1 класс. Учебно-методический комплект по теме: "Какие растения весной цвести торопятся" (конспект+презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ситдикова Айсылу Раефовна

Класс: 1

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- углубят знания о жизни растений;

- научатся отличать раннецветущие растения от других;

Личностные:

- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

- чувство бережного отношения к природе

Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир, 1 класс, рабочая тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру

                                

Тема: Какие растения весной цвести торопятся

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- углубят  знания о жизни растений;

- научатся отличать раннецветущие растения от других;

Личностные:

- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

- чувство бережного отношения к природе

Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир, 1 класс,  рабочая тетрадь.

Этап урока

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный.

≈1-2

Мин

Встали ровно, подтянулись,

И друг другу улыбнулись.

Поздоровайтесь со мной-

Вы кивните головой.

А затем за парты сядьте.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айсылу Раефовна. Сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2.

Актуализация знаний.

≈ 5-7 мин

- Давайте мы с вами вспомним весенние опасности.

- Какие опасности вам известны?

Учитель выслушивает мнения учащихся.

- Не забывайте эти опасности и, конечно, соблюдайте правила.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Я иду в лесу весною,

Надо мною – синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!

У него прохладный стебель,

Пять прозрачных лепестков…

Тихо тают в синем небе

Хлопья белых облаков.

- Может кто-то знает, о каком растении говорится в стихотворении? (О подснежнике)

- Ребята, в стихотворении говорится о подснежнике. А что автор сказал нам о том, как появился цветок? Когда расцветает подснежник? (Ранней весной)

- Подснежником или первоцветом можно назвать все растения, которые вырастают когда еще в лесах, на полях не растаял снег.

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Л: учебный интерес к новому учебному материалу

П: строить речевое высказывание

3.

Сообщение темы урока.

≈ 10-15 мин

- А теперь откройте учебник на с.48.

Прочтите название темы нашего урока. (Какие растения весной цвести торопятся)

- Как вы понимаете «цвести торопятся?» (Рано зацветают)

-   О каких растениях мы будем говорить на уроке? (О тех, которые раньше всех расцветают)

- Какие цели перед собой мы поставим?

(-  узнать о раннецветущих растениях, деревьях;

- узнать причину, по которой растения рано зацветают;

- запомнить их названия)

- Посмотрите на рисунок, представьте, что мы летим на вертолете. Можем ли мы увидеть цветущие деревья и распустившиеся листья? (Нет)

- Мы на вертолете увидим с вами только изменение окраски кроны деревьев.

А вот цветы, деревья рассмотреть сможем лишь рядом. Маша и Миша оказались в лесу ранней весной. И они приглашают нас познакомиться с теми растениями и деревьями, которые раньше всех зацветают.

- Рассмотрите на 48 странице рисунки – подсказки. Какие цветущие растения здесь изображены? (Орешник, Ива, Осина)

Есть ли на веточках этих деревьях листья? (Нет, есть только цветущие почки).

- Сравните цветы орешника ивы и осины? Чем отличаются друг от друга?

У орешника цветком будут желто-зеленые «сережки» свисающие с голых веточек. Если толкнуть «сережки» орешника, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеется. И вот, что удивительно: на тех же веточках орешника есть еще другие цветки. Их чаще всего принимают за почки. Растут они парами. Только на верхушках каждого цветка есть розовые  ниточки – язычки. Эти язычки ловят пыльцу. Отцветет орешник, отвалятся цветки, сережки. Но каждый цветок превратится в орех.

- По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. Цветет ива желтыми пуховинками. Особый   род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветение вербы – верный признак прихода весны.

-  На веточках осины весной тоже появляются многочисленные сережки. Вначале они короткие. Плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц.

- Посмотрите на рисунок в центре. Найдите раннецветущее дерево. Как оно называется?

- А есть ли у нас в области такие деревья?

- А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку на с. 49.

- Объединитесь в четверки. Ваша задача – рассказать классу о растении на карточке. Учитель раздает информационные карточки.

- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно, запомните, как они выглядят. (Печёночница, Первоцвет, Мать-и-мачеха, Ветреница, Прострел (сон-трава), Хохлатка)

Печеночница красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на трилистник.

Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков.

Мать-и мачеха. Растение с желтыми цветкам, которые появляются среди проталин. А также есть большие листья, верхняя сторона которых холодная, а нижняя теплая и нежная.

Ветреница цветёт всего несколько дней, часто называют подснежником, т.к. зацветает когда ветрено, холодно.  

Прострел (сон-трава)  Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан.

Хохлатка – изящное растение снежным ароматом. Ее цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

- Давайте, одним словом назовем все эти цветы. (Первоцветы)

Работать с учебником

Ставить цели

Рассматривать рисунки

Отвечать на вопросы, пользуясь подсказками

Слушать рассказ учителя

Работать в книге. Находить на рисунке изображение

Работать в группах.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осуществлять анализ объектов анализ объектов с выделением признаков

К: учитывать разные мнения 

 

Физ. минутка

≈1-2

Мин

- Давайте мы с вами немного отдохнем.

- Присаживайтесь.

Выполнять движения (упражнения)

Л: установка на ЗОЖ

4.

Первичное закрепление.

≈ 4-5 мин

- Откройте рабочую тетрадь на с. 33. Выбери рисунки растений, которые можно увидеть ранней весной. Подпиши их названия (можно цифрой). Раскрась рисунки тех растений, которые тебе особенно запомнились.

- Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш, отметьте + верные ответы.

Ответы на экране.

- Давайте поиграем в игру «Лишнее растение».

Учитель показывает учащимся карточки с растениями, в которых есть лишнее. Ученики пользуясь учебником, рабочей тетрадью находят «лишнее» растение.

Выполнять задание в Р.Т. на с. 33

Взаимопроверка выполнения задания

П: осуществлять поиск информации в учебнике

П: выявление затруднений в собственной   деят-ти

5.

Закрепление.

≈ 10-13 мин

Давайте с вами ответим на вопросы Миши.

1)Почему эти цветы так назвали?

Почему эти цветы назвали первоцветами?

2)Почему они уже цветут?

3)Разве им не холодно?

4) А других первоцветов не бывает?

*Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и поэтому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Какие же особенности позволяют им так рано зацветать, ведь большинство травянистых растений цветет летом? Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, с нашей точки зрения, там не так уж и тепло – около нуля градусов (это та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзала. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому, что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.*

- Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов.

- Как вы считаете, хорошо это? (нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу)

 - Но разве дело в одних только запретах? Унося цветы, что крадём мы у леса? Может быть его весеннюю улыбку?

Учитель читает стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- А можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? Как вы думаете?

- Давайте ответим на этот вопрос, прочитав стихотворение хором.

Мы не будем рвать цветы-

Это капли красоты!

Пусть они растут, цветут,

Радость нам они несут.

Отвечать на вопросы учителя

Слушать стихотворение

Читать хором

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Л: строят предметную модель описанной ситуации

Л: ориентация в  нравственном смысле поступков как своих, так и окружающих людей

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈1-3 мин

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, добрым отношением к первоцветам.

Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений.

- Спасибо за урок! До свидания!

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни



Предварительный просмотр:

Печёночница – украшение весеннего сада. Другое название перелеска. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики, с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на сердце, цветет в конце апреля - начале мая.

http://n-med.ru/flower/pechenochnica.jpg

Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение  украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков.  ( Латинское название первоцвета – примула.)

http://trawka.ru/images/pervocvet2.jpg

Мать-и-мачеха это растение с желтыми цветками. Получило название из-за своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков. Листья крупные. Верхняя сторона листьев совершенно гладкая, на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.

http://stringer.ucoz.ru/_si/0/35769182.jpg

Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется. Цветет всего несколько дней. Очень любит свет, старается закончить свое развитие, пока лес не оденется листвой. Ветреница внесена в список редких растений России.

http://oblepiha.com/uploads/posts/2010-05/1272813095_a0.jpghttp://n-med.ru/flower/vetrenica.jpg

Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка, будто, небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой. Цветет всего несколько дней, и также быстро увядает.  На свете известно больше 100 видов хохлаток.

Прострел весенний, или сон-трава очень похож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены. Прострел также внесен в список редких растений России.

http://lecherbs.com/wp-content/uploads/2009/09/prostrel.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди лишнее!

Слайд 5

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 3 класс. Учебно-методический комплект "Школа России".

календарно-тематическое планирование 3 класс к учебно-методическому комплекту "Школа России"...

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

Конспект урока по окружающему миру  " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока «Окружающий мир» на тему: «Какие растения весной цвести торопятся»

План-конспект урока «Окружающий мир» 1 класс программа «Перспективная начальная школа»...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Какие растения весной цвести торопятся».

Предмет: Окружающий мирКласс: 1-3Тема: «Какие растения весной цвести торопятся».Цель: познакомить с понятием первоцветы,  какие цветы появляются раньше всех.Планируемые результаты: Предметные: ут...

"Какие растения весной цвести торопятся", 2 класс

Конспект и презентация урока по окружающему миру на тему  "Какие  растения весной цвести торопятся", 2 класс...