Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Тихонова Наталья Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okr_mirumoyayaya.docx87.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»  (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий     мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011., примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы.

 Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

               Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей.

      Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

           Предметные  -  способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных  

естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятиях, развитию целостного восприятия окружающего  мира;

         Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и  социальном мире,  способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки,  классифицировать,  понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);  способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,  его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания  образования;

          Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию  эмоционально – положительного взгляда на мир,  формированию   нравственных и эстетических чувств.

         На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  2. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.

Объем программы:

 На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  66  ч. ( 33 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю)

Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир

     Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностныхпредметных и метапредметных  результатовобучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

     Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

     Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

     Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

     В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание  уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

     Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация,  чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

  1. свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  2. основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  3. основные правила здорового образа жизни;
  4. основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  5. основные условия благополучной жизни растений и животных;
  6. профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  7. улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  8. основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

  1. знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  2. основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  3. различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  4. времена года;
  5. животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  6. произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. выполнять режим своего дня;
  2. определять время по часам с точностью до часа;
  3. подготавливать свое учебное место к работе;
  4. оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  5. выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
  6. ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  7. выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения;
  8. составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

 

Перечень обязательных лабораторных, практических,

контрольных и других видов работ

1 класс

Экскурсии:

Знакомство со школой.

Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Сезонные экскурсии: Времена года

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениями.

Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

Распознавание листьев различных деревьев.

Сравнительное исследование сосны и ели.

Что общего у разных растений?

Изучение свойств снега и льда.

Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Простейшие правила гигиены.

Содержание курса окружающий мир

Название раздела (темы)

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

Введение. Этот удивительный мир

1ч.

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

2ч.

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

31ч.

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

2ч.

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

6ч.

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край

15ч.

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».
Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

6ч.

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

3ч.

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе

(УМК «Начальная школа XXI века»)

№ п/п

Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Требования к уроку, к уровню подготовки учащихся(формируемые ЗУН, компетенции)

Формы и методы обучения

Виды контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Этот удивительный мир.

Нас окружает удивительный мир.

1

Уметь выражать свое отношение к влиянию человека на природу.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Сравнивать различные объекты.

Классифицировать объекты.

Коммуникативные.

Характеризовать существенные признаки живой и неживой природы.

Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира.

Фронтальная Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

2

Мы – школьники.

Давай познакомимся.

1

Давать характеристику своим делам и поступкам.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Познакомиться с учителем и одноклассниками .Коммуникативные.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Развитие учебной мотивации осознать себя членом школьного коллектива

Фронтальная Индивидуальная

Практический

Текущий

3

Мы  – школьники.

Мы – школьники. Правила поведения в школе.

1

Экскурсия по школе. Групповые наблюдения: местоположение класса, свое место в классе и т.д. Составление правил поведения в классе, столовой  на перемене

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Познакомиться с правилами поведения в школе. Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.

Коммуникативные.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. Задавать вопросы

Осознать себя школьником, членом большого коллектива школы.

Чувство самостоятельности и ответственности

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

Взаимоконтроль

4

Родная природа.

Сентябрь – первый месяц осени.

(экскурсия в парк)

1

Рассуждать о красоте природы.

Различать времена года.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Коммуникативные.

Характеризовать признаки времен года.

Прививать любовь к природе.

Научиться слушать учителя, сверстников вне класса.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

5.

Родная природа.

Что нам осень подарила.

1

Уметь называть представителей растительного мира.

Уметь различать признаки живой и неживой природы.

Полезные свойства растений.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Усвоить первоначальные сведения о живой и неживой природе.

Коммуникативные.

Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам.

Развитие учебной мотивации

Фронтальная

 Работа в паре

Объяснительно- иллюстрационный

Наблюдения

Текущий

6.

Родная природа.

Грибная пора.

1

Различать съедобные и несъедобные грибы. Календарь сбора грибов.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Коммуникативные.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Осознать свою ответственность за незнание правил сбора грибов и сохранность природы.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

7.

Семья

семья.

О маме

1

Знать членов семьи.

Составление рассказа о своей семье, о маме и бабушке

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, на основе бесед школьников с родителями.

Коммуникативные.

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Поддерживать семейные традиции.

Фронтальная

 Групповая

Информативный

Текущий,фронтальный,
  

8.

Семья.

Любимые занятия. Воскресный день

1

Научиться регулировать свою деятельность, в том числе и учебную. Усвоить понятия послушания, непослушания, трудолюбия, равнодушия.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Усвоить значения понятий послушания, трудолюбия, равнодушия.

Коммуникативные.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Осознать себя членом общества.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

9.

Труд людей.

Как из зерна получилась булка

1

Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Уметь рассказывать о профессиях хлебороба,  механизатора.

Коммуникативные.

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника.

Уважительное отношение к тяжелому труду на селе.

Фронтальная

Работа в паре

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

10.

Труд людей. 

Человек и домашние животные.

1

Знать, каких животных называют домашними.

Усвоить названия профессий, научить наблюдать и выделять характерные особенности домашних животных.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.

Коммуникативные.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Осознать ответственность за сохранение природы. Адекватная мотивация ученика.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

Взаимоконтроль

11

Родная природа.

Октябрь уж наступил.

1

Знать сезонные изменения в природе в октябре. Знать название перелетных птиц. Уметь называть основные условия жизни растений и животных.

Регулятивные.

Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы.

Познавательные.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Коммуникативные. 

Уметь составить рассказ о любом явлении природы.

Познавательные.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Коммуникативные. 

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Осознать ответственность за сохранение природы.

Фронтальная

 Работа в паре

Объяснительно- иллюстрационный

Наблюдения

Текущий

12.

Родная природа.

Явления природы.

1

Знать сезонные явления природы разных времен года: дождь, листопад, снегопад. Таяние снега.

Регулятивные.

Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы.

Познавательные.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Коммуникативные. 

Уметь составить рассказ о любом явлении природы.

Осознать свое чувство любви к Родине, выраженное в интересе к ее природе.

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

13.

Наша Родина. Родной край.

Где ты живешь. Памятные места города.

1

Знать различия города и села. Уметь назвать домашний адрес, улицы, расположенные вблизи школы и дома.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях города.

 Коммуникативные. 

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Осознать чувство любви к своему городу.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

Взаимоконтроль

14.

Наша Родина.          Родной край.

 Правила поведения на дороге.

1

Знать знаки дорожного движения.

Уметь пользоваться ими при переходе улицы

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

 Коммуникативные. 

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Научиться вести безопасный здоровый образ жизни на улицах и дорогах города.

Фронтальная

 Работа в паре

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

15.

Труд людей.

Ты и вещи.

1

Знать профессии людей, связанных с предприятиями.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.

 Коммуникативные. 

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Понимать значение труда для человека и общества.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

Взаимоконтроль

16.

Труд людей.

Кто работает ночью.

1

Познакомиться с экстренной службой города.

Телефоны экстренной помощи.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова.

 Коммуникативные. 

Отвечать на вопросы.

Уметь оценивать результаты своей и чужой работы.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

17.

Твоё здоровье. Что такое здоровье.

Твои помощники – органы чувств.

1

Знать и выполнять правила здорового образа жизни. Знать органы чувств, как их охранять.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Характеризовать основные функции органов чувств.

 Коммуникативные. 

Проводить опыты и делать выводы.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении.

Личная гигиена, режим дня. Уметь выполнять правила здорового образа жизни.

Фронтальная

Индивидуальная Практический

Текущий

18.

Твоё здоровье.

Правила гигиены

1

Уметь выполнять правила личной гигиены.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

 Коммуникативные. 

Практическая работа.

Уметь пользоваться предметами личной  гигиены.

Фронтальная

Индивидуальная Практический

Текущий

Взаимоконтроль

19

Твоё здоровье.

      О режиме дня.

О времени и часах

1

Уметь выполнять режим дня. Определять время по часам.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.

 Коммуникативные. 

Работать в группах по составлению режима дня

Практическая работа: «Определение времени».

Составление памятки режима дня. Уметь пользоваться часами для определения времени.

Фронтальная

Индивидуальная Практический

Текущий

20.

Твоё здоровье.

Правила безопасной жизнедеятельности

Урок в спортивном зале

11

Необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

 Коммуникативные. 

Практическая работа: «Определение силы и ловкости».

Преимущества закаливающих процедур.

Фронтальная

Индивидуальная Практический

Текущий

Взаимоконтроль

21- 22.

Родная природа.

Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия

2

Уметь называть представителей растительного мира.

 Уметь различать времена года.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

 Коммуникативные.         

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Восприятие красоты окружающей природы, использование средств дополнительной информации.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

23.

Родная природа. Дикие животные.

1

Уметь называть представителей животного мира. Называть особенности зимовки.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Коммуникативные.         

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Ценностное отношение к природному миру.

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

24.

Родная природа. Звери - млекопитающие

1

Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Коммуникативные.         

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Иметь представление о млекопитающих животных.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

25.

Родная природа. Что мы знаем о птицах

1

Определять влияние погодных условий на жизнь птиц. Уметь рассказывать о птицах: строение, питание.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Коммуникативные.         

Пересказывать и понимать тексты о природе. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг?».

Формирование основ экологической культуры.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

Взаимоконтроль

26.

Наша Родина.          Родной край.

Родной край

1

Знать название города, в котором живешь.

Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.

Коммуникативные.         

Составление рассказа о родном крае.

Воспитание уважительного отношения к родному краю.

Фронтальная

Индивидуальная Частично- поисковый

Текущий

27.

Наша Родина.          Родной край.

Дом, в котором ты живешь

1

        Уметь описывать свой дом.

Знакомство с рекламными афишами, вывесками различных учреждений..

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.

Коммуникативные.         

Игра: «Узнай учреждение по вывеске».

Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности людей в городе и сельской местности.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

28- 29.

Труд людей.

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

2

Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).

Уметь выразительно читать фольклорные произведения.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Знать почему и в каких случаях руки, голову называют золотыми.

Коммуникативные.

Задавать вопросы.

Проявлять уважение к труду людей.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

Взаимоконтроль

30.

Родная природа. 

В декабре, в декабре…

1

Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.

Коммуникативные.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Бережное отношение к природе.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

31.

Родная природа.

Какая бывает вода.

1

Уметь различать состояния воды.

Регулятивные.

Наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды.

Познавательные.

Характеризовать свойства воды.

Коммуникативные.

Проводить опыты с водой.

Оценить значение воды для живых организмов.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

32.

Я и другие люди.

О дружбе.

1

Уметь различать основные нравственно-этические понятия.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Коммуникативные.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Человек – создатель и носитель культуры.

Фронтальна

я Индивидуальная

Практический

Текущий

Взаимоконтроль

33.

Я и другие люди. Идем в гости

1

Уметь различать основные нравственно-этические понятия.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Коммуникативные.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Доброжелательное отношение к друзьям.

Фронтальна

я Индивидуальная

Практический

Текущий

34.

Я и другие люди. 

С Новым годом!

1.

Участие в праздничном шоу.

Регулятивные.

Выполнение заданий творческого характера.

Познавательные.

Собрать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Коммуникативные.

Участие в празднике.

Общение со сверстниками и взрослыми.

Фронтальна

я Индивидуальная

Текущий

35- 36.

Родная природа.

Январь – году начало, зиме середина

2.

Знать виды деревьев родного края. Сезонные изменения в природе.

Уметь делать выводы по итогам наблюдения за природой.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Коммуникативные.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Формирование основ экологической культуры.

Фронтальная

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

Взаимоконтроль

37.

Родная природа.

Хвойные деревья.

1

Сравнивать хвойные деревья (на примере растений родного края).

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям).

Коммуникативные.

Делать выводы.

Формирование основ экологической культуры.

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

38-39.

Родная природа.

Жизнь птиц.

2

Уметь определять по строению клюва о способах питания птиц.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности)

Коммуникативные.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Формирование основ экологической культуры.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

Взаимоконтроль

40-41.

 Наша Родина.          Родной край.

Наша страна – Россия

2

Знать свою страну, главный город страны, символику Российской Федерации.

Уметь объяснить, почему гражданин любит свою Родину.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.

Коммуникативные.

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

Индентифициро

вать себя с принадлежностью к народу, Стране, государству.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

42-43.

Наша Родина.          Родной край.

Богата природа России.

2

Знать разнообразие животного и растительного мира.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Коммуникативные.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Формирование основ экологической культуры

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

Взаимоконтроль

44.

Родной край.

Мы – россияне

1

Знать чем богата и знаменита родная Страна.

Уметь объяснить: почему гражданин любит свою Родину.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Уважать и описывать обычаи народов России.

Коммуникативные.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов 

Проявлять интерес к культуре своего народа. Родной страны.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

45\

Родная природа.

Февраль – месяц метелей и вьюг

Экскурсия.

1

Сравнивать времена года. Сезонные изменения в природе.

Регулятивные.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Познавательные.

Описывать сезонные изменения в природе.

Коммуникативные.

Делать выводы.

Формирование основ

экологической культуры.

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

46-47.

        Родная природа.

Звери - млекопитающие

2

Характеризовать животных, особенности их обитания, питания, внешнего вида.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.

Коммуникативные.

Классификация животных

Ценностное отношение к природному миру.

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

48-49.

        Родная природа.

Наш уголок природы.

Экскурсия.

2

Знать основные условия благополучного роста растений.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать деятельность человека по отношению к природе.

Коммуникативные.

Подведение итогов и запись выводов по теме в дневнике наблюдений.

Бережное отношение человека к природе.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

50.

Наша Родина.          Родной край.

Мы – граждане России

1

Знать основные конституционные права и обязанности гражданина России

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Составление рассказа о правах гражданина России по опорным словам.

Коммуникативные.

Объяснение смысла пословиц об учении.

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

51.

Наша Родина.          Родной край.

О правилах поведения

1

Знать о правилах поведения при общении с друзьями.

Регулятивные.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Познавательные.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Коммуникативные.

Составление рассказа о своем лучшем друге..

Уважение к чужому мнению.

Фронтальна

я Индивидуальная

Практический

Текущий

Взаимоконтроль

52-53.

Наша Родина.          Родной край.

23 февраля- День защитника Отечества.  8 Марта – праздник всех женщин.

2

Праздничные дни России и родного города.

Опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Коммуникативные.

Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.

Освоение правил поведения в обществе.

Фронтальна

я Индивидуальная

Практический

Текущий

54-55.

Родная природа.

Март – капельник.

Экскурсия.

2

Уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Проводить групповые наблюдения.

Коммуникативные.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Ценностное отношение к природному миру.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

56.

Твое здоровье.

Если хочешь быть здоров.

1

    Знать, какое действие на организм человека оказывают закаливающие процедуры.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Принципы закаливания.

     Коммуникативные.

Составление программ закаливающих процедур.

Здоровый образ жизни.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

Взаимоконтроль

57.

Твое здоровье Здоровая пища. Режим питания

1

Знать основные правила здорового образа жизни, что значит режим питания для организма человека.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Устный диалог: «Что значит режим питания для организма человека»

Коммуникативные.

Составление программ закаливающих процедур.

 Культура поведения за столом.

Фронтальна

я Индивидуальная

Практический

Текущий

58-59.

Родная природа.

Апрель – водолей.

1

Знать условия благополучной жизни растений и животных.

Регулятивные.

Планирование решения учебной задачи.

Познавательные.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.

Коммуникативные.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Формирование основ экологической культуры.

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

Взаимоконтроль

60.

       Труд людей.

Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте

1

Уметь рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках. Знать профессии людей, связанных с транспортом.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений .

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Коммуникативные.

Работать  с иллюстративным материалом.

Ценностное отношение к природному миру. Проявлять уважение к профессиям, связанным с транспортом.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

61.

       Труд людей.

День космонавтики.

1

Праздничные дни России и родного города.

Опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные.

Планирование решения учебной задачи.

Познавательные.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.

Коммуникативные.

Уметь активно работать самостоятельно, в команде.

Дидактическая игра: «Мы – космонавты».

Проявлять уважение к профессии космонавта.

Фронтальна

я Индивидуальная

Практический

Текущий

62.

Родная природа.

Май весну завершает, лето начинает.

1

Уметь называть условия благополучной жизни растений и животных.

Регулятивные.

Планирование решения учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать признаки времен года.

Коммуникативные.

Описывать сезонные изменения в природе.

Формирование основ экологической культуры.

Фронтальная

 Работа в паре

Наблюдения

Текущий

Взаимоконтроль

63.

Родная природа.

Жизнь земноводных весной.

1

Знать необходимые условия для развития земноводных.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).

Коммуникативные.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).

Формирование основ экологической культуры

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

64..

Родная природа.

 Животное – живое существо.

1

Знать отличительные признаки живого и неживого.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Анализировать влияние современного человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Коммуникативные.

Составление памяток поведения в природе.

Правила поведения в природе. Красная книга России.

Фронтальная

Индивидуальная

Объяснительно- иллюстрационный

Текущий

65.

Родная природа.

Природе нужны все!

1

Уметь различать времена года.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Характеризовать признаки времен года.

Коммуникативные.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Формирование основ экологической культуры

Фронтальная

 Групповая

Наблюдения

Текущий

Взаимоконтроль

66.

Наша страна –Россия. Родной край.

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты - пешеход

1

Знать правила поведения в опасных для жизни ситуациях. Уметь различать знаки дорожного движения.

Регулятивные.

Удерживать цель учебной задачи.

Познавательные.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге

Коммуникативные.

Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

Оценивать поведение пешеходов на улице.

Фронтальная

 Групповая

Практический

Текущий

РЕЗЕРВ    

ИТОГО

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Окружающий мир»»

     Печатные средства обучения:

Для учителя:

  1. Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-2 классы: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
  3. Бут Т.В., Лободина Н.В. Окружающий мир: 1 класс: поурочные планы по учебнику Виноградовой Н.Ф. Волгоград: Учитель,2011.

Для учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф,2011.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Многофункциональное устройство.
  5. Цифровой микроскоп.
  6. Цифровой фотоаппарат.
  7. Видеокамера.
  8. Диктофон.

     Наглядные пособия:

  1. Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 1 класс».
  2. Набор предметных картинок.

     Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронный образовательный ресурс: окружающий мир: 1 класс: проект «Начальная школа XXI века». Издание второе, переработанное. М.: Вентана-Граф,2011. (CD)
  2. Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обучение грамоте "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа обучение грамоте  "УМК "Начальная школа XXI века"(ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 4 класс, 34часа...

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа ХХI век", 3 класс, 68 часов...