1 класс. Учебно-методический комплект по теме: "Какие растения весной цвести торопятся" (конспект+презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- углубят знания о жизни растений;
- научатся отличать раннецветущие растения от других;
Личностные:
- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;
- чувство бережного отношения к природе
Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир, 1 класс, рабочая тетрадь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Какие растения весной цвести торопятся
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с раннецветущими растениями, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- углубят знания о жизни растений;
- научатся отличать раннецветущие растения от других;
Личностные:
- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;
- чувство бережного отношения к природе
Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир, 1 класс, рабочая тетрадь.
№ | Этап урока | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный. | ≈1-2 Мин | Встали ровно, подтянулись, И друг другу улыбнулись. Поздоровайтесь со мной- Вы кивните головой. А затем за парты сядьте. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айсылу Раефовна. Сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира. | Приветствовать учителя | К: настрой на урок, знакомство с учителем |
2. | Актуализация знаний. | ≈ 5-7 мин | - Давайте мы с вами вспомним весенние опасности. - Какие опасности вам известны? Учитель выслушивает мнения учащихся. - Не забывайте эти опасности и, конечно, соблюдайте правила. - Ребята, послушайте стихотворение. Я иду в лесу весною, Надо мною – синева… Подо мною плотным слоем Прошлогодняя листва. Хоть пригорок и оттаял, Но в тени лежит снежок, И на шаг не отступая, Рядом с ним растет цветок. Он под снегом пробирался, Он искал себе пути, Он нисколько не боялся Слишком рано расцвести! У него прохладный стебель, Пять прозрачных лепестков… Тихо тают в синем небе Хлопья белых облаков. - Может кто-то знает, о каком растении говорится в стихотворении? (О подснежнике) - Ребята, в стихотворении говорится о подснежнике. А что автор сказал нам о том, как появился цветок? Когда расцветает подснежник? (Ранней весной) - Подснежником или первоцветом можно назвать все растения, которые вырастают когда еще в лесах, на полях не растаял снег. | Слушать стихотворение Отвечать на вопросы | Л: учебный интерес к новому учебному материалу П: строить речевое высказывание |
3. | Сообщение темы урока. | ≈ 10-15 мин | - А теперь откройте учебник на с.48. Прочтите название темы нашего урока. (Какие растения весной цвести торопятся) - Как вы понимаете «цвести торопятся?» (Рано зацветают) - О каких растениях мы будем говорить на уроке? (О тех, которые раньше всех расцветают) - Какие цели перед собой мы поставим? (- узнать о раннецветущих растениях, деревьях; - узнать причину, по которой растения рано зацветают; - запомнить их названия) - Посмотрите на рисунок, представьте, что мы летим на вертолете. Можем ли мы увидеть цветущие деревья и распустившиеся листья? (Нет) - Мы на вертолете увидим с вами только изменение окраски кроны деревьев. А вот цветы, деревья рассмотреть сможем лишь рядом. Маша и Миша оказались в лесу ранней весной. И они приглашают нас познакомиться с теми растениями и деревьями, которые раньше всех зацветают. - Рассмотрите на 48 странице рисунки – подсказки. Какие цветущие растения здесь изображены? (Орешник, Ива, Осина) Есть ли на веточках этих деревьях листья? (Нет, есть только цветущие почки). - Сравните цветы орешника ивы и осины? Чем отличаются друг от друга? У орешника цветком будут желто-зеленые «сережки» свисающие с голых веточек. Если толкнуть «сережки» орешника, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеется. И вот, что удивительно: на тех же веточках орешника есть еще другие цветки. Их чаще всего принимают за почки. Растут они парами. Только на верхушках каждого цветка есть розовые ниточки – язычки. Эти язычки ловят пыльцу. Отцветет орешник, отвалятся цветки, сережки. Но каждый цветок превратится в орех. - По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветение вербы – верный признак прихода весны. - На веточках осины весной тоже появляются многочисленные сережки. Вначале они короткие. Плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. - Посмотрите на рисунок в центре. Найдите раннецветущее дерево. Как оно называется? - А есть ли у нас в области такие деревья? - А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку на с. 49. - Объединитесь в четверки. Ваша задача – рассказать классу о растении на карточке. Учитель раздает информационные карточки. - Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно, запомните, как они выглядят. (Печёночница, Первоцвет, Мать-и-мачеха, Ветреница, Прострел (сон-трава), Хохлатка) Печеночница красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на трилистник. Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. Мать-и мачеха. Растение с желтыми цветкам, которые появляются среди проталин. А также есть большие листья, верхняя сторона которых холодная, а нижняя теплая и нежная. Ветреница цветёт всего несколько дней, часто называют подснежником, т.к. зацветает когда ветрено, холодно. Прострел (сон-трава) Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. Хохлатка – изящное растение снежным ароматом. Ее цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. - Давайте, одним словом назовем все эти цветы. (Первоцветы) | Работать с учебником Ставить цели Рассматривать рисунки Отвечать на вопросы, пользуясь подсказками Слушать рассказ учителя Работать в книге. Находить на рисунке изображение Работать в группах. | Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять анализ объектов анализ объектов с выделением признаков К: учитывать разные мнения |
| Физ. минутка | ≈1-2 Мин | - Давайте мы с вами немного отдохнем. … - Присаживайтесь. | Выполнять движения (упражнения) | Л: установка на ЗОЖ |
4. | Первичное закрепление. | ≈ 4-5 мин | - Откройте рабочую тетрадь на с. 33. Выбери рисунки растений, которые можно увидеть ранней весной. Подпиши их названия (можно цифрой). Раскрась рисунки тех растений, которые тебе особенно запомнились. - Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш, отметьте + верные ответы. Ответы на экране. - Давайте поиграем в игру «Лишнее растение». Учитель показывает учащимся карточки с растениями, в которых есть лишнее. Ученики пользуясь учебником, рабочей тетрадью находят «лишнее» растение. | Выполнять задание в Р.Т. на с. 33 Взаимопроверка выполнения задания | П: осуществлять поиск информации в учебнике П: выявление затруднений в собственной деят-ти |
5. | Закрепление. | ≈ 10-13 мин | Давайте с вами ответим на вопросы Миши. 1)Почему эти цветы так назвали? Почему эти цветы назвали первоцветами? 2)Почему они уже цветут? 3)Разве им не холодно? 4) А других первоцветов не бывает? *Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и поэтому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет. Какие же особенности позволяют им так рано зацветать, ведь большинство травянистых растений цветет летом? Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, с нашей точки зрения, там не так уж и тепло – около нуля градусов (это та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзала. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому, что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.* - Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. - Как вы считаете, хорошо это? (нет, первоцветы нельзя рвать. Многие из них занесены в Красную книгу) - Но разве дело в одних только запретах? Унося цветы, что крадём мы у леса? Может быть его весеннюю улыбку? Учитель читает стихотворение. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты. - А можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов? Как вы думаете? - Давайте ответим на этот вопрос, прочитав стихотворение хором. Мы не будем рвать цветы- Это капли красоты! Пусть они растут, цветут, Радость нам они несут. | Отвечать на вопросы учителя Слушать стихотворение Читать хором | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Л: строят предметную модель описанной ситуации Л: ориентация в нравственном смысле поступков как своих, так и окружающих людей |
6. | Итог урока. Рефлексия. | ≈1-3 мин | - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, добрым отношением к первоцветам. Кто о себе может так сказать: - Теперь я знаю, что …. - Я понял, что ……… - Я буду ….. Продолжите любое из этих предложений. - Спасибо за урок! До свидания! | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни |
Предварительный просмотр:
Печёночница – украшение весеннего сада. Другое название перелеска. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики, с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на сердце, цветет в конце апреля - начале мая.
Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. ( Латинское название первоцвета – примула.)
Мать-и-мачеха это растение с желтыми цветками. Получило название из-за своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков. Листья крупные. Верхняя сторона листьев совершенно гладкая, на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.
Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется. Цветет всего несколько дней. Очень любит свет, старается закончить свое развитие, пока лес не оденется листвой. Ветреница внесена в список редких растений России.
Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка, будто, небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой. Цветет всего несколько дней, и также быстро увядает. На свете известно больше 100 видов хохлаток.
Прострел весенний, или сон-трава очень похож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены. Прострел также внесен в список редких растений России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОЛОДЦЫ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 3 класс. Учебно-методический комплект "Школа России".
календарно-тематическое планирование 3 класс к учебно-методическому комплекту "Школа России"...
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»
На уроке дается первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....
Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"
Конспект урока по окружающему миру " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...
План-конспект урока «Окружающий мир» на тему: «Какие растения весной цвести торопятся»
План-конспект урока «Окружающий мир» 1 класс программа «Перспективная начальная школа»...
Интегрированный урок: окружающий мир и письмо в 1 классе по теме: "Какие растения весной цвести торопятся. Письмо букв 2 - й группы".
Конспект интегрированного урока 1 класс...
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Какие растения весной цвести торопятся».
Предмет: Окружающий мирКласс: 1-3Тема: «Какие растения весной цвести торопятся».Цель: познакомить с понятием первоцветы, какие цветы появляются раньше всех.Планируемые результаты: Предметные: ут...
"Какие растения весной цвести торопятся", 2 класс
Конспект и презентация урока по окружающему миру на тему "Какие растения весной цвести торопятся", 2 класс...