рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
цель адаптированной программы заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой пррироде,понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром прнироды и человеком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Гниловская ООШ"
- Положение о рабочей программе МКОУ «Гниловская ООШ»
- Рабочая программа по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, издательство Москва «Просвещение», 2009 г.
- Для реализации программного содержания используется учебник:
С.В. Кудрина «Окружающий мир: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. М.: ВЛАДОС 2010
Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О.Куртова. Живой мир. Учебник 2 класс. для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. «Просвещение», 2016г.
Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2017 г.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
II.Общая характеристика учебного предмета
«Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с интеллектуальным нарушением в развитии. Его введение в учебный план 2 класса ОВЗ обусловлено значительным отставанием обучающихся в речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная работа; работа в парах.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
- Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана :
1 класс - 33 часа в год
2 класс - 34 часа,
3 класс - 68 часов
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально нравственное
- Содержание программы
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 четверть | |||||
1 | Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, столовая, гардероб. | 1 | |||
2 | Экскурсия по школе. | 1 | |||
3 | Сезонные изменения в природе ранней осенью. | 1 | |||
4 | Экскурсия в природу. | 1 | |||
5 | Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. | 1 | |||
6 | Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. | 1 | |||
7 | Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. | 1 | |||
8 | Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка. | 1 | |||
9 | Учебные вещи и игрушки. Сравнение. | 1 |
2 четверть
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Примечание | |
1 | Семья. Мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка. | 1 | |||
2 | Изменения в природе поздней осенью. | 1 | |||
3 | Одежда. Школьная форма девочек и мальчиков. | 1 | |||
4 | Уход за школьной формой. | 1 | |||
5 | Экскурсия в зимний парк. | 1 | |||
6 | Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. | 1 | |||
7 | Уход за обувью. | 1 |
3 четверть
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Примечание | ||||
1 | Овощи. Помидор, огурец. Употребление в пищу. | 1 | ||||||
2 | Фрукты. Яблоко, груша. Употребление в пищу. | 1 | ||||||
3 | Комнатные растения. Узнавание и называние. | 1 | ||||||
4 | Уход за комнатными растениями. | 1 | ||||||
5 | Экскурсия в парк. | 1 | ||||||
6 | Домашние животные. Кошка. | 1 | ||||||
7 | Домашние животные. Собака. | 1 | ||||||
8 | Сезонные изменения в природе ранней весной. | 1 | ||||||
9 | Экскурсия в парк. | 1 | ||||||
4 четверть | ||||||||
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Примечание | ||||
1 | Дикие животные. Волк и лиса. Образ жизни. | 1 | ||||||
2 | Птицы. Голубь. Польза, приносимая людям. | 1 | ||||||
3 | Охрана здоровья. Части тела человека. | 1 | ||||||
4 | Охрана здоровья. Рука правая и левая. Нога правая и левая. | 1 | ||||||
5 | Уход за руками. | 1 | ||||||
6 | Изменения в природе поздней весной. | 1 | ||||||
7 | Экскурсия в природу. | 1 | ||||||
8 | Повторение. | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тм | Кол –во часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт |
I ЧЕТВЕРТЬ (9 часов)
Сезонные изменения в природе - 2 ч
1 | Сезонные изменения в природе. Формирование представлений о смене времен года. | 1 | . |
| |
2 | Наблюдение за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер). | 1 | |||
Времена года- 15 ч. | |||||
3 | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы. Наблюдения за погодой осенью. | 1 | |||
4 | Наблюдения за растениями осенью. Экскурсия. Увядание трав, цветов. | 1 | |||
5 | Животные осенью | 1 | |||
6 | Труд людей в саду и в огороде осенью. Огород. | 1 | |||
7 | Наблюдения за изменениями в природе. Зима. Экскурсия в природу. | 1 | |||
8 | Животные и птицы в зимнее время | 1 | |||
9 | Занятия людей зимой | 1 | |||
II ЧЕТВЕРТЬ (8 часов) | |||||
10 | Наблюдения за изменениями в природе. Весна . Экскурсия в природу. | 1 | |||
11 | Растения весной. Экскурсия в природу. | 1 | |||
12 | Животные весной | 1 | |||
13 | Наблюдения за изменениями в природе. Лето | 1 | |||
14 | Растения летом. Экскурсия в природу | 1 | |||
15 | Животные летом | 1 | |||
16 | Занятия людей летом. Экскурсия | 1 | |||
17 | Обобщающий урок | 1 | |||
3 четверть Неживая природа – 5 ч. | |||||
18 | Вода. Значение воды для жизни растений, животных, человека. | 1 | |||
19 | Первичные представления о температуре. Термометр как прибор для измерения температуры. | 1 |
20 | Вода в природе | ||||
21 | Значение воды | 1 | |||
22 | Обобщающий урок по теме «Неживая природа» | 1 | |||
Живая природа - 13 ч. | |||||
23 | Комнатные растения. Части растений: стебель, лист, цветок, корень. | 1 | |||
24 | Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. | 1 | |||
25 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Светолюбивые и теневыносливые растения. | 1 | |||
26 | Уход за комнатными растениями. | 1 | |||
4 четверть | |||||
27 | Особенности произрастания овощей. Овощи в питании человека. | 1 | |||
28 | Сад. Фрукты. Особенности произрастания фруктов. Фрукты в питании человека. | 1 | |||
29 | Домашние животные . Кошка и собака | 1 | |||
30 | Разнообразие кошек и собак, их повадки. Отношение человека к домашним животным | 1 | |||
31 | Рыбы. | 1 |
32 | Человек. Органы пищеварения | 1 | |||
33 | Питание человека | 1 | |||
34 | Обобщающий урок | 1 |
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол – во часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 четверть – 17 ч Повторение - 8 ч. | |||||
1 | Осень. Сезонные изменения в природе | 1 | |||
2 | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом осенью. Экскурсия | 1 | |||
3 | Календарь. Название месяцев | 1 | |||
4 | Признаки осени. Растения и животные осенью Экскурсия | 1 | |||
5 | Перелётные птицы | 1 | |||
6 | Овощи: картофель, капуста. | 1 | |||
7 | Овощи: свекла, горох. | 1 | |||
8 | Бахчевые культуры: арбуз, дыня. | 1 | |||
9 | Ягоды: малина, земляника. | 1 | |||
10 | Растения на клумбах: астры, ноготки. | 1 | |||
11 | Золотая осень. | 1 | |||
12 | Лиственные деревья: дуб, тополь. | 1 | |||
13 | Растения в природе и их значение в жизни человека. | 1 | |||
14 | Растения осенью. Грибы: съедобные, несъедобные. | 1 | |||
15 | Домашние животные осенью. | 1 | |||
16 | Дикие животные осенью. | 1 | |||
17 | Птицы осенью. Птицы зимующие и перелетные. | 1 | |||
II четверть (15 часов) | |||||
18 | Труд людей осенью. | 1 | |||
19 | Части растений. | 1 | |||
20 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | |||
21 | Растения сада. Деревья, кустарники, плоды, ягоды. | 1 | |||
22 | Лес. Растения леса. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. | 1 | |||
23 | Орехи. | 1 | |||
24 | Травы полезные и опасные. | 1 | |||
25 | Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. | 1 | |||
26 | Начало зимы. (Обобщающий урок). | 1 | |||
27 | Зимующие птицы: снегирь, синица. | 1 | |||
28 | Перелетные птицы: грач, скворец. | 1 | |||
29 | Домашние птицы. Курица, утка | 1 | |||
30 | Домашние животные зимой. | 1 | |||
31 | Труд людей зимой. | 1 | |||
32 | Контрольная работа №1 по теме | 1 | |||
III четверть (20 часа) | |||||
33 | Домашние животные. Коза, овца, корова. | 1 | |||
34 | Солнце. Его влияние на смену времен года | 1 | |||
35 | Восход и закат солнца | 1 | |||
36 | Календарь | 1 | |||
37 | Февраль. Февральские приметы. Экскурсия | 1 | |||
38 | Воздух | 1 | |||
39 | Значение воздуха | 1 | |||
40 | Ветер | 1 | |||
41 | Направление ветра | 1 | |||
42 | Зима – время года (обобщающий урок) | 1 | |||
43 | Насекомые. Муравей. Муха | 1 | |||
44 | Весна. Приметы весны (экскурсия) | 1 | |||
45 | Труд людей весной. | 1 | |||
46 | Домашние животные весной. | 1 | |||
47 | Дикие животные весной. | 1 | |||
48 | Животные (обобщение). Разнообразие животного мира. | 1 | |||
49 | Чтение рассказов о диких и домашних животных. | 1 | |||
50 | Жизнь растений весной. | 1 | |||
51 | Апрель – весенний месяц. Экскурсия. | 1 | |||
52 | Весна - обобщающий урок. | 1 | |||
IV четверть (16 часов) | |||||
53 | Человек и природа | 1 | |||
54 | Окружающая среда и здоровье человека | 1 | |||
55 | Охрана здоровья: мой организм. Человек. Части тела. | 1 | |||
56 | Осанка и здоровье. | 1 | |||
57 | Органы дыхания. | 1 | |||
58 | Органы кровообращения. Сердце и его тренировка. | 1 | |||
59 | Органы зрения – глаза. | 1 | |||
60 | Органы слуха – уши. | 1 | |||
61 | Орган обоняния – нос. | 1 | |||
62 | Орган вкуса – язык. | 1 | |||
63 | Органы пищеварения. | 1 | |||
64 | Зубы и уход за ними. | 1 | |||
65 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений. | 1 | |||
66 | Здоровье человека. Режим труда и отдыха. | 1 | |||
67 | Закаливание. Виды закаливания. | 1 | |||
68 | Контрольная работа №2 по теме « | 1 | |||
69 | Май – конец весны (экскурсия). | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в
повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями;
- кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Приложение
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся.
В 1-2 классах безотметочное обучение, а начиная с 3 класса используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Текущий контроль по живому миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематическое оцениваниепо живому миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и практических работ.
Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
«Оценка 5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
«Оценка 4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
«Оценка 3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) ...
Рабочая программа по « развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс.
Составлено на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, издательство «П...
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. 2 класс.
Для специальных (коррекционных) школ VIII вида в соответствии с ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.
Цель.- направлять исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные задачи предмета « развитие устной речи на основе изучения предметов и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.
Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...
Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа используется для работы с умственно отсталыми учащимися в 3 классе....