Интегрированный урок предметов технологии и окружающего мира по теме: "Откуда вата пришла?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы- цветам, разнообразию растений и их роли в жизни человека, подготовке к самому счастливому зимнему празднику с дедом Морозом. На уроке используется мультимедийная презентация по теме: "Откуда вата пришла?". Дети загадывают и отгадывают загадки, проводят весёлые физминутки, знакомятся со свойствами некоторых лекарственных растений, говорят о обережном отношении к природе. Дети развивают в себе творческую личность, умение пользоваться ИКТ и самостоятельно находить необходимую полезную информацию. Учаться быть добрыми и отзывчивыми друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo._otkrytyy_urok_po_tehnologii_i_okruzhayushchemu_miru_v_1_i_3_klasse.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ села Большая Ольшанка» Открытый урок 1 и 3 классов. (класс – комплект) Интеграция предметов: технология – окружающий мир. ТЕМЫ 3класс 1класс ТЕХНОЛОГИЯ 1.«Откуда вата пришла?» 1. «Готовимся к празднику» Выпуклая новогодняя игрушка «Дед Мороз». ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2.«Разнообразие растений». 2.«Роль цветов в жизни человека». Повторение. Повторение. Урок подготовила и провела педагог 1квалификационной категории Калугина Валентина Михайловна 1 Вид учебного труда: работа с бумагой, картоном и природным материалом-ватой. Модули: 1 – технология ручной обработки материалов: обработка бумаги и при- родного материала. 6 – информационные технологии: современный источник информации. Объект труда: «Дед Морозы». (На тему по технологии отведено 2 часа. Данному уроку относится второй час темы.) Цели: 1класс. Завершить работу с объектом труда – «Дед Мороз» из бумаги, картона и ваты. Ознакомить с приёмами образования мелких шариков из ваты и их соединения друг с другом при помощи клея ПВА. Повторить о роли цветов в жизни человека; познакомить с культурным растением – хлопчатник (опережающее обучение); развивать у детей моторику рук, творческие способности работы с ватой и навыки наклеивания; воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость, эстетический вкус и бережное отношение, и любовь к природе. 3 класс. Завершить работу с объектом труда – «Дед Мороз» из бумаги, картона и ваты. Помочь 1 классу расширить кругозор в разнообразии цветущих растений, познакомив их с культурным растением – хлопчатник. Развивать творческую личность: умения самостоятельно находить из дополнительно - информационных источников (в том числе: ИКТ и ТСО) о том: «Откуда вата пришла?», творческие способности, внимание; воспитывать инициативу, аккуратность, эстетический вкус и бережное отношение, любовь к природе, а также умение и желание предложить свою помощь другим. ИКТ и ТСО: для учителя: п/к с м/м установкой, музыка, образец изделия «Дед Морозы»; демонстрационный материал: коллекция «хлопок» и «промышленные образцы тканей и ниток»; инструкционно – технологическая карта; искусственная ёлочка. для учащихся: п/к для презентации, полуготовое изделие из цветного картона, клей ПВА, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, вата и тесьма для новогодней игрушки; а также для гигиены и эффективности труда - фартучки и нарукавники, две салфетки и клеёнка на рабочем столе.
|
2
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
У. – Прозвенел звонок весёлый!
На урок зовёт он снова
Наших маленьких мастеров.
А кто у нас мастера? (Мы!)
Тогда за дело! Какая пословица нам пригодится сейчас?
Все – Играть – играй! да про дело не забывай!
У. – Мир, окружающий нас, огромный и таинственный, многоцветный, и многогранный, а если добавить фантазии, то – сказочно прекрасный!
Вы со мной согласны? (Да!)
Вот и хорошо! Представим, нашу классную комнату - волшебной мастерской, а вы в ней маленькие, но очень умелые мастера. Потому что…
Все – (читают девиз на доске) «Я всё умею делать сам!»
2. У. – Тогда прочитайте тему сегодняшнего урока.
1класс (ученик читает тему (на мульт/м доске) по окружающему миру)
- «Роль цветов в жизни человека».
3 класс (ученик читает тему (на м/доске) по окружающему миру)
- «Разнообразие растений». «Откуда вата пришла?».
Все (по технологии) – «Выпуклая новогодняя игрушка «Дед Мороз»».
У.- И урок у нас сегодня не простой, кто – нибудь догадался, какой?
Учащиеся (по желанию отвечают на вопрос учителя)
- Сегодня на уроке интеграция предметов. Это значит, на уроке технологии мы не только будем мастерить игрушку, но и повторим тему из окружающего мира.
У. – Правильно. Вы сегодня будете не только мастера – умельцы, но и ботаники.
Это наука о чём? (3 класс: наука о растениях).
Молодцы! Это один из разделов биологии.
Ну! Что ж, ребята, как говориться:
3
- Слово – словом, а дело – делом красится! Наступило время познакомиться с планом урока.
Дети (читают цепочкой на м/доске план урока )
План.
3кл. – Вспоминать о разнообразии растений
1кл. – Помнить, что цветы - это живое и сказочное чудо.
3кл. – Наблюдать, изучать поделку, обсуждать, догадываться, делать вывод.
1кл. – Мастерить своими руками и проводить физминутки.
3 и 1кл. – Помнить правила безопасной работы.
3 и 1кл. – И получать от урока удовольствие.
3 и 1кл. – Выставка поделок.
3 и 1кл. – Оцени себя сам.
3. Работа по темам урока.
а)Повторение темы: «Что умеет аппликация?»по технологии.
У. – Итак, начнём! Вспомним, что умеет аппликация?
Дети. – Украсить стену фотообоями, картина – панно, различные открытки и ёлочные подвески.… Да что угодно!
У. – Значит, аппликация – это не только вещь, это способ украшения.
А откуда слово произошло, кто знает?
Дети. – «Аппликацио» - значит прикладываю.
У. – А что мы прикладывали к картону?
Дети. – Природные материалы: листья, семена, соломку, разноцветные бумажные детали, лоскутки тканей, …
И все эти детали мы не только прикладывали, но и приклеивали.
У. – Чему мы научились на прошлых уроках?
Дети. – Делать детали из бумаги плоскими и выпуклыми, а также подготовили некоторые детали для сегодняшнего урока.
У. – Значит, аппликацией можно украсить любое изделие. А какие красивые аппликации можно сделать с ватными деталями! (Показываю Деда Мороза). И даже целые игрушки из ваты получаются.
Вот такую объёмную игрушку из ваты делали на кружке «Я сделаю сам».
(Показываю снеговиков).
4
- Отгадайте загадку:
На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло – одеяло всё сошло. (Снег).
б) Проверка д/з по окружающему миру – повторение.
У. – Давайте побываем в гостях у лета и вспомним по предмету из окружающего мира: 3 класс - об удивительном разнообразии царства растений, а_____________
1 класс: вспомнит о роли цветов в жизни человека.______________________
Дети (отвечают по желанию).
3класс:
- Царство растений очень разнообразно. Учёные ботаники делят его на несколько групп. Среди них: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и лиственные деревья и кустарники, цветковые растения. В каждой группе растений много видов.
1 класс:
- Цветы бывают: комнатные – на подоконниках: фиалки, кактусы и т. д.;
на клумбах - у дома, у школы. Это - астры, гладиолусы, георгины, календулы или ноготки и т.д.
Цветы выращивают для красоты. Глядя на них, поднимается настроение, а некоторые цветы лечат людей. Например: из отвара ноготков лечат горло, а также делают крем для лица. Цветы не надо рвать, они прекрасное и живое чудо природы, ими просто любуются.
У. – Цветы как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Пока 3 – й класс вспоминает, какое растение будет украшением нашей новогодней игрушки, и «поболеют» за своих друзей – первоклассников,
1 – й класс поиграет в игру: «Кто быстрее соберёт цветок».
1 –й класс делится на две команды: «ромашки» и «колокольчики» и на магнитной доске из отдельных частей, каждая команда составляет свой цветок( настурцию и фиалку). Победившие получают аплодисменты.
У. – Под жарким, жарким солнцем на огромном поле растут высокие красивые цветы.
Это? (Показываю рисунок хлопка)
Дети.
- Хлопчатник.
5
У. - Весной (показываю демонстрационный материал – коробочку хлопчатника и семя с волокнами под стеклом и даю детям рассмотреть её на местах), каждый куст усеян замечательными цветами. А когда они отцветут, на их месте вырастут плоды –коробочки. Они очень твёрдые и небольшие. Каждая коробочка – домик из семян.
Возьмите на своём столе кусочек ваты и сожмите её в кулачки. Встаньте из – за парт и повторяйте движения за мной.
Физминутка для всех. (под фонограмму)
- Растёт коробочка,(Звучит музыка. Дети встают из – за парт и повторяют за мной: сначала дети приседают на корточки, а кулачки под подбородок, затем медленно встают, руки поднимают вверх и медленно раскрывают пальчики и, на ладошках появляется вата. Покачивают руками, имитируя покачивание кустиков на ветру. Затем, поднеся ладошки с ватой к губам, дуют на неё. Вата разлетается во все стороны, как бы демонстрируя полёт семян, а дети кружатся на месте. Потом приседают опять на корточки, как бы демонстрируя место приземления семени для
рождения нового кустика) становится всё больше, как твой кулачок. И вот на ней появляются трещинки. А из них во все стороны появляется вата с семенами, похожими на семечки подсолнуха, только с белыми волокнами – крылышками. Подует ветер, и разлетятся семечки, и закружатся в воздухе, и опустятся на землю. Придёт время, прорастёт семя и вырастет новый куст хлопчатника такой же красивый и полезный людям.
(Музыка заканчивается, и дети садятся на свои места).
Отчёт поисковой группы 3 класса (из дополнительных источников информации: библиотека, ИКТ).
- Третий класс поделитесь своими знаниями о хлопке с первым классом.
3 – й класс: (продолжают делиться своими знаниями с 1 –м классом, демонстрируя наглядные пособия по хлопку).
Дети (3 класса из поисковой группы):
1уч. -Ещё семенам помогают люди. Они сажают хлопчатник, ухаживают за ним, собирают коробочки, вынимают из них семена, а оставшиеся волоконца, тоже пускают в дело. Их очищают от пыли и мусора, расчёсывают. Вот и получается вата.
2уч.- Из ваты – прядут пряжу и ткут ткань, мягкую повязку для ран, тёплую прокладку для зимней одежды. А под ватным одеялом хорошо спиться! Каждое волоконце греет!
6
У. – Так какая же вата?
Дети.
- Она мягкая, рыхлая, состоит из перепутанных волокон. Её легко растянуть и разрезать. Её можно осторожно растянуть в комочек.
У. – Теперь мы знаем, откуда вата пришла!
Пора вернуться в нашу волшебную мастерскую.
Скоро Новый Год и Рождество. Сейчас самое время начать подготовку к ним. Постараемся смастерить для себя, своих друзей, родственников и гостей сувениры и подарки.
Отгадайте загадку.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз).
У.- Итак!
1. Рассмотрим игрушку! (Показываю рисунки дед Морозов).
Дед Морозы склеены из двух цветных картонок и ваты. Под помпоном приклеена нитяная петелька. Что мы сделали на прошлом уроке?
Дети.
- Из цветного картона вырезали готовые детали для фигурки и лица, склеили их друг с другом. Не забыли положить во внутрь фигурок нитяную петельку. Нарисовали доброе и весёлое личико, и подготовили ватные детали для сегодняшнего урока.
У. – 2. Нам понадобится…
Дети.
-1) Вата для бороды, ручек и помпонов, шапочки, манжет и воротника.
-2) Клей ПВА.
-3) Ножницы на всякий случай. Вдруг нужно что – нибудь подрезать.
У. - 3. Рабочее место в порядке? (Да!)
У. - 4. Все детали готовы и ждут своего часа.
У. –5. Для 3 – го класса. Вата очень хорошо приклеивается. Но если мы хотим, чтобы вата осталась пушистой и красивой, клей нужно наносить под ватную деталь капельками, и вату сильно не прижимать. Уложим её на капельки клея, и оставим подсохнуть. Отдельные волоконца прилипнут, а остальные останутся пушистыми.
У. – 6. Для 1 – го и 3 – го классов. Чтобы сделать комочки ровными и аккуратными, надо руки намочить в воде, взять кусочек ваты и скрутить в ладошках шарик нежно и терпеливо.
7
У. – 7. Во время работы помним: правила гигиены, технику безопасной работы с ножницами и клеем и не забываем помогать друг другу.
У. – 8. Самостоятельная работа.
4.Самостоятельная работа под музыку и во время работы -физминутки для всех.
На морозе.
На морозе все седые, (дети гладят себя по голове)
Даже дети молодые! (и друг друга)
А носы – то, а носы! (трогают то левой, то правой рукой себя за нос)
Удивительной красы (берут лицо ладошками и качают голову из стороны в сторону)
Синие, лиловые, (трогают носики друг у друга ладошками с вращающими движениями)
Красные, бардовые!
У девчонки Машки (Девочки приседают слегка, держась как бы за уголки платочка)
Воротник в стекляшках, (Мальчики пританцовывают, подбоченись вприсядку)
Щёки - ярче кумача! (Трут щёчки ладошками)
И сосульки до плеча! (Руки вверх, а затем вниз на плечи)
Я от смеха занемог.(Смеются только одни мальчики, хватаясь за живот, падают на пол, как на сани)
Я от смеха в санки лёг. (Девочки стоят обиженные, подбоченись и потопывая одной ногой)
Рассердился тут мороз (Девочки дают мальчикам руку и помогают встать, а
Пощипал меня всерьёз! потом начинают их щипать)
У. – Ну, что? Всё в порядке?
Дети.
- Спасибо зарядке!
5.Итог урока.
У. - Оценим свою работу сами на нашей ёлочке.
(Дети вешают свои игрушки на ёлочку и коллективно ставят оценки себе и друзьям)
6. У. – (В оставшееся время):
У. – То зима, то осень.
На дню - погод восемь.
Месяц зимний, а погода осенняя. Пора отметить погоду.
(Дети 3 – го класса отмечают погоду по вопросам 1 – го класса в календаре природы)
8
У. – Даже есть стихотворение о таком времени года, называется
«ЗИМА ЧУДИЛА»
Целый день зима чудила:
Утром снегом наградила,
А к обеду стала плакать,
Развела повсюду слякоть;
Вдруг, под вечер разошлась,
Мокрой улицей прошлась,
Раскидала холодинки,
Превратила лужи в льдинки,
Навела на лужи глянец,
показала модный танец.
И танцует весь народ!
Кто смеётся!
Кто ревёт!
7. Конец урока.
У. – Прозвенел звонок весёлый!
Поиграть зовёт всю школу!
Детвора, а детвора!
На потеху вам пора!
Все молодцы!
_____________===____________
P. S. Пословицы для меня во время урока:
- У всякого своя сноровка.
- Не спехом дело спорится.
- Хвастливое слово - не всегда споро.
- Без песен рот пресен.
- Какие сани – такие сами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"
Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...
Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"
Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая работа обучающихся с исследованием снега....
Урок окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс.
Урок окружающего мира .1 класс УМК "Школа России". Урок изучения нового материала с применением приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных...
Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС...
Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит электричество?", 1 класс, УМК Школа России
Ход урока: I. Орг. момент. - Руки? - На месте!- Но...
Открытый урок по Окружающему миру на тему " Откуда в наш дом приходит электричество
Цель урока : познакомить со схемой выработки электричества и способом его доставки потребителям; рассказать о значении электроприборов в жизни современного человека; учить соблюдать правила безо...