Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса ФГОС 2004, "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-temat_okr.mir_4klass.docx | 65.15 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п\п | Наименование раздела программы. | Элементы содержания. | Кол -во ча-сов | Требования к уровню подготовки учащихся. | Тип урока. | Форма урока | Средства обучения. Информ. сопровождение. | План | Факт |
Земля и человечество (10 часов). | |||||||||
1 | Мир глазами астронома. Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам. | Земля-планета жизни, условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Материки и океаны (общее представление расположение на глобусе и карте). Работа с готовыми моделями. Солнце-небесное тело, источник света и тепла ( общее представление о влиянии на земную жизнь). Страны и народы мира ( общее представление о многообразии стран, народов; название 2-3 стран ( Франция, Норвегия, Англия и др.) Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам. | 1 | Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного села. Знать названия планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. Знать о средствах передвижения. Уметь правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Знать правила перехода дороги, различать право- и левостороннее движение. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Астрономия. Солнце – небесное тело, света и тепла. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятки. Картинки с изображением различных транспортных средств. | ||
2 | Планеты Солнечной системы. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. | Земля-планета жизни, общее представление о форме и размерах Земли. Солнце-небесное тело, источник света и тепла ( общее представление о влиянии на земную жизнь). Работа с готовыми моделями. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Правила поведения на дорогах. | 1 | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой).Знать и понимать информацию о тормозном пути, о навыках правильного поведения на дорогах. Уметь принимать правильное решение в экстремальных ситуациях. Знать правила перехода улиц. Уметь правильно переходить улицу. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Названия планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением дорожных знаков. | ||
3 | Звездное небо- великая книга Природы. Правила перехода улиц и дорог. | Солнце. Земля-планета жизни, общее представление о форме и размерах Земли. Практическая работа «Знакомство с картой звездного неба». Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках. Правила перехода улиц и дорог. | 1 | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой). Знать правила дорожного движения. Уметь правильно переходить улицу | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением дорожных знаков. | ||
4 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения карты. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте.). Работа с готовыми моделями (глобус, карта).Практическая работа «Знакомство с географической и исторической картой». Дорожная разметка, элементы дорог, перекрестки. | 1 | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. Знать о правилах дорожного движения. Уметь правильно переходить улицу, перекресток. . | Комбинированный | Беседа, показ, рассказ | Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас- определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением дорожных знаков, транспортных средств. | ||
5 | Пояса Земли Соблюдение правил движения велосипедистами. | Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Практическая «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте». Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. | 1 | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. Знать и уметь безопасно ездить на велосипедах по дороге, выполнять правила дорожного движения. | Практическое применение знаний. | Беседа, рассказ | Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением дорожных знаков, транспортных средств. | ||
6 | Мир глазами историка. Причины дорожно-транспортного травматизма . | Способы познания окружающего мира. Что такое история. Ключи от заветной двери. Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов. Соблюдать правила безопасности дорожного движения(в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств. | 1 | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Уметь правильно вести себя на дорогах. Знать правила культурного поведения пешехода. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Науки «история» и «археология». Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением дорожных знаков, транспортных | ||
7 | Когда и где? История- путешествие в глубь времен. ГИБДД. | Способы познания окружающего мира. Карта-помощница. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. Государственная инспекция безопасности дорожного движения. | 1 | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени. Знать правила дорожного движения, уметь правильно переходить дорогу и перекресток. | Урок –игра. | Фронталь-ный опрос. Тест. | Счет лет в истории. Работа с лентой времени Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы».. | ||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. Железнодорожный транспорт. Обязанности пассажира. | Экологические проблемы. Человек- часть природы. Человек и природа. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния. Красная книга России ( отдельные представители растений и животных) Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. | 1 | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. Знать правила поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Красная книга России, заповедники, национальные парки. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. Плакаты с изображением транспорта. | ||
9 10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Возникновение пожара в общественном транспорте. Сокровища Земли под охраной человечества. Правила поведения и порядок действия при эвакуации. | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе. Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Охрана растительного и животного мира. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения и порядок действий при эвакуации. | 1 1 | Знать основные правила поведения человека в окружающей среде. Знать памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу. Знать меры безопасности при пожаре в общественном транспорте, правила и порядок действий во время эвакуации. | Комбинированный | Фронталь-ный опрос. Самостоя-тельная работа. | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка по правилам поведения при эвакуации из транспорта. | ||
Природа России (11 часов). | |||||||||
11 | Равнины и горы России. Ориентирование на местности. | Россия на карте. Неживая и живая природа. Форма поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, на карте). Создание несложных моделей. Передача своих впечатлений об окружающем мире в поделках. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Практическая работа « Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте» Ориентирование на местности. Понятие ориентира. | 1 | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, моря, равнины, реки. Знать как можно ориентироваться на местности. Уметь ориентироваться на местности с помощью компаса. | экскурсия | Объяснение, рассказ. | Образование гор. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». | ||
12 | Моря ,озера и реки России. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. | Водоемы, их использование человеком, охрана ( на примере реки Вятки, Шошмы и Савальского пруда). Практическая работа « Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте» Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. | 1 | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, моря, равнины, реки Уметь ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Великие озера России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Компас. | ||
13 | Зона арктических пустынь. Определение расстояния по карте и на местности. | Природные зоны России растительный и животный мир, особенности труда и быта людей. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия необходимые для жизни. Практическая работа . «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России»« Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте». Ориентирование на местности. Определение расстояния на карте и на местности. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. Знать как ориентироваться на местности. Уметь определять расстояние на карте и на местности. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Природные зоны России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Линейка. Измерительные материалы. | ||
14 | Тундра. Природа тундры. Безопасная переправа через водную преграду. | Природные зоны России растительный и животный мир., особенности труда и быта людей. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия необходимые для жизни. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России»« Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте» Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. Знать как организовать безопасную переправу через водную преграду. Уметь организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1-2 вида узлов. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Природные зоны России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков«Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Веревка для вязания узлов. | ||
15 | Леса России. Меры пожарной безопасности при разведении костра. | Природные зоны России растительный и животный мир., особенности труда и быта людей. Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России»« Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте» Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. Знать меры пожарной безопасности при разведении костра. Уметь развести и погасить костер. | Урок-игра. | Графический диктант. | Природные зоны России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России». Защита от ядовитых растений и животных. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений». Ядовитые растения и животные. Защита от ядовитых растений и животных. | 1 | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Знать ядовитые растения и животные, уметь применять защитные средства. | Комбинированный | Проверочная работа. | Природные зоны России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков«Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Картинки с изображением ядовитых растений и животных. | ||
17 | Зона степей. Основные правила поведения на воде, при купании, на отдыхе у воды, при катании на лодке. | Природные зоны России растительный и животный мир., особенности труда и быта людей. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России»« Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте» Основные правила поведения на воде, при купании, на отдыхе у воды, при катании на лодке. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. Знать основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Природные зоны Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
18 | Пустыни. Способы и средства спасения утопающих. | Природные зоны России. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние деятельности человека на природу, охрана природных богатств.. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России»« Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте». Способы и средства спасения утопающих. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни Знать основные спасательные средства. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Природные зоны. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением спасательных средств. | ||
19 | У Черного моря. Основные спасательные средства. | Природные зоны России. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природных богатств. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России»« Поиск и показ изучаемых объектов на географической карте».Основные спасательные средства. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. Знать основные спасательные средства.. | Комбинированный | Объяснение, рассказ. | Природные зоны. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Плакаты с изображением спасательных средств. | ||
20 | Экологическое равновесие. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. | Влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. | 1 | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. Знать о видах травм в младшем школьном возрасте. | Комбинированный | Комбинированная | Красная книга России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». | ||
21 | Обобщение по разделу «Природа России». Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах. | Формы поверхности. Разнообразие растений и животных. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. Порезы и ссадины. Первая медицинская помощь при ссадинах и порезах. | 1 | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране. Уметь оказать первую медицинскую помощь при ссадинах и порезах. | Урок-игра. | Урок-игра. | Природные зоны России. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
Родной край – часть большой страны (12 часов). | |||||||||
22 | Наш край. Первая медицинская помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | Родной край – малая родина. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родного села, области: название, основные достопримечательности. Практическая работа «Знакомство с картой области». Первая медицинская помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | Комбинированный | Беседа, рассказ | Природные сообщества родного края. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
23 | Поверхность нашего края. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | Особенности поверхности. Формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Знакомство с растениями и животными леса, луга, водоема; использование атласа-определителя. Инструктаж по ТБ. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | 1 | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы . Уметь оказывать первую медицинскую помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | Экскурсия | Беседа, рассказ | Изменение поверхности родного края. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
24 | Водоемы нашего края. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении из носа. | Формы поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, на карте). Водоемы, их использование человеком, охрана ( на примере реки Вятки, реки Гоньбинки). Первая медицинская помощь при кровотечении из носа. | 1 | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны , моря, реки. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении из носа. | Комбинированный | Беседа, рассказ | Природные сообщества родного края. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». | ||
25 | Наши подземные богатства. Вызов скорой помощи. | Полезные ископаемые, распространенные в данной местности: песок, глина, торф), их использование человеком. Опыты с природными объектами. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств». Когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок ее вызова. | 1 | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае. Знать когда следует вызвать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. Уметь вызвать «скорую помощь». | Комбинированный | Исследование | Природные ископаемые родного края. Их использование человеком. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
26 | Земля-кормилица. Понятие о здоровье и факторы, влияющие на него. | Почва, ее значение для жизни. Почва, ее состав. Понятие о здоровье и факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. | 1 | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы(цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. Знать основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни» | Комбинированный | Исследование | Почва, ее значение для жизни. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Пословицы о здоровье. Высказывания о здоровье. | ||
27 | Жизнь леса. Лес- природное сообщество. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика. | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя». Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность. Как формируется пристрастие к наркотикам. Профилактика вредных привычек. | 1 | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса. Знать факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания). | Комбинированный | Беседа, рассказ | Растения и животные Красной книги. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Высказывания о вредных привычках. | ||
28 | Жизнь луга. Луг- природное сообщество. Пути укрепления здоровья. | Растения и животные, их разнообразие. Условия , необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя». Основные составляющие здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья. | 1 | луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса, луга и пресного водоема. Знать основные составляющие здорового образа жизни. | Комбинированный | Беседа, рассказ | Растения и животные Красной книги. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. | ||
29 | Жизнь пресного водоема. Пути укрепления здоровья. | Растения и животные, их разнообразие. Условия , необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя». Основные составляющие здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья | 1 | раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке. . Знать основные составляющие здорового образа жизни. | Урок-игра. | Игра - беседа | Растения и животные Красной книги. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». Памятка. Картины с изображением спасательных средств. Памятка. | ||
30 | Растениеводство в нашем крае. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями края.». Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Авария на радиационно-опасных объектах, возможные последствия, мероприятия по защите. | 1 | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. Знать о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | Комбинированный | Беседа, рассказ | Природные сообщества родного края. Виды растениеводства Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы».. | ||
31 | Незаметные защитники урожая. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. Влияние деятельности человека на природу. План гражданской обороны учебного заведения, основные мероприятия ГО в классе по защите учащихся. | 1 | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями. Ознакомиться с планом ГО учебного заведения. | Комбинированный | Беседа, рассказ | Виды растениеводства. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». | ||
32 | Животноводство в нашем крае. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным Влияние деятельности человека на природу. Эвакуация ( временное отселение) населения. Обязанности эвакуируемых. Правила поведения в пути следования и по прибытии на место временного отселения. | 1 | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными. Знать правила поведения при эвакуации. | Комбинированный | Беседа, рассказ | Виды животноводства Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. А.А.Плешаков «Атлас-определитель», «Зеленые страницы». | ||
33 | Обобщение по разделу «Родной край- часть большой страны» | Родной город, село: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого отношения к природе. | 1 | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять правила поведения в природе. | Урок-игра. | Урок - игра | Природные сообщества родного края. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. | ||
Страницы всемирной истории (6 часов). | |||||||||
34 | Начало истории человечества. | Человек- часть природы и член общества. Охрана памятников истории культуры. Способы познания окружающего мира. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. | 1 | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | История первобытного человека. Счет лет в истории. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. «Зеленые страницы». | ||
35 | Мир древности: далекий и близкий. | Мир древности. Древний Египет. Древняя Греция и Древний Рим. Что такое окружающий мир. Как человек познаёт природу, общество, самого себя. | 1 | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | История Древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
36 | Средние века: время рыцарей и замков. | Средневековье. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов). | 1 | Знать историю Средних веков. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | История феодального общества. Рыцарь. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Выдающиеся люди разных эпох. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов). | 1 | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Открытие Америки. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Выдающиеся люди разных эпох. Общество. Человек- член общества. Важнейшие события, происходящие в современной России. | 1 | Знать выдающихся людей новейшего времени. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Новейшая история. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». | Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества. | 1 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решение практических задач. | Комбинированный | Тест. | Страны и народы мира. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
Страницы истории Отечества (20 часов). | |||||||||
40 | Жизнь древних славян. | История Отечества. Отдельные важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва- столица России. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края. Практическая работа «Работа с исторической картой» | 1 | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Древняя Русь. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
41 | Во времена Древней Руси. | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва- столица России. Практическая работа «Работа с исторической картой | 1 | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Древняя Русь. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
42 | Страна городов. | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва- столица России. Практическая работа «Работа с исторической картой | 1 | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные события из истории Отечества. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Столицы Древней Руси. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь. | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. | 1 | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Музеи. Экспонаты Древней Руси. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
44 | Трудные времена на Русской земле. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Практическая работа «Работа с исторической картой | 1 | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Жизнь древних славян на Руси. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
45 | Русь расправляет крылья. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Практическая работа «Работа с исторической картой | 1 | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Историческая карта. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
46 | Куликовская битва. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Практическая работа «Работа с исторической картой. Элементарные приёмы чтения карты. | 1 | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Историческая карта. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
47 | Иван Третий. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. | 1 | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Реформы Ивана Третьего. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
48 | Мастера печатных дел. | Выдающиеся люди разных эпох. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. | 1 | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | История книгопечатания на Руси. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
49 | Патриоты России. | Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений. Выдающиеся люди разных эпох. | 1 | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
50 | Петр Великий. | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений | 1 | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Реформы Петра Великого. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Выдающиеся люди разных эпох. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | 1 | Знать историю развития образования на Руси. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Образование на Руси. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
52 | Екатерина Великая. | Выдающиеся люди разных эпох. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | 1 | Знать реформы Екатерины Великой. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Правление Екатерины Великой. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
53 | Отечественная война 1812 года. | Выдающиеся люди разных эпох. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Элементарные приёмы чтения карты. | 1 | Знать значение полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Историческая карта. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
54 | Страницы истории 19 века. | Россия на карте. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Элементарные приёмы чтения карты. | 1 | Знать историю России 21 века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Историческая карта. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
55 | Россия вступает в 20 век. | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. | 1 | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране, описывать отдельные события из истории Отечества. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
56 | Страницы истории 1920-1930 годов. | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | 1 | Знать страницы истории России в 1920-1930 годах. Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России. | Комбинированный | Объяснение, рассказ | Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
57 | Великая война и Великая Победа. | Государственные праздники. (День Победы). Оценка отдельных понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. | 1 | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей. | Комбинированный | Беседа | Историческая карта. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
58 | Страна , открывшая путь в космос. | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники. | 1 | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой. | Комбинированный | Беседа | История покорения космоса. Учебник. Атлас. Рабочая тетрадь | ||
59 | История вокруг нас. | Охрана памятников истории и культуры. Инструктаж по ТБ. Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. | 1 | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. | Экскурсия | Тест | Основные достопримечательности. | ||
Современная Россия (9 часов). | |||||||||
60 | Основной закон России и права человека | Человек- член общества. Конституция – Основной Закон Российской Федерации. Права ребенка. | 1 | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Комбинированный | Беседа | Конституция – Основной закон Российской Федерации. | ||
61 | «Дети имеют на особую заботу и помощь» | Важнейший документ- конвенция о правах ребенка. Всенародные праздники (День защиты детей). | 1 | Комбинированный | Урок-игра | Права ребенка. Декларация прав ребенка. | |||
62 | Мы – граждане России. | Человек – член общества. Права и обязанности гражданина. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Правительство РФ. | 1 | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. | Комбинированный | Беседа | |||
63 | Славные символы России. | Государственная символика России (герб, флаг, гимн). | 1 | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага. | Комбинированный | Беседа викторина | |||
64 | Такие разные праздники. | Государственные праздники (12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага РФ, 12 декабря – День Конституции). | 1 | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России, отмечаемые в России(Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей). | Комбинированный | Беседа | |||
65-67 | Путешествие по России. | Москва – столица России( название основных достопримечательностей (Красная площадь , Кремль), характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России : Дальний Восток (Владивосток), Сибирь (Якутск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Дудинка, Тобольск), Урал (Златоуст, Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Оренбург), Север Европейской Росси (Архангельск, Вологда, Псков), Старинные русские города (Владимир, Суздаль, Сергиев Посад и др.), Волга (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань и ), ЮГ России ( Ростов- на-Дону, Ставрополь, Краснодар и др.) (Народы, населяющие Россию: Дальний Восток ( чукчи, коряки, удэгейцы), Сибирь (буряты, якуты, ненцы и др.).Урал ( башкиры), Север Европейской России (русские, карелы, коми), Волга (марийцы, чуваши, мордва, татары)Юг России (казаки, осетины, аварцы) обычаи, характерные особенности быта. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Охрана памятников истории и культуры. | 3 | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России(родной город, столицу,1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. | Комбинированный | Беседа, тест | Народы, населяющие Россию, обычаи, характерные особенности быта. | ||
68 | Что мы узнали и чему научились за год. Обобщение | Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. | 1 | Обобщающий | Урок-игра. | Компьютер карточки с заданиями |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района
Кировской области
Рассмотрено на заседании Согласовано Заместитель Утверждаю Директор
ШМО учителей директора по УВР МКОУ СОШ
начальных классов, ____________ с. Тат-Верх-Гоньба
эстетического и Ахатова Р.Ш. ____________
здоровьесберегающего цикла от 30.08.2013 Загидуллина Г.А.
протокол №1 приказ № 81
От 29.08.2013 30.08.2013
Руководитель ШМО________
ЗагидуллинаД.Ф.
Рабочая программа
по окружающему миру
в 4 классе
Учитель начальных классов
Саляхутдинова И.В.
I квалификационная категория
Срок реализации программы 1 год
2013-2014 учебный год
с.Тат-Верх-Гоньба
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и примерной Программы «Школа России» (2007 г.) по окружающему миру, разработанной Плешаковым А.А. и реализует базовый уровень.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Учебный предмет Окружающий мир вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Содержание программы носит образовательный характер. Для успешного решения задач курса используются разнообразные методы и формы обучения, важны экскурсии и прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу и т.д.
При реализации программы особое значение придается новым видам деятельности учащихся, к которым относятся:
1.Распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.
2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).
3.Использование книги для чтения по экологической этике.
4. Работа по географической и исторической карте.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
* развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать , решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект:
- Учебник. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 1,2 часть, 4 класс-М. Просвещение -2008 год.
- М\п. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс».
- Плешаков А.А. Атлас – определитель. «От земли до неба»
- Плешаков А.А. «Зеленые страницы».
- Плешаков А.А. Рабочие тетради по окружающему миру . 4 класс,1,2 части.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать\ понимать:
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города( села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе
уметь:
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные события (изученные) из истории Отечества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирование на местности с помощью компаса;
- определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учебно – тематический план.
№ | Тема. | Количество часов. | Обобщающие уроки. |
1 | Земля и человечество. | 10 | 1 |
2 | Природа России. | 11 | 1 |
3 | Родной край – часть большой страны. | 12 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории. | 6 | 1 |
5 | Страницы истории человечества. | 20 | 1 |
6 | Современная Россия. | 9 | 1 |
68 часов
Содержание тем учебного курса.
- Земля и человечество (10 часов).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна –естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная Книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Должны знать/уметь:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- Способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- Некоторые современные экологические проблемы;
- Проводить наблюдения природных тел и явлений;
- В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в идее сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
- Природа России(11 часов).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Практические работы : поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Должны знать/уметь:
- Природные зоны России (особенности климатических условий, растительный и животный мир, занятия населения в определенной зоне, местоположение на карте);
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в идее сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя.
- Родной край – часть большой страны (12 часов).
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края(восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества(на примере леса ,луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края; определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Должны знать/уметь:
- Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
- Различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в идее сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
- Страницы всемирной истории (6 часов).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в 20 веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Должны знать/ уметь:
- Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в идее сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
- Страницы истории Отечества (20 часов).
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. ( Князь Владимир и крещение Руси. Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси.)
Трудные времена на Русской земле. ( Нашествие Батыя. Князь Александр Невский).
Русь расправляет крылья. (Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва.)
Путешествие в древнюю Москву. (Иван Третий. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты России).
Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Великая Отечественная война 1812 года.( Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ).
Страницы истории 19 века.(Царь освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества).
Россия вступает в 20 век.(Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война.)
Страницы истории 20-30 годов. (Новое государство- Советский Союз. Страна труженица.)
Великая война и Великая Победа.(«Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной.)
Страна, открывшая путь в космос.
Должны знать/уметь:
- Важнейшие события истории;
- Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- Приводить примеры народов России;
- Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в идее сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
- Современная Россия (9 часов).
Конституция России – наш основной закон. Мы – граждане России. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. Многонациональный состав России. Путешествие по России.
Должны знать/уметь:
- Государственную символику и государственные праздники современной России
- Что такое Конституция;
- Основные права ребенка;
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в идее сообщения, рассказа;
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
* наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
* выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
* проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
* работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
* работа с учебными и научно- популярными текстами и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...