Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 3 класс коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv._rechi_15-16_g_sid._t._b.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2015г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _________________ 2015г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2015г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ    3 а   КЛАССА

НА  2015 -2016  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 25 лет.

с. Александровское

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы

по письму и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

7. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).

8.ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

17.  Учебный  план для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2015-2016 учебный  год.

      18.  Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 год.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 год.

     Программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,  который необходим им для социальной адаптации.

Структурно и содержательно программа для 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития  речи,  чтения и развития  речи , развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе, и рассчитана на 68 часов в год,  2 ч в неделю.

       Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья в 3  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3  классе   детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной области «Язык и речевая практика»,  ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.

                                          Задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

2.1 Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

2.4 Общая характеристика курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.
      У 
обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
обучающихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас
 обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), обучающиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих
обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью обучающихся, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях
обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, обучающиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления
обучающихся.

3 класс

      Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Примерная тематика

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
      Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Экскурсий - 12

Практических работ - 7


3.Учебно-тематическое планирование уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3а  классе.

Дата

Тема

Коррекционные задачи

Словарь

Тип урока

Оборудование

Повторение

Домашнее задание

1

 Сезонные изменения в природе. Признаки лета. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Цветение трав

Экскурсия

Плакат «Времена года».  Дидактический материал А.К. Аксёнова

Летние забавы.

№2, стр. 5. Повторить признаки лета.

2

 Обобщение наблюдений за погодой летом.

Коррекция мышления

Солнечные дни

Обобщение и систематизация знаний и умений

Иллюстрация «Осень», пособие «Родная природа»

Признаки лета.

№3, стр. 5. Повторить названия летних месяцев.

3

 Улица, на которой расположена школа.  Дома, тротуары. Школьный и домашний адрес.  

Коррекция зрительного восприятия

Тротуар, адрес

Комбинированный

Табличка «адрес», картинки с изображением улиц, учебные принадлежности.

Названия летних месяцев.

№2, стр. 31. Повторить школьный и домашний адрес.

4

Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Обозначения названия улицы, номера домов.

Коррекция зрительного восприятия

Номера домов

Экскурсия

Школьный и домашний адрес.

№3, стр. 31. Повторить названия улиц.

5

 Арбуз, дыня. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Коррекция внимания

Бахчевые культуры

Изучение нового и первичное закрепление

Иллюстрации: арбуз, дыня. Учебные принадлежности, набор карточек «Цвета».

Овощи и фрукты.

№2, стр. 23. Повторить бахчевые культуры.

6

р/к

 Растения на клумбах. Астры, бархатцы. Узнавание и называние. Части растений:

корень, стебель, листья, цветки.

Коррекция зрительного восприятия

Бархатцы, астры

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с иллюстрациями цветов, частей растений,  набор карточек «Цветы»

Бахчевые культуры.

№2, стр.27. Повторить названия цветов на клумбах.

7

Экскурсия к цветочной клумбе.

Коррекция внимания

Клумба

Экскурсия

Названия цветов на клумбах.

№3, стр. 27. Повторить названия цветов.

8

Осенние работы на огороде. Практическая работа по уборке урожая.

Коррекция мышления

Лопата

Практическая работа

Ведра, грабли.

Цветы,  растущие на клумбах.

№1, стр.10. Повторить названия овощей.

9

р/к

 Практическая работа на огороде. Вскапывание почвы.

Коррекция общей моторики

Вскапывание

Практическая работа

Лопаты

Виды работ на огороде осенью.

№2, стр. 10. Повторить правила вскапывания почвы.

10

Осенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Пасмурные дни

Экскурсия

Слайд иллюстраций «Осень», Пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№1, стр. 29. Повторить признаки осени.

11

 Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе.

Коррекция речевой сферы

Туманы

Обобщение и систематизация знаний и умений

Слайд с иллюстрацией «Осень», Пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№2, стр. 29. Повторить названия осенних месяцев.

12

 Ягоды. Рябина, калина. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Коррекция зрительного восприятия

Калина, рябина

Изучение нового материала и первичное закрепление

Учебные принадлежности, слайды с картинками «Ягоды», набор карточек «Ягоды»

Названия осенних месяцев.

№2, стр.25. Повторить названия ягод.

13

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус.

Коррекция внимания

Трамвай, троллейбус

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности,  слайды с иллюстрациями «Транспорт»

Воздушный транспорт.

№1, стр.44. Повторить виды транспорта.

14

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Коррекция мышления

Светофор

Комбинированный

Учебные принадлежности,  дорожные знаки, картинки «Переход».

Виды транспорта.

№1, стр. 48. Повторить ПДД.

15

Экскурсия по закреплению правил дорожного движения.

Коррекция внимания

Переход «зебра»

Экскурсия

Правила дорожного движения.

№2, стр.47. Повторить правила перехода улицы.

16

Посуда. Чашка, стакан, тарелка, кружка, блюдце, миска. Различение.

Коррекция зрительного восприятия

Блюдце

Комбинированный

Учебные принадлежности,  слайды с картинками «Посуда».

Названия посуды

№2, стр. 51. Повторить названия посуды.

17

Практическая работа по уходу за посудой.

Коррекция памяти

Посуда

Практическая работа

Посуда, вода, губки.

Назначение посуды.

№4, стр. 53. Повторить названия посуды.

18

Изменения в природе поздней осенью. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Увядание трав

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Названия осенних месяцев.

№2, стр. 39. Повторить признаки осени.

19

 Обобщение наблюдений за изменениями в природе поздней осенью.

Коррекция мышления

Поздняя осень

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности,  картинки «Осень», пособие «Родная природа»

Признаки осени.

№3, стр. 39. Повторить названия осенних месяцев.

20

 Овощи. Картофель. Внешний вид клубня картофеля. Вкус. Употребление в пищу. Хранение зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Клубень

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности, картофель.

Овощи.

№1, стр. 13. Повторить названия овощей

21

 Капуста.

Коррекция внимания

Кочан капусты

Комбинированный

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности,  картинки «Овощи», капуста.

Хранение овощей зимой.

№3, стр. 15. Повторить названия  овощей

22

 Свекла.

Коррекция мышления

Корнеплод

Комбинированный

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи», учебные принадлежности,  картинки «Овощи», свекла.

Овощные блюда.

№2, стр. 17. Повторить стр. 15

23

 Горох. Проращивание гороха.

Коррекция мышления

Бобовые

Комбинированный

Учебные принадлежности, картинки «Овощи»

Внешний вид овощей.

Стр.20. Повторить бобовые.

24

р/к

 Деревья. Дуб. Узнавание, называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба.

Коррекция зрительного восприятия

Жёлуди

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», слайды с  картинками «Деревья»

Названия деревьев.

№1, стр. 34. Повторить названия деревьев.

25

 Деревья. Тополь.

Коррекция зрительного восприятия

Тополь

Комбинированный

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», слайды с  картинками «Деревья»

Части дерева.

№2, стр. 34. Повторить части дерева.

26

 Растения. Деревья, кустарники. Узнавание, различение.

Коррекция зрительного восприятия

Кустарники

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, пособие «Родная природа», слайды с  картинками «Деревья», «Кустарники»

Части дерева.

№3, стр. 33. Повторить  деревья и кустарники

27

Одежда. Назначение различных видов одежды. Шапка, шляпа, берет, шарф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы.

Коррекция мышления

Гольфы

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с  картинками «Одежда».

Сезонная одежда.

№1, стр. 60. Повторить виды одежды.

28

Практическая работа по уходу за одеждой.

Коррекция общей моторики

Химическая чистка

Практическая работа

Одежда, щетки.

Предметы для ухода за одеждой.

№2, стр. 62. Повторить назначение различных видов одежды.

29

р/к

 Зимние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Иней

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимние месяцы.

№2, стр. 55. Повторить признаки зимы.

30

 Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Снегопад

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, слайды с картинками на тему «Зима».

Признаки зимы.

№2, стр. 57. Повторить названия зимних месяцев.

31

Обувь: зимняя, летняя, осеннее – весенняя.

Коррекция внимания

Весеннее – осенняя обувь

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с  картинками  «Обувь».

Назначение обуви.

№1, стр.65. Повторить виды обуви.

32

Практическая работа по уходу за обувью (мытьё, просушивание, чистка щёткой, использование кремов для обуви).

Коррекция мышления

Крем для обуви

Практическая работа

Обувь, щетки, крем для обуви.

Виды обуви.

№3, стр. 65. Повторить назначение различных видов обуви.

33

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф.

Коррекция зрительного восприятия

Мебель

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с  картинками  «Мебель».

Назначение мебели.

Повторить названия мебели

34

Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Коррекция памяти

Чистка

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с  картинками  «Мебель».

Названия мебели.

Повторить стр. 65.

35

Комнатные растения. Герань.

Коррекция внимания

Герань

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Растение герань, учебные принадлежности,  слайды с картинками «Комнатные растения».

Названия комнатных растений.

№1, стр.11 5. Повторить названия комнатных растений.

36

Комнатные растения. Традесканция.

Коррекция мышления

Традесканция

Комбинированный

Растение традесканция, учебные принадлежности, слайды с  картинками «Комнатные растения».

Названия комнатных растений.

№2, стр.115. Повторить названия комнатных растений.

37

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

Коррекция мышления

Леечка

Практическая работа

Комнатные растения, лейка, вода, грабельки.

Принадлежности для ухода за растениями.

№4, стр. 115. Полить  растения в классе.

38

р/к

 Домашние животные. Коза. Части тела, питание, польза, приносимая людям.

Коррекция зрительного восприятия

Польза

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные»

Дикие и домашние животные

№2, стр. 99. Повторить названия домашних животных.

39

 Домашние животные. Овца. Части тела, питание, польза.

Коррекция зрительного восприятия

Питание

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Животные»

Домашние животные

№2, стр. 102. Повторить названия домашних животных.

40

Дикие животные. Ёж. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Коррекция мышления

Повадки

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности,  слайд с картинкой «Еж», «Лесные истории», часть 1

Польза домашних животных.

№1-2, стр.104. Повторить названия диких животных.

41

Дикие животные. Медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимует.

Коррекция мышления

Берлога

Комбинированный

слайд с иллюстрацией «Медведь». Школьный словарик «Животные России»

Дикие животные

№1-2, стр. 106. Повторить названия диких животных.

42

р/к

Птицы. Снегирь. Величина птицы. Части тела. Чем покрыто тело. Польза. Подкормка птиц зимой.

Коррекция зрительного восприятия

Подкормка, снегирь

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», школьный словарик «Птицы России»

Повадки диких животных.

№1-2, стр. 74. Повторить названия птиц.

43

Птицы. Синица.

Коррекция зрительного восприятия

Синица

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», школьный словарик «Птицы России»

Названия птиц.

№3, стр. 76. Повторить зимующих птиц.

44

 Изменения в природе в феврале. Экскурсия.

Коррекция внимания

Оттепель

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимние месяцы.

№2, стр. 91. Повторить признаки зимы.

45

 Обобщение наблюдений за изменениями в природе в феврале.

Коррекция мышления

Вьюга

Обобщение и систематизация знаний и умений

Презентация. Учебные принадлежности, иллюстрации по теме «Зима».

Признаки зимы.

№3, стр. 97. Повторить зимние месяцы.

46

р/к

Домашние птицы. Курица. Основные части тела, питание. Уход.

Коррекция зрительного восприятия

Части тела

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, набор карточек «Домашние  животные и птицы»

Домашние и дикие животные.

№2, стр. 84. Повторить названия домашних птиц.

47

Домашние птицы. Утка.

Коррекция внимания

Водоплавающие

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор карточек «Домашние  животные и птицы»

Названия домашних птиц.

№2, стр.86. Повторить части тела птиц.

48

Птицы. Грач.

Коррекция внимания

Грач

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, картинки «Птицы».

Части тела птиц.

№2, стр.78. Повторить  названия домашних птиц.

49

Птицы. Скворец.

Коррекция мышления

Скворец

Комбинированный

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы», школьный словарик «Птицы России»

Питание птиц.

№1, стр.80. Повторить названия перелетных птиц.

50

Птицы: перелетные и зимующие.

Коррекция мышления

Перелетные, зимующие

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, набор картинок «Птицы».

Перелетные птицы.

№2, стр. 80. Повторить зимующих птиц.

51

Весенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Весна

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Зимующие птицы.

№2, стр. 109. Повторить признаки весны.

52

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Первоцветы

Обобщение и систематизация знаний и умений

Презентация. Картинки по теме «Весна».

Признаки весны.

№3, стр. 109. Повторить названия  весенних месяцев.

53

р/к

 Раннецветущие растения. Подснежник.

Коррекция зрительного восприятия

Подснежник

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, набор карточек «Цветы».

Названия весенних месяцев.

№2-3, стр. 118. Повторить названия раннецветущих растений.

54

Растения. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Коррекция мышления

Растение

Актуализация знаний и умений

Учебные принадлежности, слайды с   картинками «Деревья»,  «Кустарники»

Названия раннецветущих растений.

№3, стр. 108. Повторить различие между деревьями, кустарниками, травой и цветами.

55

Охрана здоровья. Лицо. Части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, брови, нос, рот.

Коррекция внимания

Подбородок

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, слайды с картинками  «Части тела человека».

Правила личной гигиены.

Стр. 132. Повторить части тела человека.

56

Глаза. Веки, брови, ресницы (назначение – защита глаз). Как сохранить зрение.

Коррекция внимания

Ресницы, веки

Комбинированный

Учебные принадлежности, слайды с картинками  «Части тела человека».

Части тела человека.

№1-3, стр. 134. Повторить части тела человека.

57

Уши. Как беречь уши.

Коррекция мышления

Слух

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 135

Части тела.

№1-3, стр. 136. Повторить части тела человека.

58

Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком.

Коррекция внимания

Носовой платок

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136

Правила личной гигиены.

№1-2, стр. 138. Повторить правила личной гигиены.

59

Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов. Уход за зубами.

Коррекция внимания

Язык

Комбинированный

Учебные принадлежности, иллюстрации стр. 136, 137

Уход за ушами.

№1-2, стр. 142. Повторить правила личной гигиены.

60

Практическая работа. Посев семян гороха.

Коррекция общей моторики

Бобовые

Практическая работа

Горох, тяпки.

Уход за носом и ртом.

№3, стр. 19. Повторить бобовые культуры.

61

Весенние изменения в природе. Экскурсия.

Коррекция зрительного восприятия

Приметы

Экскурсия

Плакат «Времена года»

Названия весенних месяцев.

№2, стр. 130. Повторить признаки весны.

62

Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе.

Коррекция мышления

Гроза

Обобщение  и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, иллюстрация «Весна».

Признаки весны.

№2-3, стр. 128. Повторить названия весенних месяцев.

63

Насекомые. Муравей. Муха. Называние. Внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Муравей

Изучение нового материала  и первичное закрепление

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Названия насекомых.

№2, стр. 120. Повторить названия насекомых.

64

Насекомые. Божья коровка, стрекоза. Название, внешний вид. Где живут.

Коррекция зрительного восприятия

Стрекоза

Комбинированный

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Полезные и вредные  насекомые.

№4, стр. 122. Повторить названия насекомых.

65

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением птиц.

Коррекция внимания

Гнезда

Экскурсия

Части тела насекомых.

№2, стр. 128. Повторить названия птиц.

66

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением насекомых.

Коррекция внимания

Муравейник

Экскурсия

Ручки, тетради

Различение насекомых и птиц.

№3, стр. 128. Повторить названия насекомых.

67

Животные (обобщение). Звери.

Рыбы. Различение по внешнему виду.

Коррекция зрительного восприятия

Звери

Обобщение и систематизация знаний и умений

Учебные принадлежности, наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Места обитания зверей и рыб.

№2, стр. 124. Повторить различие зверей и рыб.

68

Птицы. Насекомые. Различение по внешнему виду.

Коррекция зрительного восприятия

Насекомые

Обобщение и систематизация знаний и умений

Набор картинок «Птицы», «Насекомые», наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые».

Части тела насекомых и птиц.


4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 3 классе.

4.1 Характеристика обучающихся 3 класса

В 3 классе 15 обучающихся, из них 3 обучающихся, воспитанников обучаются по индивидуальной программе на дому. 8 обучающихся (Шавшина Д, Гуденко Р., Бороденко Р., Ярошенко В., Николаенко М., Кулешова Т., Кузьменко Д., Кузьменко С.) программный материал усваивают на достаточном уровне. Они умеют называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения, могут участвовать в беседе,  отвечать на поставленные вопросы, составляют простые распространенные предложения,  используют предлоги и некоторые наречия. В ответах допускают неточности и некоторые ошибки в речи, которые исправляют при помощи учителя.

4 обучающихся (Казаченко З., Гуденко А., Вознюк С., Никульников Д.) программный материал усваивают на минимальном уровне. Они умеют называть предметы, участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы. С помощью составляют простые распространенные предложения, допускают ошибки при употреблении формы знакомых слов, использовании предлогов.

4.2 Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Достаточный уровень освоения предметных результатов

Обучающиеся должны уметь:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

ухаживать за одеждой и обувью;

поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.

Минимальный  уровень освоения предметных результатов

        Обучающиеся должны уметь:

называть и с помощью характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

с помощью высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

с помощью ухаживать за одеждой и обувью;

с помощью поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила уличного движения.

4.3 Нормы оценивания:

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в речи (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя.
         
«3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи учителя.
           
«2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки в ответах;  не использует помощь учителя.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

Наглядные и дидактические материалы

Наименование материала

1.

Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

2.

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

3.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

4.

Набор карточек «Дикие кошки»

5.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

6.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

7.

Набор карточек «Цветы»

8.

Набор карточек «Ягоды»

9.

Набор карточек «Птицы»

10.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

11.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

12.

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

13.

Плакат «Времена года»

14.

Плакат «Домашние животные»

15.

Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

16.

Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

17.

Школьный словарик «Птицы России»

18.

Школьный словарик «Животные России»

19.

Школьный словарик «Растения России»

6. Литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2. Учебник «Знакомство с окружающим миром», 3 класс,  Е.Д. Худенко, И.А.Терехова,  Москва, «АРКТИ», 2006 год

3. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.

4. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977

5.  Е.Д. Худенко Планирование уроков развития речи для специальных (коррекционных)  школ VIII вида. 3 класс. М. Издательский центр «Аркти» 2003 г.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,    

учитель начальных классов.                                            _________________

                                                                                                            Подпись



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

 Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...