времен года с обращением Земли вокруг Солнца; о том, что прямые солнечные лучи нагревают поверхность Земли больше, чем косые. Умение различать времена года по основным признакам, демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||
15 | Где на Земле теплее? | УОНМ | Знакомство уч-ся с особенностями природных условий различных участков земного шара в зависимости от их расположения на Земле и с характером их освещения солнечными лучами. | Умение характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и характером их освещения солнечными лучами. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | ||||||||
16 | Погода и климат | УОНМ | Обучению умению различать погоду и климат. | Знание некоторых признаков, с помощью которых можно предсказать погоду; основных видов осадков и причин их появления. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||||||
17 | Урок-тренинг. Проверочная работа № 4. | Комбинированный | Обобщение знаний по разделу «Земля и солнце». Повторение ранее изученного материала. Организация проверки уровня его усвоения. | Знание обязательного минимума (требований программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||
18 | Контрольная работа № 2 | УКЗ | Проверка уровня усвоения уч0ся изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Уметь применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | ||||||||
19 | Погода и климат (продолжение) | УОиСЗ | Формирование у уч-ся умений описывать и объяснять причины происходящих погодных явлений. Развитие речи уч-ся. | Наличие представления о том, что такое температура, термометр. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет). | ||||||||
20 | План и карта | УОНМ | Знакомство уч-ся с отличиями изображения на глобусе и картах, особенностями изображения суши и водной части. Формирование умения ориентироваться на глобусе и карте. | Знание понятий «карта» и «глобус»; о том, что глобус – уменьшенная модель Земли; о том, что такое параллели и меридианы, маршрут. Понимание условных обозначений на глобусе и карте. Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высота и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Умение показывать на карте части света, материки и океаны. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериация, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | ||||||||
21 | План и карта (продолжение) | Знакомство уч-ся с планами и картами. Выработка у уч-ся навыков использования планов и карт. Знакомство уч-ся с понятием «масштаб», уметь определять масштаб на картах. | Наличие понятия о карте и плане. Знание, что такое маршрут. Понимание условных обозначений на плане и карте. Владение элементарными умениями читать карту. Умение показывать на карте части света, материки и океаны. | Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Уметь составлять простой и сложный план текста. | |||||||||
22 | Глобус и карта | Знакомство уч-ся с глобусом и картой полушарий. Формирование у уч-ся умения работать с картой: узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. | Наличие понятия о глобусе. Знание о том, что глобус – уменьшенная модель Земли; знать, что такое параллели и меридианы. Понимать условные обозначения на глобусе. Владеть элементарными умениями читать карту. Умение показывать на глобусе части света, материки и океаны. | Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Организовывать учебное взаимодействие в группе. | |||||||||
23 | Проверочная работа № 5 | УКЗ | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | ||||||||
24 | Что изображают на карте. | Урок повторение | Формирование у уч-ся умения работать с картой; умения узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. | Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | ||||||||
25 | Что изображают на карте. | УОиСЗ | Формирование у уч-ся умения работать с картой; умения узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. | Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). | Выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. | ||||||||
26 | Материки и океаны. | УОНМ | Знакомство уч-ся с понятиями «часть света», «материк». Формирование умений узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. | Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. | ||||||||
27 | Повторение. Проверочная работа № 6 | Комбинированный | Повторение ранее изученного материала. Проверка уровня его усвоения. | Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки своей работы. | ||||||||
28 | Реки и озера. | УОНМ | Знакомство уч-ся с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводности. | Знать особенности гор, равнин, рек, озер, морей, океанов, островов и полуостровов; составные части рек; крупные реки (Волга, Енисей, Дунай, Обь, Урал); особенности озера Байкал; моря России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом). | ||||||||
29 | Реки и озера. (продолжение) | УОиСЗ | Знакомство уч-ся с особенностями озер (пресные – соленые, проточные – бессточные). Формирование у уч-ся умения находить важнейшие реки и озера на карте и правильно показывать их. | Знание особенностей озера Байкал, морей России. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны. | Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | ||||||||
30 | Повторение. Проверочная работа № 7 | Комбинированный | Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | ||||||||
31 | |||||||||||||
32 | |||||||||||||
33 | Равнины и горы. | УОНМ | Знакомство уч-ся с понятием «равнина»; умение на примере равнин связывать воедино различные географические понятия. Знакомство уч-ся с изображением равнин и карте. | Знать расположение Уральских, Кавказских гор; восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Умение находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны. | Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. Владение монологической и диалогической формами речи. | ||||||||
34 | Равнины и горы. (продолжение) | УОиСЗ | Формирование умения правильно показывать и называть равнины и горы на карте. Знакомство уч-ся с особенностями и природой гор, причинами их возникновения. | Умение работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе изучаемые географические объекты и их названия. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | ||||||||
35 | Моря и острова. Проверочная работа № 8 | Комбинированный | Знакомство уч-ся с особенностями островов и полуостровов и полуостровов на карте. Знакомство уч-ся с особенностями окружающих суш соленых водоемов – морей; с животным и растительным миром морей. | Наличие представлений о том, что такое море, рифы. Умение показывать на карте моря: Баренцево, Черное, Балтийское, Охотское, Берингово; различать острова и полуострова, классифицировать моря по различным свойствам. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | ||||||||
36 | «Учимся решать жизненные задачи». Контрольная работа № 3 | УКЗ | Обобщение знаний уч-ся по разделу «Что изображают на глобусе и карте». Развитие интереса к изучению окружающего мира. Совершенствование умения ориентироваться по карте. Проверка знания уч-ся по изученным темам. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Уметь применять и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы. | ||||||||
37 | Экологические системы | УОНМ | Знакомство уч-ся с понятием «экосистема», с особой ролью живых организмов на Земле. | Знать, что такое экосистема; особенности природных сообществ родного края. Умение давать характеристику экосистемы. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | ||||||||
38 | Экологические системы (продолжение) | Комбинированный | Формирование умения давать характеристику экосистеме, определять связи, характерные для той или иной экосистемы. | Знать основные природные зоны, о смене природных зон на поверхности Земли. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе. | ||||||||
39 | Природные зональность | УОНМ | Знакомство уч-ся с понятием «природная зона» и проявлением природной зональности. Формирование у уч-ся умения объяснять закономерное чередование природных зон на территории планеты и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхности Земли; умений работать с картой. | Знание особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, назвать зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | ||||||||
40 | Природные зоны холодного пояса | УОНМ | Знакомство уч-ся с пейзажем природной зоны холодного пояса, ее климатом и природными условиями, растительностью и животным миром. | Умение узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природные зоны. | Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем; передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | ||||||||
41 | Лес – как особенность природной зоны умеренного пояса. | УОНМ | Знакомство уч-ся с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, ее климатом и природными условиями, растительность и животным миром, с отличием хвойных и лиственных лесов. | Знание о том, что такое тайга, лиственные леса. Умение называть основных представителей флоры и фауны лесной зоны. | Владеть монологической и диалогической формами речи. умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | ||||||||
42 | Засушливые зоны умеренного пояса | УОНМ | Знакомство уч-ся с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, ее климатом и природными условиями, растительность и животным миром; с приспособленностью живых организмов к условиям степей и пустынь, их зависимостью от неживых компонентов. Формирование умения узнавать природные зоны по их особенностям. | Знание основных природных зон; особенностей природных зон, растительного и животного мира. Умение показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять их расположения; описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Извлекать необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения. | ||||||||
43 | Путешествие в теплые края (самостоятельная подготовка доклада) | Урок – конференция | Знакомство детей с природной зоной жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями. Обучение подготовке сообщений на заданную тему. | Умение представлять перед одноклассниками и учителем найденный материал о тропических пустынях и тропических лесах, самостоятельно отбирать учебный и дополнительный материал, составлять план своего выступления. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | ||||||||
44 | Горные экосистемы | УОНМ | Знакомство уч-ся с природными условиями, растительностью и животным миром гор, явлением высотной поясности, сменой природных условий по иерее подъема вверх. | Умение объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||||||
45 | Природные катастрофы. | УОиСЗ | Знакомство уч-ся с понятием «чрезвычайные ситуации природного характера», с причинами и последствиями возникновения землетрясений. | Знание о причинах возникновения природных катастроф, знать правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев. | ||||||||
46 | Повторение. Проверочная работа № 9 | Комбинированный | Повторение ранее изученного материала. Проверка уровня его усвоения. | Знание особенностей различных природных зон, умение находить их на карте, давать краткую характеристику природной зоны. | Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | ||||||||
47 | Люди, города и страны | УОНМ | Знакомство уч-ся с особенностями распространения людей по природным зонам, со связью хозяйства человека с природными условиями. Развитие речи, памяти и мышления уч-ся. Знакомство уч-ся с политической картой мира. Развитие у уч-ся умения работать с картой. | Знание герба столицы, основных достопримечательностей Москвы. Наличие представления о человечестве. Умение показывать на карте крупнейшие страны и города. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||||||
48 | Люди, города и страны. Проверочная работа № 10 | Комбинированный | Развитие речи, памяти и мышления уч-ся. Знакомство учеников с политической картой мира. Развитие у уч-ся умения работать с картой. | Знание о том, что такое расы. Умение объяснять причины возникновения сельского хозяйства. Наличие представления о некоторых шагах развития человечества. | Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | ||||||||
49 | Контрольная работа № 4 | УКЗ | Проверка уровня усвоения уч-ся изученного материала, умений применять полученные знания. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применять полученные знания в конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. | ||||||||
50 | Путешествие тучки по Европе. | УОНМ | Знакомство уч-ся с важнейшими странами Европы, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у уч-ся умения работать с картой, получать с ее помощью необходимую информацию. | Умение показывать на карте части света, географические объекты в различных частях света. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | ||||||||
51 | Путешествие тучки по Европе (продолжение) | Комбинированный | Расширение кругозора уч-ся. Стимулирование познавательной активности уч-ся, желания узнавать новое. | Знание о том, что такое политическая карта мира. Умение называть и показывать крупнейшие европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | ||||||||
52 | Азия. | УОНМ | Знакомство с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. | Знание особенностей географического расположения Азии. Умение показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию и Индию. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовать учебное взаимодействие в группе. | ||||||||
53 | Путешествие в дальние страны Африка. | УОНМ | Знакомство уч-ся с природной Африки, населяющими ее людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. Формирование у уч-ся умения работать с картой, получать с ее помощью необходимую информацию. | Знание особенностей географического расположения Африки. Умение показывать Африку на карте; приводить примеры животных Африки. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Выполнять логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||||
54 | Путешествия в дальние страны. Северная Америка. | Комбинированный | Знакомство детей с природой и странами Америки, населяющими их людьми, их достижениями. Знакомство детей с историей открытия Америки, интересными фактами жизни Христофора Колумба. Формирование у школьников умения работать с картой; умения получать с ее помощью необходимую информацию. | Умение находить и показывать на карте континенты и части света, называть представителей животного и растительного мира Северной Америки. Наличие представлений об истории открытия Америки. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно – следственные связи. Организовать учебное взаимодействие в группе. | ||||||||
55 | Путешествия в дальние страны. Южная Америка. | УОиСЗ | Формирование у уч-ся умения работать с картой, получать с ее помощью необходимую информацию. | Знание представителей животного и растительного мира Южной Америки. | Точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. | ||||||||
56 | Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида. | УКЗ | Знакомство уч-ся с природой и особенностями Австралии и Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями. Формирование у уч-ся умения работать с картой; умения получать с ее помощью необходимую информацию. | Знание особенностей природы Австралии и Антарктиды, животного и растительного мира. Умение узнавать животных по рисункам. | Находить цель УД, искать средства ее осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. | ||||||||
57 | Россия – наша Родина. | УОНМ | Знакомство уч-ся с достопримечательностями своей страны, области, района, села. Воспитание любви к родному краю. | Знание русских путешественников. Умение использовать различные виды карт для получения информации. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Уметь решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | ||||||||
58 | Россия – наша Родина. Проверочная работа № 12. | Комбинированный | Знакомство уч-ся с достопримечательностями своей страны, области, района, села. Воспитание любви к родному краю. | Знание особенностей климата и рельефа России, известных людей своей страны. Умение называть и показывать на карте свою страну, ее столицу, различать главные достопримечательности России. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Организовать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом). | ||||||||
59 | Экскурсии. | Урок – экскурсия | Обучение ориентированию на местности с помощью плана и компаса. | Знание правил поведения в природе. Умение фиксировать свои наблюдения, давать характеристику рельефа. | Владение монологической и диалогической формами речи. Находить цель УД с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления. | ||||||||
60 | Экскурсии. | Урок – экскурсия | Повторение взаимосвязи между всеми живыми организмами озера, леса. | Знание правил поведения в природе. Умение определять цели экскурсии, давать характеристику природных особенностей своего города, фиксировать свои наблюдения. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | ||||||||
61 | Наша маленькая планета Земля. | УОНМ | Расширение знаний уч-ся о нашей планете. | Знание о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. | Давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | ||||||||
62 | Наша маленькая планета Земля. | Комбинированный | Создание условий для понимания детьми следующего факта: могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей. | Владение навыками бережного отношения к природе. | Объяснить с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||||||
63 | Повторение изученного за год | УОиСЗ | Обобщение и систематизация знаний, полученных уч-ся в ходе изучения курса. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||||||
64 | Повторение изученного за год | Урок повторение. | Стимулирование познавательной активности уч-ся, интереса к изучению предмета. | Умение применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. | Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | ||||||||
65 | «Учимся решать жизненные задачи». Контрольная работа № 5 | УКЗ | Проверить уровень усвоения уч-ся изученного материала, умение применять полученные знания. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учеников, исходя из имеющихся критериев. | ||||||||
66 | Берегись животных! | Комбинированный урок | Опасности, возникающие при общении с животными | Блицопрос | Оценка отдельных событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах | ||||||||
67 | |||||||||||||
68 |
[1] УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УКЗ – урок контроля знаний; УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...