Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okr_mir_2_kl.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана основе авторской программы Н.Ф Виноградовой . Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного воздействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке, обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развития целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психологическое и личностное развитие школьника;
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- Принцип интеграции – соотношение между естественно-научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
При изучении предмета младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников.
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии, на природу, в места трудовой деятельности людей т.п.
Программа рассчитана на 68 часов. Из расчета 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы урока | Дата | Тип урока | Кол-во час | Вспомогательные ср-ва | Корректировка |
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Что окружает человека. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Кто ты такой? (14 ч) | ||||||
2 | Я, ты, он, она… Все мы люди. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
3 | Наши помощники – органы чувств. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ | ||
4 | Проверочная работа «Наши помощники – органы чувств» | Развивающий контроль | 1 | |||
5 | Поговорим о здоровье. | Рефлексия | 1 | |||
6 | Здоровье. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
7 | Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных» | Комбинированный | 1 | Проект | ||
8 | Проверочная работа «Здоровье. Режим дня» | Развивающий контроль | 1 | |||
9-10 | Физическая культура. | Рефлексия | 2 | |||
11-12 | Почему нужно правильно питаться. | Открытие нового знания. Рефлексия | 2 | ИКТ, проект | ||
13 | Проверочная работа «Физическая культура. Правильное питание» | Развивающий контроль | 1 | |||
14-15 | Почему нужно быть осторожным. | Рефлексия | 2 | |||
Кто живёт рядом с тобой?(6 ч) | ||||||
16-17 | Что такое семья? | Рефлексия | 2 | |||
18 | Практическая работа «Составление семейного древа» | Общеметодологической направленности | 1 | Проект | ||
19-20 | О правилах поведения | 2 | ИКТ | |||
21 | Практическая работа «Составление правил этикета (по группам)» | 1 | Проект | |||
Россия – твоя Родина. (13 ч) | ||||||
22 | Родина – что это значит. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
23 | Как Русь начиналась. | Открытие нового знания | 1 | |||
24 | Прошлое, настоящее, будущее. Практическая работа «Родина. История рассказывает о прошлом» | Комбинированный | 1 | |||
25-26 | Москва – столица России. | Общеметодологической направленности | 2 | ИКТ | ||
27 | Города России. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ | ||
28 | Родной край – частица Родины. | Рефлексия | 1 | пректы | ||
29-30 | Как трудятся россияне. | Рефлексия | 2 | |||
31 | Все профессии важны | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
32 | Мы – граждане России. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
33 | Практическая работа «Мы граждане России» | Развивающий контроль | 1 | |||
34 | Россия – многонациональная страна. | Открытие нового знания | 1 | |||
Мы – жители Земли.(9 ч) | ||||||
35-36 | Твоё первое знакомство со звёздами. | Открытие нового знания | 2 | ИКТ | ||
37-38 | Чем Земля отличается от других планет? | Открытие нового знания | 2 | |||
39 | В некотором царстве… | Открытие нового знания | 1 | |||
40 | Грибы. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ | ||
41 | Какие животные живут на Земле | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ | ||
42-43 | Разнообразие растений | Комбинированный | 2 | ИКТ | ||
Природные сообщества(22 ч) | ||||||
44 | Среда обитания – что это такое. | Открытие нового знания | 1 | |||
45 | Лес и его обитатели. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
46 | Деревья леса. | Экскурсия | 1 | ИКТ | ||
47 | Кустарники леса. | Экскурсия | 1 | ИКТ | ||
48 | Травянистые растения леса. Практическая работа с натуральными объектами. | Комбинированный | 1 | |||
49 | Проверочная работа «Растения леса» | Развивающий контроль | 1 | |||
50 | Животные леса. О лесных зверях | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
51-52 | Птицы – лесные жители | Рефлексия | 2 | ИКТ | ||
53 | Пресмыкающиеся | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
54 | Насекомые леса | Рефлексия | 1 | ИКТ | ||
55 | Что мы знаем о воде. | Рефлексия | 1 | |||
56 | Практическая работа «Опыты с водой» | Общеметодологической направленности | 1 | |||
57 | Водоёмы и их обитатели | Рефлексия | 1 | |||
58 | Океаны и моря – водоёмы. | Рефлексия | 1 | |||
59 | Река – пресный водоём. | Рефлексия | 1 | |||
60 | Болота - водоём | Экскурсия. Рефлексия | 1 | |||
61-62 | Луг и его обитатели. Практическая работа с натуральными объектами. | Экскурсия. Рефлексия | 2 | |||
63-64 | Поле и его обитатели. Практическая работа с натуральными объектами. | Рефлексия | 2 | |||
65 | Сад и его обитатели. | Рефлексия | 1 | |||
Природа и человек (3 ч) | ||||||
66 | Человек – часть природы. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
67 | Итоговая контрольная работа | Развивающий контроль | 1 | |||
68 | Анализ контрольных работ | Рефлексия | 1 |
Содержание тем учебного курса.
Название раздела (темы) | Программное содержание | Характеристика деятельности детей. УУД |
Введение. Что окружает человека | Что такое окружающий мир: живая и неживая природа. Время: настоящее, прошлое, будущее | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее |
Кто ты такой | Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность |
Кто живёт рядом с тобой | Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях |
Россия — твоя Родина | Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране | Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям |
Мы — жители Земли | Солнечная «семья». Земля как планета жизни | Характеристика планет Солнечной системы |
Природные сообщества | Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения |
Природа и человек | Человек — часть природы. Правила поведения в природе | Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе» |
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения во 2 классе уч-ся научатся:
- Составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- Называть основные правила и обязанности граждан России, права ребёнка;
- Оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- Различать прошлое, настоящее, будущее; год, век; соотносить событие с его датой;
- Характеризовать кратко Солнечную систему;
- Называть царства природы
- Описывать признаки животного и растения как живого существа;
- Моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
- Устанавливать основные признаки разных сообществ;
- Описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
К концу обучения во 2 классе уч-ся могут научиться:
- «читать» информацию, представленную в виде схемы;
- Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (описании) изученные сведения из истории Москвы;
- Ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
- Проводить несложные опыты и наблюдения;
- Приводить примеры из Красной книги России (на примере своей местности).
Изучение предмета «Окружающий мир позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты:
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, толерантности к людям;
- Понимание роли человека в обществе;
- Формирование основ экологической культуры, понимание ценности жизни.
Предметные результаты:
- Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира;
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
Матапредметные результаты:
- Интеллектуальные действия – способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
- Регулятивные действия – владение способами организации, планирование различных видов деятельности;
- Коммуникативные действия – способность передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Контроль уровня обученности.
Во 2 классе вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса – проверка того, как идёт процесс формирования знаний и умений, анализ деятельности учителя.
Тематический контроль особенно целесообразно проводить на уроках «Окружающего мира». Ученику предоставляется возможность более тщательно подготовиться к ответу: переделать, дополнить, уточнить и в результате – исправить отметку.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени.
Со 2 класса учитель систематически использует различные формы организации контроля:
- устный (предлагать вопросы, которые учили бы детей рассуждать, находить существенный признак явления, его причину, аргументировать свой ответ),
- письменный: самостоятельные работы (10-15 мин., их необязательно оценивать отметкой) и контрольные работы (целесообразно делать их разноуровневыми),
Работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п.
При оценке работ использовать отметку в виде дроби: числитель говорит о том, каков результат выполнения работы (нет ошибок), а знаменатель – о некоторых допущенных промахах, недостатках, которые не влияют на её результат. В журнал заносится только отметка числителя.
Список литературы.
1. Виноградова Н.Ф. Программа. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2012
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 2 класс. Учебник. М., «Вентана-Граф», 2012
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1-4 классы. М.: «Вентана-Граф», 2012
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочие тетради №1,2. 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
Список литературы
Основная:
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир 2 класс, учебник в 2-х частях 4-е издание дораб. – М: Вентана-Граф, 2011
- Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1,2 3-е издание, дораб. – М: Вентана-Граф, 2011
Дополнительная:
- Журнал «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по окружающему миру. Программа:"Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружающему миру с УУД.1 класс....
Рабочая программа по "окружающему миру" по программе "Начальная школа XXI века"
Программа разработана на 4 года, отвечает стандартам второго поколения....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружющему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф.Виноградовой ...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс...