рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Щербакова Ирина Ильинична

рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._okr.mir_.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/_НесмеяноваИ.А./

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

_____________________/Махранова Е.В./

           ФИО

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

___________________/Машина З.А._/

                 ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Щербаковой Ирины Ильиничны

______________________________________________

Ф.И.О., категория

окружающему миру, 2 б класс

по____________________ __________________________

Предмет, класс и т.п.

2011 - 2012  учебный год

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 2 класс, в соответствии  с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.).

           Особое значение программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную  сущность.  Особенностью программы является  включение знаний, которые способствуют познанию самого себя, расширяют представления о психической природе человека.

Цели предмета «Окружающий мир» :

  1. Формирование социального опыта школьника, осознания  взаимодействия в системе  « человек – природа – общество»;
  2.  Воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
  3. Понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

  1. Формирование разнообразных представлений о природе, человеке, обществе;
  2. Развитие целостного восприятия окружающего мира;
  3. Ознакомление со связями в природном и социальном мире;
  4. Психическое и личностное развитие учащегося;
  5. Воспитание гуманистических норм существования в среде обитания;

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Развитие развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры ( образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.

Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных  сведений как из естественнонаучных дисциплин, так и гуманитарных в среднем звене школы, ориентировку в научных терминах и отдельных понятиях.

«Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использование нетрадиционных форм организации. Широкий спектр имеют методы и приемы, такие как: наблюдение, экскурсии, целевые прогулки. Широко привлекаются практические действия учащихся, изобразительная деятельность, игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические игры). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: коллективные, индивидуальные, групповые, работа  в парах.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник :

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

- получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Данная рабочая программа рассчитана на 2011 - 2012 учебный год.   В соответствии с учебным планом на изучение  предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов по 2 часа в неделю.

    Результаты изучения учебного  предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание  себя  членом  общества  и  государства (российской  идентичности), чувство  любви  к  родной  стране, выражающееся  в  интересе  к  ее  природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

• осознание  и  принятие  базовых  общечеловеческих  ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными   результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность  регулировать собственную  деятельность, направленную на  познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• осознание  правил  и  норм  взаимодействия  со  взрослыми  сверстниками  в

сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

· способность  работать  с  моделями  изучаемых  объектов  и  явлений  окружающего мира.

Предметными  результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

· усвоение  первоначальных  сведений  о  сущности  и  особенностях  объектов, процессов  и  явлений, характерных  для  природной  и  социальной  действительности (в пределах изученного);

· сформированность  целостного, социально-ориентированного  взгляда  на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

· владение  базовым  понятийным  аппаратом (доступным  для  осознания  младшим школьником), необходимым  для  дальнейшего  образования  в  области  естественно- научных и социальных дисциплин;

· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности  природных  объектов, описывать  и  характеризовать  факты  и  события культуры, истории общества.

· владение  навыками  устанавливать  и  выявлять  причинно-следственные  связи  в окружающем мире природы и социума.

· овладение  основами  экологической  грамотности, элементарными  правилами нравственного поведения;

· понимание  роли  и  значения  родного  края  в  природе  и  историко-культурном наследии России, в её современной жизни.

-понимание  места  своей  семьи  в  прошлом  и  настоящем  своего  края, в  истории  и культуре России.

· понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий , побед.

   Программа второго класса содержит  5 основных разделов:

Перечень  разделов программы

Количество часов

1

Что нас окружает

2

2

Кто ты такой

10

3

Кто живёт рядом с тобой

11

4

Россия – твоя Родина

20

5

Мы – жители Земли

25

         Содержание курса  позволяет осуществить интеграцию двух уровней:

Первый – взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе.

Второй – перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника.

Обучение ведется по учебнику Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в двух частях и двум рабочим тетрадям этого же автора. Учебники и тетради по окружающему миру содержат разнообразный, интересный по содержанию материал. Много практических заданий, экскурсий. В процессе изучения у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

         Основные методы, реализующие идеи курса: объяснительно-иллюстрированный, игровой, экскурсии, поисковый, продуктивный (наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования природной среды и др.),.

         Формы урочной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Групповая и парная работа учащихся занимает 40 %.

 Программой предусмотрено контроль и оценка знаний учащихся.

         При организации контроля учитываются:

  1. Психологические особенности младшего школьника:

- недостаточно развитую деятельность контроля;

- слабый контроль и самоконтроль;

- неумение найти ошибки и неточности в работе, определить причину их возникновения.

2) Существенное значение имеет учет индивидуальных возможностей учеников, темп их обучаемости, характер овладения способом решения учебной задачи;

3) Необходимо повышать роль положительной словесной оценки.

             Выполнение этих требований окажут влияние на создание  положительного отношения к учению, снимет эффект  «боязни» контроля и повысит заинтересованность в нем каждого ученика.

            Во 2 классе проводятся следующие контрольные работы:

  текущие, тематические, итоговые.

.             Контрольные работы проводятся в форме: устного и письменного опроса, тестов, игры, графики, отчета. Чаще используются двухвариантные работы.

«Высокий» уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«Средний» уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«Допустимый» уровень - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«Низкий» уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

        Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля.

       Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

В конце года проводится итоговая комплексная (интегрированная работа).

Комплексная работа позволяет:

1.установить уровень владения  второклассниками  основными общеучебными  умениями: навыками осознанного чтения, умением работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться  в освоении учебного материала.

 2. проследить динамику формирования ряда  предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

 Сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятиях:

— объекты живой и неживой природы, их распознавание и классификация, некоторые свойства отдельных объектов;

— тела и вещества, некоторые их характеристики;

— некоторые географические объекты, их распознавание.

 Динамика формирования базовых методологических    представлений    и    способов    действий, в том числе различение фактов и суждений; выявление в прочитанных текстах описаний проблемы и гипотезы; освоение навыков систематизации, измерения и оценки, навыков работы с картой.

Комплексная работа дает возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших  универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Содержание программы.

Введение. Что нас окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че ловек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (11ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно классники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про фессии, значение которых возросло в последние годы (эко номист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе ние в V-IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз никло и что обозначает слово «гражданин».

Мы жители Земли (25 ч)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, листвен ные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в ле су. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох рана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Пра вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в крае ведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с уче том местного окружения). Экскурсии в исторический (крае ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреж дение культуры и быта (с учетом местных условий).

Экскурсии:

1.Что тебя окружает. Экскурсия в природу.

2.Правила поведения в культурном заведении. Экскурсия ДК.

3.Родной край- частица Родины. Экскурсия.

4.Как трудятся россияне. Хлеб – всему голова. Экскурсия на пекарню

5.О компьютерах. Экскурсия в кабинет информатики.

6.Родная природа – часть России. Экскурсия в парк

7.Лес и его обитатели.

8.Растения луга. Экскурсия.

9.Сад и его обитатели. Экскурсия в сад.

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натураль ными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядо витые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Практические работы:

1. Наши помощники-органы чувств: обоняние, вкус, слух,  осязание.

2. Культура поведения за столом

3. Семья-коллектив близких людей – генеалогическое древо.

4. Чем семья занимается в свободное время

5. Поговорим о воде ?

6. Царства живой природы. Грибы (муляжи)

7. Деревья леса (работа с гербарием)

 8. Травянистые растения леса (работа с гербарием)

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

  1. правила здорового и безопасного образа жизни;
  2. правила поведения на природе, в общественных мес тах, учреждениях культуры;
  3. основные права граждан России и права ребенка;
  4. основные древние города Руси и  России  (не ме нее 3-4);

различать (соотносить):

  1. прошлое — настоящее — будущее;
  2. год — век (столетие);
  3. предметы неживой и живой природы, изделия;
  4. представителей растительного и животного мира и ме ста их обитания;
  5. этические понятия: заботливость,  внимательность, деликатность, доброта и др.;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. соотносить событие с датой его происхождения;
  2. характеризовать  значение   природы  для  человека и правила отношения к ней;
  3. описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
  4. устанавливать связь между природным объектом и ус ловиями его обитания;
  5. составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
  6. составлять сюжетные и описательные рассказы об изу ченных исторических событиях;
  7. проводить элементарные опыты и наблюдения (в соот ветствии с программой), фиксировать их результаты.

Второклассник научится:

  1. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  2. проводить несложные наблюдения в окружающей среде, описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  3. сравнивать объекты живой и неживой природы на ос нове внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  1. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использо вать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

•        определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природ ные объекты, здоровье и безопасность человека;

•        понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

  1. узнавать государственную символику Российской Феде рации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  1. различать прошлое, настоящее, будущее;
  2. оценивать характер взаимоотношений людей в различ ных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доб рожелательности и эмоционально-нравственной отзывчивос ти, понимания чувств других людей и сопереживания им;

•        использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литерату ру о человеке и обществе с целью поиска познавательной ин формации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.

Второклассник  получит возможность научиться:

  1. пользоваться простыми навыками самоконтроля са мочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной ги гиены;
  2. выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соот ветствии с поставленной задачей и условиями её реализа ции.

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразны ми окружающими социальными группами;
  2. наблюдать и описывать проявления богатства внут реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи.
  3. проявлять уважение и готовность выполнять совме стно установленные договорённости и правила, в том чи сле правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра зовательной среде;
  4. определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со вместной деятельности, адекватно оценивать собствен ное поведение и поведение окружающих.

Проектная деятельность  по окружающему миру

во 2 «б» класса на 2011 – 2012 учебный год

Название темы, раздела

Название проекта

Результат проекта

Фамилия, имя учащихся

1.

Что тебя окружает

Что тебя окружает

Экскурсия

Рисунки

Весь класс

Весь класс

2.

Кто ты такой

Режим дня

Сопоставительная таблица

Камьянов И

Миракина М

3.

Кто живет рядом с тобой

 Семья - коллектив близких людей

Генеалогическое древо

4.

Кто живет рядом с тобой

Чем семья занимается в свободное время

Рисунки

Презентация

Весь класс

По желанию

5.

 Россия – твоя Родина

Родной  край - частица Родины

Экскурсия

Рисунки

Презентация

Весь класс

Весь класс

6.

Россия – твоя Родина

Как начиналась Русь

Презентация

Корольков Д

7.

Россия – твоя Родина

Все профессии важны

Устная презентация

Баринова Э

8.

Россия – твоя Родина

Родная природа – часть России

Экскурсия, стенгазета

Весь класс

9.

 Мы – жители Земли

Лес и его обитатели

Экскурсия

Стенгазета

Презентация

Весь класс

Весь класс

Бастриков Д

10.

Мы – жители Земли

Растения луга

Экскурсия

Конкурс загадок

Весь класс

Весь класс

11.

Мы – жители Земли

Животные луга

Экскурсия

Сочинение загадок и рисунков

Весь класс

По желанию

12.

Мы – жители Земли

Сад и его обитатели

Экскурсия

Сочинение сказки «Я самая главная..»

Весь класс

Аникеева П

Гаврилин Д

13.

Мы – жители Земли

Красная книга

Презентация

Ивойлочев Д

График

контрольных и проверочных работ по окружающему миру

во 2 «б» класса на 2011 – 2012 учебный год

дата

тема

форма

приложение

Проверочная работа «Кто ты такой»

тест

№ 1

Контрольная работа «Что тебя окружает»

тест

№ 2

Проверочная работа «Кто живёт рядом с тобой»

тест

№ 3

Контрольная работа «Россия – твоя Родина»

тест

№ 4

Проверочная работа «Мы граждане России»

тест

№ 5

Контрольная работа «Солнечная система. Животный и растительный мир»

тест

№ 6

Проверочная работа «Мы - жители земли»

тест

№ 7

Административная  контрольная работа

№8

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс  2  а

Учитель: Мякотина А.Е.

Количество часов:

Всего 68 час; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков:  4  , проверочных работ : 4  ( тесты), практических работ: 4, экскурсий: 9.

Административных контрольных уроков: 1

Планирование оставлено на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХ1 века» и программы курса «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой;

Информационно - методическое обеспечение:

  1. Учебник «Окружающий мир» 1 и 2 части, автор Н.Ф.Виноградова, Москва «Вентана-Граф», 2009 год;
  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» №1,№2 автор Н.Ф Виноградова, Москва, «Вентана-Граф», 2011 год;
  3. Методика обучения «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградлва, Москва, «Вентана-Граф», 2008 год;
  4. Оценка знаний (проверочные и контрольные работы) «Окружающий мир», Москва, «Вентана-Граф», 2008 год.

п/п

Название разделов и тем

Всего

уроки

Контр.

Самост.

Практ.

Экскурсии

Характеристика деятельности

Дата

Дата при корректиров

ке

1

Что нас окружает                          

2

1.1

Неживая и живая природа

1

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Группировать объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения.

1.2

Что тебя окружает. Экскурсия.

1/2

 (с.9)

1/2

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать  полученные сведения.

2

Кто ты такой?

10

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

2.1

Каким родиться человек

Все мы - люди.

1/2

1/2 с.16

№4

2.2

Наши помощники-органы чувств: обоняние, вкус, слух,  осязание.

1/2 №12

С.18

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

2.3

Что такое здоровье

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи.

2.4

Режим дня

1/2

1/2 с.21

№19

Практическая работа по составлению режима дня в группах

2.5

Физическая культура

1

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2.6

Почему нужно правильно питаться

1

Характеризовать способы питания.

2.7

Культура поведения за столом

1/2

1/2

Характеризовать способы питания.

Инсценировать учебные ситуации по соблюдению правил поведения за столом.

2.8

Почему нужно быть осторожным

1

Моделировать правила поведения в разных ситуациях дома

2.9

Можно ли изменить себя

1

Анализировать ситуации поведения

2.10

Тест «Кто ты такой»

Проверочная работа

№1

3

Кто живёт рядом с тобой

11

3.1

Что такое семья

1

Рассказывать о семье.

3.2

Семья-коллектив близких людей

1/2

1/2

Рассказывать о традициях, занятиях людей родного города.

3.3

Как заниматься домашним хозяйством

1

Приводить примеры заботы школьников о престарелых, больных, младших членах семьи.

3.4

Чем семья занимается в свободное время

1/2

1/2 с.45

Рассказывать о традициях, занятиях людей родного города.

3.5

Контрольная работа за 1 четверть «Что тебя окружает»

№2

3.6

Резервный урок

1

2 четверть:

3.7

О правилах поведения

1

Рассказывать о  правилах дорожного движения. Моделировать правила.

3.8

Какие бывают правила

1

Рассказывать правила отношения к себе, людям, вещам, природе.

Практическая работа «Придумай свой условный знак»

3.9

Правила поведения в культурном заведении. Экскурсия.

1/2

1/2

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать  полученные сведения.

3.10

Береги свой дом

1

Рассказывать о бережном отношении к имуществу социальной среды; бережно относиться к нему

Инсценировка предложенных ситуаций с.85

3.11

О дружбе

Тест «Кто живёт рядом с тобой» - Проверочная  работа

№3

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей

4

Россия - твоя Родина

20

4.1

Родина - что это значит?

1

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи.

4.2

Достопримечательности городов России

1

Находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов(2-3) на карте России.

4.3

12 июня – День России

1

Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы.

4.4

Родной край- частица Родины. Экскурсия.

1/2

1/2

Проводить наблюдения во время экскурсий в краеведческий музей, по улицам города и др.

4.5

История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась.

1

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать  полученные сведения о прошлом нашего государства.

4.6

О занятиях славян.

1

Пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его

4.7

Первые русские князья

1

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать  полученные сведения о прошлом нашего государства.  Пересказывать своими словами текст учебника об историческом деятеле и обсуждать его.

4.8

Мы - граждане России

1

Изготавливать наглядные пособия.

4.9

Контр. работа за 2 четверть

«Россия – твоя Родина»

№4

4.10

Резервный урок

2

3 четверть:

4.11

 Как трудятся россияне.

Хлеб – всему голова.

1

Рассказывать о труде людей по наблюдениям и экскурсиям.

4.12

Все профессии важны.

1

Наблюдать труд людей родного края  (в процессе экскурсии)

4.13

О компьютерах. Экскурсия в кабинет информатики.

1/2

1/2

Проводить наблюдения во время экскурсий в кабинет информатики.

4.14

Как можно узнать о прошлом города?

1

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать  полученные сведения о том, кто такие летописцы, археологи, уметь различать их работу.

4.15

Москва – столица России.

Как Москва строилась.

Находить местонахождение Москвы и других крупнейших городов(2-3) на карте России.

4.16

Санкт - Петербург

1

Находить местонахождения  города Санкт-Петербурга, назвать его  достопримечательности.

Рассказывать о том, как построили город Санкт-Петербург

4.17

Золотое кольцо России

1

Находить  города России, их достопримечательности.

4.18

Россия – многонациональная страна

1

Называть  национальности людей, живущих в России (основные).

4.19

Родная природа – часть России. Экскурсия

1/2

1/2

Проводить наблюдения во время экскурсий в краеведческий музей, по улицам города и др.

4.20

Тест «Мы – граждане России»

Проверочная работа

№5

5

Мы- жители Земли

25

5.1

Твоё первое знакомство со звёздами. Планета Земля. Луна. Глобус. Карта.

1

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца. Работать с готовыми моделями.

5.2

Царства живой природы. Бактерии. Грибы.

1/2

1/2№3,4

С. 7

Рассказывать о роли грибов и бактерий в природе и жизни людей.

5.3

Животные

1

Описывать внеш6ний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

5.4

Растения.

1

Приводить примеры растений, выделять их отличия. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

5.5

Лес и его обитатели.

Экскурсия

1/2

1/2

Проводить наблюдения во время экскурсий.

5.6

Деревья леса

1/2

1/2

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

5.7

Кустарники леса.

1

Проводить наблюдения во время экскурсий. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

5.8

Травянистые растения леса.

Лесная аптека.

1

1/2

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни человека.

5.9

Контрольная работа за 3 четверть «Животный и растительный мир»

№6

Резервный урок

1

4 четверть:

5.10

Поговорим о воде

1/2

1/2

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

5.11

Обитатели водоёмов

1

Характеризовать природные сообщества (на примере водоёма).

5.12

Какие бывают водоёмы

1

Рассказывать о водоемах, назвать их.

Называть жителей пресных водоемов

5.13

Река – пресный водоём.

Растения и обитатели реки

1

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из учебника.

5.14

Жители и растения болот.

1

1

Характеризовать природные сообщества (на примере водоёма)

5.15

Растения луга. Экскурсия.

1/2

1/2

Характеризовать природные сообщества (на примере луга)

5.16

Животные луга

1

Характеризовать природные сообщества.

Изготавливать наглядные пособия.

5.17

Административная к/работа

№7

5.18

Зерновые культуры.

Животные поля.

1

Характеризовать природные сообщества (на примере поля)

5.19

Сад и его обитатели. Экскурсия в сад.

1/2

1/2

Характеризовать природные сообщества (на примере сада)

5.21

Природа и человек

1

Оценивать конкретные примеры поведения в природе

5.22

Красная книга

1

Называть многие растения и животных под охраной, любить и беречь природу

Природа как важнейшее условие жизни человека

5.23

Итог по теме «Мы- жители Земли»

1

5.24

Проверочная работа «Мы – жители Земли»

№8

5.25

Резервный урок

1


Приложение №1

Текущий контроль

Задание 1. Напиши названия месяцев, начиная с марта._____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Закончи предложения.

Пырей — дикорастущее растение, а пшеница —_________________________________________

Сосна — дерево, сирень — _________________________________________

Задание 3. Подчеркни правильный ответ.

Пчелы и осы для защиты

  1. используют сходство с листьями;
  2. выделяют плохо пахнущую жидкость;
  3. имеют жало.

Задание 4. Поздравь бабушку с днём рождения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Подпиши названия дорожных знаков.

1.        

2.______________________________________________________

3.         

4        

Задание 6. Найди ошибку.

Медведь, еж,  свинья, кошка, корова, змея — звери.

Задание 7. Напиши название главного города России. __________________________________

Задание 8. Какие народы живут в России ( напиши названия 2-3 народов). _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Соедини линиями: из чего делают эти изделия.

 

  Хохлома                    глина

  Дымково                   дерево


Приложение № 2

Контрольная работа «Что тебя окружает»    

                                                                                                                 

Напиши предмет неживой природы:

Машина, камень, воробей.

  1. Напиши предмет, который не относится к природе (изделие):

грибы, книга, дятел

3.  Сколько дней в неделе? 5    7     12     30

4.  Сколько месяцев в году?  10     12      30

5.  Главное отличие человека от животных:  дышать, питаться, мыслить

6.  Соедини стрелочкой:                обоняние                       глаз

                                                         Осязание                        нос

                                                         Орган вкуса                   уши

                                                         Орган слуха                   кожа

                                                         Орган зрения                 язык

7.  телефон скорой помощи:      01             02                 03                   04

8.  С какой стороны должен падать свет при выполнении домашней работы?

     Слева     справа      

  1. 20 часов -  это  утро, день, вечер, ночь ? Выбери правильный ответ.

  1.  Запиши любых пять римских чисел.

  1.   В каком продукте больше витамина С?    Сыр  хлеб    яблоко   рыба    хлеб

  1.   Дорожный знак в красном треугольнике:

Предупреждающий, запрещающий, предписывающий

13.  Запиши своё отчество

           

Приложение № 3

 Проверочная работа  «Кто живёт рядом с тобой»

                                                                                                             

  1. Закончи предложения:

Папин папа – это …

Тетя – это сестра мамы или …

  1. Вставь пропущенные слова в пословицы:

Не красна изба углами, а красна ….

Нет друга …, а нашёл ….

  1. У Саши большая семья . У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними ещё живёт бабушка его мамы и тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?

  1. Разгадай 7я.

  1. Выбери правильный ответ. Семья – это…

а) все мои родственники;

б) близкие люди, живущие в одной квартире;

в) бабушки, дедушки, тёти, дяди

6.  Напиши полное имя, отчество и фамилию своей мамы.

7. Напиши ваш любимый семейный праздник.

8. Егор и Лиза сидели на скамейке в парке на берегу озера и ели яблоки. Куда они выбросят огрызки?  

 а) бросят рядом со скамейкой;

 б) будут бросать в озеро, кто дальше забросит;

  в) возьмут с собой и выбросят в урну для мусора

Приложение №  4.

 Контрольная работа  «Россия – твоя Родина»

1. Выбери и напиши название нашей страны :

Россия                Саратов                Украина                   Шиханы

  1. Выбери и запиши слова близкие по смыслу слову Родина:

Отечество              чужбина         государство         Отчизна

  1. Где что находится. Соедини стрелкой

 

Волгоград                                музей «Ясная поляна»

Тула                                         музей «Мамаев Курган»

Москва                                     музей «Домик Лермонтова»

Пятигорск                                Большой театр

  1. Соедини правильно стрелочкой:

Прошлое – это  то,                            что происходит сейчас

    Настоящее – это то,                           что будет

    Будущее – это то,                               что уже было

  1. Объясни, что обозначают старинные слова на современном языке :

вече -

трапеза –

  1. Выбери три имени первых русских князей:

Василий, Рюрик, Иван, Николай, Олег, Игорь, Пётр  

7.Соедини профессию и место работы:          

                    Музей                                каменщик

                    Театр                                  металлург

                    Стройка                              экскурсовод

                     Завод                                   режиссёр

                     Шахта                                 проходчик

                     Фабрика                              портниха

  1. Соедини начало и конец пословицы:

Родина – мать,                                                  чужая – мачеха.

Родная сторона -  мать, а                                зайцу дорог.

Родной куст и                                                   умей за неё постоять.

  1. Выбери и запиши сельские профессии:

Доярка, пианист, фермер, тракторист, комбайнер, лётчик, академик, программист  

Приложение № 5

Проверочная работа «Мы граждане России»

                                                                                                       

  1. Ты – гражданин страны :                а) Белоруссии;

                                                                б) России;

                                                                 в) Украины

2. Столица России:           а) Шиханы

                                            б) Саратов

                                            в) Москва

3.Главный Закон государства:                           а) паспорт

                                                                               б) Конституция    

                                                                                в) Уголовный Кодекс

4. Выбери символы государства:

Гимн, города, флаг, дороги, леса, герб, горы, реки, президент

  1. Какие три полосы на Российском флаге:

А) синяя, красная, белая;

Б) белая, синяя, красная;

В) белая, красная, синяя

  1. Текст Гимна России написал:                а) Михалков С.В.

                                                                        б) Пушкин А.С.

                                                                         в) Маяковский В.В.

8.  Соедини  правильно  стрелкой:

          Древние предметы                                                            летописец

          Древние (исторические) книги                                        археолог

  1. Москву стали строить при князе :

                     а) Рюрике

                     б) Юрие Долгоруком

                     в) Иване Калите

9. Запиши, какие ты знаешь достопримечательности Москвы.

10 Сколько лет Москве?                100                   860                     300

         

  1. Кто приказал строить город  Санкт - Петербург?    

  1. Запишите не менее трёх городов Золотого кольца России.

  1.  Запищите не менее пяти национальностей, проживающих  в России.      

Приложение № 6.

Контрольная работа «Солнечная система. Животный и растительный мир»

                                                                                                             

  1. Человек, изучающий планеты и звёзды:

а) агроном               б) археолог                  в) астроном

2.  Планета, на которой мы живём:

а) Марс     б) Земля               в) Венера

3.  Ближайшая к нашей планете звезда:

а) Солнце               б) Луна                    в) Юпитер

4. Глобус – это:

а) планета Земля              б) модель Земли               в) шарик

5. Выпиши царства живой природы:

Бактерии, глина, грибы, вода, песок, растения, животные, мел, столб

  1. Выпиши «лишний гриб» :

а) опёнок            б) рыжик             в) бледная поганка        г) боровик

8. Соедини стрелкой:

Черви                                                                 акула

Паукообразные                                                 кузнечик

Земноводные                                                    пиявка

Насекомые                                                        филин

Птицы                                                                дельфин

Пресмыкающиеся                                             тритон

Млекопитающие                                               тарантул

Рыбы                                                                   ящерица

  1. Кто где живёт?

                                   Орёл                                        берлога

                                   Бобр                                         гнездо

                                   Медведь                                   дупло

                                   Лиса                                          хатка

                                   Белка                                        нора

  1. Впиши пропущенные слова, части растения – это  …, стебель, …,  цветок и  плод с семенами .
  2.  Выпиши «лишнее растение» :

А) сосна      б) ель              в) можжевельник          г) пихта

11. У кого какой плод? Соедини  стрелкой:

                         Дуб                                          костянка

                         Земляника                               летучка

                         Вишня                                     ягода

                         Фасоль                                     жёлудь  

                         Одуванчик                               боб

12. Выпиши, какое растение относится к хвойным?  

Мак, берёза, липа, астра, лиственница, клён

Приложение № 7.

Проверочная работа по теме «Лес и его обитатели»

                                                                                                 

Приведи примеры растений каждого «этажа» леса:

Верхний____________________

Средний_____________________

Нижний______________________

  1. Впиши пропущенные слова. Развитие растения: семена, …, растение с двумя листьями, растение с многими листьями,…, зародыш плода,…, семена
  2. Что растению необходимо для жизни? Впиши пропущенные слова:

Свет, …,           воздух,…..,               почва

  1. Какие растения дали названия лесу. Соедини стрелкой:

                  Дубрава                                осина

                  Бор                                        берёза

                  Осинник                               дуб

                   Роща                                    сосна

  1. Узнай дерево по описанию:

«Могучий, величавый, развесистый долгожитель. Венком из его листьев награждали героев. Он может прожить 1000 лет» Это______________.

« Это дерево доживает до 500 лет. Прочную древесину издавна использовали для самых важных строительных работ: мостов, оснований для домов, Она не боится воды, Она одна среди своих родных подружек на зиму сбрасывает летнюю одежду». Это________________

  1. Опишите  берёзу.
  2. Что делают из древесины? Приведите примеры.
  3. Приведите примеры лекарственных растений.
  4. Узнай животное по описанию:

«У неё острые крепкие зубы и цепкие лапки, она любит прыгать по веткам и грызть семечки и орехи.»

«Этого зверя называют хозяином леса, Он крупный, с мощными лапами. Любит лакомиться малинкой. Всеядное животное.»

  1. Какая птица «лишняя» и почему: дятел, скворец, ласточка.
  2. Узнай птицу по описанию:

«Во время движения по земле она всё время потряхивает хвостиком, Питается насекомыми, которых ловит на лету»  

«Стрекотунья, белобока,

Под калиткою моей

Скачет пёстрая ….(вставь название птицы)

И пророчит мне гостей»   А.Пушкин

12. Как себя вести в случае встречи со змеёй? Вспомни и напиши 1-2 правила.

13.  К какому виду животных относятся: жук-олень, жук-скакун, муравьи?

14. Запиши 1-2 правила поведения в лесу.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."

Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века

Рабочая   программа  по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Конц...