Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
по учебнику Н.Я.Дмитриевой и А.Н. Казакова
4 класс
Система Занкова Л.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009).
Учебный курс «Окружающий мир» интегрирован знаниями из области истории, географии, биологии, что предусматривается проектом Образовательных государственных стандартов нового поколения.
Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.
В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания и включены в тематическое планирование: «Символика Белгородской области», «Этапы развития человеческого общества».
Целями обучения окружающему миру являются:
- Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
- Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения окружающему миру:
- Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.
- Познакомить с взаимосвязями между природой, обществом и человеком.
- Развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление.
- Формировать экологическую культуру.
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь.
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордость за свой край.
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го года обучения
Обучающиеся должны
з н а ть:
– некоторые правила предупреждения травм;
– нормы здорового образа жизни;
– государственную символику,
– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
– народы, населяющие Россию (не менее 3);
– название Основного закона страны;
– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
– достопримечательности родного края.
у м е т ь:
– находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
– различать полезные ископаемые (не менее 3);
– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
– соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
– оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
– соблюдать правила охраны природы;
– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
– определять последовательность основных исторических событий в России;
– соотносить год с веком;
– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1);
в л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:
– обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
– ориентирование на местности с помощью компаса;
– определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
– установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
– удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Окружающий мир
Развернутое тематическое планирование
(70 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Из них | |
Изучение нового,закр | Контроль | |||
Где и как жили рыцари. | 1 | 1 | ||
Почему осанка выделяла рыцаря. | 1 | 1 | ||
Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей. | 1 | 1 | ||
Части скелета. Позвоночник. | 1 | 1 | ||
Части скелета. Череп. Грудная клетка. | 1 | 1 | ||
Части скелета. Живые рычаги. | 1 | 1 | ||
Мышцы и движение. | 1 | |||
Мышцы и движение. Контрольная работа по теме «Скелет и мышцы». | 1 | 1 | ||
Анализ проверочной работы. «Черная смерть». | 1 | 1 | ||
Начало Нового времени. | 1 | 1 | ||
Расширение знаний о Земле | 1 | 1 | ||
Расширение знаний о Земле. Природа Нового света. | 1 | |||
Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз. | 1 | 1 | ||
Открытие невидимого мира. Победа над эпидемиями | 2 | 2 | ||
Контрольная работа «Начало Нового времени. Развитие науки». | 1 | 1 | ||
Кожа и ее значение. Практическая работа. | 1 | 1 | ||
Особые образования кожи (загар, волосы, ногти). Тестирование по теме «Кожа». | 1 | 1 | ||
Царь - плотник. Выход к морю. | 1 | 1 | ||
Петр 1 , царь и человек. | 1 | 1 | ||
Становление Российской науки. | 1 | 1 | ||
Горные породы. Полезные ископаемые. | 1 | 1 | ||
Каменное царство. Лабораторная работа. | 1 | 1 | ||
Руды металлов. | 1 | 1 | ||
Горючие полезные ископаемые. Кто открывает и добывает полезные ископаемые. | 1 | 1 | ||
Проверочное тестирование по теме «Полезные ископаемые». Русское военное искусство. | 1 | 1 | ||
Отечественная война 1812 года. | 1 | 1 | ||
План местности. | 1 | 1 | ||
Северные земли России | 1 | |||
Поиски неведомой земли. | 1 | 1 | ||
Растительный и животный мир Австралии. | 1 | 1 | ||
Русские на шестом континенте. | 1 | 1 | ||
Дальний восток России. | 1 | 1 | ||
Особенности природы гор. | 1 | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли». Человеческие расы. | 1 | 1 | ||
Анализ работы. Мы – часть окружающего мира. | 1 | 1 | ||
Развитие науки и техники. | 1 | 1 | ||
Развитие науки и техники. Урок-семинар. | 1 | 1 | ||
Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы. | 1 | 1 | ||
Открытие деятельности нервной системы. | 1 | 1 | ||
Значение кровеносной системы. Кровь. | 1 | 1 | ||
Значение кровеносной системы. Путь крови. | 1 | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Нервная система. Кровь». | 1 | 1 | ||
Анализ работы. События начала века. | 1 | 1 | ||
Великая Отечественная война | 1 | 1 | ||
Век научных открытий. | 1 | 1 | ||
Охрана природы. | 1 | 1 | ||
Охрана природы. | 1 | |||
Органы дыхания. | 1 | 1 | ||
Органы дыхания. Гигиена дыхания. | 1 | 1 | ||
Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 | 1 | ||
Растениеводство. | 1 | 1 | ||
Обобщающий урок по теме: «Животноводство. Растениеводство» | 1 | 1 | ||
Зачем человек ест. Состав пищи. | 1 | 1 | ||
Состав пищи. | 1 | 1 | ||
Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. | 1 | 1 | ||
Длинная дорога бутерброда. | 1 | 1 | ||
Человек и общество. | 1 | 1 | ||
Устройство государственной власти. | 1 | 1 | ||
Символы и праздники РФ. | 1 | 1 | ||
Символика Белгородской области. | 1 | 1 | ||
Человек в современных условиях. | 1 | 1 | ||
Нравственные нормы жизни | 1 | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||
Анализ контрольной работы за год. «Есть порох в пороховницах!» | 1 | 1 | ||
67 | Итоговые уроки | 3 | 3 |
Содержание учебного курса
ЧЕЛОВЕК И МИР, СОЗДАННЫЙ ИМ (23 часа.)
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.
Условия жизни европейцев Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.
Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда, отдыха, физкультура и спорт. Первая помощь при переломах и порезах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: составление комплекса утренней гимнастики; составление режима дня школьника; определении своего роста, веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербариями лекарственных растений; работа с физической картой и картой природных зон.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ(10 часов)
Россия при Петре I.
М.В.Ломоносов – основоположник русой науки.
Горное дело: горные породы и минералы. Полезные ископаемые. Происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.
Развитие русского военного дела. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 гола, М.И.Кутузов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России; составление плана школьного участка.
МИР ЧЕЛОВЕКА В НОВОЕ ВРЕМЯ (27 часов)
Открытие новых земель: Север России, Антарктида, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале ХХ века. Преобразование экономики. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война 1941-1945г.г. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники: машиностроение, транспорт, строительство электростанций, прорыв в космос, компьютеризация.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края.
Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы.
Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма.
Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: сбор материалов о судьбе края в обозначенный исторический период, оказание первой помощи при легких травмах, подсчет ударов пульса в спокойном состоянии,, после физических упражнений, определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ(8 часов)
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва- столица государства, её достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолетних детей. Нравственные нормы жизни.
Краеведение. Областные органы власти, символика Белгородской области и города Белгорода. Родной край в изучаемый период истории: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности., быта, культуры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: экскурсии в краеведческий музей, музей народной культуры, художественный музей.
Учебно-методические средства обучения
Литература
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник для 4 класса, в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2007.
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009.
- Окружающий мир. 4класс. Поурочные планы. – Е. М. Елизарова, Волгоград: «Учитель», 2007.
- Методические рекомендации к учебнику «Мы и окружающий мир» 1 класс.- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009.
- Электронное пособие «Окружающий мир. Поурочные планы 4 класс». – «Учитель», 2009.
- Большая детская энциклопедия.
- Красная книга Белгородской области.
- Настенные карты: физическая карта мира, физическая карта России, карта природных зон мира, карта природных зон России, карта Белгородской области.
Оборудование и приборы
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
- Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
- Географические настенные карты (мира, России, Белгородской области).
- Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
- Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:
- Таблицы по основным изучаемым разделам
- Карты всех видов
- Энциклопедия животных «Все о животных»
- Обучающая мультимедийная игры «Занимательная наука. Всемирная история». «Занимательная наука. Как устроено мое тело ». «Занимательная наука. Путешествия».
- ЭУП для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе по курсу «Природа, человек, общество».
- Тематические презентации к урокам.
6. Видеофильмы по предмету (в цифровой форме).
7. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в цифровой форме): «Голоса птиц, зверей », «Звуки природы» и другие.
8. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
9. Лупа
10. Компас
11. Микроскоп
12. Модели светофоров, дорожных знаков, средства транспорта.
13. Таблицы овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения (в цифровой форме).
14. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Для реализации программы используется
учебно-методический комплекс:
Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник для 4 класса, в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009.
Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...