Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом Республики Татарстан от 22.07.2013г. № 68-3РТ «Об образовании»;
- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (утвержденные приказами Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 06 .10.2009 г. №373);
- с авторской программой по предмету «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, разработанная на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, М.: Вентана-Граф, 2011 г.;
- с Федеральным и региональным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-16 учебный год;
- с учебным планом МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;
- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- с Уставом школы
- с Образовательной программой НОО школы
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественный и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика учебного предмета
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико- ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно- следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической культурологической грамотности и соответствующих компетентностей- умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природно- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно- ценностных ориентаций младшего щкольника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования , а также проблематикой, раскрытой духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными разделами:« Введение. Что окружает человека», «Кто ты такой», Кто живёт рядом с тобой», «Россия – твоя Родина», «Мы жители Земли», «Природные сообщества», «Природа и человек».
Место учебного предмета в учебном плане школы
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: 2 класс – 68 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально- культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиции народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно- нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов в обучении, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты:
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
– личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
– формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
– воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
– формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменения среды обитания.
Предметные результаты:
– осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
– обнаружение и установление элементарных связей и зависимость в природе и обществе;
– овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира;
– расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметныерезультаты:
Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
– под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство);
– под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
– под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Содержание программы
Введение. Что окружает человека (1 ч.).
Окружающий мир - неживая природа (солнце, воздух вода и др.); живая природа (животным, растения, люди) ; предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое будущее.
Кто ты такой (14 ч.).
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники –органы чувств.
Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитания у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Кто живёт рядом с тобой (6 ч.).
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость честность, внимательность, уважение к чужому мнению- правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия- твоя Родина(13ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.
Москва- столица Российской федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт- Петербурга. «Золотое Кольцо России» Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое Кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5-9 веках. Занятие славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Родной край- частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудиться. Ценности, которые создает человек в процессе труда. Хлеб- главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист)
Мы – граждане России. Как возникло и сто обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция- главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух- трех народов.
Мы – жители земли. (9 ч.).
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля- планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царство природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на земле. Разнообразие животных и растений.
Природные сообщества (23ч)
Среда обитания. Природное сообщество. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные, дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы- обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоёмов и рек.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические, и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек. (2ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии.
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждения культуры и быта (с учетом местных условий)
Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем: «ПДД. Почему нужно быть осторожным?», «Родина – что это значит?», «Прошлое, настоящее, будущее», «Родной край – частица Родины.», «Россия – многонациональная страна».
Тематическое планирование
№ | Разделы программы/количество часов | Планируемые результаты | ||
Личностные | метапредметные | предметные | ||
1 | Введение. Что нас окружает? - 1 | -самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; | -владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование); | -понимать информацию, представленную в виде схемы. -сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия речи; |
2 | Кто ты такой? – 14 | -владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении проблем); | - планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; | -умение использовать знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; |
3 | Кто живет рядом с тобой -6 | -сформированность мотивации к обучению; -способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; -заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; | -понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; -адекватное оценивание результатов своей деятельности; | -овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения |
4 | Россия – твоя Родина - 12 | -способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; -способность к самоорганизованности; | -адекватное оценивание результатов своей деятельности; -умение работать в информационной среде. | -овладение основами логического и алгоритмического мышления; -умение работать в информационном поле |
5 | Мы жители – Земли -9 | -заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; -умение использовать получаемую подготовку в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; | -готовность слушать собеседника, вести диалог; -умение работать в информационной среде. | -умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; |
6 | Природные сообщества - 22 Административная контрольная работа- 1 | -готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование; -владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса | -выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.); -создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; | -умение работать в информационном поле; -анализировать и интерпретировать данные. |
7 | Природа и человек -2 | -способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; | -умение работать в информационной среде. | -овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи. |
Итого 68 |
В конце года предусмотрена комплексная работа, включающая систему заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся (УУД) | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||||
Введение. 1 ч. | |||||||
1 | Что окружает человека | 1 | Окружающий мир – это природа и общество. | «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | |||
Кто ты такой? 14ч. | |||||||
2 | Я, ты, он, она... Все мы люди. | 1 | Человек – живое существо, организм. Физические качества и внешний вид человека. Чем люди похожи, чем они различаются. | Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и жизненных ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. | |||
3-4 | Наши помощники – органы чувств. | 2 | Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира. Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств. | ||||
5-6 | Поговорим о здоровье. | 2 | Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Причины некоторых детских болезней. Как вести, если почувствовал себя плохо. Произошёл несчастный случай или в доме находится больной. | ||||
7-8 | Режим дня. | 2 | Выполнение режима дня – важное условие здоровья и хорошего самочувствия. Что такое режим дня. Правила организации учебной и досуговой деятельности. | ||||
9-10 | Физическая культура. | 2 | Что такое физическая культура. Какие упражнения помогут сделать человека сильным и здоровым. Почему каждый должен делать утреннюю гимнастику. | ||||
11-13 | Почему нужно правильно питаться. | 3 | Для чего организму необходимо питание. Из чего состоит пища: белки, жиры и углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития. Витамины. Правила поведения во время приёма пищи. | ||||
14-15 | Почему нужно быть осторожным? (о правилах дорожного движения) Экскурсия «Улицы поселка» | 2 | Осторожный человек – предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведение на улице и игровых площадках. Правила дорожного движения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного поведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя. | ||||
Кто живет рядом с тобой 6 ч. | |||||||
16-18 | Что такое семья. | 3 | Семья – часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения. | Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | |||
19-21 | О правилах поведения. | 3 | Какие бывают правила и зачем их создают. Когда появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы. | ||||
Россия – твоя Родина 13 ч. | |||||||
22 | Родина – что это значит. | 1 | Родина, отечество, родная страна – место, где человек родился, где он живёт, учится, работает, создаёт семью, дружит и т.д. | Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России. | |||
23-24 | Прошлое, настоящее, будущее. | 2 | История рассказывает о событиях и людях прошлого. Как учёные изучают прошлое. Как можно узнать о прошлом города. Как Русь начиналась. Предки русских людей – славяне. | ||||
25 | Москва – столица России. | 1 | Москва – столица России. | ||||
26 | 1 | Города России. | |||||
27 | Родной край – частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | Россия – огромная страна, в которой живут разные народы, есть много городов, сёл, деревень. Каждый край чем-то знаменит. Достопримечательности родного края. | ||||
28 | Родной край – частица Родины. | 1 | Ключевые вопросы по темам | ||||
29-30 | Как трудятся россияне. | 2 | Культура создаётся трудом людей. Зачем человек трудится. Хлеб – всему голова. | ||||
31 | Все профессии важны. Экскурсия на хлебозавод. | 1 | Профессии и их значение для человека и общества. | ||||
32-33 | Мы – граждане России. | 2 | Граждане РФ. Государственная символика. Права и обязанности граждан России. Права ребёнка. | ||||
34 | Россия – многонациональная страна. | 1 | Россия – многонациональная страна, объединяющая более ста народностей. Каждый человек имеет национальность, принадлежит к какому-то народу. Все граждане России – россияне. | ||||
Мы жители – Земли 9 ч. | |||||||
35-36 | Твоё первое знакомство со звёздами. | 2 | Звёздное небо всегда привлекало внимание человека. Звёзды имеют разный цвет. Солнечная «семья». Как древние люди представляли Солнечную систему. | Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной Системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа. | |||
37-38 | Чем Земля отличается от других планет? | 2 | Земля – планета жизни. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли. | ||||
39 | В некотором царстве… | 1 | Царства живой природы. Бактерии как царство живой природы. | ||||
40 | Грибы. | 1 | Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство природы, тесно связанное с жизнью леса. Внешний вид гриба и его строение. Грибы ядовитые и полезные для человека. В каком виде употребляются грибы в пищу. | ||||
41 | Какие животные живут на Земле. | 1 | Животные, живущие на Земле, объединяются в группы (классы) по главным (существенным) признакам. | ||||
42-43 | Разнообразие растений. | 2 | Растения бывают разные по внешнему виду, частям (органам), месту обитания. Функции разных частей (органов) растения. | ||||
Природные сообщества 23 ч. | |||||||
44 | Среда обитания – что это такое. | 1 | Среда обитания. Природное сообщество – живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой. | Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры. | |||
45 | Лес и его обитатели. Экскурсия в лес. | 1 | Лес – многоэтажный дом. Деревья, кустарники и травы леса. | ||||
46 | Деревья леса. | 1 | Деревья смешанного леса, березняка, соснового бора. Особенности строения разных деревьев, узнавание по стеблю, кроне, плодам, семенам. | ||||
47 | Кустарники леса. | 1 | Кустарники леса занимают средний этаж леса. Кустарники различаются по внешнему виду, особенностям строения, но все имеют общие черты – отсутствие единого стебля-ствола. | ||||
48-49 | Травянистые растения леса. | 2 | Травы – растения нижнего яруса. Они разнообразны по внешнему виду, условиям произрастания, но, в отличие от деревьев и кустарников, имеют мягкие стебли. Среди травянистых растений есть лечебные и ядовитые для человека. | ||||
50-54 | Животные леса. | 5 | Животные смешанного леса: названия, внешний вид, повадки, особенности и условия жизни. Звери леса, птицы – лесные жители. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий его жизни. | ||||
55-56 | Что мы знаем о воде. | 2 | Вода – условие жизни на Земле. Явления природы, связанные с водой. Свойства воды. Различные состояния воды. Круговорот воды в природе. | ||||
57-61 | Водоёмы и их обитатели. | 5 | Какие бывают водоёмы. Болото – водоём со стоячей водой. Река – водный поток, движущийся в одном направлении по руслу. Исток и устье реки. Обитатели пресных и солёных водоёмов. Особенности рыб как обитателей водоёмов. Рыбы – представители разных водоёмов. | ||||
62-63 | Луг и его обитатели. | 2 | Луг как сообщество растений и животных. Растения луга. Животные луга. | ||||
64 | Поле и его обитатели. | 1 | Чем поле отличается от луга. Полевые растения. Зерновые культуры. | ||||
65 | Итоговая комплексная работа. | 1 | Ключевые вопросы по темам | ||||
66 | Сад и его обитатели. | 1 | Сад как сообщество растений и животных. Плодовые культуры. Сезонные изменения в жизни сада. Размножение растений сада. | ||||
Природа и человек 2 ч. | |||||||
67-68 | Человек – часть природы. | 2 | Человек — часть природы. Правила взаимодействия с природой. Почему человек должен беречь природу. Красная книга России. | Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённые природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). |
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во 2 классе.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать(соотносить)прошлое, настоящее, будущее; год, век( столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на примерецепи питания;
- различать состояния воды как вещества , приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе учащиеся смогут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе –повествовании( рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях : «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы». «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»
- проводить несложные опыты и наблюдения( в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России( на примере своей местности).
Описание материально-технического обеспечения
- УМК: Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, – 2011.
Перечень литературы и средств обучения
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).
- Окружающий мир. Электронный ресурс на CD к программе 1-4. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Материально-техническое оснащение:
- таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
- наглядно-иллюстративный материал (животные, птицы, рыбы, насекомые и др.);
- глобус, компас, микроскоп;
- модели форм поверхности Земли;
- модели систем органов организма человека;
- гербарии, муляжи (овощи, фрукты, грибы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа XXI века
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру по программе Н.Ф. Виноградовой...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012....
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа 21 века.
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа 21 века....