Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 век"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Бухарина Нина Анатольевна
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_mir.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009).

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

Рабочие тетради к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2009. (Начальная школа XXI века).

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность

изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено тем «Человек и общество» (4 класс).
  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.  «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется в теме «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Содержание программы

4 класс (68ч)

Введение (1ч)        

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Человек — живое существо   (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения).   Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ; почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе, Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

    Человек и общество, в котором он живет (37 ч).

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

                                             

Учебно – тематический план.

Раздел в поурочном планировании

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

Введение

1

Человек – живое существо (организм)

30ч

11

Человек и общество, в котором он живет

37 часов

9

Тематическое планирование окружающему миру.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебно

го времени

ИКТ

Дата

проведения

Корректировка





1.

I    четверть

Введение

Человек-часть природы



1

Человек – живое существо (организм) (30ч)

2.

Человек – живой организм. Организм человека.

1

3.

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

4.

Опорно-двигательная система человека

1

5.

Пищеварительная система.

1

+

6.

Дыхательная система.

1

7.

 Кровеносная система.

1

8.

Сердце - главный орган  кровеносной


системы.

1

+

9.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

10.

Кожа. Строение кожи. Как « работает» кожа.

1

+

11.

Как человек воспринимает окружающий нас мир.

Зрение. Береги глаза.

1

12.

Слух. Береги слух.

1

+

13.

Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние. Вкус.  Осязание.

1

14.

Контрольная работа  №1по теме «Как работает организм человека»

1

15.

Мир чувств. От простых эмоций к чувствам

1

16.

Внимание – его роль в жизни человека

1

17.

Память. Ее значение в жизни человека.

1

+

18.

Правила здоровой жизни.

Режим дня школьника

1

+

19

Как закаливать свой организм (Исследоват)

1

20.

Вредные привычки. Курение опасно для здоровья

1

+

21.

Вредные привычки Осторожно спиртное.  Забава   которая приводит к смерти.

1

+

22.

Урок обобщения. «Здоровый образ жизни»

1

23.

Огонь друг и враг. Как уберечь себя от ожогов.

1

24.

Улица полна неожиданностей

1

25

Помощь при травме. Если гроза застала тебя на прогулке. Бывают ли животные опасными.

1

+

26.

Что нужно знать о болезнях

Грипп. Аллергия. Если болит живот. Если болит голова Носовое кровотечение..

1

+

27.

Человек часть природы Человек умеет думать и говорить. От рождения до старости.

1

28

 Контрольная работа №2  по теме «Как человек воспринимает окружающий мир»

1

29

Счастливая пора детства. Что необходимо для роста и развития человека.

1

30.

Поговорим о доброте. Что такое справедливость

1

+

31.

Умеешь ли ты общаться? Учимся вести беседу Избегай общения с незнакомыми людьми.

1

Человек и общество, в котором он живет 37 часов

32.

Гражданин должен знать свою Родину .Природные зоны России. Арктика.

1

+

33.

Природные зоны России. Тундра.

1

+

34.

Тайга

1

+

35.

Природные зоны России. Смешанные леса

1

36.

Природные зоны России. Степь

37

Природные зоны России. Пустыня

1

38.

Природные зоны России .Влажные субтропики

1

39.

Почва среда обитания растений и животных

1

40.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина.

1

41.

Рельеф России. Западно-Сибирская равнина

1

42.

Рельеф России .Урал- Каменный пояс

1

43.

Как возникали и строились города

1

+

44.

Россия и  ее соседи. Япония- страна восходящего солнца  . Китай.

1

45.

Финляндия - наш северный сосед Королевство Дании

1

46.

Что такое культура? Как возникла письменность . Летопись рукописная книга

1

47.

О первых школах и книгах

1

48.

Владимир Мономахи его «Поучение» Первая Азбука

1

49.

Чему и как учились в России при Петре 1.

1

50.

М.В.Ломоносов. Школа в 19 в

1

+

51.

Русское искусство до 18 в. Русская икона. Художественные ремесла в Древней Руси

1

52.

Контрольное работа №3 по теме «Русское искусство». Музыка в Древней Руси

1

53.

Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси

1

54

Архитектура

1

55.

Живопись

1

56.

Государственный публичный театр

1

57.

Поэты и писатели 19 века. Заочная экскурсия в краеведческий музей.

1

+

58.

Композиторы 19 века

1

+

59.

Художники 19 века

1

60.

Искусство России 20 века

1

61.

Почему люди воюют

Как Русь боролась с половцами

Как русские воины победили шведских захватчиков

1

62

Битва на Чудском озере

1

63

Куликовская битва

1

64.

Отечественная война в 1812 году

1

+

65.

Всё для фронта, всё – для победы. Контрольная работа№4 по теме: «Человек защитник своего Отечества».

1

66.

Сталинградская битва

1

+

67

 Итоговое контрольное тестирование №5

1

68

Мы живем в Российском государстве. Русский язык -государственный язык России. Права граждан России. Обязанности. Символы государства.

1

Итого

68 часов

К концу обучения в четвертом классе учащиеся должны (с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):

•        признаки живого организма; признаки, характерные
для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их функции;
  • правила здорового образа жизни;
  • права гражданина и ребенка в России;
  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  • народы, населяющие Россию; различать (соотносить):
  • год и век, арабские и римские цифры;
  • искусственные тела (изделия) и тела природы;
  • полезные и вредные привычки;
  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);        

составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

                         

                                                 

Для учителя:

Методическое пособие: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 240 с. ил. Беседы с учителем: 4 класс: Методика обучения / Под. ред. Л.Е. Журовой.- М: Вентана-Граф, 2007. – 480 с

Для учащихся: Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс:

Тетрадь: Рабочая тетрадь №1, № 2 общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2011. - 32 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

 

Перечень учебно-методических средств обучения

 Литература для учителя:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006
  5. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
  7. Клепинина З. А. Окружающий мир. Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. 1-4 классы. М.: Вентана-Гаф, 2009.
  8. Кульчинская Н.Л. Путешествие по Москве. М.: , 1997.

Наука. Энциклопедия. / пер. с англ. М.: Росмэн, 2000.

Для ученика:

  1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир- учебник в 2 частях.4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир - рабочие тетради. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  3. Литвиненко С. В.Думаем и фантазируем - рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Левицкая З.В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996
  5. Соловьёв В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение, 1997.
  6. Стрижев А. Большая книга леса. – М.: Олма-Пресс, 1999.
  7. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...