Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2в класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011
  • Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М.: «Просвещение». 2011 год.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии.
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2013 -2014 учебный год.
  • Положения о  порядке разработки  рабочей программы  по учебному предмету МБОУ «Гимназия №2».

 

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  « Перс пектива»

  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2012 год.

Учебники включены в федеральный перечень на 2013-2014учебный год.

 

Уровень программы: базовый

Общая характеристика курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir2kl.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2в класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373. 
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011
  • Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М.: «Просвещение». 2011 год.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии. 
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2013 -2014 учебный год.
  • Положения о  порядке разработки  рабочей программы  по учебному предмету МБОУ «Гимназия №2».

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  « Перс пектива»

  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2012 год.

Учебники включены в федеральный перечень на 2013-2014учебный год.

Уровень программы: базовый

Общая характеристика курса.

Общая характеристика предмета

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Цель:  

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  • формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине;
  • формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно- нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Место предмета в базисном учебном плане

   В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год (35 учебных недель). Тематическое планирование разработано в соответствии с УМК «Перспектива» и ориентировано на использование учебника «Окружающий мир»: А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая.. Окружающий мир. 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая – М.: «Просвещение», 2012.  

Таблица распределения уроков

Раздел

Примерное планирование

По рабочей программе

Практическая работа

Проверочные работы

Экскурсии

1

Вселенная, время, календарь

14 часов

16  часов

3

1

1

2

Осень

16 часов

19 часов

1

1

3

Зима

13 часов

15 часов

1

1

1

4

Весна и лето

15 часов

20 часов

1

1

1

Резервные уроки

10 часов

Распределены на экскурсии, повторение, проверочные работы.

Итого

68 часов

70 часов

5

4

4

Планируемые результаты.

Личностные        результаты:

 осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в    

   интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

 осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических

         чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

 установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметные        результаты:

 способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего    

   мира человека;

 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

 осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,

учреждение культуры и пр.);

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные        результатами:

 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и  

   социальной действительности (в пределах изученного);

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

 умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов,

                 описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Гимназический компонент  в тематическом плане (планируемые результаты освоения материала) указан курсивом.

Список литературы  по реализации программы для учителя:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2012 год.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-ух частях. 2 класс. Москва. Просвещение. 2012 год.
  3. Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М. Методическое пособие с поурочными разработками. Уроки по окружающему миру.  Методическое пособие. 2 класс. Москва. Просвещение. 2012 год.
  4. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. Москва. Просвещение. 2011 год.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся образовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2010 год.
  6. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся образовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2009 год.
  7. А.О.Орг, Н.Г.Белицкая. Олимпиады по окружающему миру. 2 класс. «Экзамен». Москва. 2012 г.
  8. Окружающий мир. Контроль-измирительные материалы. 2 класс. Москва. «ВАКО». 2012

Список литературы  для учащихся:

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-ух частях. Москва. Просвещение. 2012 год.

Интернет-ресурсы:

  1. nsportal.ru - окружающий мир
  2. http://playroom.com.ru/kross.php#1      кроссворды,   чайнворды, загадки   в алфавитном порядке ребусы и др.
  3. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html      
  4. http://www.aldebaran.ru/ – Альдебаран - крупнейшая электронная библиотека
  5. http://clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/page/4/    Книги учителю нач классов
  6. http://www.propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85      занятия по пдд
  7. http://www.zavuch.info/      методические и дидактические материалы

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

УУД

Время проведения

дата

факт

Вселенная, время, календарь (16 час)

1

Мы — союз народов России.  Наша Родина – Россия. Россия на карте. Россия — многонациональная страна. Народы населяющие Россию.

1

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город Нижнекамск и школа. Называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка РФ.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

2

Мы — жители Вселенной. Глобус – как модель Земли. Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

.

1

Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве.

Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения.

Сравнивать размеры планет.

Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку.

Узнавать небесные тела по описанию.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

3

Наш космический корабль — Земля.

1

По своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль. Находить  на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнику и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради..

Практическая работа в группе: изучить устройство компаса; определять стороны горизонта; зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена; осуществлять самопроверку.

Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

-сознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.

4

 Стороны горизонта. Компас. Географическая карта и план.

1

5

Время.

1

По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение.

По фотографиям в учебнике определять временные характеристики изображённых событий.

Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения (уменьшения).

Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах.

Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

6

Сутки и неделя.

Смена времени суток, рассвет, закат. Смена дня и ночи.

1

По схеме на учебники объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».

Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи.

Определять количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их последовательность.

Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные:

-осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего

7

Месяц и год.

Смена времён года.

1

Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления, моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации.

Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения — месяц.

Придумывать сказочное объяснение изменению облика луны, иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.

Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку. Работать со взрослыми: наблюдать изменения облика Луны, фиксировать результаты наблюдения в виде рисунков.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

8

Времена года.

1

Перечислять времена года в правильной последовательности, называть месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации.

Придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком.

Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Инсценировать мини-спектакль о жизни природы в разные времена года.

Работать со взрослыми: наблюдать определять реальную реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления, подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Личностные :

-понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

9

Экскурсия на природу.

Времена года и их особенности. Наблюдение за погодой своего края.

1

Уметь вести наблюдения за живой и неживой природой.

При помощи компаса определять стороны горизонта (практическая работа); определять направление ветра; определять по солнцу время сутки.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

10

Погода. Её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Явления природы: ветер, дождь, гроза.

1

Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.

Практическая работа:  изучить устройство термометра, сравнивать различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, тела; зафиксировать результаты измерений в таблице.

Объяснять значение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку.

Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради.

Учиться рисовать условные знаки погодных явлений.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами

11

Метерологические приборы. Измерение температуры воздуха. Практический урок.

1

12

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

1

Сравнивать календари разных типов.

Обсуждать правила пользования ими.

Сравнивать даты начала нового года в православном, исламском, буддийском, иудейском календарях.  

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

13

Красные дни календаря.

1

Определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание общегражданских государственных праздников современного российского календаря.

Составлять устный рассказ о праздниках в своём городе.

Иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией).

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».

14

Народный календарь.

1

Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долго-срочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

15

Экологический календарь.

1

Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисункам учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё отношение к природе в рисунке.

Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате. 

Личностные:

-понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;

-воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

16

Контрольно-обобщающий урок по теме «Вселенная, время, календарь»

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся.

Осень (19 час)

17

Осенние месяцы.

1

Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев, и со значительными событиями в жизни людей.

Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине.

Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России.

 

18

Осень в неживой природе.

1

По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в живой и неживой природе.

Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени.

Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике.

Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью. Фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.

19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.  Обычаи, характерные особенности быта народов России.

1

Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов.

Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради.

Установить связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. Осознавать значение народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она нам даёт.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Личностные

- освоение личностного смысла учения

20

Звёздное небо осенью.

1

На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба.

Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.

Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника.

Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.

Использовать дополнительную литературу,интернет для написания рассказа об одном из созвездий.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

21

Осенняя экскурсия. Правила безопасного поведения в природе.

1

Наблюдать за погодой осенью. Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

22

Трава у нашего дома.

1

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Уметь устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.

Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.

Узнавать изученные растения на рисунках и в природе; знать их особенности, значение для человека.

Работать со взрослыми: определять при помощи атласа-определителя травянистые растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать сведения из книги «Зелёная страница» и других источников для написания собственного рассказа о растении.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

 Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

23

Старинная женская работа.

 

1

Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в группе

24

Деревья и кустарники, травы  осенью.

1

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения.

Используя атлас-определитель, определять деревья и кустарники по плодам.

Уметь устанавливать по наблюдениям сроки окончания листопада у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную  из различных источников

25

Чудесные цветники осенью.

1

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образом.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать разные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями.

Работая в парах, сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему.

Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и его окрестностях, фиксировать результаты в виде записей, рисунков, фотографий.

Использовать дополнительную литературу, интернет для написания собственного рассказа об одном из растении цветника.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

26

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

1

Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку.

Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя .

Обсуждать рассказы «Кому нужен мухомор?» из книги «великан на поляне»,  обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила экологической этики.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

27

Шестиногие и восьминогие.

1

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.

По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.

Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых.

Прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций.

С помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных типов.

Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», обосновывать необходимость бережного отношения к паукам, формулировать соответствующие правила экологического этикета.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

28

Птичьи секреты.

1

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах.

Выяснить по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие к зимующим. Узнавать на рисунках изученных птиц, классифицировать их по двум признакам — перелётные и зимующие. Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.

Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку.

Отгадывать народные загадки о птицах.

 Уметь наблюдать за птицами своей местности.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

29

Как разные животные готовятся к зиме.

1

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.

По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца,объяснять значение наблюдаемых изменений,раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков.

Узнавать изучаемых животных по описаниям.

Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

30

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

Извлекать из текста и иллюстрации учебника информацию о связях в природе.

Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схемы. Сделать выводы: о значении схем как способа изображения связи в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей.

Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях.

Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем.

Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

31

Осенний труд.

1

Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение поведение входе совместной работы.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

32

Будь здоров!

 

1

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам  в соответствии с правилами игры.

Проверка и учёт знаний учащихся.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Личностные

- освоение личностного смысла учения

33

Охрана природы осенью.

1

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.

Работая в паре, анализировать некоторые рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Уметь использовать дополнительную литературу.

Красная книга Татарстана.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

34

Охрана природы осенью. Красная книга.

1

35

Обобщающий урок по теме «Осень».

Проверочная работа по теме «Осень»

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Зима (15 час)

36

Зимние месяцы.

1

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведения любого жанра о зиме.

Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменения погоды, наблюдать и отмечать характер погоды девятнадцатого декабря для прогноза урожая на будущее лето.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

- ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга»

37

Зима — время науки и сказок.

1

Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.

38

Зима в неживой природе.

1

По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в живой и неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений.

Выражать своё отношение к красоте зимней природы. Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе.

Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

39

Звёздное небо зимой.

1

Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большая Медведица осенью и зимой, выявлять различия.

Сравнивать схемы созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по полярной звезде стороны горизонта.  Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде.

Работая в паре анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

40

Зима в мире растений.

1

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений.

Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой.

Используя атлас-определитель. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам.

Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными.

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

41

Зимние праздники.

1

Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота.

Знать зимние праздники в России и других странах мира — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.). Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Зимние праздники в нашем городе. Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты,узнавать о старинных традициях зимних праздников и посиделок,сочетающих труд и развлечения,изучать страницы Красной книги

42

Растения в домашней аптечке.

1

На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях. По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения.

Практическая работа в группах: рассматривать предложенное лекарственное растение и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу.

Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

43

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы.

Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Используя текст учебника. Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать птиц и зверей по описаниям.  Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города, определять их с помощью атласа- определителя, продолжать подкармливать птиц, по результатам наблюдения написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком.

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

44

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

Извлекать из текста и иллюстрации учебника информацию о связях в природе.

Работать в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными.

Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем. В том числе работать в группе.

Рассказывать по схемам об изученных невидимых нитях.

Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие  природные взаимосвязи.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

45

В феврале зима с весной встречаются впервой.

1

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре своего родного края, инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края. Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

46

Экскурсия в зимний парк. Правила безопасного поведения в природе.

1

Наблюдение за жизнью природы своего края, развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

47

Зимний труд.

1

Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Рассказывать о том как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме. Соотносить их с особенностями в мире зимней живой и неживой природы, выявлять общее и различное.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Личностные

- освоение личностного смысла учения

48

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни зимой.

Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Регулятивные

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

49

Охрана природы зимой.

1

По материалам учебника знакомится с правилами охраны природы зимой.

Работать в паре, анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.

Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне».

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Уметь использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.

Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и результаты наблюдении в рабочей тетради.

Проектные задания: организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

50

Проверочная работа по теме «Зима».

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

Весна и лето (20 час)

51

Весенние месяцы.

1

Сопоставлять старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине.

Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

52

Весна в неживой природе.

1

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в живой и неживой природе  и составлять в рабочей тетради список таких явлений.

Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках вены в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Устанавливать связи между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Работать со взрослыми: наблюдать за природой весной. Фиксировать результаты наблюдений в таблицах. Сравнивать их. Делать выводы об изменении погоды в течение весны.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

53

Весна — утро года.

1

Знакомится по материалам учебника с народными традициями встречи весны. Инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей.

Просматривать фотографии в рубрике «Загляни в семейный альбом», устно описывать представленные на них события.

Работая в группах изготовлять игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками деревца во дворе школы.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

54

Звёздное небо весной.

1

Сравнивать схемы расположений ковшей созвездий Большая Медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия.

Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком.

Работая в паре знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему созвездия Лев со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради.

Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды.

Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий.

Придумывать рассказы о созвездиях весеннего неба.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

55

Весеннее пробуждение растений.

1

По своим наблюдениям рассказать о весенних изменениях в жизни растений.

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения.

Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики.

Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради, фиксировать сроки цветения.  Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений, выражать своё предпочтение в рисунке или на фотографии.

Использовать книгу «Зелёные страницы» и другие источники информации для написания собственного рассказа о любимом раннецветущем растении.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

56

Пробуждение деревьев и кустарников.

1

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

57

Чудесные цветники весной.

1

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образом.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений.

Определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя.

Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе.   Различать реальные свойства растений и отражения их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанные с растениями.

Работать в парах. Сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, разыгрывать сценки на эту тему.

Работать со взрослыми: определять растения цветников возле дома и в его окрестностях, фиксировать результаты работы в виде записи, рисунков, фотографий.  Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из растений цветника.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

58

Весна в мире насекомых.

1

Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в жизни насекомых.

Узнавать изученных насекомых по рисункам в учебнике и в природе.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых.

Обнаруживать взаимосвязь в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей тетради.

Обсуждать отношения людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым.

Работая в парах, предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на поляне». Формулировать соответствующие правила экологической этики.  Работать со взрослыми: наблюдать весенние появления насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

59

Весна в мире птиц и зверей.

1

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей.

Знакомится по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из перелётных краёв, фиксировать её в рабочей тетради.

Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики.

Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике.

Работать в паре, придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

60

Весенняя экскурсия. Правила безопасного поведения в природе.

1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде. Заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе»

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

61

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

Извлекать из текста  и иллюстрации учебника информацию о связи природы.

Анализировать рисунка и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре.

Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем.

Рассказывать по схемам о невидимых нитях в весенне лесу.

Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

62

Весенний труд.

1

Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе. Объяснять значение пословиц о важности весенних работ. Наблюдать за состояние природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

63

Старинные весенние праздники.

1

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края; сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России; определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

64

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни весной.

Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению

 незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

Проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни.

65

Охрана природы весной.

1

По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы весной.

Работая в паре, анализировать рисунки учебника, с их помощью рассказать о правилах охраны природы.

Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.

Уметь использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.

Проектные задания: составить фоторассказ о весенней прогулке.

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

66

Лето красное.

1

Знать и сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев. Соотносить внутренний смысл старинных названий месяцев с природными особенностями весенних и летних месяцев и событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние праздники и работу в старину.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг», «справедливость» Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

67

Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

1

68

Летние праздники и труд. Проверочная работа по теме «Весна и лето».

1

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе. Сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

69

Обобщающий урок по теме.

1

Повторение и закрепление пройденного материала по данной теме.

Проверка и учёт знаний учащихся при помощи тестов.

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

70

Итоговый урок.

1

Проведение театрализованного представления с использованием творчества народов своего края, в котором отразились образы природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...