Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Новичкова Юлия Евгеньевна

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_okr_mir_2_kl.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к тематическому планированию

по окружающему миру 2 класс

   Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана основе авторской программы Н.Ф Виноградовой .   Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного воздействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке, обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развития целостного восприятия окружающего мира.

    Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника;

    Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

        В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественно-научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

При  изучении предмета младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность  нравственно – этических установок; получает начальные  навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

  1. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  2. Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  3. Принцип экологизации определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников.
  4. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.
  5. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии, на природу, в места трудовой деятельности людей т.п.

  Программа  рассчитана на 68 часов. Из расчета 2 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Название темы урока

Дата

Тип урока

Кол-во час

Вспомогательные ср-ва

Корректировка

Введение (1 ч)

1

Что окружает человека.

Общеметодологической направленности

1

Кто ты такой? (14 ч)

2

Я, ты, он, она… Все мы люди.

Общеметодологической направленности

1

3

Наши помощники – органы чувств.

Открытие нового знания

1

ИКТ

4

Проверочная работа «Наши помощники – органы чувств»

Развивающий контроль

1

5

Поговорим о здоровье.

Рефлексия

1

6

Здоровье. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»

Общеметодологической направленности

1

7

Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных»

Комбинированный

1

Проект

8

Проверочная работа «Здоровье. Режим дня»

Развивающий контроль

1

9-10

Физическая культура.

Рефлексия

2

11-12

Почему нужно правильно питаться.

Открытие нового знания. Рефлексия

2

ИКТ, проект

13

Проверочная работа «Физическая культура. Правильное питание»

Развивающий контроль

1

14-15

Почему нужно быть осторожным.

Рефлексия

2

Кто живёт рядом с тобой?(6 ч)

16-17

Что такое семья?

Рефлексия

2

18

Практическая работа «Составление семейного древа»

Общеметодологической направленности

1

Проект

19-20

О правилах поведения

2

ИКТ

21

Практическая работа «Составление правил этикета (по группам)»

1

Проект

Россия – твоя Родина. (13 ч)

22

Родина – что это значит.

Общеметодологической направленности

1

23

Как Русь начиналась.

Открытие нового знания

1

24

Прошлое, настоящее, будущее. Практическая работа «Родина. История рассказывает о прошлом»

Комбинированный

1

25-26

Москва – столица России.

Общеметодологической направленности

2

ИКТ

27

Города России.

Открытие нового знания

1

ИКТ

28

Родной край – частица Родины.

Рефлексия

1

пректы

29-30

Как трудятся россияне.

Рефлексия

2

31

Все профессии важны

Рефлексия

1

ИКТ

32

Мы – граждане России.

Общеметодологической направленности

1

33

Практическая работа «Мы граждане России»

Развивающий контроль

1

34

Россия – многонациональная страна.

Открытие нового знания

1

Мы – жители Земли.(9 ч)

35-36

Твоё первое знакомство со звёздами.

Открытие нового знания

2

ИКТ

37-38

Чем Земля отличается от других планет?

Открытие нового знания

2

39

В некотором царстве…

Открытие нового знания

1

40

Грибы.

Открытие нового знания

1

ИКТ

41

Какие животные живут на Земле

Общеметодологической направленности

1

ИКТ

42-43

Разнообразие растений

Комбинированный

2

ИКТ

Природные сообщества(22 ч)

44

Среда обитания – что это такое.

Открытие нового знания

1

45

Лес и его обитатели.

Общеметодологической направленности

1

46

Деревья леса.

Экскурсия

1

ИКТ

47

Кустарники леса.

Экскурсия

1

ИКТ

48

Травянистые растения леса. Практическая работа с натуральными объектами.

Комбинированный

1

49

Проверочная работа «Растения леса»

Развивающий контроль

1

50

Животные леса. О лесных зверях

Рефлексия

1

ИКТ

51-52

Птицы – лесные жители

Рефлексия

2

ИКТ

53

Пресмыкающиеся

Рефлексия

1

ИКТ

54

Насекомые леса

Рефлексия

1

ИКТ

55

Что мы знаем о воде.

Рефлексия

1

56

Практическая работа «Опыты с водой»

Общеметодологической направленности

1

57

Водоёмы и их обитатели

Рефлексия

1

58

Океаны и моря – водоёмы.

Рефлексия

1

59

Река – пресный водоём.

Рефлексия

1

60

Болота - водоём

Экскурсия. Рефлексия

1

61-62

Луг и его обитатели. Практическая работа с натуральными объектами.

Экскурсия. Рефлексия

2

63-64

Поле и его обитатели. Практическая работа с натуральными объектами.

Рефлексия

2

65

Сад и его обитатели.

Рефлексия

1

Природа и человек (3 ч)

66

Человек – часть природы.

Общеметодологической направленности

1

67

Итоговая контрольная работа

Развивающий контроль

1

68

Анализ контрольных работ

Рефлексия

1

Содержание тем учебного курса.

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей. УУД

Введение.

Что окружает человека

Что такое окружающий мир: живая и неживая природа. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Природа и человек

Человек — часть природы. Правила поведения в природе

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения во 2 классе уч-ся научатся:

  1. Составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  2. Называть основные правила и обязанности граждан России, права ребёнка;
  3. Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  4. Различать прошлое, настоящее, будущее; год, век; соотносить событие с его датой;
  5. Характеризовать кратко Солнечную систему;
  6. Называть царства природы
  7. Описывать признаки животного и растения как живого существа;
  8. Моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  9. Устанавливать основные признаки разных сообществ;
  10. Описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

К концу обучения во 2 классе уч-ся могут научиться:

  1. «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  2. Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (описании) изученные сведения из истории Москвы;
  3. Ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  4. Проводить несложные опыты и наблюдения;
  5. Приводить примеры из Красной книги России (на примере своей местности).

Изучение предмета «Окружающий мир позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты:

  1. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  2. Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  3. Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, толерантности к людям;
  4. Понимание роли человека в обществе;
  5. Формирование основ экологической культуры, понимание ценности жизни.

Предметные результаты:

  1. Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  3. Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира;
  4. Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

Матапредметные результаты:

  1. Интеллектуальные действия – способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
  2. Регулятивные действия – владение способами организации, планирование различных видов деятельности;
  3. Коммуникативные действия – способность передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Контроль уровня обученности.

Во 2 классе вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Основная цель текущего опроса – проверка того, как идёт процесс формирования знаний и умений, анализ деятельности учителя.

Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках «Окружающего мира». Ученику предоставляется возможность более тщательно подготовиться к ответу: переделать, дополнить, уточнить и в результате – исправить отметку.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени.

        Со 2 класса учитель систематически использует различные формы организации контроля:

- устный (предлагать вопросы, которые учили бы детей рассуждать, находить существенный признак явления, его причину, аргументировать свой ответ),

- письменный: самостоятельные работы (10-15 мин., их необязательно оценивать отметкой) и контрольные работы (целесообразно делать их разноуровневыми),

Работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п.

При оценке работ использовать отметку в виде дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы (нет ошибок), а знаменатель – о некоторых допущенных промахах, недостатках, которые не влияют на её результат. В журнал заносится только отметка числителя.

Список литературы.

1. Виноградова Н.Ф. Программа. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2012

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 2 класс. Учебник. М., «Вентана-Граф», 2012

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2012

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2. 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012

Список литературы

Основная:

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир 2 класс, учебник в 2-х частях 4-е издание дораб. – М: Вентана-Граф, 2011
  2. Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1,2 3-е издание, дораб. – М: Вентана-Граф, 2011

Дополнительная:

  1. Журнал «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по окружающему миру. Программа:"Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружающему миру с УУД.1 класс....

Рабочая программа по "окружающему миру" по программе "Начальная школа XXI века"

Программа разработана на 4 года, отвечает стандартам второго поколения....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по окружющему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф.Виноградовой ...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "Школа 21 века" 2 класс...