Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся 5 - 6 классов с умеренной умственной отсталостью.
рабочая программа по окружающему миру по теме
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона "Об образовании", Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением ПравительстваРФ от 12.03.1997г.,№288), устава школы 8го вида, Письма МО и науки РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений 1-8 видов", Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: подготовительный, 1- 4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание - М.:Просвещение,2006.- 192 с.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принцыпам психолого- педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень прогпаммы - коррекционно- развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_5-6_klass_programma2_2.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288), устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы – коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Структура документа
В программу по развитию устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности для учащихся 5 - 6 классов с умеренной умственной отсталостью входят:
-пояснительная записка;
-учебно-тематическое планирование по образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности;
-содержание обучения образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности;
-контрольно – измерительный материал по образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности;
-учебно-методический комплекс к рабочей программе.
Общая характеристика программы
Данная программа предназначена для учащихся 5 – 6 классов с умеренной умственной отсталостью. Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки:
в 5 классе - 2 ч в неделю;
в 6 классе - 2 ч в неделю.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей с умеренной умственной отсталостью в общем и речевом развитии от своих сверстников, их речь скудна и дефектна, собственные высказывания учащихся отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («безречевые» дети). Для устной речи детей характерны аграмматизмы. В их высказываниях часто отсутствует использование служебных частей речи и изменение слов по падежам, временам и т. п. (склонения, спряжения). Словарный запас крайне беден и неточен. Они часто повторяют одни и те же обороты речи, не к месту (механически), используют чужие слова и выражения без учета смыслового содержания.
Содержание программы направлено на обучение детей с умеренной умственной отсталостью правильному произношению слова, ответам на поставленные вопросы, правильному и последовательному изложению содержания информации, установлению несложных причинно-следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и обобщения.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.
В работе с детьми, имеющими грубые нарушения произносительной стороны речи, а также с «безречевыми» детьми, используются индивидуальные задания. Они направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.
Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе.
Цель программы
-коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, их познавательной деятельности.
Задачи программы
-расширение и формирование представлений и знаний о временных явлениях окружающей действительности;
-формирование у учащихся знаний о предметах ближайшего окружения;
-расширение социального опыта учащихся;
-формирование интереса к предметам ближайшего окружения;
-формирование положительного отношения к учебному процессу;
-воспитание привычки и желания учиться;
-развитие уверенности в себе и самоуважение.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся (ожидаемый результат)
5 класс
Учащиеся должны уметь:
-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
-описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы (2 – 3 предложения).
-ухаживать за одеждой и обувью;
-поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
-соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов;
-выученные правила дорожного движения.
Примечания. Для «безречевых» детей достаточно:
- понимания обращенной речи;
- освоения дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы;
- умения ребенка быть внимательным к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной;
- умения по словам, произнесенным учителем, показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе.
6 класс
Учащиеся должны уметь:
-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
-активно участвовать в беседе;
-составлять под руководством учителя небольшой рассказ (3 – 4 предложения) об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе (по мере возможности);
-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
-соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Примечания. Для «безречевых» детей достаточно:
- понимания обращенной речи;
- освоения дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы;
- умения ребенка быть внимательным к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной;
- умения по словам, произнесенным учителем, показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе.
Проверка знаний и умений учащихся по развитию устной речи
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Программа содержит разноуровневые требованиям к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Уровень обученности учащихся с умеренной умственной отсталостью оценивается в баллах. Критерии оценивания:
5 баллов – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, выполняет свыше 65% заданий, хорошо справляется с заданиями исследуемого параметра; относительно самостоятелен; при указании на ошибки, их исправляет; правильно реагирует на критику;
4 балла – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но допускает неточности и единичные ошибки, которые исправляет с частичной помощью учителя;
3 балла – ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, выполняет от 30 до 50% заданий, допускает ряд ошибок, нуждается в частичной помощи учителя;
2 балла – ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, при выполнении работ нуждается в помощи учителя, допускает ряд ошибок, которые самостоятельно исправить не может;
1 балл – ученик обнаруживает незнание большей части изученного материала, помощь учителя принимает, все виды работ выполняет только с помощью учителя;
0 баллов – ученик обнаруживает незнание большей части изученного материала, либо его совсем не усваивает, помощь учителя, устную инструкцию не воспринимает, если ученик не справляется с заданиями исследуемого параметра; самостоятельность не проявляет; ошибки не исправляет даже при помощи педагога; на критику не реагирует верно; выполнение 5-10% заданий.
Общее количество баллов отражает степень овладения учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют требованиям на очередном этапе обучения и служат базисом для соответствия трем степеням обученности: базовой, минимально-необходимой и низкой. Система оценивания в баллах:
Базовая степень обученности – 24 – 30 баллов.
Минимально–необходимая степень обученности – 18 – 23 балла.
Низкая степень обученности – 17 – 6 баллов.
Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению каждого учащегося с отклонениями в развитии.
Формы и методы работы
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото и другие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Учебно - тематическое планирование к образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности
5 класс
№ | Раздел и тема | Количество часов | |||
I | II | III | IV | ||
1. | Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев. | 1 3 1 | 2 1 | 1 1 | 1 |
2. | Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.). | 2 | |||
3. | Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи). | 2 | |||
4. | Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов. | 2 | |||
5. | Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу. | 2 | |||
6. | Грибы. Груздь, бледная поганка. Грибы съедобные и несъедобные. | 2 | |||
7. | Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.). | 1 | |||
8. | Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле. | 2 | |||
9. | Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение. | 2 | |||
10. | Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью. | 2 | |||
11. | Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение. | 2 | |||
12. | Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение). | 2 | |||
13. | Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви. | 2 | |||
14. | Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков. | 2 | |||
15. | Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья. | 2 | |||
16. | Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. | 2 | |||
17. | Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. | 2 | |||
18. | Домашние птицы. Гусь. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. | 1 | |||
19. | Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища. | 1 | |||
20. | Насекомые. Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. | 2 | |||
21. | Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме. | 2 | |||
22. | Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. | 2 | |||
23. | Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии по главной улице города, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк. Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян. | 2 2 | 2 1 | 3 2 | 2 |
24. | Повторение пройденного. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего: 68 часов | 18 | 14 | 20 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Содержание работы по образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности
5 класс
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня.
Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев.
Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев.
Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев.
Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).
Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.
Грибы. Груздь, бледная поганка. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.
Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые. Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
МОНИТОРИНГ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Мониторинг 5 класс
Ф.И. ученика | З, У, Н, способности | Баллы | Степень обученности | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Б | МН | Н | ||
Всего: |
1. Уметь называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.
2. Уметь участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей.
3. Уметь описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы (2 – 3 предложения).
4. Уметь ухаживать за одеждой и обувью.
5. Уметь поддерживать порядок в классе, дома.
6. Уметь соблюдать правила личной гигиены.
7. Уметь соблюдать правила уличного движения.
8. Знать названия и свойства изученных предметов.
9. Знать выученные правила дорожного движения.
Учебно - тематическое планирование к образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности
6 класс
№ | Раздел и тема | Количество часов | |||
I | II | III | IV | ||
1. | Сезонные изменения в природе. Погода (облачность, осадки, гроза, температура воздуха). Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы. Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы перелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы. Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы – весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы. Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы. | 2 2 | 2 2 | 2 | 2 2 |
2. | Наша страна. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). | 1 | |||
3. | Транспорт. Транспорт воздушный, наземный, водный, железнодорожный. | 1 | |||
4. | Дорожное движение. Правила дорожного движения: знаки дорожного движения. | 1 | |||
5. | Овощи. Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат. Друзья огородных растений: птицы, дождевые черви, жабы. Враги огородных растений: гусеницы, мыши. | 2 | |||
6. | Фрукты. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива. Сезонные работы в саду. | 2 | |||
7. | Ягоды. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. | 2 | |||
8. | Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение. | 1 | |||
9. | Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. | 1 | |||
10. | Декоративные растения. Весенние (тюльпаны), летние (розы), осенние (астры). | 1 | |||
11. | Полевые растения. Пшеница, ячмень, рожь. Как используются эти растения. Осенние работы в поле. Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк. | 2 | |||
12. | Квартира, комната. Варианты квартир: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, ванная. | 1 | |||
13. | Мебель. Мебель для гостиной, спальни, ванной. Назначение. Уход за мебелью. | 1 | |||
14. | Посуда. Называние посуды. Правила и приемы ухода за посудой. Сервировка стола. | 2 | |||
15. | Одежда. Одежда повседневная, праздничная, рабочая, спортивная. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение). | 2 | |||
16. | Обувь. Обувь повседневная, праздничная, рабочая, спортивная. Уход за разными видами обуви. | 2 | |||
17. | Комнатные растения. Кактус, плющ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков. | 2 | |||
18. | Домашние животные. Бык. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. | 2 | |||
19. | Дикие животные. Барсук, кабан. Внешний вид, пища, повадки. | 2 | |||
20. | Домашние птицы. Индюк. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. | 1 | |||
21. | Дикие птицы. Кукушка, соловей. Внешний вид, места обитания, пища. Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц. | 2 | |||
22. | Животные луга. Кузнечик, крот, бабочки. Внешний вид, пища, повадки. | 1 | |||
23. | Животные пресных водоемов. Раки, улитки. Внешний вид, пища, повадки. | 1 | |||
24. | Охрана здоровья. Строение человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Значение правильной осанки для здоровья человека. Соблюдение гигиены. | 2 | |||
25. | Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии по главной улице города, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк (исходя из местных условий). Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями; участие в работах на пришкольном участке. | 2 1 1 | 2 1 | 3 1 1 | 2 1 1 |
26. | Повторение пройденного. | 1 | 1 | 1 | |
Всего: 68 часов | 18 | 14 | 20 | 16 |
Содержание работы по образовательной области развитие устной речи на основе изучения временных явлений окружающей действительности
6 класс
Сезонные изменения в природе. Погода (облачность, осадки, гроза, температура воздуха). Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота солнца и продолжительность дня в разное время года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы перелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы – весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.
Наша страна. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
Транспорт. Транспорт воздушный, наземный, водный, железнодорожный.
Дорожное движение. Правила дорожного движения: знаки дорожного движения.
Овощи. Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка, салат. Друзья огородных растений: птицы, дождевые черви, жабы. Враги огородных растений: гусеницы, мыши.
Фрукты. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива. Сезонные работы в саду.
Ягоды. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина.
Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Декоративные растения. Весенние (тюльпаны), летние (розы), осенние (астры).
Полевые растения. Пшеница, ячмень, рожь. Как используются эти растения. Осенние работы в поле. Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк.
Квартира, комната. Варианты квартир: жилье по конструкции – комнаты отдельные, смежные; по назначению – спальня, гостиная, ванная.
Мебель. Мебель для гостиной, спальни, ванной. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда. Называние посуды. Правила и приемы ухода за посудой. Сервировка стола.
Одежда. Одежда повседневная, праздничная, рабочая, спортивная. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь. Обувь повседневная, праздничная, рабочая, спортивная. Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения. Кактус, плющ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Домашние животные. Бык. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Барсук, кабан. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Индюк. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Кукушка, соловей. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц.
Животные луга. Кузнечик, крот, бабочки. Внешний вид, пища, повадки.
Животные пресных водоемов. Раки, улитки. Внешний вид, пища, повадки.
Охрана здоровья. Строение человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Значение правильной осанки для здоровья человека. Соблюдение гигиены.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями; участие в работах на пришкольном участке.
МОНИТОРИНГ
Мониторинг 6 класс
Ф.И. ученика | З, У, Н, способности | Баллы | Степень обученности | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Б | МН | Н | ||
Всего: |
1. Уметь называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости.
2. Уметь участвовать в беседе.
3. Уметь составлять под руководством учителя небольшой рассказ (3 – 4 предложения) об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе (по мере возможности).
4. Уметь выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая.
5. Уметь соблюдать правила личной гигиены.
6. Уметь соблюдать правила дорожного движения.
7. Знать названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы.
8. Знать правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
9. Уметь поддерживать порядок в классе, дома.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1.Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э.В. Якубовская // Дефектология. – 1987 – № 6. С 32 – 37.
2.Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-хч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 182с.
3.Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
4.Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К.Воробьева. – М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 – 158с.
5.Воронкова, В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
6.Гаврикова, М. Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс): учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаврикова: 2-е издание – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007 – 176с.
7.Ефименкова, И. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / И. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991 – 162 с.
8.Кочеткова, А. В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В.Кочеткова // Начальная школа. – 2002. – №9, С.64 – 68.
9.Лапшин, В. А. Коррекционная педагогика в начальном образовании / В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
10. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 458с.
11. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
12.Строганова, Л. В Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками / Л.В Строганова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2 класс.
Для специальных (коррекционных) школ VIII вида в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...
рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
цель адаптированной программы заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой пррироде,понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром прнироды и человеком....
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...