Интегрированный урок предметов технологии и окружающего мира по теме: "Откуда вата пришла?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Калугина Валентина Михайловна

 

           Урок посвящён необычайно красивому, сказочному,  волшебному творению природы- цветам, разнообразию растений и их роли в жизни человека, подготовке к самому счастливому зимнему празднику с дедом Морозом. На уроке используется мультимедийная презентация по теме: "Откуда вата пришла?". Дети загадывают и отгадывают загадки, проводят весёлые физминутки, знакомятся со свойствами некоторых лекарственных растений, говорят о обережном отношении к природе. Дети развивают в себе творческую личность,  умение пользоваться ИКТ и самостоятельно находить необходимую  полезную информацию. Учаться быть добрыми и отзывчивыми друг к другу.           

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                  МБОУ «СОШ села Большая Ольшанка»


                                                                         


                                               



                                         Открытый  урок

                                            1 и 3 классов.

                                            (класс – комплект)

                             Интеграция предметов: технология – окружающий мир.




                                                                        ТЕМЫ

            3класс                                                             1класс

   

                                       ТЕХНОЛОГИЯ

 1.«Откуда вата пришла?»                   1. «Готовимся к празднику»

                        Выпуклая новогодняя игрушка «Дед Мороз».  


                                ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 2.«Разнообразие растений».                 2.«Роль цветов в жизни человека».                      

      Повторение.        Повторение.






        




                 Урок подготовила и провела педагог 1квалификационной категории

                                            Калугина Валентина Михайловна






                               

                                                                          1





     Вид учебного труда: работа с бумагой, картоном и природным материалом-ватой.


     Модули: 1 – технология ручной обработки материалов: обработка бумаги и при-

                             родного материала.

                      6 – информационные технологии: современный источник информации.


     Объект труда: «Дед Морозы».


 (На тему по технологии отведено 2 часа. Данному уроку относится второй час темы.)

     Цели:      1класс. Завершить работу с объектом труда – «Дед Мороз» из бумаги, картона и ваты. Ознакомить с приёмами  образования мелких шариков из ваты и их соединения друг с другом при помощи клея ПВА. Повторить о роли цветов в жизни человека; познакомить с культурным растением – хлопчатник (опережающее обучение); развивать у детей моторику рук, творческие способности работы с ватой и навыки наклеивания; воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость, эстетический вкус и бережное отношение,  и любовь к природе.


            3 класс. Завершить работу с объектом труда – «Дед Мороз» из бумаги, картона и ваты. Помочь 1 классу расширить кругозор в разнообразии цветущих растений, познакомив их с культурным растением – хлопчатник. Развивать творческую личность: умения самостоятельно находить из дополнительно - информационных источников (в том числе: ИКТ и ТСО) о том: «Откуда вата пришла?», творческие способности, внимание; воспитывать инициативу, аккуратность, эстетический вкус и бережное отношение, любовь к природе, а также умение и желание предложить свою помощь другим.


     


     ИКТ и ТСО: для учителя: п/к  с  м/м установкой, музыка, образец изделия «Дед Морозы»; демонстрационный материал: коллекция «хлопок» и «промышленные образцы тканей и ниток»; инструкционно – технологическая карта; искусственная ёлочка.

                                    для учащихся: п/к для презентации, полуготовое изделие из цветного картона, клей ПВА, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, вата и тесьма для новогодней игрушки; а также для гигиены и эффективности труда - фартучки и нарукавники, две салфетки и клеёнка на рабочем столе.                                                   


     

   

                                                                                                                2                             

                                     ХОД УРОКА

     1. Организационный момент

У. – Прозвенел звонок весёлый!

На урок зовёт он снова

Наших маленьких мастеров.

А кто у нас мастера? (Мы!)

Тогда за дело! Какая пословица нам пригодится сейчас?

Все – Играть – играй! да про дело не забывай!

У. – Мир, окружающий нас, огромный и таинственный, многоцветный, и многогранный, а если добавить фантазии, то – сказочно прекрасный!

 Вы со мной согласны?  (Да!)

Вот и хорошо! Представим, нашу классную комнату -  волшебной мастерской, а вы в ней маленькие, но очень умелые мастера. Потому что…

Все – (читают девиз на доске) «Я всё умею делать сам!»

2. У. – Тогда прочитайте тему сегодняшнего урока.

1класс (ученик читает тему (на мульт/м  доске)  по окружающему миру)

- «Роль цветов в жизни человека».

3 класс  (ученик читает тему (на м/доске)  по окружающему миру)

- «Разнообразие растений».  «Откуда вата пришла?».

Все (по технологии) – «Выпуклая новогодняя игрушка «Дед Мороз»».

У.- И урок у нас сегодня не простой, кто – нибудь догадался, какой?

Учащиеся (по желанию отвечают на вопрос учителя)

- Сегодня на уроке интеграция предметов. Это значит, на уроке технологии мы не только будем мастерить игрушку, но и  повторим тему из окружающего мира.

У. – Правильно. Вы сегодня будете не только мастера – умельцы, но и ботаники.

Это наука о чём? (3 класс: наука о растениях).

Молодцы! Это один из разделов биологии.

Ну! Что ж, ребята, как говориться:

                                                   

                                                           3

- Слово – словом, а дело – делом красится! Наступило время познакомиться с планом урока.

                     Дети  (читают цепочкой на м/доске план урока )  

                                               План.

3кл. – Вспоминать о разнообразии растений

1кл. – Помнить, что цветы - это живое и сказочное чудо.   

3кл. – Наблюдать, изучать  поделку, обсуждать, догадываться, делать вывод.

1кл. – Мастерить своими руками и проводить физминутки.

3 и 1кл. – Помнить правила безопасной работы.

3 и 1кл. – И получать от урока удовольствие.

3 и 1кл. – Выставка поделок.

3 и 1кл. – Оцени себя сам.

3. Работа по темам урока.

а)Повторение темы: «Что умеет аппликация?»по технологии.

У. – Итак, начнём! Вспомним, что умеет аппликация?

Дети. – Украсить стену фотообоями, картина – панно, различные открытки и ёлочные подвески.… Да что угодно!

У. – Значит, аппликация – это не только вещь, это способ украшения.

А откуда слово произошло, кто знает?

 

Дети. – «Аппликацио» - значит прикладываю.

У. – А что мы прикладывали к картону?

Дети. – Природные материалы: листья, семена, соломку, разноцветные бумажные детали, лоскутки тканей, …

И все эти детали мы не только прикладывали, но и приклеивали. 

У. – Чему мы научились на прошлых уроках?

Дети. – Делать детали из бумаги плоскими и выпуклыми, а также подготовили некоторые детали для сегодняшнего урока.

У. – Значит, аппликацией можно украсить любое изделие. А какие красивые аппликации можно сделать с ватными деталями! (Показываю Деда Мороза). И даже целые игрушки из ваты получаются.

Вот такую объёмную игрушку из ваты  делали на кружке «Я сделаю сам».

(Показываю снеговиков).

 

                                                         4

- Отгадайте загадку:

На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло – одеяло всё сошло. (Снег). 

  б) Проверка д/з по окружающему миру – повторение.                                                                       

У. – Давайте побываем в гостях у лета и вспомним по предмету из окружающего мира: 3 класс - об удивительном разнообразии царства растений, а_____________

          1 класс: вспомнит о роли цветов в жизни человека.______________________

Дети (отвечают по желанию).

3класс:

- Царство растений очень разнообразно. Учёные ботаники делят его на несколько групп. Среди них: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и лиственные деревья и кустарники, цветковые растения. В каждой группе растений много видов.

1 класс:

- Цветы бывают: комнатные – на подоконниках: фиалки, кактусы и т. д.;

 на клумбах - у дома, у школы. Это -  астры, гладиолусы, георгины, календулы или ноготки и т.д.

Цветы выращивают для красоты. Глядя на них, поднимается настроение, а некоторые цветы лечат людей. Например: из отвара ноготков лечат горло, а также делают крем для лица. Цветы не надо рвать, они прекрасное и живое чудо природы, ими просто любуются.

У. – Цветы как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие тёплые костры.

       Пока 3 – й класс  вспоминает, какое растение будет украшением нашей новогодней игрушки, и «поболеют» за своих друзей – первоклассников,  

         1 – й класс поиграет в игру: «Кто быстрее соберёт цветок».

1 –й класс делится на две команды: «ромашки» и «колокольчики» и на магнитной доске из отдельных частей, каждая команда составляет свой цветок( настурцию и фиалку). Победившие получают аплодисменты.

У. – Под жарким, жарким солнцем на огромном поле растут высокие красивые цветы.

Это? (Показываю рисунок хлопка)

Дети.

-  Хлопчатник.

                                                             

                                                                                                              5

У. -  Весной (показываю демонстрационный материал – коробочку хлопчатника и семя с волокнами  под стеклом и даю детям рассмотреть её на местах), каждый куст усеян замечательными цветами. А когда они отцветут, на их месте вырастут плоды –коробочки. Они очень твёрдые и небольшие. Каждая коробочка – домик из семян.

Возьмите на своём столе кусочек ваты и сожмите её в кулачки. Встаньте из – за парт и повторяйте движения за мной.

                      Физминутка для всех. (под фонограмму)

- Растёт коробочка,(Звучит музыка. Дети встают из – за парт и повторяют за мной: сначала дети приседают на корточки, а кулачки под подбородок, затем медленно встают, руки поднимают вверх и  медленно раскрывают пальчики и, на ладошках появляется вата. Покачивают руками, имитируя покачивание кустиков на ветру. Затем, поднеся ладошки с ватой к губам, дуют на неё. Вата разлетается во все стороны, как бы демонстрируя полёт семян, а дети кружатся на месте. Потом  приседают опять на корточки, как бы демонстрируя место приземления семени для

рождения нового кустика) становится всё больше, как твой кулачок. И вот на ней появляются трещинки. А из них во все стороны появляется вата с семенами, похожими на семечки подсолнуха, только с белыми волокнами – крылышками. Подует ветер, и разлетятся семечки, и закружатся в воздухе, и опустятся на землю. Придёт время, прорастёт семя и вырастет новый куст хлопчатника такой же красивый и полезный людям.

 (Музыка заканчивается, и дети садятся на свои места).

 Отчёт поисковой группы 3 класса (из дополнительных источников информации: библиотека, ИКТ).

- Третий класс поделитесь своими знаниями о хлопке с первым классом.

3 – й класс: (продолжают  делиться своими знаниями с 1 –м классом, демонстрируя наглядные пособия по хлопку).

Дети (3 класса из поисковой группы):

1уч. -Ещё семенам помогают люди. Они сажают хлопчатник, ухаживают за ним, собирают коробочки, вынимают из них семена, а оставшиеся волоконца, тоже пускают в дело. Их очищают от пыли и мусора, расчёсывают. Вот и получается вата.

2уч.- Из ваты – прядут пряжу и ткут ткань, мягкую повязку для ран, тёплую прокладку для зимней одежды. А под ватным одеялом хорошо спиться! Каждое волоконце греет!

                                                                               

                                                                                                                                       6

У. – Так какая же вата?

Дети.

- Она мягкая, рыхлая, состоит из перепутанных волокон. Её легко растянуть и разрезать. Её можно осторожно растянуть в комочек.

У. – Теперь мы знаем, откуда вата пришла!

Пора вернуться в нашу волшебную мастерскую.

Скоро Новый Год и Рождество. Сейчас самое время начать подготовку к ним.  Постараемся смастерить для себя, своих друзей, родственников и гостей сувениры и подарки.

Отгадайте загадку.

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз).

 У.-  Итак!

1. Рассмотрим игрушку! (Показываю рисунки дед Морозов).

Дед Морозы склеены из двух цветных картонок и ваты. Под помпоном приклеена нитяная петелька. Что мы сделали на прошлом уроке?

 

Дети.

- Из цветного картона вырезали готовые детали для фигурки и лица, склеили их друг с другом. Не забыли положить во внутрь фигурок нитяную петельку. Нарисовали доброе и весёлое личико, и подготовили ватные детали для сегодняшнего урока.

 

 У. – 2. Нам понадобится…

 

Дети.

-1) Вата для  бороды, ручек и помпонов,  шапочки, манжет и воротника.

-2) Клей ПВА.

-3) Ножницы на всякий случай. Вдруг нужно что – нибудь подрезать.

У. - 3. Рабочее место в порядке? (Да!)

У. - 4. Все детали готовы и ждут своего часа. 

У. –5. Для 3 – го класса. Вата очень хорошо приклеивается. Но если мы хотим, чтобы вата осталась пушистой и красивой, клей нужно наносить под ватную деталь капельками, и вату сильно не прижимать. Уложим её на капельки клея, и оставим подсохнуть. Отдельные волоконца прилипнут, а остальные останутся пушистыми.

У. – 6.  Для 1 – го и 3 – го классов. Чтобы  сделать комочки ровными и аккуратными, надо руки намочить в воде, взять кусочек ваты и скрутить в ладошках шарик нежно и терпеливо.

                                                                                                                         7 

У. – 7. Во время работы помним: правила гигиены, технику безопасной работы с ножницами и клеем и не забываем помогать друг другу.

У. – 8. Самостоятельная работа.  

                                                      

4.Самостоятельная работа под музыку и во время работы -физминутки для всех.

                                          На морозе.

                    На морозе все седые, (дети  гладят себя по голове)

                    Даже дети молодые! (и друг друга)

 А носы – то, а носы! (трогают то левой, то правой рукой себя за нос)

 Удивительной красы (берут лицо ладошками и качают голову из стороны в сторону)

                  Синие, лиловые, (трогают носики друг у друга ладошками с вращающими движениями)

                  Красные, бардовые!

  У девчонки Машки (Девочки приседают слегка, держась как бы  за уголки платочка)

  Воротник в стекляшках, (Мальчики пританцовывают, подбоченись вприсядку)

                    Щёки - ярче кумача! (Трут щёчки ладошками)

                    И сосульки до плеча! (Руки вверх, а затем вниз на плечи)

Я от смеха занемог.(Смеются только одни мальчики, хватаясь за живот, падают на пол, как на сани)

Я от смеха в санки лёг. (Девочки стоят обиженные, подбоченись и потопывая одной ногой)

                      Рассердился тут мороз (Девочки дают мальчикам руку и помогают встать, а

                      Пощипал меня всерьёз! потом начинают их щипать)

У. – Ну, что? Всё в порядке?

Дети.

- Спасибо зарядке!

5.Итог урока.

У. -  Оценим свою работу сами на нашей ёлочке.

(Дети вешают свои игрушки на ёлочку и коллективно ставят оценки себе и друзьям)

6. У. – (В оставшееся время):

У. – То зима, то осень.

На дню -  погод восемь.

Месяц зимний, а погода осенняя. Пора отметить погоду.

(Дети 3 – го класса отмечают погоду по вопросам 1 – го класса в календаре природы)

                                                                         

                                                                                                                          8

                             

У. – Даже есть стихотворение о таком времени года, называется

                                            «ЗИМА ЧУДИЛА» 

Целый день зима чудила:

Утром снегом наградила,

А к обеду стала плакать,

Развела повсюду слякоть;

                                                       

Вдруг, под вечер разошлась,

Мокрой улицей прошлась,

Раскидала холодинки,

Превратила лужи в льдинки,

Навела на лужи глянец,

показала модный танец.

И танцует весь народ!

Кто смеётся!

Кто ревёт!                                          

7. Конец урока.

У. – Прозвенел звонок весёлый!

Поиграть зовёт всю школу!

Детвора, а детвора!

На потеху вам пора!

Все молодцы!

_____________===____________ 

P. S. Пословицы для меня во время урока:

  1. У всякого своя сноровка.
  2. Не спехом дело спорится.
  3. Хвастливое слово -  не всегда споро.
  4. Без песен рот пресен.
  5. Какие сани – такие сами!

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"

Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...

Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"

Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая  работа   обучающихся с исследованием снега....

Урок окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс.

Урок окружающего мира .1 класс УМК "Школа России". Урок изучения нового материала с применением   приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных...

Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС...

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...

Открытый урок по Окружающему миру на тему " Откуда в наш дом приходит электричество

Цель урока : познакомить со схемой выработки электричества и способом  его доставки потребителям; рассказать о значении электроприборов в жизни современного человека; учить соблюдать правила безо...