Урок окружающего мира на тему: "Откуда в снежках грязь?"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Тавлиханова Наталья Николаевна

Урок решения практических задач в 1 классе с использованием информационных технологий. Представлена групповая  работа   обучающихся с исследованием снега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_ur._1_kl._-_kopiya.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon teh._karta_ur._1_kl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Откуда в снежках грязь?» (1 класс)

Цель урока: формировать умения применять теоретические знания в условиях решения учебных задач.

                                                                                                                                                                                     

Задачи урока: обучающие -  познакомить детей с источниками и путями распространения загрязняющих веществ; учить устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды; продолжить обучение практическому исследованию природных объектов.

Развивающие: развивать наблюдательность, воображение, речь; способствовать расширению кругозора.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе.

Тип урока: урок решения практических задач

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют землю, что снег есть нельзя.

Развитие личностных УУД: повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; умение выделить нравственный аспект поведения.

Познавательных УУД: развивать способность смыслового восприятия окружающей действительности; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Регулятивных УУД: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативных УУД: адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности

Методы и приёмы: по виду источника информации: ( словесные – объяснение, проблемная беседа; наглядные – снег, интерактивная доска; практические – работа с учеником, со снегом), по виду учебной деятельности – проблемно – поисковый метод,  наблюдение за снегом, проведение исследования, анализ полученных результатов.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Обеспечение: раздаточный материал, интерактивная доска, приборы для исследования снега.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  1

Автор УМК: А.А. Плешаков

Тема урока:  «Откуда в снежках грязь?»

Тип урока: урок решения практических задач

Учитель : Тавлиханова Н.Н.,  МБОУ Редькинская ООШ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Предлагает улыбнуться и пожелать здоровья и успехов, обеспечивает мотивацию и организует внимание

Мысленно желают здоровья и успехов друг другу

Уметь настроить себя на доброжелательное отношение к окружаюшим

Актуализация знаний

Цель: организоватьформулирование темы урока, постановку цели урока.

Загадывает загадки о снеговике и  снеге, используя интерактивную доску, подводит учащихся к формулированию темы урока и постановке цели  урока

Разгадывают загадки, формулируют тему и цель урока, определяют практическую значимость данной темы

Осознанно и произвольно высказывать в устной форме о предметах, изучаемых на уроке

Отвечают на вопросы  учителя

Строить понятные для собеседника высказывания

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

Уметь определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Постановка проблемы

Цель: создать проблемную ситуацию , фиксировать

постановку учебной задачи  

 Предлагает обосновать ответ о том, что можно ли есть  снег, организует обсуждение гипотез, осуществляет постановку учебной задачи

Отвечают на вопросы  учителя

Уметь аргументировать свою точку зрения

Слушают,   делают выводы

 Осознанно строить  речевые высказывания, уметь выявить проблему

 Предлагают исследовать снег.

Уметь принять и сохранить учебную задачу

Исследование проблемы

Цель: поиск решения учебной задачи

Помогает решить учебную задачу, организуя исследовательскую работу.


Предлагает задания для исследования,

фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение  



                                                         




Строят предположения о снеге. Определяют значение слов, написанных на интерактивной доске

 .






Анализировать, доказывать аргументировать свою точку зрения

Вспоминают правила работы в группе




Слушают и делают выводы

Проводить коллективные исследования




Осознанно строить речевые высказывания, рефлексия своих действий, устанавливать аналогии







Выполняют задания учителя для исследования проблемы







Исследовать условие учебной задачи, обсуждать предметы и способы решения задач

Первичная проверка понимания.

Цель: формировать полученные знания

Осуществляет проверку  с помощью интерактивной доски, организует работу для ответа на вопрос:  откуда в снежках грязь, организует учебное взаимодействие учеников.

 Соединяют линиями слова по заданию учителя  с использованием интерактивной доски

Осуществлять работу по выполнению отдельных операций

Отвечают на вопросы  учителя

Формулировать собственное мнение и позицию

Отвечают на вопрос

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

Физминутка

Цель: смена видов деятельности

Организует проведение физминутки

 

 

 Делают упражнения с учителем

Слушать учителя, определять способ взаимодействия

 ?

 

Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания через самостоятельную работу

 Организует создание памяток о вреде снега для здоровья. Оценивает выполнение каждой операции.

Записывают слова для памятки о происхождении грязи в снежках

Осуществлять работу по выполнению операции

 Обсуждают написание слов

 Строить рассуждения, понятные для собеседника. Уметь использовать речь для регуляции своих действий

 Защищают свою памятку

 Осуществлять постановку учебной задачи

Рефлексия

Цель: подведение итогов урока

 Организует оценку учебной деятельности

 Отвечают на вопросы

Оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия действий

 Оценивают свою деятельность с помощью снежинок

 Оценивать правильность выполнения заданий. Адекватная оценка деятельности.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Мысленно пожелаем всем здоровья. Дыхательная гимнастика.

  1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку, и вы узнаете: кто спешит к нам в гости.

         В голове – снег,

         В животе – снег,

         И в ногах – снег,

         И в руках -  снег,

         Что за чудо – человек?

Да не с пустыми руками пришел к нам снеговик. Отгадайте, что он принёс для нас. Слушайте внимательно.

          Он пушистый, серебристый

           Но рукой его не тронь.

          Станет капелькою чистой

          Если сядет на ладонь.

-Что же принёс с собой снеговик?

-О чем будем говорить на уроке?

 

-Какую информацию о снеге вы узнали из загадки?

-Как вы думаете, почему снег станет капелькой?

-А снег , действительно, станет чистой капелькой?

-Так ли это? Обоснуйте свой ответ.

-Поднимите руки, кто считает чистой, а кто – грязной.  Что вы хотели бы узнать о снеге?

Мы ответим на главный вопрос урока,   Как вы думаете какая будет тема урока?

-Зачем нужно это знать?

  1. Постановка  проблемы.

-Поднимите руку,  кто любит зиму? Почему? Любим за зимние забавы.

Разыграемся на морозе, раскраснеемся. А  как хочется пить! Что мы делаем? Поднимите руку, кто пробовал на вкус снег? Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Обоснуйте своё мнение. Одни говорят, что можно, а другие нельзя. У нас возникли разногласия, но большинство предполагают, что снег есть нельзя. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения? Провести исследование.

  1. Исследование проблемы.

Представьте, что наш класс научно- исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен нам его надо исследовать. Мы – начинающие учёные.  Снеговичок   напоминает вам правила работы в группе.

Работать вместе,( руки на груди)

Обсуждать дружно, ( руки в замок)

Думать быстро, (круговые движения головой)

Спорить тихо.

Сейчас вы исследуете образцы снега.

-Что произошло со снегом?

-Что такое снег?

-Если вода замерзшая, то снег какой?

-Если снег холодный, то чем он опасен, когда мы его будем есть?

Сделаем вывод о том, что можно есть снег или нельзя? Согласие – снежинка.

Зрительно сравните воду в стаканах.

-Какая она?

-Как вы думаете, в каком стакане был снег из леса, а в каком – у дороги?

Обоснуйте ответ. Согласие – снежинка.

Иногда зрение человека подводит. Такого исследования недостаточно, чтобы сделать выводы. Выясним, какой эксперимент надо провести. Снеговичок вам поможет подобрать слова. Выбрать вам нужно только одно слово(просушить, профильтровать, промыть – написаны на доске)

-Что такое фильтровать? В словаре Ожегова говорится, что фильтровать – пропустить через фильтр. Фильтрация – просачивание, естественное процеживание жидкости.

В стакан с фильтром переливаем воду из стаканов.

-Каким стал фильтр?

-Из какого стакана фильтр чище?

-Какой вывод можем сделать?

Сделаем вывод, сравнивая исследование на глаз и через фильтр.

-Откуда в снеге грязь? Ваши предположения.

Прослушаем и узнаем  - так ли это.

А снеговик прощается с нами. Он должен многим помочь.

Сделаем вывод о том, откуда в снежках грязь.

Проведя исследование, на какой вопрос мы должны были дать ответ?

-Можно ли есть снег? Обоснуйте ответ.

  1. Первичная проверка понимания.

 Проведем конкурс капитанов. От каждой группы выходит 1 человек и объясняет – откуда грязь в снежках, а потом проверяет на интерактивной доске. Все остальные ученики- сигналят  снежинками. За правильный ответ каждая команда получает 1 большую снежинку.

  1. Физминутка для глаз.

- Снежинки есть нельзя. А что можно делать со снежинками? Понаблюдаем за снежинками глазками.    

  1. Первичное закрепление.

Мы выяснили, что снег есть нельзя. У меня предложение – нам нужно изобразить памятку о том, что снег вреден для здоровья. Каждой группе нужно подписать напротив лучика доказательство, что снег есть нельзя.

Выполнив задание,  вы поднимаете снежинку. Мои помощники  выбирают человека, который будет защищать памятку.

-Что нужно сделать , чтобы снег был чистым?(ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить)

  1. Рефлексия.

У меня в руках волшебная палочка. Оцените свою работу, продолжите предложения.

-Сегодня на уроке я удивился  тому,  что…

-Сегодня на уроке я узнал о том, что…

-Мне было очень…

-Мне понравилось…не понравилось…

Дома маме и папе расскажу…

Оцените свою работу на уроке .Нарисуйте  снежинку на том месте насколько ваша работа достигла цели и вопросы, задаваемые на уроке, находят в вашей голове ответ. Снеговичок  угощает вас леденцами.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  1

Автор УМК: А.А. Плешаков

Тема урока:  «Откуда берутся снег и лед?»

Тип урока: урок решения практических задач

Учитель : Тавлиханова Н.Н.,  МБОУ Редькинская ООШ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Предлагает улыбнуться и пожелать здоровья и успехов, обеспечивает мотивацию и организует внимание

Мысленно желают здоровья и успехов друг другу

Умение следовать правилам поведения

Актуализация знаний

Загадывает загадки о снеге и льде, используя интерактивную доску, подводит учащихся к постановки учебной задачи

Разгадывают загадки, формулируют тему и цель урока, определяют практическую значимость данной темы

Осознанно и произвольно высказывать в устной форме о предметах, изучаемых на уроке

Слушают учителя

Строить понятные для собеседника высказывания

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

Принимать и сохранять учебную задачу и цель урока

Постановка проблемы и совместное исследование

Предполагает предположить, в каких емкостях находится  лед и снег, организует обсуждение гипотез, проведение опытов, помогает определить свойства льда и снега

Определяют сходство и отличие снега и льда

Проводить коллективные исследования, сравнивать, анализировать, аргументировать свою точку зрения

Слушают, сравнивают, делают выводы

Осознанно строить речевые высказывания, рефлексия своих действий

Проделывают опыты в группах

Исследовать условие учебной задачи, обсуждать, рассматривать способы решения задачи

Физминутка

Делают упражнения с учителем

Слушать учителя, определять способ взаимодействия

Закрепление изученного материала

Осуществляет закрепление с помощью интерактивной доски, организует работу для ответа на вопрос:  откуда берутся снег и лед, организует учебное взаимодействие учеников для составления таблицы

Строят предположения об образовании снега и льда на основе общего свойства, выполняют тесты с использованием интерактивной доски

Фиксировать в таблице связи и отношения

Отвечают на вопросы учителя, определяют способы взаимодействия

Воспринимать ответы товарищей, строить рассуждения, понятные для собеседника

Составляют таблицу по свойствам снега

Осуществлять самоконтроль, сохранять учебную цель и задачу

Проверка знаний , презентация проекта

Проводит игру «Снежинка», организует коррекционную, самостоятельную работу, оценивает выполнение задания

Работают в группах:

1 думают над вопросом: почему снег белый?

2 отвечают на вопросы учителя с использованием сигнальных карт

Осуществлять работу по выполнению отдельных операций

Отвечают на вопросы

Формулировать собственное мнение и позицию

Отвечают на вопросы с использованием сигнальных карт. Ученик защищает презентацию на тему: почему снег белый?

Осуществлять самоконтроль, использовать речь для регуляции своего действия

Рефлексия

Организует оценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы

Излагать свои мысли в устной форме. Рефлексия действий

Оценивают свою деятельность с использованием сигнальных кружков

Оценивать правильность выполнения. Адекватная оценка деятельности

Зам.директора по УВР                                                                                                                            Н.А. Трусова

Директор школы                                                                                                                                     А.А. Денисова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс.

Урок окружающего мира .1 класс УМК "Школа России". Урок изучения нового материала с применением   приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных...

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Откуда берутся облака" (УМК "Эльконин-Давыдов", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о процессе образования облаков и их видах;Планируемые результатыПредметные:узнать откуда берутся облака;узнать виды облаков;научиться различат...

Открытый урок окружающего мира по теме «Откуда грязь в снежках?»

Открытый урок окружающего мира по теме «Откуда грязь в снежках?»...

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Откуда берётся и куда девается мусор?» - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации. Задачи урока:Дидактические: 1) познакомить об...