Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okr_mirumoyayaya.docx | 87.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011., примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
Предметные - способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных
естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.
Объем программы:
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( 33 учебные недели по 2 часа в неделю)
Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатовобучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
- свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
- различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать свое учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Перечень обязательных лабораторных, практических,
контрольных и других видов работ
1 класс
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Сезонные экскурсии: Времена года
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
Содержание курса окружающий мир
Название раздела (темы) | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
Введение. Этот удивительный мир | 1ч. | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради |
Мы — школьники | 2ч. | Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» |
Родная природа | 31ч. | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы |
Семья | 2ч. | Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
Труд людей | 6ч. | Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса» |
Наша страна — Россия. Родной край | 15ч. | Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
Твоё здоровье | 6ч. | Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение» |
Я и другие люди | 3ч. | Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества | Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе
(УМК «Начальная школа XXI века»)
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Требования к уроку, к уровню подготовки учащихся(формируемые ЗУН, компетенции) | Формы и методы обучения | Виды контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1 | Этот удивительный мир. Нас окружает удивительный мир. | 1 | Уметь выражать свое отношение к влиянию человека на природу. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Сравнивать различные объекты. Классифицировать объекты. Коммуникативные. Характеризовать существенные признаки живой и неживой природы. | Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. | Фронтальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
2 | Мы – школьники. Давай познакомимся. | 1 | Давать характеристику своим делам и поступкам. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Познакомиться с учителем и одноклассниками .Коммуникативные. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Развитие учебной мотивации осознать себя членом школьного коллектива | Фронтальная Индивидуальная Практический | Текущий | |
3 | Мы – школьники. Мы – школьники. Правила поведения в школе. | 1 | Экскурсия по школе. Групповые наблюдения: местоположение класса, свое место в классе и т.д. Составление правил поведения в классе, столовой на перемене | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Познакомиться с правилами поведения в школе. Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их. Коммуникативные. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. Задавать вопросы | Осознать себя школьником, членом большого коллектива школы. Чувство самостоятельности и ответственности | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий Взаимоконтроль | |
4 | Родная природа. Сентябрь – первый месяц осени. (экскурсия в парк) | 1 | Рассуждать о красоте природы. Различать времена года. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Пересказывать и понимать тексты о природе. Коммуникативные. Характеризовать признаки времен года. | Прививать любовь к природе. Научиться слушать учителя, сверстников вне класса. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий | |
5. | Родная природа. Что нам осень подарила. | 1 | Уметь называть представителей растительного мира. Уметь различать признаки живой и неживой природы. Полезные свойства растений. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Усвоить первоначальные сведения о живой и неживой природе. Коммуникативные. Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам. | Развитие учебной мотивации | Фронтальная Работа в паре Объяснительно- иллюстрационный Наблюдения | Текущий | |
6. | Родная природа. Грибная пора. | 1 | Различать съедобные и несъедобные грибы. Календарь сбора грибов. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Коммуникативные. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). | Осознать свою ответственность за незнание правил сбора грибов и сохранность природы. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий | |
7. | Семья семья. О маме | 1 | Знать членов семьи. Составление рассказа о своей семье, о маме и бабушке | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, на основе бесед школьников с родителями. Коммуникативные. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. | Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Поддерживать семейные традиции. | Фронтальная Групповая Информативный | Текущий,фронтальный, | |
8. | Семья. Любимые занятия. Воскресный день | 1 | Научиться регулировать свою деятельность, в том числе и учебную. Усвоить понятия послушания, непослушания, трудолюбия, равнодушия. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Усвоить значения понятий послушания, трудолюбия, равнодушия. Коммуникативные. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | Осознать себя членом общества. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий | |
9. | Труд людей. Как из зерна получилась булка | 1 | Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Уметь рассказывать о профессиях хлебороба, механизатора. Коммуникативные. Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Уважительное отношение к тяжелому труду на селе. | Фронтальная Работа в паре Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
10. | Труд людей. Человек и домашние животные. | 1 | Знать, каких животных называют домашними. Усвоить названия профессий, научить наблюдать и выделять характерные особенности домашних животных. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Коммуникативные. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности). | Осознать ответственность за сохранение природы. Адекватная мотивация ученика. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий Взаимоконтроль | |
11 | Родная природа. Октябрь уж наступил. | 1 | Знать сезонные изменения в природе в октябре. Знать название перелетных птиц. Уметь называть основные условия жизни растений и животных. | Регулятивные. Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы. Познавательные. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Коммуникативные. Уметь составить рассказ о любом явлении природы. Познавательные. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Осознать ответственность за сохранение природы. | Фронтальная Работа в паре Объяснительно- иллюстрационный Наблюдения | Текущий | |
12. | Родная природа. Явления природы. | 1 | Знать сезонные явления природы разных времен года: дождь, листопад, снегопад. Таяние снега. | Регулятивные. Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы. Познавательные. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Коммуникативные. Уметь составить рассказ о любом явлении природы. | Осознать свое чувство любви к Родине, выраженное в интересе к ее природе. | Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий | |
13. | Наша Родина. Родной край. Где ты живешь. Памятные места города. | 1 | Знать различия города и села. Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города. Коммуникативные. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | Осознать чувство любви к своему городу. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий Взаимоконтроль | |
14. | Наша Родина. Родной край. Правила поведения на дороге. | 1 | Знать знаки дорожного движения. Уметь пользоваться ими при переходе улицы | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Коммуникативные. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | Научиться вести безопасный здоровый образ жизни на улицах и дорогах города. | Фронтальная Работа в паре Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
15. | Труд людей. Ты и вещи. | 1 | Знать профессии людей, связанных с предприятиями. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге. Коммуникативные. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | Понимать значение труда для человека и общества. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий Взаимоконтроль | |
16. | Труд людей. Кто работает ночью. | 1 | Познакомиться с экстренной службой города. Телефоны экстренной помощи. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова. Коммуникативные. Отвечать на вопросы. | Уметь оценивать результаты своей и чужой работы. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий | |
17. | Твоё здоровье. Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств. | 1 | Знать и выполнять правила здорового образа жизни. Знать органы чувств, как их охранять. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Характеризовать основные функции органов чувств. Коммуникативные. Проводить опыты и делать выводы. | Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Личная гигиена, режим дня. Уметь выполнять правила здорового образа жизни. | Фронтальная Индивидуальная Практический | Текущий | |
18. | Твоё здоровье. Правила гигиены | 1 | Уметь выполнять правила личной гигиены. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Коммуникативные. Практическая работа. | Уметь пользоваться предметами личной гигиены. | Фронтальная Индивидуальная Практический | Текущий Взаимоконтроль | |
19 | Твоё здоровье. О режиме дня. О времени и часах | 1 | Уметь выполнять режим дня. Определять время по часам. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня. Коммуникативные. Работать в группах по составлению режима дня Практическая работа: «Определение времени». | Составление памятки режима дня. Уметь пользоваться часами для определения времени. | Фронтальная Индивидуальная Практический | Текущий | |
20. | Твоё здоровье. Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале | 11 | Необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Коммуникативные. Практическая работа: «Определение силы и ловкости». | Преимущества закаливающих процедур. | Фронтальная Индивидуальная Практический | Текущий Взаимоконтроль | |
21- 22. | Родная природа. Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия | 2 | Уметь называть представителей растительного мира. Уметь различать времена года. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Восприятие красоты окружающей природы, использование средств дополнительной информации. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий | |
23. | Родная природа. Дикие животные. | 1 | Уметь называть представителей животного мира. Называть особенности зимовки. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Ценностное отношение к природному миру. | Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий | |
24. | Родная природа. Звери - млекопитающие | 1 | Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Коммуникативные. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | Иметь представление о млекопитающих животных. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий | |
25. | Родная природа. Что мы знаем о птицах | 1 | Определять влияние погодных условий на жизнь птиц. Уметь рассказывать о птицах: строение, питание. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг?». | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий Взаимоконтроль | |
26. | Наша Родина. Родной край. Родной край | 1 | Знать название города, в котором живешь. Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион. Коммуникативные. Составление рассказа о родном крае. | Воспитание уважительного отношения к родному краю. | Фронтальная Индивидуальная Частично- поисковый | Текущий | |
27. | Наша Родина. Родной край. Дом, в котором ты живешь | 1 | Уметь описывать свой дом. Знакомство с рекламными афишами, вывесками различных учреждений.. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности. Коммуникативные. Игра: «Узнай учреждение по вывеске». | Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности людей в городе и сельской местности. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
28- 29. | Труд людей. Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. | 2 | Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). Уметь выразительно читать фольклорные произведения. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Знать почему и в каких случаях руки, голову называют золотыми. Коммуникативные. Задавать вопросы. | Проявлять уважение к труду людей. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий Взаимоконтроль | |
30. | Родная природа. В декабре, в декабре… | 1 | Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Бережное отношение к природе. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
31. | Родная природа. Какая бывает вода. | 1 | Уметь различать состояния воды. | Регулятивные. Наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды. Познавательные. Характеризовать свойства воды. Коммуникативные. Проводить опыты с водой. | Оценить значение воды для живых организмов. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий | |
32. | Я и другие люди. О дружбе. | 1 | Уметь различать основные нравственно-этические понятия. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Коммуникативные. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | Человек – создатель и носитель культуры. | Фронтальна я Индивидуальная Практический | Текущий Взаимоконтроль | |
33. | Я и другие люди. Идем в гости | 1 | Уметь различать основные нравственно-этические понятия. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Коммуникативные. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. | Доброжелательное отношение к друзьям. | Фронтальна я Индивидуальная Практический | Текущий | |
34. | Я и другие люди. С Новым годом! | 1. | Участие в праздничном шоу. | Регулятивные. Выполнение заданий творческого характера. Познавательные. Собрать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Коммуникативные. Участие в празднике. | Общение со сверстниками и взрослыми. | Фронтальна я Индивидуальная | Текущий | |
35- 36. | Родная природа. Январь – году начало, зиме середина | 2. | Знать виды деревьев родного края. Сезонные изменения в природе. Уметь делать выводы по итогам наблюдения за природой. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий Взаимоконтроль | |
37. | Родная природа. Хвойные деревья. | 1 | Сравнивать хвойные деревья (на примере растений родного края). | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Коммуникативные. Делать выводы. | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий | |
38-39. | Родная природа. Жизнь птиц. | 2 | Уметь определять по строению клюва о способах питания птиц. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности) Коммуникативные. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий Взаимоконтроль | |
40-41. | Наша Родина. Родной край. Наша страна – Россия | 2 | Знать свою страну, главный город страны, символику Российской Федерации. Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Коммуникативные. Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. | Индентифициро вать себя с принадлежностью к народу, Стране, государству. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
42-43. | Наша Родина. Родной край. Богата природа России. | 2 | Знать разнообразие животного и растительного мира. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Коммуникативные. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Формирование основ экологической культуры | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий Взаимоконтроль | |
44. | Родной край. Мы – россияне | 1 | Знать чем богата и знаменита родная Страна. Уметь объяснить: почему гражданин любит свою Родину. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Уважать и описывать обычаи народов России. Коммуникативные. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов | Проявлять интерес к культуре своего народа. Родной страны. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
45\ | Родная природа. Февраль – месяц метелей и вьюг Экскурсия. | 1 | Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе. | Регулятивные. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Познавательные. Описывать сезонные изменения в природе. Коммуникативные. Делать выводы. | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий | |
46-47. | Родная природа. Звери - млекопитающие | 2 | Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Коммуникативные. Классификация животных | Ценностное отношение к природному миру. | Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий | |
48-49. | Родная природа. Наш уголок природы. Экскурсия. | 2 | Знать основные условия благополучного роста растений. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Характеризовать деятельность человека по отношению к природе. Коммуникативные. Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений. | Бережное отношение человека к природе. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий | |
50. | Наша Родина. Родной край. Мы – граждане России | 1 | Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Составление рассказа о правах гражданина России по опорным словам. Коммуникативные. Объяснение смысла пословиц об учении. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
51. | Наша Родина. Родной край. О правилах поведения | 1 | Знать о правилах поведения при общении с друзьями. | Регулятивные. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Познавательные. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Коммуникативные. Составление рассказа о своем лучшем друге.. | Уважение к чужому мнению. | Фронтальна я Индивидуальная Практический | Текущий Взаимоконтроль | |
52-53. | Наша Родина. Родной край. 23 февраля- День защитника Отечества. 8 Марта – праздник всех женщин. | 2 | Праздничные дни России и родного города. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Коммуникативные. Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. | Освоение правил поведения в обществе. | Фронтальна я Индивидуальная Практический | Текущий | |
54-55. | Родная природа. Март – капельник. Экскурсия. | 2 | Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Проводить групповые наблюдения. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Ценностное отношение к природному миру. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий | |
56. | Твое здоровье. Если хочешь быть здоров. | 1 | Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Принципы закаливания. Коммуникативные. Составление программ закаливающих процедур. | Здоровый образ жизни. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий Взаимоконтроль | |
57. | Твое здоровье Здоровая пища. Режим питания | 1 | Знать основные правила здорового образа жизни, что значит режим питания для организма человека. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Устный диалог: «Что значит режим питания для организма человека» Коммуникативные. Составление программ закаливающих процедур. | Культура поведения за столом. | Фронтальна я Индивидуальная Практический | Текущий | |
58-59. | Родная природа. Апрель – водолей. | 1 | Знать условия благополучной жизни растений и животных. | Регулятивные. Планирование решения учебной задачи. Познавательные. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий Взаимоконтроль | |
60. | Труд людей. Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте | 1 | Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках. Знать профессии людей, связанных с транспортом. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений . Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Коммуникативные. Работать с иллюстративным материалом. | Ценностное отношение к природному миру. Проявлять уважение к профессиям, связанным с транспортом. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
61. | Труд людей. День космонавтики. | 1 | Праздничные дни России и родного города. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. | Регулятивные. Планирование решения учебной задачи. Познавательные. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России. Коммуникативные. Уметь активно работать самостоятельно, в команде. Дидактическая игра: «Мы – космонавты». | Проявлять уважение к профессии космонавта. | Фронтальна я Индивидуальная Практический | Текущий | |
62. | Родная природа. Май весну завершает, лето начинает. | 1 | Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных. | Регулятивные. Планирование решения учебной задачи. Познавательные. Характеризовать признаки времен года. Коммуникативные. Описывать сезонные изменения в природе. | Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная Работа в паре Наблюдения | Текущий Взаимоконтроль | |
63. | Родная природа. Жизнь земноводных весной. | 1 | Знать необходимые условия для развития земноводных. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек). Коммуникативные. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере). | Формирование основ экологической культуры | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
64.. | Родная природа. Животное – живое существо. | 1 | Знать отличительные признаки живого и неживого. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Коммуникативные. Составление памяток поведения в природе. | Правила поведения в природе. Красная книга России. | Фронтальная Индивидуальная Объяснительно- иллюстрационный | Текущий | |
65. | Родная природа. Природе нужны все! | 1 | Уметь различать времена года. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Характеризовать признаки времен года. Коммуникативные. Пересказывать и понимать тексты о природе. | Формирование основ экологической культуры | Фронтальная Групповая Наблюдения | Текущий Взаимоконтроль | |
66. | Наша страна –Россия. Родной край. Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход | 1 | Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Уметь различать знаки дорожного движения. | Регулятивные. Удерживать цель учебной задачи. Познавательные. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге Коммуникативные. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения. | Оценивать поведение пешеходов на улице. | Фронтальная Групповая Практический | Текущий | |
РЕЗЕРВ | ||||||||
ИТОГО |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Окружающий мир»»
Печатные средства обучения:
Для учителя:
- Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-2 классы: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
- Бут Т.В., Лободина Н.В. Окружающий мир: 1 класс: поурочные планы по учебнику Виноградовой Н.Ф. Волгоград: Учитель,2011.
Для учащихся:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф,2011.
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Проектор.
- Интерактивная доска.
- Многофункциональное устройство.
- Цифровой микроскоп.
- Цифровой фотоаппарат.
- Видеокамера.
- Диктофон.
Наглядные пособия:
- Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 1 класс».
- Набор предметных картинок.
Информационно-коммуникативные средства:
- Электронный образовательный ресурс: окружающий мир: 1 класс: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф,2011. (CD)
- Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 4 класс, 34часа...
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 3 класс, 68 часов...