Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 года № 01-03/06321;
- Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь;
- Учебный план средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь на 2014-2015 учебный год.
Цели курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных на; в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой» поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдении, чтения и получения информации от взрослых.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 3 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религии.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение обшей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных—долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Учебно-тематический план
3 класс (68 ч)
«Как устроен мир» (7ч) |
«Эта удивительная природа» (19ч) |
«Мы и наше здоровье» (10 ч) |
«Наша безопасность» ( 8 ч) |
«Чему учит экономика» (12 ч) |
«Путешествия по городам и странам» (10 ч) |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
Как устроен мир. (7ч) | |||||||||||||
1 | Природа. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу Расширять знания о природе, значении природы для людей. Классифицировать природные объекты. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
2 | Человек. | Определять положения человека в мире. Формировать первоначального представления о психических процессах (восприятии, памяти, мышления, воображения). Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Различать внешность человека и его внутренний мир, оценивать внутренний мир человека. | |||||||||||
3 | Проект « Богатства, отданные людям» | Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, в Интернете. Презентовать проект. Оценивать результаты работы. | |||||||||||
4 | Общество. | Определять положения человека в обществе. Формировать представления об обществе и его составных частях (семья, народ, государство). Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Характеризовать семью, народ, государство как части общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. | |||||||||||
5 | Что такое экология | Расширять и углублять знания об экологии как науке, ее роли в жизни человека и общества. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
6 | Природа в опасности! | Обсуждать примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Рассказать об исчезнувших навсегда животных, о мерах по охране природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды. | |||||||||||
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». | Выполнять тесты с выбором ответа Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||
Эта удивительная природа.(19 ч) | |||||||||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | Формировать представления о телах, о веществах, о частицах. Исследовать вещества, представленные на кухне (поваренная соль, сахар). Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ | |||||||||||
9 | Разнообразие веществ. | Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ. | |||||||||||
10 | Воздух и его охрана. | Изучать состав воздуха, определять его свойства. Знакомиться с мерами по охране чистоты воздуха. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Работать со взрослыми : интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха. | |||||||||||
11 | Вода. | Обсуждать значения воды для живых организмов. Уточнять представления о роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека. Обсуждать меры по охране чистоты воды, по ее экономическому использованию. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
12 | Превращения и круговорот воды. | Получать знания о трех состояниях воды – жидком, твердом, газообразном, их взаимных переходах. Знакомиться с понятием «круговорот воды в природе». | |||||||||||
13 | Берегите воду! | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду Находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные в учебнике. Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
14 | Что такое почва. | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
15 | Разнообразие растений | Знакомиться с группами растений по материалам учебника Классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам. Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа- определителя. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
16 | Солнце, растения и мы с вами | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
17 | Размножение и развитие растений. | Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке | |||||||||||
18 |
| Охрана растений. | Актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях Оформлять памятку (книжку) «Берегите растения» Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||
19 | Разнообразие животных. | Классифицировать животных, распределять их по группам. Знакомятся с понятием «виды животных». Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
20 | Кто что ест? | Выявлять черты приспособленности животных к добыванию пище, к защите от врагов. Анализировать схемы цепей питания. Классифицировать животных по способу питания. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. | |||||||||||
21 | Проект «Разнообразие природы родного края» | Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, в Интернете. Презентовать проект. Оценивать результаты работы. Обсуждать выступления учащихся. | |||||||||||
22 | Размножение и развитие животных. | Знакомиться с размножением и развитием животных различных групп. Обосновывать необходимость охраны животных. Знакомиться с некоторыми видами животных, внесенных в Красную книгу. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
23 | Охрана животных. | Актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких животны.х Обсуждать меры по охране животных. Создавать книжку –малышку «Берегите животных». Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
24 | В царстве грибов | Характеризовать строение шляпочных грибов Моделировать различие грибов-двойников Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
25 | Великий круговорот жизни | Характеризовать организмы –производители, организмы- потребители, организмы – разрушители. Рассказывать о круговороте веществ на Земл.е Работать с терминологическим словариком. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» | Выполнять тесты с выбором ответа Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||
Мы и наше здоровье. (10 ч) | |||||||||||||
27 | Организм человека. | Получать общее представление об организме человека. Знакомиться с понятиями «орган», «система органов». Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
28 | Органы чувств. | Знакомиться с органами чувств человека. Формирование навыков соблюдения навыков личной гигиены. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
29 | Надежная защита организма | Изучать строение кожи человека. Практически осваивать правила ухода за кожей и способы оказания первой помощи при небольших повреждениях кожи. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | |||||||||||
30 | Опора тела и движение. | Знакомиться с опорно-двигательной системой, ее роли в организме. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его | ||||||||||||
31 | Наше питание. | Изучать строение и работу пищеварительной системы. Знакомиться с ролью питательных веществ и их значением для жизнедеятельности организма Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
32 | Проект «Школа кулинаров» | Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Находить в интернете и других источниках информации полезных рецептов Оформлять собранные материалы в виде книг, альбомов. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | ||||||||||||
33 | Дыхание и кровообращение. | Знакомиться с устройством и работой дыхательной, кровеносной системами. Актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе Моделировать строение кровеносной системы Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
34 | Умей предупреждать болезни. | Получать знания о значении и способах закаливания. Знакомиться со способами предупреждения инфекционных болезней. Характеризовать факторы закаливани.я Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
35 | Здоровый образ жизни. | Уяснять понятие «здоровый образ жизни». Рассматривать правила здорового образа жизни. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим словариком. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» | Выполнять тесты с выбором ответа Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||||||||||||
Наша безопасность. (8 ч) | ||||||||||||||
37 | Огонь, вода и газ. | Изучать правила поведения при ситуациях: «пожар», «авария водопровода», «утечка газа». Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей , соседей. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
38 | Чтобы путь был счастливым. | Осваивать правила безопасного поведения пешехода на улицах и дорогах. Изучать правил поведения при ситуациях: «ты велосипедист», «ты пассажир». Выполнять тесты с выбором ответа о правильном (неправильном) поведении на улице и в транспорте Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
39 | Дорожные знаки. | Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков Классифицировать разные типы знаков. Обсуждать назначение дорожных знаков. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
40 | Проект «Кто нас защищает» | Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Находить в интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | ||||||||||||
41 | Опасные места. | Рассматривать потенциально опасные места. Узнавать об опасных местах в окрестностях школы. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
42 | Природа и наша безопасность | Учиться избегать опасности природного характера. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными Отличать гадюку от ужа Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
43 | Экологическая безопасность. | Знакомиться с понятием «безопасность», «цепь загрязнения». Осваивать правила личной экологической безопасности. Анализировать по схеме цепь загрязнения Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» | Выполнять тесты с выбором ответа Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | ||||||||||||
Чему учит экономика? (12 ч) | ||||||||||||||
45 | Для чего нужна экономика? | Знакомиться с понятиями «потребности», «товары», «услуги». Различать товары и услуги Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | Работать с терминологическим словариком Получать знания о значении, способах добычи и охраны полезных ископаемых. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
47 | Полезные ископаемы | Познакомиться с понятием «полезные ископаемые». Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 класса. Работать с терминологическим словариком Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
48 | Растениеводство. | Познакомиться с растениеводством как отраслью сельского хозяйства. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов Выявлять связь растениеводства и промышленности. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
49 | Животноводство. | Систематизировать и расширять представления о разнообразии сельскохозяйствен-ных животных. Знакомиться с животноводством как отраслью сельского хозяйства Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
50 | Какая бывает промышленность. | Получать знания об отраслях промышленности. Изучать способы обмена товарами (бартер и купля-продажа). Выяснять роли денег в процессе купли-продажи. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
51 | Проект «Экономика родного края» | Определять цель проекта. Распределять обязанности по проекту в группах. Собирать информацию об экономике своего края (города, села) Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома Коллективно составлять книгу- справочник « Экономика родного края» Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | ||||||||||||
52 | Что такое деньги. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля - продажа) Раскрывать роль денег в экономике Различать денежные единицы разных стран Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
53 | Государственный бюджет. | Познакомиться с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Определять основные статьи расходов государственного бюджета. | ||||||||||||
54 | Семейный бюджет. | Знакомиться с термином «семейный бюджет». Соотносить свои потребности с доходами семьи. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
55 | Экономика и экология. | Анализировать воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией | ||||||||||||
56 | Взаимозависимость экономики и экологии | Обобщать представления об отрицательном воздействии экономики на окружающую среду. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду Моделировать экологические прогнозы | ||||||||||||
Путешествие по городам и странам. (10 ч) | ||||||||||||||
57 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России Выполнять задания из электронного приложения к учебнику Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
58 | Города золотого кольца. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль. | Знакомиться с городами: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич , Ярославль. Рассказывать о достопримеча-тельностях городов Золотого кольца. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе золотого кольца Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
59 | Города золотого кольца. Кострома, Плес, Иваново, Суздаль, Владимир. | Знакомиться с городами: Кострома, Плес, Иваново, Суздаль, Владимир. Рассказывать о достопримеча-тельностях городов Золотого кольца. | ||||||||||||
60 | Проект «Музей путешествий» | Знакомиться с материалами учебника, распределять задания, обсуждать способы и сроки работы. Оформлять экспозицию музея Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
61 | Наши ближайшие соседи. | Определять границы России. Работать с картой, читать ее . С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
62 | На севере Европы. | Знакомиться с зарубежной Европой с помощью физической и политической карт. Рассказывать об особенностях и достопримечательностях стран севера Европы. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
63 | Что такое Бенилюкс | Познакомиться со странами, входящими в состав Бенилюкса. Рассказывать о достопримеча-тельностях стран Бенилюкса. Работать с картой. | ||||||||||||
64 | В центре Европы. | Познакомиться со странамив центре Европы. Рассказывать об особенностях и достопримечательностях Германии, Австрии и Швейцарии. Работать с картой. | ||||||||||||
65 | По Франции и Великобритании | Описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям. Составлять вопросы о Франции и Великобритании. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
66 | На юге Европы | Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
67 | По знаменитым местам мира | Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Понимать учебную задачу урока, стремиться выполнить её. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать на уроке. | ||||||||||||
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность (неправильность) предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
|
- Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...