"Какие растения цвести торопятся"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Аникина Татьяна Ивановна

Окружающий мир 1 класс "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Окружающий мир.

1 класс «Перспективная начальная школа»

Учитель: Аникина Т.И. МБОУ «Комсомольская СОШ № 1» п.Комсомольский Чамзинский район Республика Мордовия»

Тема урока: «Какие растения весной цвести торопятся».

         Цели урока: уточнить и обобщить знания первоклассников о жизни растений весной, познакомить с раннецветущими растениями, выяснить причины раннего цветения растений, формирование умения отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, воспитывать чувство ответственности за природу, формировать навык чтения на материале урока.

Ход урока.

1. Психологический настрой на урок.

- Сегодня у нас урок «Открытия нового знания». Работать будем по учебнику «Наш мир» и хрестоматии «Давай знакомиться мир», в тетради на печатной основе.

2. Актуалилизация знаний учащихся.

Чтение темы урока.- Подумайте ребята, о чем пойдет речь на уроке окружающего мира.

Сообщение целей урока.- Сегодня на уроке познакомимся с раннецветущими растениями.

Времена года. Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости.

Один седой, другой молодой,

Третий скачет.

А четвертый плачет.

(времена года)

 Перед вами несколько иллюстраций. Используя свои  наблюдения, найди,  где изображена весна.

- Почему весну называют утром года?

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года!»

Весной  в  природе начинается  новая  жизнь.  Распускается листва, рождаются птенцы. Весна самое красивое время года

У  человека,  который смотрит на эту красоту, поднимается настроение. Заиграло,  приподняло солнышко свои  лучики

 и началась  чудная пора, когда природа оживает, пробуждается от сна.

Весенние месяцы. - Какие  весенние месяцы вы знаете?   

Март - в старину на Руси называли «протальник» (появлялись проталины, таял снег).

Март

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед.

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем.

Стежки и дорожки,

И на ветках серебром

Светятся сережки.

Апрель - «берёзозол» (причиняли зло березе, брали у нее сок)

Если вы увидели, что у березы зря бежит сок, то возьмите кусочек пластилина,  глины, земли и заделайте ранку.

Апрель.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи.

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи.

После зимней стужи.

Пробирается медведь.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Май – «цветень» (зацветают сады, цветы).

Май.

С веселым птичьим пением.

Пришел к нам шумный май.

Тепло и свет весенний

Принес в родимый край.

Он землю украшает,

Он с пахарем в ладу.

Гляди,  как  полыхает,

Цветет у нас в саду.

Музыка весны. ( На фоне музыки учитель читает стихотворение П. Машканцева «Весна»)

Весна.

Пусть еще много снега,

Пусть ещё солнца мало-

Весна начинается с неба,

С  синих его  прогалов.

Весна начинается с лужи,

Лужи у дома светлой…

Весна начинается –

Слушай

Шум отдаленный!-

С ветра!

- Поэт услышал музыку ветра. Какую музыку ещё  можно  услышать весной (Музыку воды, торопливые ручейки, звон капели, первый дождь, музыку зелени, пение птиц). Звучит музыка весны.

3.Проблемное объяснение нового знания

Работа по развороту учебника страница 48 – 49.

Садимся в вертолёт, чтобы пропутешествовать по весеннему лесу: «Видно ли с вертолёта, какие деревья цветут ранней весной?». С борта вертолёта можно увидеть изменение окраски кроны деревьев и кустарников. Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины нежный зеленоватый цвет.

Лишь спустившись с вертолёта на землю можно вместе с Машей и Мишей рассмотреть цветущие деревья и кустарники,  отметить  что деревья цветут,  но листьев на них нет. На разных растениях серёжки разные: на одних желтоватые, на других зеленоватые. На голых веточках ивы видны «пуховки» - пушистые сережки. Распустились первые цветки на веточках орешника. Гибкие серые хвостики свешиваются с них.      

На  веточках осины весной тоже появляются многочисленные серёжки. В начале они короткие, плотные, как комки. Затем удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых  гусениц.

Ранней весной в лесу ещё лежит снег, но Маша и Миша видят цветущие растения. Русский народ воспринимал цветы, расцветающие рядом с сугробами, как маленькое чудо. Холодно, слякотно, ещё кое-где лежит снег, а они уже цветут, тянутся

 к солнцу   из- под снега. И это отношение народ отразил в красивом слове – подснежники.

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок,  но сколько он несёт.

Добра, и радости, и счастья человеку!

Первичное закрепление во внешней речи

Первоцвет – это первые цветы. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, это растение примула по – латыни первый .

Чтение статьи из хрестоматии страница 46. «Секреты первоцвета» (читают дети цепочкой  по абзацу)

В Германии и Польше этот цветок называют ключики. У этих ключиков есть одна особенность – они съедобны. В Англии и Голландии из листьев первоцвета готовят салаты, потому что в них много витаминов А, С, Е. Для этого их даже выращивают на грядках.

Чтение статьи из хрестоматии страница 49. «Почему у перелески такое имя?» (жужжащее чтение)

Перелеска – зацветает ранней весной. Загораются на прогретых солнцем местах их ярко-голубые звездочки. Листья у перелески тоже приметные - мохнатенькие, светло-зелёные, необычной формы.

Рассказ учителя с опорой на слайды презентации

(

Ветреница – растёт в лиственных лесах, опушках, полянах, между кустарниками. Цветет в конце апреля. На верхушке прямого тонкого стебля – нежный цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками. В ясный день цветок обращен к солнцу. В сырую погоду и на ночь цветок закрывается и поникает. Название растение получило за то, что его цветок на тонком стебле качается даже от легкого ветерка.

Мать-и-мачеха – название растение получило благодаря своим листьям,

Нижняя  поверхность,  которой теплая, бархатистая и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, ещё до появления листьев. Листья входят в состав чая, служащего целебным средством при простуде.

Хохлатка – растет в лесу между кустарниками. Цветёт в апреле – мае. Цветки лиловые или фиолетовые собраны в кисть. У каждого цветка венчик из четырех сросшихся лепестков,  верхний

со шпонцем. В глубине цветка есть нектар, привлекающий пчел и шмелей. Растение лекарственное.

Прострел (сон-трава) – самый красивый из фиолетовых цветов. Так его назвали за его ядовитость. По легенде человек,  очутившись на полянке, где цветёт сон-трава, от ядовитых испарений засыпал. Сейчас встретить сон-траву очень трудно: из-за его редкой красоты он почти уничтожен человеком. Только в глухих местах, куда мало ходят люди можно ещё встретить этот удивительно красивый цветок. Посмотрите,  какой он яркий, насыщенного фиолетового цвета с ярко-желтой сердцевиной благородной формы, похожий на крупный колокольчик. Прострел – его соком натирались, когда «простреливало» поясницу.

4. Динамическая пауза.

В саду, где берёзки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил.

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

Солнышко зашло, закрыли глаза, заслонили лицо ладошками. Солнышко взошло, подняли ручки вверх, открыли глазки, хватаем пальчиками солнечные лучики.

5.Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Работа в тетради - страница 33 № 33.

Работа в паре.

Проверь работу соседа по следующему слайду.

Оцени работу соседа. Нарисуй солнышко, если работа выполнена без ошибок.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение 

Работа по хрестоматии. Чтение статьи «Разве им не холодно!». (чтение про себя)

- Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов?

Каждый из нас хранитель волшебного луча, хранитель счастья –

это любовь ко всем живущим на земле, восхищение её красотой.

Мы должны над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты

7 Подведение итога урока. 

-Что нового узнали?

– Почему эти растения цветут ранней весной?

-Для чего пригодятся вам новые знания?

- Какое у вас настроение после завершения урока?

-Назовите самых активных участников урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие растения самые, самые..

в презентации представленны растения которые имеют необычную форму,...

Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

Конспект урока по окружающему миру  " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока «Окружающий мир» на тему: «Какие растения весной цвести торопятся»

План-конспект урока «Окружающий мир» 1 класс программа «Перспективная начальная школа»...

1 класс. Учебно-методический комплект по теме: "Какие растения весной цвести торопятся" (конспект+презентация)

Класс: 1Тип урока: открытие новых знаний.Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.Планируемые результаты:Предметные:- углубят зна...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Какие растения весной цвести торопятся».

Предмет: Окружающий мирКласс: 1-3Тема: «Какие растения весной цвести торопятся».Цель: познакомить с понятием первоцветы,  какие цветы появляются раньше всех.Планируемые результаты: Предметные: ут...

"Какие растения весной цвести торопятся", 2 класс

Конспект и презентация урока по окружающему миру на тему  "Какие  растения весной цвести торопятся", 2 класс...