Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Для специальных (коррекционных) школ VIII вида в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_2_kl._rabochaya_programma.docx | 85.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 95»
Рассмотрено: на заседании МО протокол №1 от_ 02 .09.2015г. | Согласовано: педсовет № 1 от 31_.08.2015г. | Утверждаю: директор МКС(К)ОУ школы-интерната №95 Л.А. Гундерчук _____________ приказ от______№____
|
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
Класс :____2 б__
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Кошелева Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: ___24 года_____
Составлена на основе базовых примерных
Программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
для 1-4 классов
под редакцией В.В. Воронковой, 2012г.
г. Нижний Новгород
2015г.
«Развитие устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности –
Основы безопасности жизнедеятельности»
Пояснительная записка
Интегрированный курс
Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 2 класса МКС(К) ОУ VIII вида составлена на основе базовых примерных Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой, 2012г.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является специфическим для обучения детей с ОВЗ. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием таких детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, презентаций, видеороликов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «ОБЖ» изучался интегрировано с предметом «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».
Данная учебная программа курса ОБЖ разработана на основе программы А.Г.Смирнова и с учетом специфических трудностей контингента обучающихся и соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территории от ЧС и технического характера», «Об образовании», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.
Настоящая программа является опытно – экспериментальной, т. е. для специальных (коррекционных) школ – интернатов 8 вида программы для обучающихся начальных классов по ОБЖ не разработана, а необходимость обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях существует.
Программа разработана с учетом уровня общего развития обучающихся начальных классов коррекционных школ, по классам обучения и включает в себя основы знаний и понятий об опасных ситуациях, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Особенностью этой программы является закрепление полученных знаний и умений на интегрированных уроках. «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности ОБЖ» со специально подобранными дидактическими и ролевыми играми.
Темы по ОБЖ органически соотносятся с темами по развитию речи.
Цель учебного предмета: формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире, получение некоторых представлений о мире.
Задачи:
Образовательные:
1)формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,
2) расширять и обогащать представление обучающихся о непосредственно окружающем мире,
2) обогащать словарный запас обучающихся;
3) повышать уровень познавательной и речевой деятельности обучающихся на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности
Коррекционно-развивающие:
1)формировать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;
2)развивать у обучающихся умение связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.).
Воспитательные: 1)формировать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью,природе;
Задачи социализации:
1)выработка умений навыков безопасного поведения в реальной жизни
2)овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе в соответствии с 1 вариантом базисного учебного плана– 33 ч. В год: 1 четверть – 9 ч.; 2 четверть – 7 ч.; 3 четверть – 10 ч.; 4 четверть – 8 ч. (1 час в неделю).
Характеристика познавательных особенностей обучающихся 2 б класса по предмету. Во 2 классе 11 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении, для них составлен индивидуальный учебный план. По уровням подготовленности класс делится на следующие группы: 1 уровень ( односложно отвечают на поставленный вопрос, самостоятельно могут построить простое предложение, связная речь развита на низком уровне, могут работать фронтально, в парах, в группах, самостоятельно) -3 чел., 2 уровень (грамматически неправильно строят простые предложения, односложно отвечают на поставленный вопрос, связная речь не развита, могут работать в парах, индивидуально, в группах) -4 чел., 3 уровень ( смысл вопроса часто не понимают, речь состоит из отдельных слов, работают только индивидуально )- 2 чел. . Посещают занятия логопеда 5 чел. У всех трудности в произношении звуков. Знания детей об окружающем мире являются неполными и, в основном, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что детям трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. У всех детей класса отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Способность к отвлечению и обобщению слабая у всех обучающихся класса.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся, воспитанников: сочетание групповой, парной, индивидуальной, игровой деятельности; сочетание самостоятельной и совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» обучающимися 2 класса:
Обучающиеся должны уметь:
Называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Классифицировать предметы. Обозначать группы предметов обобщающим словом. Участвовать в беседе. Правильно и полно отвечать на вопросы.
Распознавать опасности и по возможности их избежать;
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
Пользоваться несложными электроприборами, газом, предметами бытовой химии, инструментами;
Пользоваться средствами защиты органов дыхания.
Соблюдать основные правила перехода улицы, сигналы светофора и регулировщика;
Соблюдать правила поведения в транспорте; правила поведения вблизи водоёмов;
правила поведения в лесу; основные правила противоположной безопасности;
знать о бытовом травматизме и не допустить его.
Личностные результаты освоения программы обучающимися:
1) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
2)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся 2 б класса через освоение учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
При формировании академических навыков у обучающихся формируются базовые учебные действия. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Группа БУД действий | Перечень учебных действия | Образовательная область | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Ролевые игры. | |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Творческие мастерские, проигрывание ситуаций. | |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Самостоятельные задания и работы. | |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в современном обществе | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Ролевые игры. | |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Анализ и проигрывание ситуаций | |
Коммуникативные учебные действия | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс) | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа |
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Проигрывание ситуаций, игры. | |
Обращаться за помощью и принимать помощь | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Сигнальные карточки | |
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Игровые ситуации. | |
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Ролевые игры. | |
доброжелательно относиться, сопереживать | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности Ролевые игры. | |
Познавательные | Учебно-управленческие умения: Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности. Понимать и соблюдать последовательность действий. Учебно-информационные умения: Выразительно говорить. Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову. Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку. Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения). Осуществлять коллективное описание компонентов объекта. | Коррекционная подготовка | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
Содержание учебного предмета.
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Примерная тематика
· Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
· Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
· Дом, квартира, домашний адрес.
· Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
· Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
· Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
· Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
· Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
· Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
· Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
· Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
· Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
· Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
· Домашние и дикие животные. Сравнение.
· Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
· Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
· Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами); уход за кожей ; уход за ногтями и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
· Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
· Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
· Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
В экспериментальной программе представлены 4 раздела курса ОБЖ:
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения обучающихся, воспитанников.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Основы здорового образа жизни.
Каждая тема изучаемого материала раскрывается на уроках и закрепляется дидактическими и ролевыми играми, а также практическими занятиями.
Распределение учебного времени по разделам и темам.
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности – Основы безопасности жизнедеятельности»
2 класс
№ | Наименование раздела и темы | Кол-во часов |
Основные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила обучающихся, воспитанников. | ||
Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 13 | |
Пожарная безопасность, правила поведения при пожаре. | 4 | |
Безопасное поведение дома, в природе. | 4 | |
Безопасное поведение на воде. | 1 | |
2. Основы медицинских знаний. | ||
Основные виды травм. | 2 | |
Укусы насекомых, первая медицинская помощь при укусах. | 1 | |
Как уберечься от порезов, ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечении. | 1 | |
Основы здорового образа жизни. | ||
Умственная и физическая работоспособность. | 1 | |
Профилактика переутомления. | 1 | |
Условия сохранения и укрепления здоровья. | 1 | |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях. | ||
ЧС природного характера. | 1 | |
Наводнения. Причины наводнения. | 1 | |
Оповещение о ЧС в школе. Какими бывают сигналы оповещения. | 1 | |
Подготовка обучающихся, воспитанников к проведению учебной эвакуации ( практическое занятие). | 1 | |
Всего 33 занятий |
Система оценки достижений обучающихся 2 класса в результате освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг индивидуальных достижений обучающихся и делать выводы об эффективности проводимой работы.
Личностные достижения обучающихся оцениваются по следующей бальной системе:
0 баллов ―не сформированы;
1 балл ― в стадии формирования;
2 балла ― сформированы частично;
3 балла ― сформированы полностью;
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Шкала оценивания базовых учебных действий (метапредметных достижений):
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка предметных достижений обучающихся 2 б класса:
Контроль уровня обученности.
Формы контроля: устный опрос: ответы на вопросы, монолог, диалог; тесты, а также различные формы творческих заданий. При оценке обученности по предмету принимаются во внимание устные ответы на вопросы, умение называть предметы, характеризовать их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху и сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки, классифицировать предметы, обозначать группы предметов обобщающим словом, участвовать в беседе, правильно и полно отвечать на вопросы.
При оценке устных ответов учитывается
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
-полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
ОЦЕНКА «зачет»
- понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ, или при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; или ошибки исправляет только с помощью учителя, или материал излагается недостаточно полно и
последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет
при постоянной помощи учителя и учащихся.
ОЦЕНКА «незачет»- незнание большей части изучаемого материала, не
использует помощь учителя и учащихся.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает:
методические рекомендации для учителя;
печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
наборы игрушек; настольный театр, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
технические средства обучения – технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD –прогрыватели; телевизор;компьютер с программным обеспечением; мультимедиапроектор; экран.
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; видеосюжеты и мультфильмы, в соответствии с изучаемой тематикой.
Тематическое планирование уроков развития устной речи
на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе
(1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Цель урока | Коррекционная работа | Словарь | Наглядность, Оборудование. Мультимедийные средства. | Межпред- метная связь | Познавательные БУДы | |
I четверть (9 ч) | ||||||||||
1 | Погода. Погода каждый день. Экскурсия в природу для наблюдения за погодой. ОБЖ. Дорожные знаки. | 1 1 | Развитие умения выделять существенные признаки времени года; выявление уровня коммуникативных умений и навыков понимания обращённой речи; знакомство с дорожными знаками. | Упр. на слуховое внимание: «Запомни числа». Игра «Слушай внимательно и поднимай зелёный светофор». | Ясно, пасмурно, дождь, снег; лето, осень, листья, деревья, птицы; сильный, пасмурное, разноцветные. | Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей. Календарь погоды. Конверты с изображением различных времён года, картинка «Осень». Картинки «Дорожные знаки». Кружки зелёного цвета. Презентация «Погода. Погодные явления» | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах. | ||
2 | Школа, пришкольный участок. | 1 | Закрепление знаний учащихся о школе и пришкольным участке; активизация словаря, определение уровня словообразования. | Упр. на анализ: «Глядя на картинку, скажи, какой предмет я задумала». | Классы, кабинеты в школе, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача, гардероб, школьные мастерские. | Контурные рисунки геометрических фигур, план - опора. Презентация «Наша школа» | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Делать выводы из фактов, совокупности фактов. | ||
3 | Экскурсия по школе, по школьному двору. | 1 | Отработка умения моделировать предложение. | Упр. на запоминание: «Посмотри вокруг». | Посадки во дворе (деревья, кустарники, газоны), мастерские, спортивная площадка, пришкольный участок. | Объекты наблюдения: школа, школьный двор. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Определять существенные признаки объекта. | ||
4 | Экскурсия к цветочной клумбе. ОБЖ. Дорожные знаки. | 1 | Знакомство учащихся с растениями на клумбе; отработка умения задавать вопросы; знакомство с дорожными знаками. | Упр. на слуховое внимание: «Что слышишь?». Игра «Светофор». | Бархатцы, флоксы. | Объекты наблюдения: цветы на клумбе. Картинки «Дорожные знаки». | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами. | ||
5 | Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц. | 1 | Знакомство с правилами сбора семян для подкормки птиц; составление предложений по демонстрируемым действиям. | Упр. на память: «Запомни порядок. Что изменилось». | Семена, ягоды. | Символы, характеризующие погоду осенью. Коробки для хранения корма для птиц. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. | ||
6 | Дом, квартира, домашний адрес. | 1 | Определение уровня ориентирования учащихся по домашнему адресу; активизация словаря, отработка навыка точного отбора слов при назывании домашнего адреса. | Упр. на развитие тактильной памяти: «Определи, из чего сделан предмет и назови его». | Подъезд, лестница, балкон, антенна, лифт, перила, мусоропровод. | Мешочек с различными предметами из различных материалов. Адреса детей. Презентация «Дорога и её опасности» | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам. | ||
7 | Дорога в школу и домой. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зелёный свет светофора. | 1 | Закрепление знаний учащихся о домашнем адресе; отработка умения использовать в речи простое предложение; знакомство учащихся с правилами перехода через улицу. | Упр. на мышление: «Лабиринт». Игра: «Будь внимателен!».
| Садитесь, пожалуйста; пропустите, пожалуйста; извините; скажите, пожалуйста; направо, налево. | Лабиринты. Картонный светофор, «полицейская фуражка». Презентация «ПДД» | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Самостоятельно соблюдать санитарно-гигиенические условия учебной деятельности. | ||
8 | Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье. ОБЖ. Как поступать при наличии конфликтов. | 1 | Выявление и уточнение представлений учащихся о семье и родственных отношениях; обучение навыку составления описательного рассказа; знакомство с правилами поведения при наличии конфликтов. | Игра «Угадай, чьи это предметы». Игра «Расскажи о близком человеке». | Жена, муж, сын, дочь, внук; трудолюбивая, дружная, большая, маленькая, счастливая. | Сюжетная картинка «Семья». Фотографии родителей, братьев, сестёр. Мелкие вещи «близких» людей. Презентация «Моя семья» | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Определять объект анализа и синтеза. | ||
II четверть (7 ч) | ||||||||||
9 | Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Размётка улиц и дорог. | 1 | Обобщение наблюдений учащихся за осенью; развитие точности словоупотребления при составлении описания времени года; знакомство учащихся с разметкой на улицах и дорогах. | Игра «Подбери листок». Игра «Улица». | Ясное, пасмурное, золотая, чистое, светлое, поникла, тёплая; холодный, снег, тучи. | Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей. Календарь погоды. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Осуществлять классификацию. | ||
10 | Одежда. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчиков и для девочки. Уход за одеждой. | 1 | Уточнение и расширение представления учащихся об использовании одежды; отработка навыка составления описательного рассказа. | Упр. на внимание: «Найди отличия». | Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка; сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение. | Набор сходных карточек; картинки по теме «Одежда», сюжетные картинки, план – опора. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Пользоваться простейшими схемами, таблицами | ||
11 | Практическая работа по уходу за одеждой и обувью. ОБЖ. Пользование предметами бытовой химии. | 1 | Обучение правилам ухода за одеждой и обувью; составление предложений по демонстрируемым действиям; знакомство с правилами пользования предметами бытовой химии для ухода за одеждой и обувью. | Упр. на запомина - ние: «Запомни порядок предметов». | Стирает, гладит, чистит, кладёт, вешает, утюг, щётка. | Презентация: «Предметы одежды, обуви и ухода за ними». | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Слушать объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ. | ||
12 | Овощи. Морковь, репа, лук. Употребление в пищу. Выращивание лука. | 2 | Выявление и расширение знаний учащихся по теме; отработка навыка составления вопросов; формирование умения составлять описательные рассказы. | Упр. на классификацию: «Разложи картинки на две группы». Игра «Волшебный мешочек». | Цвет, форма, вкус, запах; оранжевая, жёлтая, горький, сладкая, золотистый, круглая. | Натуральные овощи, муляжи овощей, предметные картинки, | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Оценить свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | ||
13 | Практическая работа по выращиванию лука. | 1 | Обучение правилам посадки лука; составление предложений по демонстрируемым действиям. | Упр. на внимание: «Что изменилось». | Ящик, земля, луковица, лейка. | Карточки с цифрами. Ящик с землёй, посадочный материал (лук). | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Оценить деятельность одноклассников по заданному алгоритму. | ||
14 | Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Пешеходы, движение группами. | 1 | Выявление и расширение представлений учащихся о зиме; отработка навыка составления описательного рассказа; знакомить учащихся с правилами передвижения по улице группами. | Упр. на запомина - ние: «Посмотри вверх». Игра «Мы пешеходы». | Снег, санки, коньки, лыжи. | Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей. Календарь погоды. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. | ||
III четверть (10 ч) | ||||||||||
15 | Фрукты. Лимон, апельсин. Употребление в пищу. | 1 | Знакомство с обобщённым понятием «цитрусовые»; отработка умения составлять совместный описательный рассказ | Игра «Волшебный мешочек». | Цвет, форма, вкус, запах; оранжевый, жёлтый, круглый, овальный, сладкий, кислый, цедра, цитрусовые. | Лимон, апельсин, муляжи и Презентация: «Фрукты»; опорные схемы по теме. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Делать выводы из фактов, совокупности фактов. | ||
16 | Овощи и фрукты. Сравнение. | 1 | Развитие умения сравнивать и выделять характерные признаки отдельного предмета; развитие точности словоупотребления при сравнении предметов. | Упр. на классифи -кацию: «Разложи предметы по группам». Игра «Свари щи и компот». | Цвет, форма, вкус, запах; полезны для организма; много витаминов. | Презентация: «Овощи и фрукты», опорные схемы по теме. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Определять существенные признаки объекта. | ||
17 | Деревья. Берёза, клён. | 1 | Уточнение и систематизация знаний о назначении деревьев в природе и в жизни человека; отработка совместного составления описательного рассказа. | Упр. на внимание: «Запомни все детали». | Корень, ствол, ветви, листья, крона. | Презентация: «Лес». Картинки по теме «Деревья»; гербарий или натуральные листья. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами. | ||
18 | Комнатные растения. Фикус, бегония. Уход за комнатными растениями. | 1 | Уточнение знаний учащихся об основных органах растений; формирование умения составлять совместный сюжетный рассказ; знакомство с правилами ухода за комнатными растениями. | Упр. на память: «Запомни пары слов». | Крепкий, толстый, крупные, пёстрые, овальные, мелкие, красивые, сочные. | Фикус и бегония в горшках, сюжетные картинки. Презентация. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. | ||
19 | Практическая работа. Уход за комнатными растениями. | 1 | Формирование умений ухода за комнатными растениями; составление предложений по демонстрируемым действиям. | Упр. на запоминание: «Чего не стало?». | Поливать, рыхлить, вытирать, очищают воздух. | Цветы в горшках, лейка, тряпочки, предметы ухода за комнатными растениями. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам. | ||
20 | Раннецветущие растения. Медуница, мать - и - мачеха. ОБЖ. Поведение в лесах, парках и скверах. | 1 | Знакомить учащихся с раннецветущими растениями; формирование умения составлять описательный рассказ; знакомить с правилами поведения в лесах, парках и скверах. | Упр. на установление причинно – следственных связей: «Расставь серию сюжетных картинок». | Крупные, яркие, разноцветные, пёстрые, покрытые чешуйками, короткие, золотистые. | Серия сюжетных картинок. Презентация: «Раннецветущие растения». | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Самостоятельно соблюдать санитарно-гигиенические условия учебной деятельности. | ||
21 | Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Правила поведения в транспорте и действия в аварийных ситуациях. | 1 | Уточнение и систематизация знания учащихся о зиме; активизация словаря; знакомство с правилами поведения в транспорте и действиях в аварийных ситуациях. | Упр. на слуховое внимание: «Что ты слышишь?». | Зима, холодно, снег, вьюга, ветер, мороз. | Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей. Календарь погоды. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Определять объект анализа и синтеза. | ||
22 | Домашние животные. Кролик. | 1 | Расширение знаний учащихся о группе домашних животных на основе изучения кролика; активизация глагольной лексики. | Упр. на узнавание: «Отгадай, кого я задумала?». | Кормить, любить, гладить, ухаживать, заботиться, беречь. | Картинки с изображением характерных частей животных. Презентация: «Домашние животные», опорный план по теме. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Выполнять неполное однолинейное. | ||
23 | Дикие животные. Заяц. | 1 | Расширение знаний учащихся о группе диких животных на основе изучения зайца; формирование навыка составления описательного рассказа. | Упр. на классификацию: «Разложи картинки на группы». | Пушистый, ловкий; спасается от врагов бегством; зимой – белый, летом – серый. | Презентация: «Дикие и домашние животные», опорный план по теме. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Осуществлять классификацию. | ||
24 | Домашние и дикие животные. Сравнение. ОБЖ. Опасность бродячих животных. | 1 | Уточнение знаний учащихся о группах животных; формирование навыка сравнения предметов по различным признакам; знакомство с правилами безопасного поведения при встрече с бродячими животными. | Игра «Назови малыша». | Туловище, мех, морда, глаза, уши, хвост, лапа. | Презентация: «Дикие и домашние животные», опорные планы по темам. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Пользоваться простейшими схемами, таблицами | ||
IV четверть (8 ч) | ||||||||||
25 | Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни. | 1 | Выявление и расширение представлений учащихся о весне и её признаках; формирование точности словоупотребления в речевом контексте; знакомство с опасностями, которые могут возникнуть в повседневной жизни. | Упр. на запоминание: «Посмотри по сторонам». | Потепление, сосульки, снег тает, проталины, прилёт птиц, почки, распускаются, первые весенние цветы. | Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей. Календарь погоды. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Оценить свою учебную деятельность по заданному алгоритму. | ||
26 | Птицы. Ворона, воробей. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. | 1 | Расширение представлений учащихся о группе « птицы»; развитие понимания смысла слова. | Упр. на память: «Запомни и раскрась картинку». | Голова, туловище, крылья, хвост, лапы, клюв. | Рисунок для запоминания. Листочки с контуром рисунка. Презентация: «Птицы», план – опора по теме. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Оценить деятельность одноклассников по заданному алгоритму. | ||
27 | Насекомые. Жук, бабочка. | 1 | Уточнение знаний о насекомых на основе знакомства с майским жуком и бабочкой – капустницей; отработка навыка согласования слов во фразе. | Упр. на запоминание: «Запомни пары слов».
| Голова, грудь, брюшко, крылья, лапки; вредные, поедают, собирают. | Презентация: «Насекомые». | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Оценить свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму. | ||
28 | Птицы и насекомые. Сравнение. | 1 | Уточнение знаний учащихся о группах «птицы» и «насекомые»; формирование навыка сравнения предметов по различным признакам. | Упр. на внимание: «Что изменилось». | Летают, порхают, луг, лес; разноцветные, красивые. | Презентация: «Птицы», «Насекомые», план – опора по теме. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах. | ||
29 | Экскурсия в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдения за поведением птиц и насекомых. ОБЖ. Огонь – друг или враг человека. | 1 | Закрепление знаний учащихся о растениях и птицах; формирование навыка диалогической речи; знакомство с понятиями «огонь- друг», «огонь – враг». | Упр. на запоминание: «Посмотри направо». | Распускаются, зеленеет, щебечут, прилетели, строят гнёзда, высиживают птенцов. | Объекты для наблюдения: растения, птицы. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Делать выводы из фактов, совокупности фактов. | ||
30 | Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и кожей. | 1 | Расширение знаний учащихся о частях тела; знакомство с правилами ухода за кожей и волосами; формирование точного отбора слов при назывании частей тела человека. | Упр. на запоминание, на воспроизведение. | Голова, шея, туловище, правая и левая рука, правая и левая нога; расчёска, зеркало, мыло, мочалка, полотенце. | Презентация: «Человек», предметы ухода за волосами, кожей. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Определять существенные признаки объекта. | ||
31 | Экскурсия в природу с целью проведения наблюдений за погодой. ОБЖ. Какие потивозащитные мероприятия мы должны знать и как действовать при пожаре. | 1 | Обобщение знаний учащихся о весне как времени года; отработка умения составлять описательный рассказ о времени года; знакомство с правилами действий при пожаре. | Упр. на запоминание: «Посмотри налево». | Лето, река, берег, купаться, загорать, жарко. | Объекты наблюдения: небо, земля, растения, птицы, насекомые, животные, труд людей. Календарь погоды. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами. | ||
32 | Повторение пройденного. ОБЖ. Что делать при микротравме. Как обработать ранку. | 1 | Систематизация знаний учащихся по пройденным темам; знакомство с правилами оказания первой помощи при микротравмах. | Упр. на классификацию: «Разложи картинки по группам». | Словарь по пройденным темам. | Картинки по пройденным темам. | Чтение и развитие речи. Письмо и развитие речи. | Делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида...
рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
цель адаптированной программы заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой пррироде,понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром прнироды и человеком....
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс для обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 3 класса разработана на основе нормативно – правовых документов: 1....